Главная
Каталог
Библиотека
Избранное
Порталы
Библиотеки вузов
Отзывы
Новости
 
12+
 
Предварительный просмотр документа

Политология: Учебное пособие

Автор/создатель: Оврах Г.П.
Год: 2000 
Настоящее учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности "Менеджмент организации".
Показать полное описание документа
Популярные ресурсы рубрик:
РЕЙТИНГ

Оценка пользователей: 3.3
Количество голосов: 27
Оцените ресурс:
5 4 3 2 1

ОТЗЫВЫ


Популярные ресурсы по теме

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра. Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.
ний и групп, а во-вторых, оно удерживает государство от подавления индивидов и общества, делая его все более демократичным и правовым. Гражданское общество зарождалось и развивалось постепенно. В традиционных (феодаль- ных) сословно-иерархических обществах отношения между людьми жестко регламентировались го- сударством и «коллективами» (кастами, сословиями, «высшим обществом», «светом», крестьянской общиной и т. п.). В индустриальных же (капиталистических) обществах люди становились все более самостоятельными, независимыми и свободными. При этом на разных исторических этапах и в раз- ных странах соотношение между гражданским обществом и государством меняется то расширя- ется сфера и усиливается влияние первого, то доминирует государство. Г) Две тенденции в развитии современных государств Отношение к государству во все времена отличалось неоднозначностью и сопровождалось противоборством двух основных линий: 1) Сторонников первой из них называют государственни- ками, или этатистами, поскольку они придерживаются позиции этатизма (от франц. etat - государст- во) - усиления роли государства в обществе. Этатисты относятся к государству положительно, бе- зоговорочно признают его общественную пользу и выступают за сильную государственную власть; 2) Вторая линия - это линия анти- или деэтатизма. Она объединяет тех, кто оценивает деятельность государства главным образом негативно, видя в ней прежде всего отрицательные стороны (неэффек- тивное управление, бюрократизацию, эгоизм и «грязность» политиков, злоупотребления, подавление личности и т. д.) Подобно этим двум линиям в развитии современных государств тоже наблюдаются две взаимосвязанные тенденции этатистская и деэтатистская. Этатистская и деэтатистская тенденции в развитии государств Этатистская тенденция проявляется в повышении роли государства в обществе, в усилении государственного патернализма и росте бюрократических структур. Она вызывается а) неизбежно- стью государственного регулирования экономики и социальной сферы (так как рыночного саморегу- лирования явно недостаточно), б) развитием государственного сектора экономики - почты, железно- дорожного транспорта, энергетики, космических систем, производства оружия и т. д., в) расширени- ем международных взаимосвязей, г) необходимостью сглаживания социальных конфликтов, защиты обездоленных людей и т. д. Деэтатистская тенденция, напротив, проявляется в ограничении государственной власти, в переходе этой власти к негосударственным организациям, в расширении зоны гражданского общест- ва, наконец, в разгосударствлении и приватизации экономики и других сфер жизни общества. На- правленность данной тенденции объясняется в первую очередь: а) низкой эффективностью государ- ственного сектора экономики и регулирующих мероприятий государства, б) растущей бюрократиза- цией государственных структур, а также в) стремлениями людей к большей независимости от госу- дарства, большей самостоятельности и самоуправлению, к свободному и неформальному общению друг с другом. 2.2.2. Основные типы государства Политологи выделяют целый веер взаимопереплетающихся типов, или форм, государства по самым различным признакам. Основные из этих типов можно представить, объединив их в следую- щие пять групп. Рассмотрим каждый тип государства подробнее. Основные типы государства А) Монархия и ее формы Самым распространенным и наиболее длительно существовавшим типом государства в про- шлом была монархия. Монархия (от греч. monarchia — единовластие) - это такая форма государст- венного правления, при которой верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — наследственного правителя, монарха (фараона, султана, царя, короля, императора и т. д.). История знает монархию неограниченную и ограниченную. Монархия и ее основные формы Неограниченная монархия означает, что власть правителя не имеет каких-либо серьезных ограничений и носит в основном единоличный, самодержавный характер. Такая самовластная мо- нархия была типична для многовекового периода рабовладения и феодализма. Но и она, в свою оче- редь, на разных этапах выступала в разных исторических формах Важнейшие из них можно свести к следующим. Наиболее одиозной формой неограниченной монархии была деспотия, означавшая абсолют- ную власть самого монарха, полный произвол приближенных к нему верхов и полное бесправие под- данных. Иногда деспотию дополняла теократия, при которой глава государства (фараон, царь, импе- ратор и т. д.) являлся одновременно его религиозной главой. Значительно более мягкой формой правления была сословная монархия. Она предполагала сочетание власти монарха с наличием органов представительства разных сословий (прежде всего ду- ховенства, средних и мелких феодалов, горожан). Сплотив население, укрепившись и создав мощные государства, монархические режимы примерно тех же стран перешли к жесткому абсолютизму — сильной, централизованной, самодер- жавной власти монарха. В этих условиях деятельность органов сословного представительства либо теряет прежнее значение, либо вовсе прекращается. Для многих стран Европы основной период аб- солютизма пришелся на XVI - XVIII вв., а для России - на XVII - XIX вв. Однако во второй половине XVIII в. в ряде государств Европы (Австрия, Дания, Испания, Швеция и др.) и в России [в 60-е гг. XVIII вв., при императрице Екатерине II (1729-1796)] наступила своеобразная «оттепель» в суровом самодержавии - так называемый просвещенный абсолютизм. Суть его в том, что возглавившие эти государства «просвещенные монархи» стали проводить рефор- мы в целях более разумной организации социальной жизни (ликвидация сословных привилегий, гос- подства крупных феодалов и всевластия церкви; шаги в сторону веротерпимости, смягчения цензуры, развития рыночных отношений, совершенствования школьного обучения и т. д.). Основные формы неограниченной монархии По мере развития и демократизации обществ на смену неограниченной, самодержавной мо- нархии пришла монархия ограниченная, или конституционная. Ограниченная монархия тоже пред- полагает передачу монархического титула по наследству, но сама власть монарха ограничена на ос- новании конституции. В современном мире неограниченные монархии крайне редки. По всей видимости, они сохра- нились лишь в таких восточных государствах зоны Аравийского полуострова, как Катар, Оман, Сау- довская Аравия (некоторые источники называют еще соседние Бахрейн, Кувейт, а также теократиче- ское государство-город Ватикан на территории Рима). Ограниченная монархия представлена более широко - в частности, в Бельгии, Дании, Лихтенштейне, Нидерландах, Таиланде, Швеции, Японии и других странах. Б) Республика и ее формы В качестве своеобразного антипода монархии еще в античную эпоху возник другой тип госу- дарства по способу организации власти — республика. В современной политической практике эта государственная форма наиболее распространена. Сам термин «республика» (от лат. res - дело + pub- licus - общественный, всенародный) указывает на ее главную особенность — формирование органов государственной власти на основе всеобщих выборов. Ключевую роль в структуре высших респуб- ликанских властей играют две фигуры: парламент и президент. Парламент (от франц. parler - говорить) - это высший законодательный орган власти, пред- ставляющий все общество. Впервые в истории он был образован в Англии в XIII в. (обычно отсчет ведется с 1265 г.) как орган сословного представительства. Однако свое реальное, близкое к совре- менному значение парламент начал приобретать в странах Запада лишь после буржуазных револю- ций XVII-XVIII вв. При этом, как уже отмечалось, в разных странах парламентский орган называют по-разному: кнессет (в Израиле), сейм (в Финляндии), стортинг (в Норвегии), парламент (в Бельгии, Великобритании, Индии, Канаде и других странах), кортесы (в Испании и Португалии), Генеральные штаты (в Нидерландах) и т. д. Кроме того, он может быть двухпалатным (как в Австралии, Бразилии, Канаде, США, ФРГ, России и др.) и однопалатным (как в Дании, Израиле, Финляндии, Швеции и др.). Президент [от лат. praesidens - сидящий впереди, во главе] является главой государства в большинстве стран с республиканской формой правления. Первым в истории президентом стал в 1789 г. в Соединенных Штатах Америки Джордж Вашингтон (1732 - 1799). В зависимости от объема и структуры властных полномочий парламента и президента разли- чают две основные формы республики: парламентскую и президентскую. В президентской респуб- лике всенародно избранный президент является и главой государства, и главой исполнительной вла- сти. Он подбирает, а иногда и возглавляет правительство. В то же время выборный республиканский парламент в той или иной мере контролирует деятельность правительства и президента, а в случае нарушения ими конституции страны может привлечь их к ответственности (так называемый импич- мент). Однако в некоторых странах при определенных условиях и президент имеет право распустить парламент, назначив новые выборы. В отличие от этого в парламентской республике президент избирается парламентом (или особой коллегией, составленной на основе парламента) и часто является лишь номинальным главой государства, фактически выполняющим лишь представительские, церемониальные функции (участие в аккредитовании иностранных послов, визиты за рубеж, вручение наград и т. п.). Выборный парла- мент формирует и контролирует правительство и может .выразить ему вотум недоверия, отправив в отставку. Республика и ее формы У каждой из этих форм есть свои сильные и слабые стороны. В частности, парламентскую республику могут часто изматывать правительственные отставки и кризисы, если парламент раздроб- лен на многочисленные конфликтующие группы. По сравнению с этим президентский вариант рес- публики обеспечивает большую стабильность власти в обществе, поскольку ради самосохранения за- конодательная и исполнительная ветви вынуждены сотрудничать, а президент может помогать им искать согласия. В) Унитарное государство, федерация и конфедерация Современные страны объединяют людей разных этнических, религиозных, культурных групп, разных территорий и местных традиций. В связи с этим каждое сообщество людей должно договориться о степени самостоятельности своих частей, о распределении власти по территории, о принципах своей целостности. Иными словами, общество должно выбрать ту или иную форму своего национально-территориального и государственно-политического устройства. В зависимости от этого различают три основных типа государств. Наиболее простым из них является унитарное государство. «Простота» его (иногда кажу- щаяся) в том, что это единое, составляющее одно целое, в котором на всей территории действуют единые конституция и гражданство, единая система права, органов государственной власти и управ- ления. Основные типы государств по национально-территориальному устройству Тип Краткая характеристика Примеры государства Унитарное • единое, составляющее одно целое государство Дания, Италия, Польша, государство • единые конституция и гражданство Финляндия, Франция, • единая система права, органов власти и управления Япония • делится на административно территориальные единицы Федератив- Объединяет относительно самостоятельные государствен- Австрия, Бразилия, ное государ- ные образования, которые [наряду с наличием общих (фе- Германия, Индия, Кана- ство деративных) органов и структур] могут иметь: да, Мексика, Нигерия • собственную конституцию • свои правовую и судебную системы • свои органы власти • свое гражданство и т. д. Конфедера- Объединение независимых государств для совместного Швейцарская конфеде- ция решения общих задач (чаще политических); неустойчива: рация, Сенегамбия обычно либо распадается, либо развивается в федерацию В таком государстве нет внутренних государственных образований (наподобие штатов или республик). Оно обычно делится лишь на административно-территориальные единицы типа губер- ний, областей, районов. Примеры унитарных государств - Дания, Италия, Польша, Финляндия, Франция, Япония. В отличие от унитарного федеративное государство, или федерация (от лат. foederatio - объ- единение, союз), объединяет относительно самостоятельные государственные образования — зем- ли (как, например, в ФРГ), штаты (Бразилия), провинции (Канада), республики (Россия) и другие ре- гионы. Эти региональные единицы (субъекты федерации) могут иметь собственную конституцию и внутреннее административно-территориальное деление, свои органы власти и управления, правовую и судебную системы, свое гражданство. Наряду с этим в федерации осуществляется взаимоприемлемое разделение власти между фе- деральными (центральными) и региональными государственными органами. Скажем, вопросы внеш- ней политики, обороны, денежного обращения и ряд других решаются на федеральном уровне; внут- рирегиональные, местные проблемы - на уровне каждого субъекта федерации. Первым в истории федеративным государством стали США (по Конституции 1787 г.). Сего- дня в мире множество таких государств - Австралия, Австрия, Аргентина, Венесуэла, Пакистан, Швейцария и многие другие. Особая государственная форма - конфедерация (от лат. confoederatio - объединение, союз). Сама она, строго говоря, не является государством, поскольку объединяет в себе независимые, само- стоятельные государства. Подобные союзы обычно создаются для достижения тех или иных (воен- ных, политических) общих целей и отличаются неустойчивостью. В итоге они либо распадаются (как, например, Норвегия и Швеция в 1905 г. после почти векового союза или как два западно- африканских государства Гамбия и Сенегал, объединившиеся в 1982 г в Сенегамбию), либо перерас- тают в федерацию [как в свое время Швейцарская конфедерация (в XVIII и XIX вв.) или Конфеде- ративные штаты Америки, объединявшие в 1861-1865 гг. 11 мятежных штатов рабовладельческого юга США]. Растущая глобализация жизни современных людей рождает все новые формы объединений, альянсов, содружеств государств. Наиболее впечатляющий прогресс в межгосударственной интегра- ции демонстрирует Европейский Союз - ЕС (или по-английски – European Union). Свои пути взаимодействия ищут и бывшие союзные республики рухнувшего в 1991 г. СССР. Большинство из них объединились в Содружество Независимых Государств (СНГ), которое пока, к сожалению, дает мало практической пользы. Кроме того, эти страны «пробуют себя» и в различных двух- и многосторонних альянсах (например, Таможенный союз Белоруссия - Казахстан - Киргизия - Россия - Таджикистан или Союз Белоруссии и России). Г) Государство военное, полицейское, социальное, правовое В зависимости от того, какой из сфер развития государства отдается преимущество, какие го- сударственные функции развиваются в первую очередь, можно выделить четыре наиболее распро- страненных типа государства: военное, полицейское, социальное и правовое (список может быть продолжен: исламское государство, как в современном Иране; расистское государство, как в недав- нем прошлом в ЮАР и др.). Так, очевидно, что там, где преобладают структуры и функции государственного насилия (армия, военно-промышленный комплекс, органы охраны порядка и безопасности), часто исполь- зуемые в целях устрашения, агрессии, подавления и репрессий, - там имеют место государства воен- ного или полицейского типов. Таковы, например, государства фашистской Германии, бывшего СССР, Гаити в 1960-1980-х гг., современных Ирака, Корейской Народно-Демократической республи- ки (Северной Кореи) и многих других стран, если брать разные периоды их развития. Социальное государство, напротив, приоритетно развивает социальную сферу и проводит активную социальную политику с целью улучшения жизни всего населения, благоустройства обще- ства, предупреждения и смягчения конфликтов в нем. Примеры подобных государств - Канада, США, Финляндия, Франция, ФРГ, Швейцария и др. Отдельного и подробного рассмотрения требует правовое государство. Правовым можно на- звать такое государство, при котором вся жизнь общества подчинена закону, а закон направлен на обеспечение всеобщего равноправия и социальной справедливости. Расшифровывая это определение, назовем следующие основные принципы правового государства. Верховенство и всеобщность закона в обществе, своеобразная юрократия в нем. Это озна- чает, во-первых, что только закон (а не отдельные лица и не ведомственные и местные приказы и инструкции) «правят бал» в жизни общества. А во-вторых, что законы страны являются обязатель- ными для всех: не только для граждан, но и для самого государства, всех его органов и должностных лиц. Правовой характер самих законов, т. е. их высокое правовое качество. Это значит, что за- коны страны должны отвечать международным правовым стандартам, быть гуманными и спра- ведливыми, должны отражать волю народа и приниматься тоже в законном порядке (через референ- думы иди парламент, а не распоряжением отдельных лиц). Кроме того, правовые нормы должны быть просты и немногочисленны, чтобы не сковывать свободу людей. Приоритет прав и свобод человека. Этот принцип означает, что главным в деятельности го- сударства является обеспечение и охрана основных прав и свобод личности в обществе. При этом, однако, равноправие граждан предполагает, что свобода каждого не может быть абсолютной, т. е. имеет определенные пределы. Каждый должен быть свободным ровно настолько, чтобы не мешать быть свободными другим. Иначе право одного человека становится бесправием и произволом для другого, превращаясь в одностороннюю привилегию. Взаимоответственность государства и личности. Права человека становятся реальностью лишь тогда, когда они неразрывно связаны с обязанностями и ответственностью людей. Иначе они превращаются в перечень благих пожеланий. Права и обязанности, как две стороны одной медали, взаимообуславливают существование друг друга. «Человек имеет права, потому что имеет обязанно- сти», - метко подчеркивал русский философ и историк Борис Чичерин (1828 - 1904). И наоборот: «он имеет обязанности, потому, что имеет права». Право одного человека (скажем, на частную собствен- ность) означает обязанности других людей оставлять эту собственность в неприкосновенности. Отсюда понятно, почему граждане обязаны соблюдать законы, уважать права и свободы дру- гих лиц, сохранять природу и т. д. Те же, кто не выполняет своих гражданских обязанностей, спра- ведливо подвергаются принуждению или наказанию. Государство тоже ответственно перед личностью и обществом за надлежащее исполнение своих функций. Формы этой ответственности различны: достоверная информация для граждан (на- пример, о масштабах и причинах гибели тех, кто служит в армии; об экологических нарушениях в стране; об ошибках в политическом курсе и т. д.), отчеты органов власти, опросы и референдумы, оценивающие работу и предложения правительства, • судебное обжалование действий должностных лиц и другие формы. Легитимность власти, то есть ее правомерность, законность. Легитимной считается прежде всего 1) власть, сформированная путем демократических выборов. Но одного этого недостаточно. Необходимо также, 2) чтобы эта власть была эффективной, обеспечивала стабильность и порядок в обществе, и наконец, 3) признавалась как внутри страны, так и на международном уровне. Разделение властей. Этот принцип предполагает четкое разделение сфер деятельности и властных полномочий между тремя ветвями государственной власти - законодательной, исполни- тельной и судебной. Такое разграничение функций исключает монополию какого-либо органа на власть. Оно служит гарантией прав граждан, ибо человеку противостоит не монолитный и все- сильный государственный аппарат, а внутренне разделенная система взаимоконтролирующих друг друга органов. Уравновешивая друг друга таким образом, они удерживают чиновников от возможных злоупотреблений и обеспечивают демократичность и стабильность политического строя. При этом важно вспомнить и о «четвертой власти» в обществе — средствах массовой информации (СМИ). Словарь 1. Вотум — выражение чьего-либо мнения или решения путем голосования. 2. Государство — орган власти, управляющий обществом и обеспечивающий его целост- ность, организованность и определенный порядок в нем. 3. Деспотия — абсолютная власть монарха, полный произвол приближенных к нему верхов по отношению к окружающим, полное подавление их свободной воли. 4. Инцест — половые сношения между близкими родственниками, кровосмешение. 5. Импичмент — особая процедура привлечения и ответственности высших должностных лиц государства. 6. Клан — группа лиц, объединенных общими интересами, идеями, совместным делом, об- щей выгодой и т. д. 7. Коммуникация — связь, общение, передача информации. 8. Конференция — объединение независимых государств для совместного решения общих задач. 9. Монархия — власть одного правителя — монарха (шаха, султана, царя, короля и т. д.). 10. Парламент — высший законодательный орган власти, представляющий все общество. 11. Патернализм — «отеческая» опека трудящихся со стороны государства. 12. Плебисцит — всенародное голосование. 13. Правительство — высший исполнительный орган власти в государстве. 14. Правовое государство — государство, в котором вся жизнь общества подчинена закону, а закон направлен на обеспечение равноправия и справедливости. 15. Республика — государство, органы власти которого формируются путем выборов. 16. Разделение властей — деление власти на три ветви: исполнительную, законодательную, судебную. 17. Сецессия — процесс отделения, выхода из состава государства какой-либо его части. 18. Социальное государство — государство, стремящееся к обеспечению достойных усло- вий существования для каждого гражданина. 19. Суд — арбитр в обществе, осуществляющий правосудие, решающий юридические споры. 20. Унитарное государство — единое, составляющее одно целое государство, с единой кон- ституцией и гражданством, единой системой высших органов, со своим административно- территориальным делением и законодательством. 21. Федерация — тип государства, объединяющего относительно самостоятельные государ- ственные образования (республики, штаты, провинции, земли). 22. Форма государства — способ организации, устройства и реализации государственной власти, охватывающий форму правления, форму государства и политический режим. 23. Форма правления — элемент формы государства, характеризующий организацию вер- ховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населени- ем. 24. Функции государства — основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. 25. Юрократия — власть права, господство правовых начал и законность в обществе. Модуль 2. Лекция 3. Политические партии, партийные системы и общественно-политические движения План 2.3.1. Политические партии: понятия, функции, классификация 2.3.2. Партийные системы, их типологии 2.3.3. Общественно-политические движения Основные понятия — политическая партия — протопартия — клиентела — партология — стратегия — электорат — фракция — коалиция Основная литература 1. Политология: учебник для вузов / Под ред. М. А. Василика. – М., 1999. Гл. 2. 2. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. – М., 1995. С. 211 – 222. 3. Кургунюк Ю. Г., Заславский С. Е. Российская многопартийность (становление, функциони- рование, развитие). – М., 1996. 4. Партии и партийные системы современный Европы. – М., 1994. Дополнительная литература 1. Мухаев Р. Т. Политология: учебник для вузов. – М., 1997. Тема 12. 2. Общая и прикладная политология / Под общей ред. З. И. Жуковаа, Б. И. Краснова. – М., 1997. Гл. 27. 3. Пушкарева Г. В. Партии и партийные системы: концепция Дюверже. // Социально- политический журнал, 1993, № 9. 4. Юдин Ю. А. Финансирование политических партий в зарубежных странах // Государство и право, 1996, № 4. 2.3.1. Политические партии: понятия, функции, классификация Как известно, каждая социальная группа (класс, слой) имеет свои особые интересы, которые ей хотелось бы довести до сведения всего общества и, главное, до сведения властей. С выражением этих групповых интересов и защитой их на государственном уровне и связана деятельность полити- ческих партий. Прообразы партий возникли еще в средневековой Италии (XII - XV в.в.), однако со- временные формы партии стали принимать лишь на рубеже XVIII - XIX в.в. и особенно во 2-й поло- вине последнего (в Англии, Франции, США и других странах, в России - на рубеже (XIX - XX в.в.). По наиболее общему определению, политическая партия - это добровольная, негосударст- венная организация людей, объединенных общей идеологией и активным стремлением завоевать и осуществлять политическую власть в обществе. Партии выполняют многочисленные и разнообраз- ные функции. Хотя все они тесно переплетаются, их можно сгруппировать по следующим пяти глав- ным направлениям. Функции политических партий: - социальная; - идеологическая; - политическая; - управленческая; - электоральная. Социальная функция. Она заключается в том, что партия обобщенно выражает и защищает интересы той или иной социальной группы и доводит до уровня государственной власти ее требова- ния, иногда участвуя в разработке мероприятий по их выполнению При этом в последние десятиле- тия, стремясь расширить свою социальную базу (т. е. число своих сторонников), многие партии ста- раются представлять в обществе запросы не одной, а нескольких близких социальных групп. Идеологическая функция партии проявляется 1) в разработке партийной идеологии (теоре- тических концепций, партийной программы, социально-экономических и политических стратегий, оценок событий, лозунгов и т. п.), а также 2) в распространении, пропаганде этой идеологии, в поли- тической информации и воспитательной работе. При этом принципиально важно для любой партии быть способной к идеологическому обновлению. Дело в том, что так называемые «твердые убежде- ния», которыми любили гордиться ортодоксальные члены КПСС, могут и повредить партии. Стреми- тельное развитие и рационализация жизни современного общества требуют постоянной и гибкой по- литической модернизации, т. е. осовременивания политической деятельности, приведения ее в соот- ветствие с новыми условиями и в состояние готовности отвечать на вызовы времени. Иначе партия может оторваться от жизни, станет застойной, «вчерашней» партией уходящих поколений и растеря- ет былых сторонников. Политическая функция состоит прежде всего в овладении государственной властью. Для выполнения этой главной задачи партии подбирают и «выращивают» своих политических лидеров, готовят специалистов по различным проблемам общественной жизни, выдвигают кандидатов на вы- борные и невыборные должности, активно работают в парламентах и других государственных орга- нах Управленческая функция характерна для партий, стоящих у власти (особенно в коммунисти- ческих обществах). Такие партии превращаются в своего рода государственные, ибо они организуют и направляют действия государства, инициируют социальные и политические изменения в общест- ве, руководят различными сферами общественной жизни. Наконец, электоральная функция партий проявляется в том, что они активно участвуют в выборах, организуют избирательные кампании, проводят информационно-пропагандистскую работу со своим потенциальным электоратом, выступают с предвыборными программами, контролируют ход выборов и так далее. Основные типы партий По характеру функционирования • кадровые • массовые По характеру политического пове- • демократические дения в обществе • тоталитарные По месту в политической системе • правящие • легальные • оппозиционные • полулегальные • нелегальные По взглядам на характер развития • эволюционные общества • реформистские • революционные • радикалистские По идеологическим направлениям • правые (• консерваторы • либералы и др.) • левые (• социалисты • коммунисты и др.) Современная политологам выделяет множество взаимопереплетающихся типов партий по са- мым различным признакам. Основные из них представлены в рисунке. Так, по характеру функциони- рования партий широко распространено их деление на кадровые и массовые. Кадровые партии от- личаются немногочисленностью, свободным членством, отсутствием четкой структуры и членских взносов. Они действуют преимущественно в период предвыборных кампаний и в парламентах, опи- раясь на профессиональных политиков и финансовую поддержку бизнеса и отдельных граждан. Массовые партии, напротив, многочисленны, четко организованы, имеют членские взносы и действуют постоянно, выполняя прежде всего социальную, идеологическую и политическую функ- ции. Примером первых могут служить демократическая и республиканская партии в США, вторых - социал-демократические партии в Швеции, ФРГ и некоторых других странах. По характеру политического поведения в обществе тоже можно выделить два основных типа партий. Демократическим партиям присущи уважительное отношение к политическому раз- номыслию и плюрализму в обществе, терпимость (или толерантность) к другим партиям и межпар- тийной конкуренции, готовность к компромиссам и сотрудничеству с другими социальными силами. В отличие от этого тоталитарные партии стремятся к монопольному положению и гос- подству, абсолютному подчинению себе других политических институтов (партий, движений, госу- дарства), к искоренению инакомыслия и утверждению единой идеологии в обществе. Для достиже- ния своих целей они стараются объединить всех недовольных в обществе и направить все виды соци- альных протестов в одно русло. По месту в политической системе, или в зависимости от их участия в осуществлении власти, партии подразделяют на правящие (властвующие) и оппозиционные. Последние, в свою очередь, можно разделить на легальные (разрешенные и зарегистрированные государством и действующие в рамках закона), полулегальные (не зарегистрированные, но и не запрещенные) и нелегальные, которые запрещены государством и часто действуют в условиях конспирации и подполья. Оппозиционным партиям часто свойственно своеобразное поведение не обладая властью и ни за что не отвечая, они категорически отмежевываются от «пагубного курса» правящих кругов, нещадно критикуя его. Так зарабатываются голоса будущих избирателей. Однако придя к власти, бывшие оппозиционеры совершают подчас все те же «пагубные ошибки».
Яндекс цитирования