Разрешение автора на интернет-публикацию получено

Назад Оглавление | Скачать книгу Вперед

 

ПРОГРАММА КУРСА «МЕТОДИКА ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»

(Часть II, IV курс)

Каждый студент должен написать заявку и литературный сценарий (7 семестр), реализовать свой замысел в съемке, монтаже и озвучании документального фильма на учебной телестудии факультета (8 семестр). Желающие снимать учебную дипломную работу осуществляют это в 9 семестре.

Овладение навыками редактуры, сценарного мастерства и отчасти режиссуры (посещавшие специализированный факультатив могут выступать и в качестве оператора) происходит - по усмотрению преподавателя - в одном из двух жанров документального телекино: портретном или проблемном фильме.

СЕДЬМОЙ СЕМЕСТР

Предмет и задачи курса. Обзор литературы по теме.

Определение сроков сдачи заявки и первого варианта сценария.

Становление жанров документального телекино. Типологические принципы. Коммуникативный эффект телевидения и специфика телефильма. Трансформация эстетических взглядов. Место документального телефильма в телевизионной программе.

Авторская заявка и сценарная разработка. Тема, идея и материал. Современные требования, предъявляемые к сценарию и сценарному плану. Путь от заявки к сценарию.

На чем строится драматургия в документалистике. Фильмы, история которых становится их сюжетом. Роль сюжета в документальном кино.

Литературный сценарий как художественная гипотеза фильма. Понятие о сценарии ситуаций.

Организация и труд сценариста. Работа с прессой. Методика поиска и отбора архивной хроники. Предварительные беседы («живая документация»). Документ как сюжетообразующий элемент сценария.

ПРОБЛЕМНЫЙ ТЕЛЕФИЛЬМ

Социальное мышление и телевизионная публицистика.

Противоречие как предмет экранного анализа. Журналистское исследование проблемной ситуации через сопоставление точек зрения. Адресат публицистического выступления - общественное сознание.

Опыт «живой» телепублицистики и особенности проблемного телефильма.

Критерии, предъявляемые к предмету экранного разбирательства - общественный интерес, дискуссионность, уровень компетентности.

Конфликт человека с природой. Конфликт человека с обществом. Конфликт человека с самим собой. Люди в проблеме или проблемы в человеке.

Кинопублицистика периода гласности - новое социальное явление на документальном экране. Недоступные вчерашней эстетике социальные срезы общества. Проблема героя. Де-мифологизация хроники. Диапазон жанровых разновидностей.

Позиция автора-публициста в различных видах проблемного телефильма. Драматургическое решение. Организаторские задачи. Принцип зрительского сотворчества. Функции ведущего в документальном телекино.

Телефильм, кинофильм, передача - три вида экранной публицистики. Проблемный фильм как детонатор общественной мысли.

ПОРТРЕТНЫЙ ТЕЛЕФИЛЬМ

Драматургические принципы портретного фильма. Средства экранного раскрытия личности и исследования характера.

Поиск героя. Обязателен ли «документальный актер». Всегда ли документалист - друг героя. Проблема «положительного» и «отрицательного» героя. К понятию типа, характера, личности. Герой как выразитель противоречий времени.

Конфликт как средство раскрытия характера.

Монологическое решение: возможности и границы документального монолога. Метод группового повествования. «Коллективный» герой в портретном кинематографе.

Композиция фильма. Экспозиция, завязка, динамика действия, кульминация, развязка. Построение эпизода. Роль детали в сюжете. Авторский комментарий и проблема дикторского текста.

Эпические сложности в работе с документальным героем. Насколько глубоко можно проникать в частную жизнь. Есть ли «запретные» области. Достаточно ли разрешения героя на публикацию. Есть ли у него право «вето».

Просмотр и обсуждение документальных кино- и телефильмов. Разбор профессиональных и студенческих заявок и сценариев.

ЗАДАНИЕ

Написать заявку и сценарную разработку учебного документального телефильма. Продолжительность - 10-15 минут.

Учеба в творческих мастерских происходит при участии ведущих практиков - телекинорежиссеров и сценаристов. Она строится на сочетании лекций, семинаров и практических занятий. Разбор профессиональных и студенческих сценариев совмещается с изучением актуальных теоретических положений.

В заключение организуется творческий конкурс на лучшую из представленных разработок Отмеченные сценарии включаются в производственный план видеосъемок следующего семестра. Итоговое занятие проводится совместно со всеми группами, так, чтобы творческие мастерские были взаимно информированы о работе друг друга.

Учебное расписание включает в себя занятия в павильонах и монтажных учебного телецентра, прослушивание лекций, коллективное обсуждение заявок и сценариев, просмотр и групповой анализ документальных фильмов, индивидуальную работу преподавателя с каждым студентом, а также посещение соответствующих по профилю телекомпаний.

ВОСЬМОЙ СЕМЕСТР

Технология производства документального телефильма: съемочный период и изобразительно-монтажное решение.

Документальная режиссура как практическая психология. Внесловесные средства коммуникации - визуальное взаимодействие, понятие о личном пространстве. Фазы общения. Существуют ли люди «киногеничные» и «некиногеничные». Дальнейшее углубление понятия об интервью как методе получения материала. Выбор места и времени предстоящей беседы. Особенности построения диалога в зависимости от характера собеседника.

Драматургия неигрового действия. Соотношение элементов подготовки и импровизации. Человек «в момент неигры».

Творческий процесс кинонаблюдения. Техника скрытой съемки. Сравнение материала, снятого скрытой и открытой камерой. Метод длительного кинонаблюдения. От дня, проведенного рядом с героем, до десятилетий. Творческие возможности видеофильма. Авторское соучастие по ходу видеозаписи. Электронный монтаж. Сочетание теле- и киноспособов съемки. Событийная съемка. В чем разница репортажа для рубрики новостей и для фильма. Сценарно-организованное событие («спровоцированная ситуация») как метод журналистской работы.

Морально-этические вопросы, связанные с применением репортажной техники съемки.

Роль и функции сценариста в съемочный период. Корректирование сценарного замысла в зависимости от хода отображаемых событий. Тройное рождение фильма - в замысле, съемке и монтаже.

Принципы изобразительной трактовки человеческого портрета, среды, атмосферы действия. Работа репортера-комментатора - общение с документальными героями в момент съемки. Звуковое решение: звукозрительный контрапункт, роль шумов, включение синхронной записи.

Взаимоотношения сценариста, режиссера, оператора и звукорежиссера.

Работа над сценарием синхронного фильма в монтажный период. Роспись, группировка по эпизодам и темам. Построение фильма на бумаге. Рождение окончательной композиции в зависимости от отснятого материала. Грамотный монтажный стык. Монтаж по движению и мысли. Логика и ассоциация. Соединение несоединимого. Монтажная фраза. Умение мыслить не монтажным стыком и даже не фразой, а эпизодом и целым фильмом.

Возможности видеомонтажа. Спецэффекты, их выразительность и опасность.

ЗАДАНИЕ

Участие в съемке, монтаже и озвучании учебного телефильма по сценарию предыдущего семестра, включенному в производственный план видеосъемок. В случае, если собственный сценарий не попал в этот план, студент входит в состав бригады, снимающей по сценарию одного из сокурсников.

Для выполнения задания выделяются операторы и формируется съемочная группа из числа студентов, выступающих в роли сценаристов, редакторов-организаторов, режиссеров. В распоряжение групп предоставляются видеокамеры и видеокассеты. Съемки фильмов ведутся вне аудитории в течение 10 съемочных дней, после чего бригаде выделяется монтажер на 7 смен. В отдельных случаях по соглашению с руководителями творческой мастерской и учебного телецентра количество съемочных и монтажных дней может быть изменено.

Учебные фильмы демонстрируются по замкнутой телесети факультета.

По окончании семестра студенты получают оценку по совокупности заданий, выполненных в учебном телецентре, а также в телекомпаниях.

На основании отснятого материала лучших курсовых лент работа студента может быть продолжена в преддипломный период и доведена до уровня выпускного фильма.

ЛИТЕРАТУРА

Андроникова М. Портрет на экране // Вопросы киноискусства. Вып. 13. М., 1971.

Беляев И. Спектакль без актера. М., 1982.

Герлингхауз Г. Кинодокументалисты мира. М., 1986.

Голдовская М. Творчество и техника. М., 1986.

Луньков Д. Куриловские калачи. М., 1984.

Луньков Д. Наедине с современником. М., 1978.

Меркель М. Вечное движение. М., 1972.

Муратов С. Встречная исповедь. М., 1988.

Муратов С. Выносится на обсуждение. М., 1985.

Муратов С. Диалог. М., 1983.

Муратов С. Пристрастная камера. М., 1976.

Непомнящий Т., Лисакович В. Расскажи о доме своем. М., 1979.

Никитина В. Свет на лицах. М., 1984.

Романовский И. Без права на дубль. М., 1986.

Рошаль Л. Мир и игра. М., 1973.

Фере Г. Товарищ ТВ. М., 1974.

Франк Г. Карта Птолемея. М., 1975.

Эльманович Т. Образ факта. М., 1975.

СБОРНИКИ

Документальный видеофильм. М., 1982. Документальное кино - вчера, сегодня, завтра. М., 1992. Как на духу (о лентах И. Беляева). М., 1989. Правда кино и киноправда. М., 1967. Современный документальный фильм. М., 1970. Телевизионный сценарий. М., 1976.

СБОРНИКИ СЦЕНАРИЕВ

Гурвич Л. Линия судьбы. М., 1980. Симонов К. Солдатские мемуары. М., 1985.

Хайновский В., Шойман Г. «Смеющийся человек» и др. М., 1970.

ТВ-публицист. М., 1971. Телевизионный сценарий. М., 1975. О прошлом память сохрани. М., 1984. Рошаль Л. Пирамида. Соло трубы. М., 1989.

ФИЛЬМОГРА ФИЯ

Проблемный документальный фильм

Адонис XIV. (Реж. Б. Садыков. 1977-1986).

Архангельский мужик. (Реж. М. Голдовская. 1986).

Власть Соловецкая. (Реж. М. Голдовская. 1988).

Дважды два - икс. (Реж.А. Каневский. 1971.)

Женщина с острова Кихну. (Реж. М. Соосаар. 1973).

Запретная зона. (Реж. Г. Франк. 1975).

Легко ли быть молодым. (Реж. Ю. Подниекс. 1986).

Мое Я. (Реж. В. Коппель. 1969).

Мы. (Реж. Ю. Подниекс. 1989).

На краю надежды. (Реж. Т. Калиниченко. 1994).

Обыкновенный фашизм. (Реж. М. Ромм. 1966).

Опыт креста. (Реж. Т. Попов и В. Тюлькин. 1994).

Охота на зубра. (Реж. Е. Саканян. 1990).

Сталин с нами. (Реж. Т. Шахвердиев. 1989).

Умереть от любви. (Реж. Т. Шахвердиев, 1990).

Хроника демонстрации. (Реж. Д. Желковский. 1989).

Черный крестный. (Реж. С. Балакирев. 1991).

Шинов и другие. (Реж. С. Зеликин. 1967).

Я и другие. (Реж. Ф. Соболев. 1971).

Портретный документальный фильм

Артистка цирка Раиса Немчинская. (Реж. М. Голдовская. 1970).

Без легенд. (Реж. Г. Франк. 1967).

Беловы. (Реж. В. Косаковский. 1992).

Буду защищаться сам. (Реж. В. Тюлькин. 1987).

В воскресенье рано. (Реж. М. Мамедов. 1987).

В небе и на земле. (Реж. С. Зеликин. 1984).

В плену у юности своей. (Реж. А. Каневский. 1985).

Взгляните налицо. (Реж. П. Коган. 1966).

Во имя жизни и любви. (Реж. А. Каневский. 1985).

Высший суд. (Реж. Г. Франк. 1993).

Гармаев и другие. (Реж. С.Зеликин. 1977).

Девять дней и вся жизнь. (Реж. Ю. Занин. 1979).

Дирижеры. (Реж. А. Сеет. 1975).

Вороне где-то Бог... (Реж. Вл. Виноградов. 1975).

Все мои сыновья. (Реж. О. Гвасалия и А.Стефанович. 1967).

Евграф. (Реж. Коган. 1992).

История Тюрина-художника и жертвы. (Реж. П. Печанкин. 1995).

Катюша. (Реж. В. Лисакович. 1964).

Контрольная для взрослых. (Реж. И. Шадхан. 1973-1994).

Куриловские калачи. (Реж. Д. Луньков. 1971).

Леший. (Реж. Б. Кустов, 1987).

Маринино житье. (Реж. П. Мостовой. 1966).

Мравалжамиер. (Реж. Л. Бакрадзе. 1981).

Мой друг - стукач. (Реж. А. Габрилович. 1991).

Ника, которая... (Реж. А. Барсюк. 1982-1995).

Нурулла Базетов. (Реж. В. Ротенберг. 1966).

Паша плюс Ира. (Реж. А. Габрилович и С. Зеликин. 1981).

Портной. (Реж. В. Мирзоян. 1988).

Разговор с королевой. (Реж. Р. Калнынып. 1981).

Созвездие Стрелков. (Реж. Ю. Подниекс. 1982).

Соло трубы. (Реж. А. Иванкин. 1966).

Старше на 10 минут. (Реж. Г. Франк. 1978).

Таинство брака. (Реж. И. С. Мирошниченко. 1992).

Улица Поперечная. (Реж. И. Селецкис. 1988).

Шаговик. (Реж. Б. Галантер. 1968).

Я ехала домой. (Реж. Л. Уланова. 1990).

Программу продготовил профессор С.А.МУРАТОВ.