Главная
Каталог
Библиотека
Избранное
Порталы
Библиотеки вузов
Отзывы
Новости
 
12+
 
Предварительный просмотр документа

Литературное чтение в 1 классе: Уроки слушания: Методическое пособие

Автор/создатель: Ефросинина Л.А.
Год: 2005 
Как ввести первоклассника в мир литературы, как научить слушать и слышать художественное слово, как формировать читательские умения у начинающего читателя - на эти вопросы отвечает пособие, адресованное в первую очередь учителям, работающим по учебно-методическому комплекту "Литературное чтение" (авт. Л.А. Ефросинина). Методическое пособие поможет учителю успешно решать основные задачи уроков слушания: учить детей воспринимать художественное произведение и работать с книгой, развивать интерес к чтению и обогащать читательский опыт первоклассников.
Показать полное описание документа
Популярные ресурсы рубрик:
РЕЙТИНГ

Оценка пользователей: 3.2
Количество голосов: 21
Оцените ресурс:
5 4 3 2 1

ОТЗЫВЫ


Популярные ресурсы по теме

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра. Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.
• учить сравнивать произведения о природе; • учить правильно называть изученные произведения. Учебные умения: • высказывать свое отношение к произведению, его героям; • выделять отдельные слова и предложения из текста прослу шанного произведения; • сравнивать разные по жанрам и авторской принадлежности произведения о природе; • правильно называть произведение (фамилию автора, заголовок). Учебный материал: рассказ М. Пришвина «Лисичкин хлеб»; книги с произведениями о природе; модели обложек книг с произведениями разных жанров и тем. М. ПрЌшвин Лисичкин хлеб Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол. — Это что за птица? — спросила Зиночка. — Терентий, — ответил я. И рассказал ей про тетерева: как он живет в лесу, как бормо чет весной, как березовые почки клюет, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей — что серенький, с хохолком, и посвис тел в дудочку по рябчиному и ей дал посвистеть. Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных. Еще у меня бы ла в кармане кровавая ягода костяника, и голубая черника, и крас ная брусника. Еще я принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся. — Кто же их там лечит? — спросила Зиночка. — Сами лечатся, — ответил я. — Придет, бывает, охотник, захо чется ему отдохнуть, он и воткнет топор в дерево и на топор сум ку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнет. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдет. А из ранки от топора из дере ва побежит эта ароматная смолка и ранку эту затянет. 101 Тоже, нарочно для Зиночки, принес я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слезки, валерь янку, петров крест, заячью капусту. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусочек черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес — голодно, а возьму — забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела: — Откуда же это в лесу взялся хлеб? — Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста! — Заячья... — А хлеб — лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть: — Хороший лисичкин хлеб! И съела весь мой черный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зи ночка, копуля такая, часто и белый то хлеб не берет, а как я из ле су лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит: — Лисичкин хлеб куда лучше нашего! Комментарии к уроку 1. Работа с книгами, которые принесли дети. 2. Работа с рассказом М. Пришвина «Лисичкин хлеб», беседа, составление схемы «Дары леса, которые принес дедушка». (Дети работают на листочках.) 3. Выполнение заданий в учебнике и тетради. 4. Работа с книгой: «Нарисуйте модель обложки, напишите или «напечатайте» фамилию автора, заголовок; укажите, что мы читали, о ком, о чем». (Дети рисуют модель обложки.) Обратите внимание. Обязательно нужно поработать с моделью об ложки — «прочитать» ее. Учитель: Покажите фамилию автора, прочитаем вместе. (Это важно сделать для слабых детей и для закрепления знаний.) — Укажите заголовок. Прочитаем его. — Кто может сказать, как называется это произведение? (М. Пришвин. «Лисичкин хлеб».) 5. Работа с детскими книгами и рубрикой учебника «Книжная полка»: • рассмотреть и правильно назвать каждую детскую книгу о природе, отобранную к уроку; 102 • рассмотреть модели и назвать книги, которые соответству ют предложенным моделям. ? ? ? Зел. Зел. Зел. ? ? ? На заметку учителю. Будучи ребенком, Михаил Михайлович Пришвин (1873–1954) был убежден, что все люди находятся во власти злого Ко щея, поэтому он, Миша, должен вырасти и избавить людей от кощеева плена. Из первого класса гимназии мальчик убегает в солнечную и «зо лотую» страну Азию, чтобы разыскать место, где нет власти Кощея. Его, конечно, находят и возвращают в семью, но мечты о путешествиях не ос тавляют будущего писателя. С дорожной сумкой и охотничьим ружьем он исходил сначала северные земли, затем азиатские степи. А вскоре родились и первые его книги о природе: «В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком». Писатель мудрец учит внимательно вглядывать ся в мир природы, задумываться о судьбе зверя и птицы, дерева и травы, открывать неразрывную связь всего сущего на Земле. Произведения Пришвина поэтичны и похожи на стихи в прозе — «Лес ная капель», «Глаза земли», «Золотой луг», «Незабудки». Он пришел в детскую литературу в 1925 году, но и сегодня его книги современны и поучительны. Учимся уму разуму Урок 22. Рассказы о детях Е. Пермяк. «Пичугин мост» Учебные задачи: • воспитывать чуткое и бережное отношение к окружающему миру (природе, животным, людям); • формировать понятие о жанре «рассказ»; • учить высказывать свое отношение к героям рассказа; 103 • обучать правильности и выразительности речи; • учить составлять схематический план и рассказывать по пла ну под руководством учителя. Учебные умения: • выделять слова и предложения, показывающие отношение автора к героям рассказа; • указывать признаки рассказа (реальная история); • высказывать свое отношение к рассказу и героям; • рассказывать по схематическому плану под руководством учителя. Учебный материал: рассказ Е. Пермяка «Пичугин мост»; кни ги о детях, модели к изученным произведениям. Е. Пермя´к Пичугин мост По пути в школу ребята любили разговаривать о подвигах. — Хорошо бы, — говорил один, — на пожаре ребенка спасти! — Даже самую большую щуку поймать — и то хорошо, — мечта ет второй. — Сразу про тебя узнают. — Лучше всего на Луну полететь, — говорит третий мальчик. — Тогда уже во всех странах будут знать. А Сема Пичугин ни о чем таком не думал. Он рос мальчиком тихим и молчаливым. Как и все ребята, Сема любил ходить в школу короткой доро гой через речку Быстрянку. Эта маленькая речка текла в крутых бережках, и перескакивать через нее было очень трудно. В прошлом году один школьник не доскочил до того берега и сорвался. В больнице даже лежал. А этой зимой две девочки пе реходили речку по первому льду и оступились. Повымокли. И то же крику всякого было много. Ребятам запретили ходить короткой дорогой. А как длинной пойдешь, когда короткая есть! Вот и задумал Сема Пичугин старую ветлу с этого берега на тот уронить. Топор у него был хороший. Дедушкой точенный. И стал он рубить им ветлу. Нелегким оказалось это дело. Уж очень была толста ветла. Вдвоем не обхватишь. Только на второй день рухнуло дерево. Рух нуло и легло через речку. 104 Теперь нужно было обрубить у ветлы ветви. Они путались под ногами и мешали ходить. Но когда обрубил их Сема, ходить стало еще труднее. Держаться не за что. Того гляди, упадешь. Особенно если снег. Решил Сема приладить перильца из жердей. Дед помог. Хороший мостишко получился. Теперь не только ребята, но и все другие жители стали ходить из села в село короткой дорогой. Чуть кто в обход пойдет, ему обязательно скажут: — Да куда ты идешь за семь верст киселя хлебать! Иди прями ком через Пичугин мост. Так и стали называть его Семиной фамилией — Пичугин мост. Когда же ветла прогнила и ходить по ней стало опасно, колхоз настоящий мосток перекинул. Из хороших бревен. А название мосту осталось прежнее — Пичугин. Вскоре и этот мост заменили. Стали спрямлять шоссейную дорогу. Прошла дорога через речку Быстрянку по той самой ко роткой тропинке, по которой ребята бегали в школу. Большой мост возвели. С чугунными перилами. Такому можно было дать громкое название. Бетонный, скажем... Или какое нибудь еще. А его все по старому называют — Пичугин мост. И никому даже в голову не приходит, что этот мост можно назвать как то по другому. Вот оно как в жизни случается. Комментарии к уроку 1. Слушание рассказа Е. Пермяка «Пичугин мост». Беседа по сле чтения: — Почему люди стали называть мост Пичугиным? — О чем мечтали ребята? — Каким был Сема Пичугин? — Какой мостик сделал Сема? — Каким мостом заменили мостик из ветлы? — А сейчас какой мост в деревне? — Почему мост носит фамилию Семы? 2. Работа по учебнику и тетради. 3. Упражнение в чтении. Слова: Сема Пичугин, речка Быстрянка, Пичугин мост, мост, мос тишко, мостище. Предложения: «Хорошо бы на пожаре ребенка спасти», 105 «Лучше всего на Луну полететь». Отрывок: «Хороший мостишко получился. Теперь не только ребята, но и все другие жители стали ходить из села в село короткой до рогой». 4. Заполнить модель обложки: ? ? ? (Дети записывают фамилию автора, заголовок, рисуют иллю страцию или вносят «заместители» жанра и темы.) 5. Работа с детскими книгами и моделями обложек: ? ? ? Жел. Жел. Жел. ? ? ? Обратите внимание. Обязательно нужно сравнить модели стихов, рас сказов и сказок о детях (Е. Пермяка, В. Осеевой, А. Барто, В. Железни кова, Л. Пантелеева и др.), а также героев этих произведений (какие они? Чем похожи? Чем различаются?). Урок 23. Рассказы о детях С. Баруздин. «Человеки» Учебные задачи: • учить слушать и слышать рассказы о сверстниках; • формировать представление о жанре «рассказ»; 106 • учить высказывать свое отношение к поступкам героев; • учить рассказывать по плану. Учебные умения: • высказывать свое отношение к произведению и героям про изведения; • составлять план под руководством учителя и рассказывать по плану; • правильно называть произведение, указывая автора и заголо вок (Баруздин. «Человеки»). Учебный материал: С. Баруздин. «Человеки». С. Бару´здин Человеки Мать собралась топить печь. — А ну ка, Человеки, быстро за дровами! — сказал отец. — И лу чинки не забудьте прихватить. Для растопки. — Знаем! Сами стругали! — сказали Человеки. Сорвались Человеки с места, побежали в сарай. Когда у вас четыре руки и четыре ноги, любое дело быстро де лается. Минуты не прошло, как Человеки в избу вернулись, две охап ки дров принесли и лучину. — Вот и хорошо, — сказала мать. — Скоро, Человеки, ужинать будем. Пока то да се, сели Человеки радио слушать. А ведь у них не только четыре руки и четыре ноги. Еще четыре уха. И еще два курносых носа, четыре серых глаза, два рта, а на двух круглых, как подсолнухи в поле, мордахах много много весну шек. Только веснушек никто у них не считал... В общем, все у Человеков было поровну, и лет — всего четыр надцать: по семь — на брата! Все, да не все! Фамилия у Человеков одна: Прохоровы. Ее ни как поровну не разделишь. — Человеки! — звал их отец. И мать звала их: — Человеки! Но все таки дома как то разбирались, кто из них кто. Кто Ва ня, а кто — Саня. 107 Зато в деревне никто не разбирался. — Как жизнь, Ваня? — спросят. — Жизнь ничего! Только я не Ваня, а Саня, — отвечает Саня. — Здравствуй, Саня! Как дела идут? — поинтересуются. — Дела идут! Но я Ваня, а не Саня, — скажет Ваня. Надоело людям путаться, впросак попадать. Стали говорить проще: — Привет! — Как жизнь, ребятки? — Что нового, подрастающее поколение? — Здравия желаю, Вани Сани! Человеки поделились пополам1 Явились Человеки в школу. Сели на одну парту. Все ребята в школьной форме друг на дружку похожи, а Человеки совсем одинаковые. — Как я вас различать буду? — спросила учительница. — Очень просто, — сказали Человеки. — Вот он — Ваня! А вот — Саня! — Пожалуй, верно, — согласилась учительница. — Я уже запом нила. Первые дни все шло хорошо. Человеки сказки слушали, кар тинки рисовали. Через неделю взялись за более серьезное — палочки, крючки, кружочки, хвостики. — У тебя, Ваня, — сказала учительница, — не очень ровно полу чается. — Я не Ваня, а Саня, — пояснил Саня. — Прости, пожалуйста. А я думала... На другом уроке опять учительница подходит: — Ты что ж это, Саня, кляксу посадил! И пальцы у тебя все в чернилах. — У меня нет кляксы, — вскочил Саня. — Это у него, у Вани. — Прости, пожалуйста. А я думала... И на следующий день так. И еще через день. — Придется, Прохоровы, поделить вас пополам, – сказала учи тельница. — Пусть Ваня сядет в этот ряд, к окну, а Саня вот сюда. 1 Предлагается для дополнительного чтения (по выбору учителя). 108 Поделились Человеки пополам. Ваня в одном ряду теперь си дит, а Саня — в другом. Учительница довольна. Не путает Ваню с Саней. Да это теперь и неважно. Саня палочки ровно пишет. А Ваня кляксы уже не сажает. Красные уши Пошли Человеки играть в футбол. Ваня — команда. И Саня — команда. Каждый — и вратарь, и за щитник, и нападающий, и даже судья. Два часа играли. Голов забили видимо невидимо. Но вот мяч полетел к соседке Дарье Павловне. Прямо в окно. Зазвенело, вылетело стекло. За ним и Дарья Павловна выбе жала на улицу: — Кто из вас окно разбил? Молчали Человеки. — Это не я! Это он! — наконец сказал Ваня. Тут уже Саня не выдержал: — Вовсе и не я, а он! — Кто из вас он, а кто не он, не поймешь! — бушевала Дарья Павловна. — И надо ж такими одинаковыми уродиться! А Человекам только этого и надо было. Побежали они домой. Вечером пришел с работы отец: — Кто из вас окно разбил у Дарьи Павловны? И откуда только он узнал?! Человеки заскучали. — Так кто? — повторил отец. Показал на Ваню: — Вижу, ты! — Почему я? — возмутился Ваня. — Потому что у тебя уши покраснели, — сказал отец. — У него тоже красные, — не согласился Ваня. Посмотри, па па, внимательно. А у Сани, и верно, тоже уши покраснели. — Ну ладно, Человеки, — сказал отец. — Спорить не буду! На казывать тоже! А вот стекло взамен разбитого пошли ка вставлять вместе! Ничего не поделаешь. Пошли. Отец стекло Дарье Павловне вставил, а Человеки замазкой стекло замазали. Получилось! Не хуже старого, разбитого! Дарья Павловна хлопотала вокруг и все радовалась: — Вот уж спасибо вам, родные! Не оставили в беде — выручи ли! Премного вам благодарна! 109 Дубки1 Ни одного дубка в деревне, где жили Человеки, не было. И в ле сах окрестных редко когда дуб встретишь. Березы были, сосны, ели, ясени, липы, осины, вербы, ивы — пожалуйста! А дубки! Раз два — и обчелся! Но все таки деревня называлась Дубками. Дубки стояли в стороне от шоссейки. С большой дороги в де ревню по проселку надо добираться. Человеки часто бегали на шоссейку. Стояли — смотрели на большую жизнь. Бегут машины по асфальту в разные стороны — и влево и вправо. И машины разные, грузовые всех марок — с прицепами и без прицепов. Легковые всех марок и даже такси. Много машин. Интересно! Иногда машины останавливались. — На Дубки как проехать? — спрашивали шоферы. — Сюда сворачивайте! Сюда! — объясняли Человеки. Так не раз было. — А как же, когда нас тут нет? — спросил Саня. — Что — как? — спросил Ваня. — Как они в Дубки проезжают? Спрашивают у кого? — Верно, — наконец понял Ваня. — А правда, у кого? Пока Человеки от шоссейки до дома дошли — придумали. Ку сок фанеры достали, палку приготовили, гвоздь раздобыли. На фанере красным карандашом написали большие буквы: ДУПКИ СУДА Вернулись к шоссейке, поставили указатель: — Здо´рово! На следующий день пришли к своему указателю, видят: кто то чернильным карандашом буквы исправил. «Дубки сюда» — получилось. А еще через неделю пришли Человеки к большой дороге — нет их указателя. Вместо самодельного настоящий стоит — большой голубой столб, на нем голубая таблица и белые крупные буквы: ДЕРЕВНЯ ДУБКИ, 2 КМ 1 Предлагается для дополнительного чтения (по выбору учителя). 110
Яндекс цитирования