Главная
Каталог
Библиотека
Избранное
Порталы
Библиотеки вузов
Отзывы
Новости
 
12+
 
Предварительный просмотр документа

Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций: Учебное пособие

Автор/создатель: Заяц О.В.
Год: 2004 
Учебное пособие представляет систематизированный материал, характеризующий накопленный опыт организационно-административной работы различных социальных служб, учреждений и организаций, функционирующих на территории Российской Федерации. Учебное пособие "Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций" предназначено студентам, обучающимся по специальности "социальная работа". В учебном пособии приводится методический материал, способствующий освоению учебного курса: лекции, вопросы и задания для самоконтроля, список литературы, методические рекомендации.
Показать полное описание документа
РЕЙТИНГ

Оценка пользователей: 4.1
Количество голосов: 13
Оцените ресурс:
5 4 3 2 1

ОТЗЫВЫ


Популярные ресурсы по теме

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра. Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.
Клиентки кризисного центра, телефона доверия стремятся добиться от консультанта прямых указаний, какое решение следует принять в их личной ситуации, ожидают действий от женщин-волонтеров по защите их чести и достоинства, но сами не имеют воли предпринять даже самые простые шаги. Работа кризисного центра - важный социальный эксперимент, имеющий большое значение для продвижения и подтверждения идей гражданского общества, защиты прав человека. Создание кризисных центров - одно из немногих практических действий по переводу "прав женщин" в "возможности для женщин", прецедент авангардной роли общественных организаций в создании продвинутого социального сервиса . Вместе с тем, этап эйфории по поводу открытия первых кризисных центров в России закончился или заканчивается. Есть выбор: или научиться работать эффективно, или идея будет безнадежно дискредитирована. В целом необходимо рассматривать модель кризисного центра для женщин в контексте формирования федеральной и региональной, местной инфраструктуры социально-правовой защиты различных групп граждан. Для просветительской работы с населением, особенно с молодежью и сотрудниками органов охраны правопорядка, администраций, волонтеры и персонал центра нуждаются в более высоком уровне компетенции, широком кругозоре, овладении идеологией прав человека, знаниями исторических и законодательных аспектов проблемы. 5.3. Кризисный центр «Сестры» (г. Москва) Центр "Сестры" существует с 1994 года. Он был создан группой женщин и является негосударственной некоммерческой организацией. Центр является членом российской ассоциации телефонов экстренной психологической помощи (РАТЭПП), ассоциации кризисных центров России. Центр основывает свою деятельность на Постановлении Министерства труда и социального развития РФ от 10.07.97г. №40 "Об утверждении Примерного положения о Кризисном центре помощи женщинам". Деятельность центра преследует две основные цели: оказать помощь людям, пережившим сексуальное насилие, и изменить общественные стереотипы по отношению к сексуальному насилию. Работа центра осуществляется по следующим направлениям: 1. Оказание помощи женщинам, пережившим сексуальное насилие (изнасилование, сексуальные домогательства, инцест, сексуальное насилие в браке и на свидании): • работа "горячей линии" (5 дней в неделю с 9:00 до 21.00) - экстренная психологическая помощь, медицинская и юридическая информация; • индивидуальные очные консультации (психологические, юридические) и социальная помощь; • группы поддержки для женщин. 2. Образовательные программы: • информационные встречи и семинары для молодежи и подростков по проблеме сексуального насилия с целью профилактики (с элементами самообороны); • тренинги и информационные встречи со специалистами из кризисных центров, общественных, государственных организаций России и СНГ по проблеме сексуального насилия, особенностями работы и оказания помощи пережившим сексуальное насилие; • тренинги и стажировки для региональных служб, кризисных центров, женских и общественных организаций России и СНГ по опыту создания и особенностям работы кризисного центра для женщин. 3. Работа с правоохранительными органами (милиция, прокуратура, суд). 4. Участие в акциях, конференциях и семинарах по проблеме насилия и защите прав женщин. Центр был организатором конференций и семинаров: "Помощь жертвам сексуального и домашнего насилия: взаимодействие кризисных центров и правоохранительных органов" (1996, совместно с Европейской ассоциацией женщин- полицейских); международная конференция "Проблема вывоза женщин из России и СНГ с целью сексуальной эксплуатации" (1997, проведена совместно с Глобальной Сетью за выживание (GSN) и международной Лигой прав человека (ILHR) и др.). 5. Работа со средствами массовой информации, направленная на изменение общественного мнения по отношению к женщинам, пережившим сексуальное насилие. 6. Служба помощи несовершеннолетним женщинам «Голуба». Существующие службы социальной защиты населения, здравоохранения, образования не занимаются оказанием помощи юным беременным или несовершеннолетним матерям. Эту задачу пытается решать общественная благотворительная организация "Служба помощи несовершеннолетним женщинам "Голуба". Вот уже два года коллектив организации, в который входят психолог, педагог, врач, юрист, специалист по социальной работе, проводят консультации и беседы с девочками-подростками, стоящими перед выбором: материнство или отказ от него, и их родителями. В родильном доме при инфекционной больнице № 6 специалисты из "Голубы" изучают аномальное материнское поведение, помогают изменить психическое состояние юной женщины, чтобы она могла сделать более сознательный выбор. Понятно, что деятельность небольшой благотворительной организации не может охватить всех нуждающихся: требуется целая система помощи. Сотрудники службы помощи несовершеннолетним женщинам разработали проект специализированного реабилитационного учреждения, включающего консультативный центр и приют для юных беременных и матерей с детьми. Согласно проекту, консультативный центр должен иметь медицинский кабинет, кабинет психолога, юридическую службу. Предусматривается создание школы молодых родителей (и их родителей). Приют должен содержать учебно- производственное подразделение, где юные мамы через занятие красивой, доставляющей эстетическое удовольствие работой, смогут обрести душевное равновесие, уважение к себе, ощущение своей необходимости другим людям и, прежде всего, своему ребенку. Для подопечных приюта планируется проводить курсы музыкотерапии с использованием активного музицирования, хорового пения. По мнению, авторов проекта, музыка является не просто обязательной частью, но стержнем, несущей конструкцией программы социальной реабилитации. 5.4. Петербургский женский кризисный психологический центр (г. Санкт-Петербург) Петербургский женский кризисный психологический центр был официально зарегистрирован весной 1994 года, но фактически его работа к тому времени велась уже несколько лет - проводились группы психологической поддержки для женщин. Центр является региональным общественным объединением, действующим на территории Санкт-Петербурга и области. В работе организации принимают участие 14 женщин- психологов. В марте 1995 года начал действовать первый в городе специализированный телефон доверия для женщин, переживающих различные формы насилия и другие кризисные ситуации. За время его работы к нам обратилось более 1500 женщин за психологической и юридической помощью и поддержкой. Было проведено 8 групп для женщин, 300 очных психологических консультаций. Сотрудницы Центра осуществили ряд образовательных программ для работников правоохранительной системы, психологов, участниц женского движения и всех тех, кто заинтересован в изменении положения вещей. Все услуги предоставлялись бесплатно за счет волонтерского труда сотрудниц или оплачивались из средств различных фондов (Сороса, Форда, Макартуров и др). Кроме того, обратившиеся в Центр жертвы насилия и их родственники могут получить направление на бесплатную юридическую консультацию и сопровождающего для посещения правоохранительных органов, прокуратуры, гинеколога и пр. Среди наиболее крупных проектов, реализованных Центром, можно выделить: • Всероссийскую акцию "День звонка" (май 1995). В 20 городах России телефоны экстренной психологической помощи принимали звонки, связанные с различными формами насилия; • Всероссийскую конференцию "Безопасность женщин" (апрель 1996). В ней приняли участие 60 специалистов из 17 городов России; • организацию и проведение траурного марша женских организаций города против всех форм насилия и войны в Чечне (март 1995); • организацию и проведение серии семинаров для представительниц женских организаций и общественности города по освещению Форума НПО-95 в Пекине; • съемку документального фильма, посвященного проблемам профилактики домашнего насилия (1996); съемку фильма, посвященного проблемам домашнего насилия (1997). Сотрудницы Центра были приглашены в качестве экспертов на слушания, организованные ООН по проблемам положения женщин в России (1996); на Форуме НПО-95 в Хуайроу провели несколько семинаров, посвященных проблемам насилия над женщинами (1995); неоднократно участвовали в крупных международных конференциях и семинарах. Помогали в проведении тренингов для общественных организаций во Владивостоке, Томске, Пскове, Оренбурге, Ярославле, Петрозаводске, Мурманске. Практика работы с женщинами - жертвами насилия, напрямую столкнула работниц Центра с несовершенством российского законодательства, антигуманностью процедуры дознания для потерпевшей и предубежденностью по отношению к ней. В связи с этим сотрудники центра сочли своим профессиональным и гражданским долгом принять участие в экспертизе готовящихся и изменении действующих Уголовного и Гражданского кодексов, создании программ для работников милиции, прокуратуры, адвокатуры, врачей женских консультаций. Для Государственной думы в 1996 году были представлены экспертные материалы по анализу законопроектов, связанных с предотвращением насилия в семье и положением о кризисных центрах РФ. В настоящее время, помимо очного психологического консультирования, Кризисный психологический центр проводит собственные программы, а также участвует в нескольких международных и всероссийских программах: "Юристы для кризисных центров", программе тренингов для женщин "От беспомощности к силе". Ведется исследовательская работа, готовятся к изданию материалы о новых подходах к психологической помощи женщинам, руководства для переживших насилие и пр. Намечен ряд акций для привлечения общественного мнения к путям искоренения насилия и помощи его жертвам. 5.5. Деятельность Иркутского кризисного центра для женщин В течение 2002 года Иркутский Кризисный центр для женщин - при поддержке Фонда Форда продолжал отрабатывать модель взаимодействия с профессиональным сообществом медицинских работников. Кроме этого, активная работа проводилась с профессиональными сообществами педагогов, психологов и социальных работников. Результатом работы стало методическое пособие «Программа профилактики домашнего насилия для профессиональных сообществ», в котором предложены программы обучения профессионалов помогающих профессий, позволяющие эффективно участвовать в первичной, вторичной и третичной профилактике домашнего насилия в рамках своей непосредственной профессиональной деятельности. Применительно к профилактике насилия в семье: первичная профилактика направлена на снижение риска возникновения домашнего насилия, уменьшение числа случаев насилия в обществе; вторичная способствует раннему выявлению и прекращению развития неблагополучия в семье, связанного с насилием одного из членов семьи по отношению к другим/другому; третичная дает возможность реабилитации пострадавших от насилия в семье и восстановления их качества жизни. В рамках первичной профилактики домашнего насилия проведены следующие мероприятия для профессиональных сообществ: 1. Конференция для врачей и медработников «Медицинским работникам о насилии в семье». Прошла презентация методического пособия «Медицинским работникам о насилии в семье», подготовленного и изданного в 2001 г. Иркутским Кризисным центром. 2. Выступления на профессиональных планерках перед врачами по проблемам домашнего насилия. 3.Распространение информации о домашнем насилии через буклеты Иркутского Кризисного центра в поликлиниках. Результат - направление пациентов, находящихся в ситуации домашнего насилия, из поликлиник на консультации в Иркутский Кризисный центр. 4.Лекции для социальных работников области «Проблема домашнего насилия и пути решения». 5. Прочитан спецкурс (6 час.) для студентов Иркутского государственного педагогического университета «Социальная конструкция тендера в образовании». 6. Прочитан спецкурс «Тендерная психология» (22 часа) для студентов Института экономики, права и развития. Участие в выставках-ярмарках общественных организаций. Форма работы: распространение информационных материалов по домашнему насилию среди посетителей и участников выставки. В этих выставках традиционно принимают участие общественные объединения, работающие с детьми, престарелыми, инвалидами, представители женских организаций. Итоговая встреча с представителями профессиональных сообществ по результатам работы за 2002 г., на которой были рассмотрены результаты совместной деятельности по профилактике домашнего насилия и намечены планы дальнейшей работы (декабрь 2002 г.). Методическое обеспечение профессиональных сообществ состояло в следующем: - предоставление медицинским работникам методического пособия «Медицинским работникам о насилии в семье», изданного Иркутским Кризисным центром в 2001 году при поддержке Фонда Форда; • формирование и предоставление методических библиотечек по проблеме домашнего насилия для работников социальных служб городов Иркутской области; • предоставление методического издания Иркутского кризисного центра «Программы профилактики домашнего насилия для профессиональных сообществ» для слушателей Иркутского института повышения квалификации работников образования; • написание и предоставление главы о программах профилактики домашнего насилия для профессиональных сообществ в сборник материалов, издаваемых Министерством труда и социального развития РФ. Предоставление профессионалам памяток, буклетов, календариков, рассказывающих о проблеме домашнего насилия и о деятельности Иркутского Кризисного центра и Регионального Центра Профилактики Насилия. Сеть Кризисных центров Сибири и Дальнего Востока при поддержке Фонда Форда также включила в свои проекты работу с профессиональными сообществами региона. Учитывая, что каждый из центров имеет свою «специализацию» по профессиональному составу сотрудников и программам деятельности, они отрабатывали модель на примере различных сообществ. Так Кризисный центр «Надежда» при ОДЖ «Селенга» (г. Улан- Удэ) работает с преподавателями ВУЗов и студентами, Кризисный центр «Верба» (г. Красноярск) - с социальными работниками и психологами телефонов доверия, КЦ при Ассоциации женщин НПР (г. Норильск) - с сотрудниками правоохранительных органов, КЦ при ЦСПН «Гармония» (г. Шелехов) - с педагогами, сотрудниками ОППН, КДН и отдела по делам молодежи, Кризисный центр помощи женщинам (г. Саянск) - с педагогами, Центр социально-психологической помощи семье (г. Усть-Кут) - с социальными педагогами, школьными психологами и медработниками. Кризисные центры разработали свои программы профилактической работы, предназначенные для тех профессиональных сообществ, с которыми они сотрудничали. Так, например, Саянский КЦ разработал программы тренингов и методические указания для тренеров из числа педагогов, Усть-Кутский КЦ разработал учебную программу для подготовки социальных педагогов, Шелеховский КЦ разработал программу тренингов для педагогов, акцентируя внимание на педагогическое сообщество сельской местности и т.д. Задача на 2003 год - распространить полученный опыт и разработанные методические материалы по сети Кризисных центров и в среде профессиональных сообществ различных регионов Сибири, провести их дальнейшую апробацию, анализ и обобщить полученные результаты в единый методический программный блок. Вопросы и задания для самоконтроля: 1. Как Вы считаете, что является причинами обращения женщин в кризисные центры? 2. Опишите формы работы кризисного центра «Ярославна». 3. Работает ли кризисный центр «Ярославна» с детьми? 4. Как осуществляется профилактическая работа в центре? 5. В каких направлениях осуществляется деятельность кризисного центра для женщин- жертв насилия «Приют» в г. Мурманске? 6. Чей опыт применялся при организации центра? 7. Докажите, что работа телефона доверия центра эффективна. 8. С какими учреждениями необходимо поддерживать контакт для осуществления деятельности центра? 9. Как Вы думаете, успешно ли прошла апробация норвежского опыта в Мурманске? Обоснуйте. 10. Назовите цель кризисного центра «Сестры» в городе Москва. 11. Как реализуются образовательные программы в центре? 12. Как осуществляется просветительская работа? 13. Опишите работу службы помощи несовершеннолетним матерям «Голуба». 14. Основные направления деятельности женского кризисного психологического центра г. Санкт-Петербурга. 15. Перечислите мероприятия (акции), проводимые центром. 16. Раскройте виды профилактики насилия в семье, осуществляемые Иркутским кризисным центром. 17. В чем заключается методическая работа центра? 18. Какой, в основном, статус имеют кризисные центры? 19. Оказываются ли услуги женщинам, пережившим насилие, там, где Вы проживаете? Какими учреждениями, специалистами? 20. Как Вы думаете, какие структуры должны взаимодействовать при решении проблем женщин-жертв насилия? 21. Кто должен заниматься профилактикой насилия в семье? Глава 6. Учреждения социального обслуживания для пожилых граждан и инвалидов: Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, дом-интернат, отделения милосердия и временного проживания при домах-интернатах для престарелых и инвалидов, специальные дома для одиноких пенсионеров Современная государственная (муниципальная) система социального обслуживания пожилых людей в России начала формироваться в конце 80-х годов XX века. В настоящее время она представлена 4 формами социального обслуживания: 1) стационарной (существующей в стране десятки лет); 2) полу стационарной; 3) не стационарной (надомной); 4) срочной социальной, Стационарная сеть представлена 1314 учреждениями, из которых: • 618 – дома-интернаты для престарелых и инвалидов (общего типа); • 440 – психоневрологические интернаты; • 64 – дома – интернаты милосердия для престарелых и инвалидов; • 14 – геронтологические центры. В стационарных учреждениях системы социальной защиты населения проживает 245 тысяч человек, из которых 140 тысяч человек – пожилые люди. Если рост численности проживающих в домах-интернатах в последние годы был незначительным (колебания в пределах 1-2 тысяч человек в год), то расширение сети стационарных учреждений оказалось более заметным явлением. Наиболее активно развивалась сеть домов-интернатов общего типа (за 10 лет увеличение более чем в 2 раза) при полной стагнации психоневрологической сети (на начало года). Расширение сети домов-интернатов общего типа позволило улучшить условия проживания в них. В последние годы наметилась тенденция к разукрупнению существующих домов- интернатов и открытию домов малой вместимости. В результате средняя мощность дома- интерната общего типа сейчас составляет 151 место (в 1992 году – 293 места). Другой тенденцией является создание специализированных стационарных учреждений – домов милосердия и геронтологических центров, которые в большей степени, чем дома-интернаты общего типа, занимаются проблемами медицинского ухода. Несмотря на активное развитие сети стационарных учреждений, численность ожидающих очереди на помещение в дома-интернаты не уменьшается (17,2 тысячи человек, в том числе в дома-интернаты общего типа – 10,0 тысяч человек). К полу стационарной форме относится деятельность структурных подразделений центров социального обслуживания (ЦСО), учреждений по оказанию помощи лицам без определённого места жительства, а также социально-оздоровительных центров. В эту же группу обычно включают специальные дома для одиноких и престарелых, хотя они, по своей сути, не являются учреждениями социального обслуживания, а, скорее всего, типом жилья. Сеть центров социального обслуживания развивалась более динамично, чем стационарная сеть. Первый ЦСО был открыт в г. Челябинске в 1987 году. Сейчас их насчитывается уже 1875. За 2001 год отделениями дневного пребывания было обслужено 825,5 тысяч пожилых людей и инвалидов, отделениями временного проживания – 54,4 тысячи человек. Через систему 99 учреждений для лиц без определённого места жительства в 2001 году прошло 57,4 тысячи человек, причём в большинстве случаев это услуги 38 домов ночного пребывания – 23,1 тыс. человек и 21 центра социальной адаптации – 15,6 тыс. человек. До 30% обслуженного этими учреждениями контингента – лица пожилого возраста. Развивается сеть социально-оздоровительных центров. Их – 52, и они смогли обслужить за 2001 год 55,9 тыс. человек. В 701 специальном доме для одиноких престарелых проживает 21,7 тыс. человек. В большинстве своём эти учреждения небольшие, с числом проживающих до 25 человек, их – 444. В 21,8% таких домов имеются службы социально-бытового назначения. Нестационарная (надомная) форма обслуживания пожилых людей и инвалидов реализуется через отделения социального обслуживания на дому и специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому. Ежегодные темпы прироста сети специализированных отделений значительно (в 15-20 и более раз) превосходят темпы развития сети неспециализированных отделений. В 2001 году указанными подразделениями было обслужено на дому 1255,3 тыс. пожилых людей и инвалидов, из них 150,9 тыс. человек (12,0%) –специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания. Срочное социальное обслуживание – наиболее массовая форма социального обслуживания. В 2001 году срочную социальную помощь получили более 13 млн. человек, из них, по данным ряда регионов, 92-93% составляют пожилые люди и инвалиды. Несмотря на кажущееся улучшение материального благосостояния российских граждан, эта служба продолжает активно развиваться и оказывать услуги всё большему и большему числу людей. 6.1. Дома-интернаты для престарелых и инвалидов Итатский специальный Дом-интернат для престарелых и инвалидов создан согласно распоряжению Томского облисполкома N636-Р от 18.12.1989 года. Дом-интернат является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания престарелых граждан (мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет), инвалидов 1 и 2 групп, отбывших наказание в местах лишения свободы; не имеющих определённого места жительства и нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. Дом-интернат рассчитан на 170 мест, большая часть проживающих в интернате – социально дезадаптированные граждане. Более двух лет при учреждении функционирует отделение временного пребывания для лиц без определённого места жительства и занятий, которые принимаются в отделение по направлению органов социальной защиты населения области. За 1996-1997 годы через данное отделение прошло около 100 человек. Проживающие в учреждении получают трёхразовое питание, медико-социальное обслуживание, организован посильный оплачиваемый труд на базе интерната. Заостровский дом интернат для престарелых и инвалидов Калининградской области создан в 1986 году и рассчитан на 280 мест. Интернат предназначен для постоянного проживания инвалидов и престарелых. Средний возраст проживающих 75 лет. Имеется отделение милосердия на 150 мест, парикмахерская, библиотека, актовый зал, видео и аудио – аппаратура, организованно диетическое питание. Дом-интернат расположен в трехэтажном типовом здании современной постройки. Имеет автономную котельную, прачечную, баню, дезкамеру. В интернате действует подсобное хозяйство. Медицинское обслуживание проживающих осуществляется во взаимодействии с органами здравоохранения и госсанэпидемнадзора. Обслуживающий персонал прилагает все усилия для создания домашних условий проживающим. 6.2. Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Сегодня в Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Ростовской области функционируют 21 отделение социального обслуживания на дому, отделения дневного пребывания и срочного социального обслуживания, специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому. Отделения надомного обслуживания работают в городе и на территориях всех сельских администраций. На обслуживание в центре приняты 1417 человек, средний возраст которых 70 лет, перешагнувших 80-летний рубеж - 17,7 процентов. Большую роль в продлении жизни пенсионеров играет отделение дневного пребывания. Клиенты получают здесь бесплатно услуги массажиста, медицинской сестры, на условиях частичной оплаты - одноразовое горячее питание. Прочно вошли в практику работы оздоровительная гимнастика, сеансы психологической разгрузки, физиопроцедуры. Если посмотреть на главное в деятельности Центра - предоставление обслуживаемым социально-бытовых и медицинских услуг, то заметна тенденция роста их числа и разновидности с годами. Если в 1994 году пожилые люди получали 10 видов услуг, то 1998 году - 37. Соответственно увеличивается и нагрузка на работников службы: если в 1994 году на одно посещение пенсионера социальным работником приходилось 1,02 услуги, то в 1998 году - 4,4. Более 300 социальных работников Центра, которым присущи доброта, отзывчивая душа, беспокойное сердце, уважение к людям, обслуживают пожилых людей. У коллектива Центра установились тесные и плодотворные контакты со спонсорами по изысканию натуральной и материальной помощи нуждающимся пожилым людям, развитию материальной базы службы. Устойчивая и многообразная система социальной поддержки пенсионеров и инвалидов стала возможной в результате продуманной социальной политики администрации района. Ингодинский территориальный центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов является некоммерческой организацией, созданной мэрией города Читы в марте 1999 г. Основными задачами центра являются: 1. Выявление граждан, нуждающихся в социальном обслуживании. 2. Дифференцированный учет всех граждан, нуждающихся в социальном обслуживании. 3. Определение конкретных форм помощи, периодичности ее представления гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании. 4. Оказание социальных, бытовых, торговых, медицинских, консультативных и иных услуг постоянного, временного или разового характера. Отделения, предоставляющие услуги проживающим гражданам в доме – интернате: • Отделение социального обслуживания на дому. • Отделение срочной социальной помощи. • Клуб общения для пожилых людей. • Отделение дневного пребывания. Социальное обслуживание одиноких пенсионеров в Москве. В Москве многое сделано для обеспечения доступности социальных услуг и, особенно, для развития сети центров социального обслуживания (ДСО), пользующихся у пенсионеров большой популярностью. Работа по их созданию была начата в 1989 году. По состоянию на начало 1996 года в Москве было создано 58 центров социального обслуживания. В результате реализации Программы развития центров социального обслуживания (1996-1997 годы) численность центров увеличилась почти в два раза. В настоящее время в городе создано 113 центров социального обслуживания и 9 филиалов. Центры социального обслуживания играют огромную роль в жизни пенсионеров, имея в своей структуре различные службы социальной помощи: отделения социальной помощи на дому, отделения дневного пребывания, отделения срочной социальной помощи, отделения специализированной помощи на дому, отделения социально- медицинского обслуживания на дому и т.д. Наиболее многочисленными в структуре ЦСО являются отделения социального обслуживания на дому. Они оказывают социальные услуги одиноким людям и пожилым супружеским парам с ограниченными возможностями самообслуживания. К числу основных социальных услуг, предоставляемых на дому, относятся такие как: организация питания и доставка продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские учреждения, помощь в поддержании условий проживания в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями; содействие в оказании других социально- бытовых услуг (ремонта жилья, оплата жилья и коммунальных услуг, оформление документов, ритуальные услуги). Такая форма обслуживания позволяет максимально продлить нахождение граждан в привычной для них домашней обстановке, поддержать их жизненный тонус, защитить при необходимости их права и законные интересы, а также уменьшить потребность в домах-интернатах. В настоящее время создано 996 таких отделений, которые обслуживают 118,8 тыс. человек. В стационарных учреждениях постоянно проживают на полном государственном обеспечении более 14,5 тыс. человек. На сегодняшний день в системе социальной защиты населения Москвы функционируют 32 стационарных учреждений. Для проживающих используются временная (до 6-ти месяцев) и постоянная формы пребывания (по желанию пенсионера). Все перечисленные учреждения профилированы с учетом физического, психического состояния здоровья, возраста и социальной активности проживающих граждан. Пенсионеры и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях, получают в полном объеме социальную, медицинскую, психологическую, правовую помощь и поддержку. Более 70 процентов проживающих в домах-интернатах подопечных находятся на постельном режиме содержания. Положительную оценку москвичи дали новому виду социальных учреждений - жилым специальным домам для одиноких пенсионеров и инвалидов, а также семейных пар пенсионного возраста, с комплексом служб социально-бытового назначения, круглосуточно действующими диспетчерскими и медицинскими пунктами. Построено 3 дома на 382 квартиры. Жилые социальные дома являются прообразом домов-интернатов будущего, в которых обеспечены комфортные и достойные условия проживания, все для спокойной жизни и активного долголетия ветеранов. В целях дополнительной социальной поддержки одиноких пожилых граждан создана и функционирует служба «Моссоцгарантия», которая выплачивает ежемесячную компенсацию 2,5 тыс. одиноким гражданам, которые завещали городу принадлежащее им жилье. В системе органов социальной защиты населения функционирует 11 учреждений социальной помощи лицам БОМЖ. В целом существующая сеть стационарных учреждений Комитета удовлетворяет потребность в этом виде медико-социальной помощи нетрудоспособному населению. Имеется необходимый резерв свободных мест, очередность отсутствует. Комитетом социальной защиты населения Москвы и Государственным унитарным предприятием Правительства Москвы "Московская социальная гарантия" (Моссоцгарантия) проведена определенная работа по заключению с одинокими пожилыми гражданами и инвалидами договоров пожизненного содержания с иждивением в обмен на добровольную передачу жилой площади в собственность г. Москвы. Это позволило предоставить им дополнительную социальную поддержку и защиту от преступных посягательств. В настоящее время заключено свыше 1700 таких договоров. В обмен на добровольную передачу жилья городу указанной категории москвичей выплачиваются денежные компенсации, предоставляются различные виды социально- бытовых услуг. В декабре 1995 года введен в эксплуатацию первый специальный жилой дом для одиноких пенсионеров и инвалидов, одиноких супружеских пар пенсионного возраста на 208 квартир с комплексом служб социально-бытового назначения, круглосуточно действующими диспетчерским и медицинским пунктами. В доме в настоящее время проживает более двухсот пенсионеров. В октябре 1997 года переданы под заселение два специальных дома в Митино по 87 квартир каждый. В настоящее время программа продолжает успешно работать. 6.3. Специальные дома для одиноких престарелых Муниципальное Учреждение "Специальный дом для одиноких престарелых" Красноярский край, г. Зеленогорск организовано постановлением главы администрации г, Зеленогорска Красноярского края за № 879 от 31.07.1996 г. в соответствии с ст. 17 ФЗ "Об основах социального обслуживания населения РФ; ст. 82 закона РФ "Об основах Федеральной жилищной политики". Специальный дом предназначен для постоянного проживания граждан пенсионного возраста, а также супружеских пар из числа сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту. Специальный дом предназначается для обеспечения благоприятных условий проживания граждан пенсионного возраста, для предоставления проживающим престарелым гражданам социально-бытовой и медицинской помощи, создание условий для активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности. Специальный дом находится в муниципальной собственности, входит в состав жилищного фонда социального использования является структурным подразделением Управления социальной защиты населения г. Зеленогорска, которое оказывает всестороннюю помощь в руководстве администрации дома, а так же юридическую бесплатную помощь жителям специального дома и нуждающимся жильцам материальную помощь. Учет лиц, нуждающихся в проживании в специальном доме, осуществляется УСЗН. Первоочередным правом в получении жилого помещения в социальном доме имеют одинокие граждане пенсионного возраста, инвалиды и участники Великой Отечественной войны, вдовы военнослужащих. Расходы по содержанию, эксплуатации, ремонту жилых комнат осуществляется за счет средств местного бюджета и средств граждан, проживающих в специальном доме. Медикаменты, перевязочные материалы, дезинфицирующие средства, необходимые для оказания не отложенной экстренной помощи, лицам специального дома, хозяйственные и моющие средства, приобретаются за счет средств местного бюджета. Гражданам, проживающим в специальном доме, пенсия выплачивается полностью. Оплата жилья и коммунальных услуг, проживающими производится за их счет в порядке установленном законодательством с учетом льгот, предоставленных отдельным категориям граждан. Специальный дом располагается в специальном переоборудованном пятиэтажном здании с лифтовой пристройкой. На первом этаже располагаются административные комнаты, душевые. Круглосуточно работает диспетчерский пункт, обеспечен внутренней связью со всеми жилищами и внешней телефонной связью. На 2,3,4,5 этажах проживают жители дома. Планировка соответствует возрастным особенностям жителей. Каждый занимает определенную комнату, чем не ограничивается независимость пожилых людей, обеспечивает максимум самостоятельности общения, отдыха.
Яндекс цитирования