Главная
Каталог
Библиотека
Избранное
Порталы
Библиотеки вузов
Отзывы
Новости
 
12+
 
Предварительный просмотр документа

Критерии отбора на специализацию "Футбол" в техническом университете: Методические указания

Автор/создатель: Зайцев А.Е.
Год: 2004 
Рассматриваются общие положения отбора на специализацию "Футбол" в техническом университете. Предназначены студентам, обучающимся на специализации. Работа подготовлена на кафедре "Физическое воспитание".
Показать полное описание документа
Популярные ресурсы рубрик:
РЕЙТИНГ

Оценка пользователей: 5.0
Количество голосов: 2
Оцените ресурс:
5 4 3 2 1

ОТЗЫВЫ


Популярные ресурсы по теме

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра. Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.
Федеральное агентство по образованию Ульяновский государственный технический университет Критерии отбора на специализацию «Футбол» в техническом университете Составитель А. Е. Зайцев Ульяновск 2004 2 УДК 796(076) ББК 751.578 я7 К82 Рецензент доцент В. Н. Буянов Одобрено секцией методических пособий научно-методического совета университета Критерии отбора на специализацию «Футбол» в техническом К82 университете : методические указания / составитель А. Е. Зайцев. – Ульяновск : УлГТУ, 2004. – 14 с. Рассматриваются общие положения отбора на специализацию «Футбол» в техническом университете. Предназначены студентам, обучающимся на специализации. Работа подготовлена на кафедре «Физическое воспитание». УДК 796(076) ББК 751.578 я7 © Зайцев А. Е., составление, 2004 © Оформление. УлГТУ, 2004 3 Содержание Глава I. Воспитание и развитие игры 1.1. История развития футбола 1.2. Обоснование необходимости отбора Глава II. Характеристика спортивного отбора 2.1. Отбор, как часть системы подготовки спортсмена. 2.2. Тесты и критерии в отборе. 2.3. Методологические принципы спортивного отбора. Глава III. Цель, задачи, методы и организация. 3.1. Объект, предмет, цель и задачи отбора. 3.2. Методы и организация отбора. Глава IV. Организация отбора на этапах подготовки. 4.1. Тестирование. 4.2. Отбор на этапе I курса обучения. 4.3. Отбор на этаже II курса обучения. 4.4. Отбор на этаже III курса обучения. Список литературы. 4 Глава I. Возникновение и развитие игры. 1.1. История развития футбола. Зарождение футбола относится к глубокой древности. Еще у древних греков игра в мяч пользовалась настолько большим почетом, что включалась в программу физических упражнений гимнасий. Первое упоминание об игре в мяч, отдаленно напоминающий футбол, относится к 180 г. в греческом словаре Поллукса указывается, что играющие делились на две партии. Каждая партия старалась провести мяч за поле игры соперника. По характеру игра была сходна с современным регби. Однако запрещалось играть руками. Многие специалисты по истории по физической культуре и спорту полагают, что футбол обязан своим происхождением, в большей степени, древнеримской игре «гарпастум», которую римские легионеры завезли в Британию, Галлию и другие страны Западной Европы. Англичане доказывают, что игра ногами в мяч на Британских островах была известна уже в IX веке. Можно предполагать, что подобные игры в западноевропейских государствах в средние века развивались и самостоятельно и в порядке заимствования отдельных элементов друг у друга. В 1313 г. английский король Эдуард II запрещает проведение игры в пределах города. Запрещение объяснялось тем, что толкотня с мячом причинять в городах большой шум и имеет пагубное воздействие. Футбол в Англии и Франции считался народной игрой, а вот в Италии футбол стал игрой преимущественно аристократических кругов. Новый этап в истории футбола начинается в XIXв. Спортивный метод признается наиболее целесообразным методом физического воспитания, а спорт и спортивные игры становятся эффективными средствами физического развития. В первую очередь игры в мяч ногами распространяются в английских колледжах и университетах. Во второй половине XIXв. в футболе ясно определились два направления: одно из них поддерживалось Лондонскими и Кембриджскими колледжами, которые организовали в 1863 г. футбольную ассоциацию и приняли решение культивировать игру с круглым мячом и играть только ногами. Сторонником другого направления стал университет г.Регби, где было решение играть в овальный мяч, причем и руками и ногами. Первые попытки установить единые правила игры принадлежат кембриджскому футбольному клубу. В 1848 г. было решено издать эти правила. К сожалению, они были утеряны и не увидели света. Тем не менее, эти правила известны многим английским колледжем как «кембриджские правила». Первые же правила дошедшие до нас были опубликованы 8 декабря 1863 г. Они существенно отличались от современных правил тем более при существующих сейчас нововведениях. 5 Только в 1871 г. голкиперу было разрешено играть руками. В 1873 г. был введен угловой удар. В 1875 г. веревку, соединявшую шесты, заменила перекладина на высоте 2,44 м от земли. В том же году было решено меняться сторонами лишь после перерыва, а не после каждого забитого мяча. В 1882 г. состоялось объединение четырех самостоятельных футбольных союзов: Англии, Шотландии, Уэльса и Ирландии. Судья на футбольном поле впервые появился в 1880-1881 гг. С 1891 г. судья стал выходить на поле с двумя помощниками. Изменение и совершенствование правил обусловило влияние на технику и тактику игры. В 1875 г. футбол проникает в Голландию, затем в Данию. Дания вскоре заняла ведущее положение в континентальном футболе, которое сохраняло до начала I-й мировой войны. С 1882 г. в футбол начали играть в Швейцарии, с 1890 г. – в Чехии, с 1894 г. – в Австрии. В 1904 г. была создана Международная федерация футбола (ФИФА). Наряду с ФИФА с 1954 г. существует Европейский футбольный союз – УЕФА. С 1930 г. проводятся чемпионаты мира, а с 1958 г. – чемпионаты Европы. С 1900 г. – футбол олимпийский вид спорта. Под руководством УЕФА разыгрывается кубок УЕФА (с1958 г.), кубок Европейских чемпионов (с 1956 г.), замененный ни лигу чемпионов с 1997 г. В нашей стране футбол появился в 70-х годах XIX века. Английские рабочие концессионных предприятий были организаторами первых футбольных матчей. В 1911 г. был организован Всероссийский футбольный союз. В 1922 г. впервые было разыграно официальное первенство страны. С 1936 г. идет массовый рост и подъем мастерства ведущих футбольных команд. В 1937 г. советские футболисты принимали сборную Басконии. В 1956 г. футбол Советского Союза праздновали первую значимую победу на XVI Олимпийских играх. В 1960 г. на долю советских футболистов выпал наиболее значимый успех. Это была победа на чемпионате Европы. На клубном уровне футболисты Киевского «Динамо» в 1975 г. выиграли Кубок Обладателей Кубков и Суперкубок Европы. В 1988 г. наша сборная заняла второе место на чемпионате Европы в ФРГ. Это был не последний значимый успех нашей сборной в этом году. Олимпийская сборная стала чемпионом на играх в Сеуле. Сейчас футбол в России переживает очевидный спад. Это связано первую очередь с постановкой организации занятий в футбольных школах, недостаточной подготовкой тренерских кадров. 1.2. Обоснование необходимости отбора Современный спорт отличается от спорта 20-30-х годов присущей ему интенсификацией тренировочных и соревновательных нагрузок, острой 6 борьбой равных по силе соперников, более высоким уровнем обеспечения спортсменов. Чтобы добиться высоких результатов, спортсмену необходимы долгие годы напряженных занятий. Тренировки и соревнования часто проходят при значительных нагрузках, сильных эмоциональных переживаниях, нередко при напряженной умственной деятельности. Все это объединяется в подготовке спортсмена высокого класса. Характерной особенностью современного футбола является всёохватывающий, обоснованный, заинтересованный поиск талантливой молодежи, которой по силам большие спортивные нагрузки и высокие темпы спортивного совершенствования. Но вместе с тем, практика футбола достаточно богата примерами ухода из большого спорта много юных дарований. Одни из них так и не смогли достичь вершин мастерства, другие прожили недолгую спортивную жизнь. И в какой-то мере это связано с просчетами тренеров, ошибкам, допущенными при отборе, недостаточным знанием возрастных особенностей спортсменов. Проблемы воспитания спортивных резервов затрагивают широкий круг вопросов организационно-методического характера. Они тесно связаны с проблемой управления многолетней системой воспитания игроков, которая предусматривает: - строгую преемственность задач, средств и методов тренировки; - неуклонное возрастание объема средств общей и специальной подготовки; - преемственность объема и интенсивности тренировочных нагрузок и их постепенное возрастание. Важную роль в управлении подготовкой студентов на специальности «Футбол» играют знания принципов, методов и критериев, по которым ведется спортивный отбор игроков на различных этапах спортивной подготовки. Спортивный отбор основывается на знаниях целого комплекса качеств (тодельных характеристик), которыми обладают сильнейшие спортсмены. Трудности, стоящие перед тренером при ведении отбора, заключаются в том, что надо знать не только о конечной модели игрока, но и о том, как формировался спортивный талант, какими характеристиками он обладал на каждом этапе спортивной подготовки. Каждый человек, в соответствии с законами наследственности и под влиянием внешних факторов развивается индивидуально. И по этому очень трудно в начинающем спортсмене распознать будущего высококлассного игрока. В этих условия возрастает роль спортивного педагога, который, руководствуясь знаниями возрастных особенностей организма, законами спортивного совершенствования, учитывая развитие студента, формирует спортивные качества игрока, его талант. Для этого, чтобы эффективно работать необходима научно обоснованная система спортивного отбора, которая включает поиск новых форм отбора талантливых игроков, определение информативных тестов используемых при этом, новые методики предлагаемые тренерами и учеными. 7 Глава II. Характеристика спортивного отбора 2.1. Отбор, как часть системы подготовки спортсмена. Неуклонно повышающийся уровень развития футбола требует столь же неуклонного поиска физически одаренных, талантливых молодых людей, которые оказались бы способными успешно играть в экстремальных условиях в ответственных соревнованиях. В связи с этим в системе подготовки студентов на специализации «Футбол» обязателен спортивный отбор. Проблема отбора в первую очередь связана с разработкой характеристик футболистов. Под определением «характеристики» понимают выявление критериев игроков хорошего класса. Естественно для студентов на разных этапах подготовки эти критерии будут тоже разными. Будут базироваться на желании играть в футбол и на выявление их способностей. Учитывая, что в основе способностей футболиста лежат его задатки, т.е. анатомо-физиологические особенности организма, приобретенные в первые годы жизни, необходимо акцентировать внимание при отборе на показателях развития физических качеств и функциональных возможностей. Наряду с тем, что способности студентов характеризуются природными задатками, повышение спортивного мастерства является, прежде всего, результатом спортивной тренировки. Наличие высокого уровня задатков еще не гарантирует успеха в подготовке футболиста высокого класса, если сам спортсмен не сможет сознательно напрягать свою волю ради достижения поставленной цели, поэтому важное значение в реализации способностей имеет мотивация, позволяющая осознать необходимость повседневной трудной работы. Высоких результатов спортсмены добиваются за счет комплекса индивидуальных способностей. Отбор на специализации – процесс многолетний и непрерывный на протяжении всей подготовки игроков. Для эффективной многолетней подготовки, тренеру необходимо иметь представление о моделях игроков, соответствующих целям групп первого года обучения, второго года обучения, третьего года обучения. Однако подвести игроков к модели практически невозможно, если учебно-тренировочный процесс ведется в отрыве от поэтапных тренировочных программ, без систематического комплексного контроля за уровнем физической, технической и функциональной подготовки, а также физическим развитием. Только работа по программам с конкретным распределением материала и с указанием дозировки применяемых средств при регулярном комплексном контроле позволяет своевременно корректировать учебно-тренировочный процесс и индивидуализировать подготовку футболиста. 2.2. Тесты и критерии в отборе. В качестве тестов по технике игры предлагается: 8 - выполнение передач на дальность ведущей ногой в коридоре шириной 5 м (засчитывается лучшая из трех попыток); - жонглирование мячом (обязательно двумя ногами (зачитывается лучшая из трех попыток)); - бег на скорость с высокого старта (30 м). Норматив: «отлично» - 4,5 с; «хорошо» - 4,9 с; «удовлетворительно» - 5,1 с; - удары в цель с 6 метров (норматив 1 из трех – «удовлетворительно», 2 из 3-х – «хорошо», 3 из 3-х – «отлично») Фиксирование времени выполнения отдельных компонентов уровень игровой подготовки оценивают в ходе двусторонних игр на малых площадках с гандбольными воротами. Акцентированное внимание останавливается на умении «открыться» для получения мяча, «закрывание» игрока противника при потере мяча, игра в пас. Тесты должны отвечать некоторым требованиям. Важным качеством теста является валидность, т. е. соответствие теста с возможностями уровня развития именно того качества спортсмена, которое нужно выявить или проверить. Другим важным критерием теста является надежность, которая предполагает высокую стабильность показателей, т. е. их воспроизводимость при повторном тестировании. Если использовать тесты, которые характеризуются слабой воспроизводимостью, то выявление разницы между начальным и конечным результатом тестирования занимающихся на специализации будет затруднительным. Еще один критерий теста – его объективность. Тест должен беспристрастно, независимо от оценки экзаменатора, характеризовать уровень какого-либо качества спортсмена. Процесс отбора студентов на специализацию осуществляется по следующим критериям: - критерии характеризующие физические качества и координационные возможности; - медико-биологические критерии, характеризующие состояние здоровья, состояние функциональных систем организма; - критерии, включающие показатели о возможностях совершенствования психических качеств, таких как: воля, характер, темперамент. 2.3. Методологические принципы спортивного отбора. Решая вопрос об отборе на специализацию «Футбол», преподаватель обращает внимание на развитие таких качеств как: быстрота, ловкость, подвижность координированность, выносливость. Этим определяется принцип комплексного подхода. Такой подход позволяет получить много информации и после анализа данных можно судить о возможности формирования у кандидата специальных спортивных особенностей. Отсев при отборе на специализацию происходит, в основном, по причине невыполнения требований данного вида спорта. Даже если студент неспособен заниматься футболом, но все же хочет заниматься спортом, то спортивный педагог, обладая информацией о его способностях, может 9 сориентировать на приемлемый вид спорта. На этом основан принцип единства отбора и воспитания спортсменов. Глава III. Цель, задачи, методы и организация отбора 3.1. Объект, предмет и задачи отбора. Для решения поставленной цели необходимо: 1. Теоретически разработать структуру организации отбора на специализации в группах. 2. Определить принципы, методы и критерии оценки физической, технической и игровой подготовленности при отборе студентов в группы специализации «Футбол». 3. Выявить особенности отбора футболистов на этапах игровой подготовки. 3.2. Методы и организация отбора. В ходе отбора используются следующие методы: 1. Анализ анкетных данных первокурсников. 2. Педагогическое наблюдение на учебных занятиях специализации «Футбол». Изучение реакции занимающихся на предлагаемые им в процессе занятий тесты. 3. Тестирование. 4. Анкетирование. Получаемая информация позволяет достаточно достоверно судить о качествах и способностях каждого студента решившего заниматься на специализации «Футбол». Глава IV. Организация отбора на этапах подготовки 4.1. Тестирование. Первым этапом при отборе студентов на специализацию является тестирование. Обычно используются три вида тестов: 1. Тесты на физическую готовность. 2. Технико-тактические тесты. 3. Психологические тесты. Тесты на физическую готовность могут служить преподавателю лишь информацией о том «багаже», с котором студент пришел на специализацию. В качестве технико-тактических тестов можно использовать: 1) Бег 30 м с мячом. 2) Удар по мячу ногой (сильной/слабой) 3) Жонглирование мячом. По мнению ряда авторов, освещающих в литературе тему отбора, прослеживается мысль о том, что нецелесообразно проверять одаренность средствами своего вида спорта, так как может оказаться, что кто-то из испытуемых уже имел «опыт общения» с этим видом спорта и естественно 10 на фоне остальных он будет выглядеть предпочтительнее. На наш взгляд лучше сочетать чисто футбольное тестирование с не футбольными тестами, что позволяет наиболее эффективно организовать процесс отбора. Психологическое тестирование включает в себя различные беседы, наблюдения за студентами. После проведения тестирования проводятся контрольные игры на площадке уменьшенных размеров (30х20 м) с гандбольными воротами. Число игроков варьируется от 5х5 до 3х3. Намеренно уменьшая число игроков, преподаватель увеличивает время работы с мячом каждого отдельного игрока. На этой ступени отбора идет определение способностей к взаимодействию, быстроте действий, инициативности, настойчивости, оригинальности оперативных решений, внимания и координации движений. Преподаватель определяет игровую одаренность каждого студента. Спортивный отбор предусматривает прогнозирование успешного выступления на 3 года. Ступени отбора в группы на специализацию «Футбол» нужно считать предварительным отбором на нем у преподавателя стоят основные задачи: 1. сориентировать студентов не прошедших отбор на другие спортивные занятия, дать грамотные рекомендации, исходя из способностей каждого студента; 2. не упустить из виду одаренных студентов. Укрепить их физически, что бы они смогли проявить себя на последующих этапах подготовки. 4.2. Отбор на этапе первого года обучения (I курс). В процессе занятий на специализации, студенты активно участвуют в учебно-тренировочном и соревновательном процессе. В связи с этим у них повышается уровень физической, технической и игровой подготовленности. В числе контрольных упражнений по физической подготовленности предлагаются: - бег на 30 м с высокого старта на время (удовлетворительный результат 5 сек). Этот тест позволяет судить о скоростных качествах футболистов; - прыжок в длину с места толчком обеих ног. Это «визитная карточка» скоростно-силовых качеств; - бег на 300 м. Дает возможность вынести представление о выносливости организма; - тройной прыжок с места: первый – толчком обеих ног с приземлением на одну; второй – толчком маховой ноги с приземлением на обе ноги. Этот тест характеризует ловкость и способность выполнения сложно-координационных тестов. На основе педагогических наблюдений выявляется способность студентов преодолевать тренировочные и соревновательные нагрузки, выявление темпов формирования двигательных навыков.
Яндекс цитирования