Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Истоки: вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. Вып. 3. / Редкол.: Я.И. Кузьминов (гл. ред.) и др.

Голосов: 0
http://www.ecsocman.edu.ru/text/19156977/

В 1989 и 1990 гг. в издательстве "Экономика" вышли два выпуска ежегодника "Истоки: вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли". В их создании принимали участие многие из редакционной коллегии настоящего выпуска. Позднее, в 1993-1996 гг., при поддержке Фонда Сороса выходил журнал переводов "THESIS", с помощью которого в широкий научный и педагогический оборот в России были введены многие классические статьи западных экономистов и социологов XX в. Настоящее издание наследует и старым "Истокам" и "THESIS". Его программа - публиковать оригинальные статьи и переводы; переиздавать забытых отечественных классиков. Мы будем стремиться создать комплексный историко-экономический журнал, охватывающий также вопросы теории экономических институтов, экономической культуры и методологии экономической науки. Почему оборвались старые "Истоки"? В отечественных историко - экономических исследованиях в первой половине 1990-х годов произошел своего рода разрыв постепенности. Многие (если не большинство) экономисты, работавшие с историческим материалом, отошли от него к более актуальной тематике. Высшая школа экономики в значительной степени была создана группой таких исследователей: P.M. Энтов, P.M. Hyреев, О.И. Ананьин, В.А. May, С.Б. Авдашева, Е.И. Королькова, автор этих строк и другие вышли из историко-экономической науки и оставили ее ради собственно теоретической работы. Но им на смену не пришли новые исследователи. Новые "Истоки" готовятся к выпуску практически теми же людьми, что и старые. Многие из авторов возвращаются к историко-экономической проблематике после долгого перерыва. Почему мы это делаем? Ностальгия по научной молодости, бурному освоению нового, свободе широких обобщений после тщательного возделывания ограниченной делянки, очевидно, имеют место. В конце концов, научные занятия есть форма самореализации личности: ученый не должен чувствовать себя закабаленным предметом своего изучения. Однако есть и социальный контекст такого решения. Исследователь живет не в башне из слоновой кости, а в обществе себе подобных, в академическом сообществе. Грандиозные изменения социальной ткани последнего десятилетия раздробили, рассеяли старое академическое сообщество. Новое еще не образовалось, не отработаны критерии "гамбургского счета", по которым экономисты оценивают друг друга. Ряд таких критериев (скажем, количественный анализ и модельное мышление, основанное на функциональных зависимостях) элементарен, но трудно достижим для действующей генерации преподавателей и научных работников, воспитанных при советской власти. В то же время выпускники экономических факультетов последних лет практически лишены исследовательской культуры; баланс их интересов в самом знании и в его применении оказался нарушенным в пользу последнего. Противостоять негативным тенденциям в развитии теоретической части экономической культуры может помочь возвращение исследователей и педагогов в широкий исторический контекст. Расширение фактографической базы (а история образует важнейшую часть актографии экономической науки) и обогащение методологической базы есть единственное "терапевтическое" средство для восстановления критического отношения российских экономистов к действительности и ее теоретическим интерпретациям.

Аудитория:
Уровень образования:

Отзывы

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять отзывы. Уже зарегистрированы?

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика