Главная
Каталог
Библиотека
Избранное
Порталы
Библиотеки вузов
Отзывы
Новости
 
12+
 
Предварительный просмотр документа

Информационная образовательная среда основной школы: Учебное пособие

Автор/создатель: Коротенков Ю.Г. Академия Ай
 
Описание целей и проблем Информационной образовательной среды (ИОС), основных ее аспектов и функций, вопросов проектирования ИОС школы, образовательной медиа-среды в контексте познавательного и социокультурного взаимодействия субъектов образования в ИОС и многого другого предлагается в этом учебно-методическом пособии. Основная цель ИОС - обеспечение перехода образования в новое качество: в состояние, соответствующее информационному обществу. Следовательно, основная цель предлагаемого описания - способствование этому переходу образования, его качественному развитию и преобразованию.
Электронная версия пособия размещена на учебном портале по использованию ЭОР в образовательной деятельности, созданном в рамках проекта ""Развитие электронных образовательных ресурсов нового поколения" (http://eor.it.ru).
Показать полное описание документа
РЕЙТИНГ

Оценка пользователей: 5.0
Количество голосов: 4
Оцените ресурс:
5 4 3 2 1

ОТЗЫВЫ


Популярные ресурсы по теме

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра. Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.
Общество. Социально-информационная среда Образование. Образовательная сфера Внутренние образовательная среда и ИОС Внешние образовательная среда и ИОС Аспекты: Функции: Информационный. Обучающая. Психологический. Социокультурная. Социокультурный. Развивающая. Духовный. Воспитательная. Организационный. Просветительная. Межличностный Мировоззренческая. Предметный. Управленческая. Регулятивный. Рис.1.3. Структура и отношения образовательной среды Коротенков Ю.Г. Страница Академия АйТи Учебное пособие «Информационная образователь- № 31 из 152 ная среда основной школы» Раздел 2. Информационная образовательная среда шко- лы Понятие и цели ИОС ИОС как комплексное понятие. За основу понятия ИОС мы возьмем ее опреде- ление в Стандарте (как ее правовое толкование и выражение): «Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образова- тельные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуника- ционных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде». При этом в качестве социокультурного понятия, развиваемого в соответствии с со- циально-экономическими условиями и методологией научно-образовательного исследо- вания, понятие ИОС является многоаспектным. В частности, можно выделить следующие аспекты:  ИОС как информационное выражение образовательной среды;  ИОС как часть информационной среды, имеющая образовательное значение;  ИОС как информационное содержание образовательной среды (информационные объекты, средства, ресурсы). Так же, как информационная среда общества, ИОС включает в себя свое (специфи- чески выраженное) информационное содержание и инфраструктуру – материально- технологическое обеспечение ее продуктивного функционирования и позитивного воз- действия на образование, что нашло выражение в ее определении в Стандарте. Нас интересует специализированная среда, целенаправленная на образовательный процесс, выражающая его специфику и особенности (логически неотделимая от него), а также имеющая информационное представление, что также является ее неотъемлемым свойством. Поэтому ИОС – это не просто информационная образовательная среда, или образовательная среда, выраженная в информационной форме, а именно ее представление (образ, проекция) в информационных средствах, ресурсах, технологиях, обучающих и Коротенков Ю.Г. Страница Академия АйТи Учебное пособие «Информационная образователь- № 32 из 152 ная среда основной школы» управляющих системах, выраженных в документированной форме и методически адапти- рованных для образования. ИОС – это информационно-образовательная среда в логиче- ском единстве информационных и образовательных характеристик. Замечание. Информационное выражение – обретение или замена информационной формы. Это одновременно и действие (понимаемое как глагол), и результат (существи- тельное) формализации и объективизации информации, что позволяет производить ее дальнейшую обработку или исследование – моделирование, систематизацию и т.д. Представление – выражение на каком-либо информационном языке, т.е. на языке информационной среды, понятном в ней; оно всегда социально, поскольку влечет хране- ние, передачу, распространение и, следовательно, отчуждение представляемой информа- ции, объекта, отделение их от автора. С другой стороны, представление и, следовательно, отчуждение влекут владение информационным (авторским) правом и его защиту при наличии идентификации (документирования). Следовательно, сама ИОС и каждый ее документированный элемент: ресурс, сред- ство, технология – имеют социальные характеристики, социально направлены. Следова- тельно, ИОС является также проективным представлением общей социально- информационной среды, понимаемым в следующем аспекте:  отображение осуществляется исходя из целей образования, достигаемых образова- тельных результатов, методологии ИО и методики предметного обучения;  проектируемые образы создаются на базе системных представлений о ИОС, ее ло- гической полноте и информационной насыщенности, упорядоченности. ИОС является многоуровневой: общая, или общеобразовательная среда, ИОС обра- зовательного учреждения (школы), личная образовательная среда. В аспекте системной связи между этими средами существует четкая иерархия как систем и подсистем и, следо- вательно, преемственность в инвариантных свойствах. При этом каждая из них представ- ляет самостоятельную социально-информационную систему со своей спецификой и осо- бенностями. ИОС школы – это уровень реализации целей образования в конкретном образова- тельном учреждении со своими условиями, обусловленными объективными факторами региональной среды своего расположения, а также субъективными факторами, характе- ристиками реальных субъектов образования. Коротенков Ю.Г. Страница Академия АйТи Учебное пособие «Информационная образователь- № 33 из 152 ная среда основной школы» Поскольку в соответствии со Стандартом «Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы среднего … общего образования долж- ны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой», создание эф- фективной (с точки зрения ее позитивного воздействия) ИОС школы является одной из важнейших ее задач при поддержке общей социально-информационной среды, ИОС, си- стемы информатизации образования. Личная информационно-образовательная среда - ИОС конкретной личности (ученика, педагога). По сути дела, она совпадает с его личной информационной средой при рассмотрении этой личности как субъекта образования, т.е. исходя из целенаправлен- ности развития этой среды на достижение целей и образовательных результатов. Личная информационная среда ученика как социального субъекта может (и должна быть) шире его личной ИОС, но должна ей соответствовать (не противоречить) по каче- ственным признакам, иначе трудно рассчитывать на достижение духовных и социокуль- турных результатов его образования. Следовательно, одной из задач ИОС школы является опосредованное управление личной информационной средой каждого ученика. Личная информационная среда субъекта, как и системная, определяется на основа- нии существенности связи и взаимовлияния. Субъект не строит среду, но определяет с ней свои отношения. Здесь его свобода ограничивается лишь им самим (его культурой, воспи- танием, мотивацией, формируемыми в школе). Личная ИОС субъекта образования опре- деляется ИОС высшего уровня. Однако его свобода как саморазвивающейся системы остается высокой, поскольку он должен не только усваивать базовые знания, но и сам «добывать знания» в доступных ему средах. Поскольку приоритетным направлением образования и воздействия образователь- ной среды, ИОС, является развитие личности, обеспечение непрерывности его саморазви- тия, личная ИОС каждого субъекта образования является необходимой. Естественно, лич- ная ИОС должна быть самоорганизуемой на уровне этой личности, но методически управляемой со стороны ИОС школы. Поэтому уровень ИОС школы – это сочетание конкретных условий и индивиду- альности учащихся, особенностей их развития и саморазвития, интересов и мотивации. Согласно ФГОС это основное звено ИОС, требующий разработки: определение структуры, аспектного, функционального описания; Коротенков Ю.Г. Страница Академия АйТи Учебное пособие «Информационная образователь- № 34 из 152 ная среда основной школы» вопросов проектирования, критериев оценки в аспекте качества и эффективности. Однако, как известно, исследование и разработка любого частного, локального должны исходить из общего, универсального, из его инвариантных (закономерных) свойств. Поэтому сначала необходимо изучение общеобразовательной ИОС как аб- страктной информационно-методической системы с ее универсальными свойствами. С одной стороны, общеобразовательная ИОС – это интегрированный образ школь- ных и личных ИОС, представляемый как системное объединение своих подсистем (школьных, личных и других локальных ИОС) и как система этих систем – метасистема. Школьные ИОС являются преемниками ее инвариантных (базовых) свойств по принципу наследования. С другой стороны, общеобразовательная ИОС в ее абстрактно-формализованном и систематизированном представлении – является универсальным образом ИОС (универ- сальной информационной моделью) и прообразом любой системы любого уровня – школьной, личной и пр., сохраняющей ее базовые свойства. В завершение этого пункта необходимо составить общее понятие ИОС. На наш взгляд, в наибольшей мере нашим представлениям о ИОС соответствует определение О.И.Соколовой (pedagogika/andreev/andreev9.html): «Информационно-образовательная среда (ИОС) – это педагогическая система (ПС) плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы финансово-экономическая, материально- техническая, нормативно-правовая и маркетинговая, менеджмента». Именно «педагогическая система» - собирательный образ внутренней составляю- щей ИОС. Это ее источник и адресат, создатель и потребитель. Необходимо только доба- вить информационное содержание, информационно-технологическое обеспечение, ин- формационно-методическое управление. Впрочем, это можно считать частью педагогиче- ской системы, или образовательной сферы, куда включаются вся педагогико- методическая деятельность, упорядоченное множество целей, требований, тенденций, за- кономерностей, принципов и т.п. Просто, когда мы говорим «педагогическая система», то имеем в виду систематизированное творчество педагогов. Однако в общем плане условия образования создаются во взаимодействии всех его субъектов. Вследствие такого определения (понимания), делаются простые выводы: Коротенков Ю.Г. Страница Академия АйТи Учебное пособие «Информационная образователь- № 35 из 152 ная среда основной школы» 1. ИОС следует рассматривать только с позиции деятельности и развития педаго- гической системы, эффективного использования внутренних факторов образовательной сферы, а также их расширения. 2. Рассмотрение с позиций «педагогической систем» однозначно влечет первич- ность исследования однородной по уровню системы – общеобразовательной ИОС. 3. Рассмотрение ИОС следует вести не только с позиций ее организации и управле- ния ее ресурсами, но и с позиции созидания, информационно-методического решения проблем подготовки и потребления этих ресурсов внутри сферы образования, «педагоги- ческой системы». Образовательная сфера сама создает условия для своего функционирования и раз- вития. Более того, она сама и составляет эти условия и благоприятные факторы: отноше- ния, взаимосвязи, взаимодействие, т.е. взаимовоздействие. Это ее внутренней потенциал как педагогической системы. Разумеется, ни педагогическая система, ни образовательная сфера не являются ча- стью ИОС. Во-первых, речь может вестись только об их абстрактном (информационном) выражении в ИОС. Во-вторых, это выражение именно на уровне педагогических и обра- зовательных условий, создаваемых этими системами. Именно с этих позиций мы и будем рассматривать ИОС, ее аспекты и функции, ее взаимосвязи со сферой образования при их реализации. Следующая схема иллюстрирует связь различных уровней ИОС: Образование Образовательная сфера Образовательный процесс (Педагогическая система) Абстрактное системное Общеобразовательная ИОС представление ОИС Абстрактная модель ИОС школы ИОС школы Абстрактная модель личной Личная ИОС ИОС Рис.2.1 Взаимосвязи различных уровней ИОС Цели ИОС. Назначение ИОС, так же, как и всей образовательной среды, в обеспе- чении достижения целей образования. Поэтому все цели образования дублируются в каче- Коротенков Ю.Г. Страница Академия АйТи Учебное пособие «Информационная образователь- № 36 из 152 ная среда основной школы» стве целей ИОС. Однако на уровне ИОС эти цели приобретают определенную специфику и форму реализации. Общее название этой специфики – информационная. Информация стала главным достоянием человечества, гиперболически увеличивается ее объем и, сле- довательно, роль и значение. Соответственно этому образование все более становится ин- формационным и по содержанию, и по форме. Как следствие, повышается роль ИОС, ее объем и содержание, изменяется форма ее информационно-образовательного воздействия. Развитие информационной среды определено как информатизация, которая по праву называется главным двигателем и условием прогресса. Проекцией информатизации общества в образовании является его информатизация - ИО. ИОС является в значительной мере следствием информатизации общества и ИО. Поэтому одним из выражений инфор- мационной специфики ИОС является «информатизационная». В современной педагогической науке информатизация образования рассматрива- ется в двух методических аспектах: технологическом и психолого-педагогическом (И.В.Роберт): как «целенаправленно организованный процесс» и как специализированная «новая область педагогического знания, интегрирующая научные направления психолого- педагогических, социальных, физиолого-гигиенических, технико-технологических иссле- дований, находящихся в определенных взаимосвязях, отношениях между собой». Информатизация образования (ИО) – это не только информатизация образователь- ной среды и инфраструктуры образования, но и, прежде всего, решение всех проблем ин- формационно-познавательной деятельности, информационного взаимодействия субъектов образования, что предполагает ее проникновение во все поры образовательного процесса и образуемой им образовательной сферы. Это не только информатизация системы образо- вания как сети образовательных учреждений, но и информатизация предмета образования. ИО является стратегическим средством, ресурсом образования. В то же время, ИО создает условия, благоприятные факторы для образования, т.е. формирует его среду, ИОС. По сути дела, ИОС является продуктом информатизации образовательной сферы, резуль- татом применения к ней ИО как функции. Информатизация ИОС – это ее естественное развитие. Информатизация образования, формируя новое информационное мировоззрение, сама становится новым мировоззрением субъектов образования и, следовательно, сферы образования, что выражается в кардинальном изменении понимания содержания и форм Коротенков Ю.Г. Страница Академия АйТи Учебное пособие «Информационная образователь- № 37 из 152 ная среда основной школы» познания, его способов и средств и, следовательно, содержания и форм образовательной среды, ИОС. Таким образом, формирование и развитие современной ИОС являются, во- первых, выражением нового (информационного) мировоззрения образования (информа- ционного мировоззрения), а во-вторых, осуществляются в соответствии с концепцией и методологией ИО. Отсюда следует, что информационное воздействие ИОС на образовательный про- цесс, предметное обучение – это опосредованное воздействие на них ИО. ИОС – это мно- гомерная база научно-познавательных и социокультурных знаний, адаптированных для образования. То есть взаимодействие (информационное воздействие с прямыми и обрат- ными связями) в парадигме образование – ИОС расширяется до взаимодействия в следу- ющей парадигме: Образование – ИО – ИОС. ИО является по отношению к ИОС системой интеллектуального управления, раз- вития и саморазвития ее знаний, «обучения» и «самообучения» ИОС в качестве базы об- разовательных знаний. В то же время, ИОС в контексте отношений образование – ИО – ИОС расширяет границы «педагогического» аспекта ИО:  ресурсы ИО становятся не только средствами обучения, познания, но и самостоя- тельными объектами обучения, внедряясь в предметное обучение.  сама ИО, как и информатизация общества, их аспекты, проблемы, тенденции, принципы, становится предметом обучения. Кроме технологического и педагогического аспектов, ИО характеризуется еще во множестве аспектов: социокультурном, социально-правовом, метасистемном, личностным (межличностным) и др. Это привносит свой отпечаток в характеристику ИОС в этих ас- пектах и описание ее информационного воздействия на образование. Информатизация не просто кардинально изменила мир, она качественно изменила производительные силы и производственные отношения общества. Современное обще- ство вступает в новую фазу – в состояние информационного общества. В нашей стране формирование и развитие информационного общества также названо в качестве приори- тетных – «Стратегия развития информационного общества в России». В данном контексте развития общества его «информационное» состояние – это следствие информатизации. Но Коротенков Ю.Г. Страница Академия АйТи Учебное пособие «Информационная образователь- № 38 из 152 ная среда основной школы» в современных исследованиях стала меняться причинно-следственная последователь- ность. Новый аспект информатизации образования связан с определением А.Д.Урсула ин- форматизации общества как средства его перехода в состояние информационного: Информатизация - это "системно-деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе - дальнейшего продолжения прогресса ци- вилизации"3. Следуя этому определению, информатизацию образования следует понимать как универсальное средство его модернизации, развития, совершенствования с целью преоб- разования его в состояние, соответствующее информационному обществу. Часто такой уровень образования называют ноосферным. Поскольку система образования функционирует в контексте отношений с инфор- матизацией образования и ИОС, то их общей стратегической целью является обеспечение перехода общества в состояние информационного, а самого образования - в состояние но- сферного. Информационное общество в определении А.Д. Урсула предстает как самостоя- тельный феномен в развитии общества, характеризующийся множеством концептуальных признаков: высокая индустрия промышленного производства и не менее высокая IT- индустрия, или индустрия информатизации (технологии, ресурсы). Сегодня эти две инду- стрии предполагают наличие друг друга, не могут развиваться отдельно, вне взаимной за- висимости; высокая степень нормативно-правового регулирования, управление соци- ально-информационной сферой, информатизацией. Наличие полной системы информаци- онных законов, их знание и следование им; 3 А.Д.Урсул. Информатизация общества и переход к устойчивому развитию цивилизации // Вестник РОИВТ, 1993, 1-3м Коротенков Ю.Г. Страница Академия АйТи Учебное пособие «Информационная образователь- № 39 из 152 ная среда основной школы» качественное изменение производственных отношений, выражающихся в наличии множества исключительных и неисключительных прав на информацию и инфор- мационную деятельность. Информатизация является лишь источником, необходимым средством этого пере- хода, но не достаточным. Информационное общество часто (на «Западе» и у нас) характеризуют как «обще- ство знаний», отмечая особую важность знания, носителей знания, производства знаний. Однако это не самостоятельный его признак, а следствие вышеупомянутых признаков. С другой стороны, именно признак «знание» является результирующим, объединяющим все основные признаки. Только теперь этот признак означает не просто высокую важность знания, а высокую степень индустрии знаний – производства и потребления знаний, дей- ствующих на принципах эффективности, продуктивности, правомерности и безопасности. Информационное общество характеризуется не только как «общество знаний», но, прежде всего, как общество познания, производящее и потребляющее знание. В этом со- стоянии общества происходит «слияние в единое целое процессов труда, получение новых знаний для решения производственных задач и производства новых знаний, … решаю- щим фактором развития становится познавательная деятельность человека… Личность становится носителем уникального «комплекта» знаний, навыков и умений»4. Следовательно, ноосферное образование также является самостоятельной сущно- стью, новым качественным уровнем образования. ИО и ИОС – это необходимые средства и условия достижения этого уровня, выражающие «количество» развития, переходящего на его определенном этапе в «качество». Если производство новых знаний – это, прежде всего, дело науки и IT-индустрии, то потребление знаний осуществляется, главным образом, в образовании. Потребление, восприятие знаний учащимися влечет «производство» их личных знаний. Конечно, обра- зование не сводится к индустрии знаний и познания, однако отражение в нем характери- стик этой индустрии означает высокую степень: 4 М.П.Карпенко, Образование для инновационной экономики. Мат.конф. «Интеллектуальная эконо- мика – основа устойчивого развития России», М.: Инфориздат, 2010 Коротенков Ю.Г. Страница Академия АйТи Учебное пособие «Информационная образователь- № 40 из 152 ная среда основной школы»
Яндекс цитирования