Главная
Каталог
Библиотека
Избранное
Порталы
Библиотеки вузов
Отзывы
Новости
 
12+
 
Предварительный просмотр документа

Уроки народоведения в начальной школе. Методические материалы

Автор/создатель: Алякина Г.Я., Бородина В.П., Вьюшкова В.А., Горбылева А.Я., Калинина Н.В., Мочалова О.Я., Фомичева 0.С.
Год: 1999 
В пособии представлены информационные и практические материалы о народном творчестве и народных традициях, культуре, истории, географии, экономике России и Симбирского края, позволяющие учителю построить систему работы с учащимися начальных классов по обеспечению их культурного самоопределения. Авторы предлагают один из возможных вариантов использования этих материалов в построении курса "Введение в народоведение". Пособие разработано коллективом учителей средней школы N 22 г.Ульяновска в рамках областной целевой программы поисковой, исследовательской и экспериментальной работы. Для учителей и всех педагогов, работающих с учениками начальных классов; слушателей курсов повышения квалификации.
Показать полное описание документа
РЕЙТИНГ

Оценка пользователей: 3.7
Количество голосов: 6
Оцените ресурс:
5 4 3 2 1

ОТЗЫВЫ


Популярные ресурсы по теме

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра. Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.
ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ УЛЬЯНОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ им. И.Н.УЛЬЯНОВА КАФЕДРА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УРОКИ НАРОДОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Методическиематериалы Ульяновск 1999 1 ББК 74.200.5 У 71 УРОКИ НАРОДОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Методические материалы. /Под общ.ред. Н.В.Калининой - Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. - 68 с. Авторский коллектив: Алякина Г.Я., Бородина В.П., Вьюшкова В.А., Горбылева А.Я., Калинина Н.В., Мочалова О.Я., Фомичева 0.С. В пособии представлены информационные и практические материалы о народном творчестве и народных традициях, культуре, истории, географии, экономике России и Симбирского края, позволяющие учителю построить систему работы с учащимися начальных классов по обеспечению их культур- ного самоопределения. Авторы предлагают один из возможных вариантов использования этих материалов в построении курса "Введение в народо- ведение". Пособие разработано коллективом учителей средней школы N 22 г.Ульяновска в рамках областной целевой программы поисковой, исследо- вательской и экспериментальной работы. Для учителей и всех педагогов, работающих с учениками начальных классов; слушателей курсов повышения квалификации. Рецензенты: Масленникова Л.В. - главный специалист Управления образования адми- нистрации Ульяновской области; Хренкова В.В. - зам.директора по учебно-воспитательной работе гимна- зии N 3 г.Ульяновска. Печатается по решению редакционно-издательского совета института повышения квалификации и переподготовки работников образования при Ульяновском государственном педагогическом университете им. И.Н.Ульянова. ISBN 5-7432-0214-1  Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования при Ульяновском государствен- ном педагогическом университете им. И.Н.Ульянова, 1999.  Алякина Г.Я., Бородина В.П.,Вьюшкова В.А.,Горбыле- ва А.Я., Калинина Н.В., Мочалова О.Я., Фомичева 0.С.,1999. 2 ВВЕДЕНИЕ Ориентация современной системы начального образования на интенсивное развитие личности, на гуманистические ценности привела педагогов к не- обходимости поиска путей обеспечения духовного роста личности школьни- ка. Одним из таких путей является восстановление утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Известно, что глубин- ная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, ког- да человек начинает их осваивать с самого детства, когда он находит в них себя и когда традиции становятся его личными ценностями. Именно са- моопределение в культуре своего народа, своей большой и малей Родины, способствует духовному росту человека. Создание условий для культурного самоопределения человека должно быть обеспечено уже на начальных этапах его обучения в школе. Именно эту цель призван осуществить введенный в программы начальной школы фа- культативный курс "Введение в народоведение". В данном пособии учителю предлагаются учебно-методические материалы, которые могут быть положены в основу курса "Введение в народоведение", учитывающего специфику нашего региона. В ней содержатся сведения по истории, географии, экологии, литерату- ре, культуре России и Симбирского края, информационные и практические материалы о народном творчестве и народных традициях, позволяющие учи- телю построить систему работы с учащимися начальных классов по формиро- ванию базиса их духовной культуры. Данные материалы могут быть использованы как учителями начальных классов, так и учителями истории, литературы, естественнонаучных дисциплин, музыки, изобразительного искусства, художественного труда, организаторами воспитательной работы. Использование материалов предоставляет широкую возможность реализо- вать межпредметные связи, тем самым развивать системное мышление ре-бенка. Авторы пособия предлагают также один из возможных вариантов построе- ния курса "Введение в народоведение", который может быть принят учите- лем за основу, либо использоваться в виде отдельных элементов Авторский коллектив надеется, что данные методические материалы позволят учителю начальных классов организовать необходимые условия по ознаком-лению младших школьников с культурой России и своего региона, чем окажет действенную помощь в решении задач регионального компонента базисного учебного плана. 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОСТРОЕНИЮ КУРСА 3 "В ВЕДЕНИЕ В НАРОДОВЕДЕНИЕ" Предлагаемая модель построения курса "Введение в народоведение" ставит перед собой цель создания условий для культурного самоопределения млад-шего школьника в культуре своего народа, своей большой и малой Родины. В качестве основных условий в данной модели рассматриваются: - ознакомление учащихся с основными сведениями по истории, культуре, национальным традициям России и Ульяновской области; - создание системных представлений о народной культуре России, ее связи с историей,о месте культуры своего края, своей семьи и себя самого в народной культуре России; - формирование у учащихся таких понятий, как Родина, родной язык, на- циональность, национальные традиции; - пробуждение осознанного чувства интереса и любви к Родине (России, родному краю, природе, народному творчеству, традициям); - развитие эстетического вкуса и воспитание чувства прекрасного на лучших образцах народного творчества; - привитие навыков прикладного труда и художественного творчества. Реализация этих условий является задачами курса. Решение поставленных задач предполагает построение системы занятий, обеспечивающей раскрытие перед ребенком на живом фольклорном и этнографическом материале миропонимания, выработанного его предками. Предлагаемая в нашей модели система работы состоит из трех основных элементов: 1. Знакомство с народным творчеством и народной культурой; 2. Осознание тесной взаимосвязи культуры и истории большой и малой Родины, понимание исторических корней современной культуры; 3. Осмысление места своей семьи и себя самого в истории и народной культуре. Реализация этих элементов осуществляется последовательно, от первого класса к третьему. В первом классе ребенок знакомится с лучшими образцами народного творчества, участвует в народных праздниках, становится сознательным свиде- телем традиций. При этом учителем заостряется внимание на местных особен- ностях всех изучаемых явлений культуры, выделяется их сходство и некоторые различия с памятниками народной культуры и фольклора других мест России. Во втором классе учащийся вместе с учителем задается вопросами: по-чему возникли те или иные явления народной культуры? О чем свидетельствуют нам они? Отвечая на эти вопросы, дети знакомятся с основными вехами истории России, узнают о Великих Русских городах; Древний Киев, Великий Новгород, Москва, Санкт-Петербург, открывают для себя историю возникновения Симбирска и 4 осознают исторические корни народной культуры. В третьем классе расширяются знания учащихся о родном крае, его геогра- фии, истории, культуре, рассматривается связь современной культуры с истори- ческими корнями. Основное внимание уделяется изучению истории, выявлению связей своей истории с культурой Родины. Дети собирают генеалогические све- дения, изучают происхождение своего имени, рассказывают о традициях своей семьи, определяют себя в историческом времени и культурном пространстве. 2. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА КУРСА "ВВЕДЕНИЕ В НАРОДОВЕДЕНИЕ" ДЛЯ 1-3 КЛАССОВ Раздел I. Народная культура и народное творчество. 1 класс. I. Устно-поэтическое творчество народов России. 1. Что такое "народная культура"? Человек и природа. Постоянный труд и стремление к красоте. Эстетизация быта. Многообразие видов и форм творческой деятельности. Устные процессы знаний и профессионального мастерства. 2.Загадки. Знакомство с жанром, его функции, особенности. Структура загадки. Отгадывание загадок. Турнир "загадочников". Рисование загадок. 3. Скороговорки, считалки, потешки, прибаутки. Знакомство с жанрами, их функциями и особенностями. Работа над дикцией. Рассказывание. Разучивание считалок, скороговорок. 4. Пословицы и поговорки. Сходство и различие пословиц и поговорок. Устный журнал. 5. Игры. Разучивание игр. Игры Симбирской губернии XIX века. II. Музыкально-художественное народное творчество. 1. Русские народные песни Их особенности, функции. Слушание и разучивание. Рисунки к текстам песен. Песни Симбирской губернии. 2. Народные промыслы Их функции, особенности: бытовые, эстетические. Расписывание посуды. 3. Игрушки России История возникновения, эстетические особенности; рисование игрушек. 4. Костюмы России История одежды; совершенствование костюма в различных климатических 5 областях России.Одежда Симбирской губернии XVIII-XIX веков. Рисование костюмов. III. Праздники светские и духовные. 1. Новый год Празднование Нового года в России и в других странах. Конкурс на лучшего знатока традиций празднования Нового года. 2. Рождество История празднования. Как отмечается этот праздник в России и за рубежом. Праздники: "Коляда". "Рождественская звезда". 3. День защитников Отечества 4. Масленица Рассказ о праздновании масленицы в Симбирской губернии. 5. 8 марта - Международный женский день. 6. Духовный праздник - Пасха. История праздника. Рисование яичек. 7. Духовный праздник - Троица. 8. День Победы. 9. День космонавтики. Беседа о космонавтах. 10. День рождения В.И.Ленина. Посещение Мемориала. IV. Древнерусская живопись. 1. Иконопись. Кто были первыми художниками Руси? Икона Древней Руси "Спас Не- рукотворный". 2. Библейские легенды (работа по детской Библии). Легенды и притчи; их смысл. Слушание различных легенд и их обсуждение. V. Обряды и традиции Руси. 1. Свадебный и родинный обряды. Краткое знакомство с обрядами. Раздел 2. История большой и малой Родины и народная культура. 2 класс. 1. Откуда пришли традиции? Праздник Осени. Спасибо Земле. Традиции и время. Время года. Откуда взялись названия времен года, месяцев, дней недели? Что такое история? 2. История России. Наши предки-славяне. Начало Русского государства. Крещение Руси, Древний Киев. Господин Великий Новгород. Древнерусский город Москва. История возникновения Санкт-Петербурга. 3. История Симбирска. Враги Руси. Нашествие монголо-татар. Необходимость защиты рубежей. 6 История возникновения Симбирска. История малых городов Симбирской гу- бернии. Культурные памятники старины. 4. Связь культуры и истории. О чем рассказывают нам памятники культуры, традиции, фольклор? Раздел 3. Мой край, моя семья и я в культуре и истории. 3 класс. 1. Симбирск современный. Ульяновск и Ульяновская область: география, промышленность, сельское хозяйство, природа, население и культура. Памятники культуры и истории в Ульяновске и области, связь современной культуры с историческими корнями. 2. Я и моя семья в истории и культуре. История Родины и история семьи. Моя родословная. Генеалогическое дерево. Я и мое имя: происхождение имен, фамилий, отчеств, значение имен, имя и прозвище. Я и моя семья: традиции семьи и традиции народа. История и культура моей семьи - часть истории и культуры народа большой и малой Родины. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА "ВВЕДЕНИЕ В НАРОДОВЕДЕНИЕ" ДЛЯ 1 КЛАССА Тематическое планирование на основе программы и материалов хресто-матии учитель может построить самостоятельно в соответствии с объемом предоставленных часов. Авторы пособия представляют лишь примерное тематическое планирование для 1 класса, рассчитанное на 32 часа учебного времени. Тематическое планирование. 1 класс. N Тема урока Кол-во часов 1 2 3 1. Что такое "народная культура"? 1ч. 2. Загадки. 1ч. 3. Скороговорки, считалки, потешки, прибаутки. 1ч. 4. Пословицы и поговорки. 1ч. 5. Игры. 1ч. 1 2 3 7 6. Обобщающий урок. 1ч. 7. Русские народные песни (исторические, лирические, обрядовые, песни Симбирской губернии). 2ч. 8. Народные промыслы (Жостово, Палех, Хохлома, Городец, Гжель; вологодское кружево). 3ч. 9. Игрушки России (матрешка, филимоновская, дым- ковская, каргопольская). 2ч. 10. Костюмы России и Симбирской губернии. 2ч. 11. Обобщающий урок-утренник "Деревенские посиделки". 1ч. 12. Празднование Нового года в России и за рубежом. 1ч. 13. Древнерусская живопись. 1ч. 14. Рождество. Коляда. 2ч. 15. Обряды России. 1ч. 16. День защитников Отечества. 1ч. 17. Народный праздник - Масленица. 1ч. 18. Международный женский день - 8 марта. Урок-утренник. 1ч. 19. Библейские легенды. 2ч. 20. Церковный праздник - Пасха. 1ч. 21. Церковный праздник - Троица. 1ч. 22. День Космонавтики. 1ч. 23. День рождения В.И.Ленина. 1ч. 24. День Победы. 1ч. 25. Обобщающий урок. Экскурсия в краеведческий музей. 2ч. 4. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ Введение курса "Введение в народоведение" в начальной школе предпола- гает получение обратной связи об уровне усвоения получаемых знаний, сформированности основных понятий и представлений и усвоения некоторых навыков. Учитель может самостоятельно отработать способ получения обратной связи. Авторы же пособия предлагают свой примерный вариант требований к знаниям и умениям. Он составлен для 1 класса и может служить как образец для разработки содержания и форм контроля для учащихся 2-х и 3-х классов. Требования к знаниям и умениям. 8 К концу первого года обучения по курсу "Введение в народоведение" учащиеся должны знать: - что такое устное народное творчество, загадки, скороговорки, считалки, прибаутки, пословицы и потешки; - историю возникновения различных праздников; - традиции и обряды России; - особенности одежды Симбирской губернии в XVIII-XIX вв; - отличие народной песни и авторской; - различные народные игрушки России; - историю возникновения первых икон на Руси. Учащиеся должны уметь: - отличать пословицы и поговорки; - исполнять народную песню; - отличать различные виды росписи; - проводить русские народные игры; - изображать элементы русского народного костюма; - понимать смысл библейских легенд. 5. МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ НАРОДОВЕДЕНИЯ Предлагаемые материалы к урокам народоведения для каждого класса сгруппированы в три раздела. 1. Народная культура и народное творчество, В нем представлены материалы по ознакомлению с народной культурой России и области. 2. История большой и малой Родины и народная культура. В нем пред- ставлены материалы по ознакомлению с историей большой и малой Родины. 3. Мой край, моя семья и я в культуре и истории. В нем содержатся материалы по ознакомлению с историей своей семьи и себя самого. Подборка материалов оставляет достаточно возможностей для свободного творчества учителя, так как не претендует на программирование каждого его шага. Это именно материалы для работы, их можно и нужно использовать творчески, исходя из условий обучения, возможностей педагога и задач, которые он реализует. 9 5.1. Материалы к разделу "Народная культура и народное творчество" С Ч И ТА Л К И С их помощью определяют того, кто "водит", и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение. Для считалки характерно пересчитыва- ние при помощи заумных, придуманных слов, награмождения их заумных со- четаний. Тем самым считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкно- вение пересчитываться идет от быта взрослых. Перед настоящими, неиг- ровыми делами в прошлом было правилом прибегать к жеребьевке и счету. Им придавали необычайную важность. Полагали, что есть счастливые и не- счастливые числа. С числами 3,7,9,12,41 и др. связывали удачу и неудачу, личную судьбу. Существовал и тайный счет посредством придуманных слов. Взрослые пересчитывались-стали пересчитываться и дети, ведь многие детские игры имитируют охоту на зверей, уход за посевами, ловлю птиц и другие серьезные занятия в жизни. Считалка воспроизводит в нарочито измененной форме счет от одного до десяти (изи, дважи, тризи). Традиция пересчитывания в считалках преображена: детям доставляет удовольствие сама возможность играть словами - возникают забавные в своей нелепости сочетания слогов и слов: Перя, Еря, Суха, Рюра, Пята, Сата. Создается комический речевой эффект. 1. Шишел, вышел, Вон пошел! Красну шапочку нашел. Я, Иван-капитан, Всех коней прокатал. Из копыта под копыто, Из телеги прямо в грязь, Оставайся добрый князь. 2. Теля, меля, Ты Емеля, Третий бас. Поводи-ка ты за нас! 3. Тани-бани, Что под вами, Под железными Столбами? Стульчик, Мальчик, Сам король, 10
Яндекс цитирования