Главная
Каталог
Библиотека
Избранное
Порталы
Библиотеки вузов
Отзывы
Новости
 
12+
 
Предварительный просмотр документа

Сборник заданий и упражнений по общей экологии: Учебное пособие

Автор/создатель: Петунин О.В.
Год: 2008 
Настоящее пособие предназначено для проверки знаний у студентов технических и экономических специальностей, изучающих курс общей экологии. Сборник включает в себя разнообразные типы заданий и упражнений: различные по структуре и сложности тесты, задачи, проблемные вопросы, способствующие активному участию обучаемых в учебном процессе. К заданиям тестового характера в конце сборника приводятся ответы. Подготовлено на кафедре естественнонаучных дисциплин филиала КузГТУ в г. Прокопьевске.
Показать полное описание документа
Популярные ресурсы рубрик:
РЕЙТИНГ

Оценка пользователей: 3.9
Количество голосов: 9
Оцените ресурс:
5 4 3 2 1

ОТЗЫВЫ


Популярные ресурсы по теме

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра. Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кузбасский государственный технический университет» в г. Прокопьевске КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН СБОРНИК ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ ПО ОБЩЕЙ ЭКОЛОГИИ Учебное пособие для преподавателей и студентов высших учебных заведений Составитель: О.В. Петунин Утверждено на заседании кафедры Протокол № 2от 28.10.07 Прокопьевск 2008 Рецензент: д.т.н., профессор, заведующий кафедрой разработки пластовых месторождений полезных ископаемых Сибирского государственного индустриального университета В.Н. Фрянов Аннотация Настоящее пособие «Сборник заданий и упражнений по общей экологии» предназначено для проверки знаний у студентов технических и экономических специальностей, изучающих курс общей экологии. Сборник включает в себя разнообразные типы заданий и упражнений: различные по структуре и сложности тесты, задачи, проблемные вопросы, способствующие активному участию обучаемых в учебном процессе. К заданиям тестового характера в конце сборника приводятся ответы. В соответствии с учебной программой по общей экологии для вузов задания и упражнения, предлагаемые в пособии, разделены на отдельные главы. Сведения об авторе Петунин Олег Викторович – доцент кафедры естественнонаучных дисциплин филиала Кузбасского государственного технического университета в г. Прокопьевске, лауреат премии Президента РФ, автор более 100 научных и учебно-методических работ, кандидат педагогических наук, доцент. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ...................................................................................... 4 Задания и упражнения по разделу « Экология как наука» .......... 6 Задания и упражнения по разделу «Организм и среда» ............ 10 Задания и упражнения по разделу «Популяции и сообщества» 26 Задания и упражнения по разделу «Экосистемы» ..................... 43 Задания и упражнения по разделу «Биосфера» .......................... 60 Задания и упражнения по разделу «Глобальные экологические проблемы» ....................................................................................... 68 Задания и упражнения по разделу «Рациональное природопользование и охрана окружающей среды» .................. 76 Ответы на задания тестового характера ....................................... 91 Список рекомендуемой литературы ........................................... 101 ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемое учебное пособие «Сборник задач и упражнений по общей экологии» построено в соответствии со структурой и требованиями учебной программы по соответствующему вузовскому курсу. Согласно программе изучение общеэкологических закономерностей строится по уровням организации природы. Изучение материала начинается с закономерностей взаимоотношений отдельных организмов со средой обитания и заканчивается вопросами структуры и функционирования биосферы, рационального природопользования и охраны природы. Данный сборник является результатом многолетней практики преподавания автором экологии в вузе. При составлении заданий учитывались особенности курса экологии, изучаемого студентами технического университета. В пособие включены задания и упражнения, которые могут быть полезными и интересными преподавателям и студентам разных факультетов и специальностей. Выполнение заданий, предлагаемых нами в пособии, позволит проверить, насколько глубоко студенты усвоили общебэкологические закономерности и насколько свободно они могут описывать их – воспроизводить факты, законы, явления. Предлагаемые задания и упражнения могут помочь преподавателю проверить умения обучающихся использовать знания в разнообразных ситуациях, в том числе требующих их творческой интерпретации и применения. К заданиям тестового характера в конце сборника приводятся ответы. Автор намеренно не дает ответов на задания так называемого открытого типа, так как они часто носят дискуссионный характер и требуют «живого» обсуждения в аудитории. Задания, к которым не приводятся ответы, выделены звездочкой – *. Надеемся, что работа с предлагаемыми нами заданиями и упражнениями поможет вам, уважаемые коллеги, не только при подготовке к занятиям, но и позволит лучше подготовить 4 обучаемых Вами студентов к экзаменам, олимпиадам и аттестации вуза. Желаем удачи в преподавании и изучении общей экологии! 5 1. ЭКОЛОГИЯ КАК НАУКА 1) Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Термин «экология» был введен в научный обиход в 1866 г.: а) Ю. Либихом; б) В. В. Докучаевым; в) Э. Геккелем; г) Н. А. Северцевым. 2) Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Общая экология – это наука, изучающая: а) общенаучные методы познания действительности; б) конкретные группы живых организмов и их связи со средой обитания; в) совокупность организмов вместе с окружающей средой; г) реакции компонентов окружающей среды на антропогенные воздействия. 3) Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Синэкология занимается изучением: а) связей отдельных организмов с окружающей средой; б) связей отдельных видов с окружающей средой; в) структуры и функционирования популяций; г) структуры и функционирования природных сообществ и экосистем. 4) Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Наука о взаимодействии с окружающей средой биосферы называется: а) социальной экологией; б) глобальной экологией; в) урбоэкологией; г) общей экологией. 5) Выберите правильные ответы (от 0 до 5) из предложенных вариантов. К направлениям инженерной экологии относятся: а) агроэкология; б) биоресурсная экология; в) экологическая эргономика; 6 г) транспортная экология; д) промышленная экология. 6) Выберите правильные ответы (от 0 до 5) из предложенных вариантов. Экология как наука решает следующие задачи: а) консервация эталонных участков биосферы; б) создание научной основы рационального природопользования; в) экологическая индикация свойств и компонентов среды; г) обоснование перехода от хозяйства к промыслу; д) регуляция численности человечества на Земле. 7) Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Математическими моделями, учитывающими случайные параметры, имеющиеся в реальных системах, являются: а) детерминистские модели; б) стохастические модели; в) оптимизационные модели; г) игровые модели. 8) Выберите правильные ответы (от 0 до 5) из предложенных вариантов. К методам экологических исследований относятся: а) закладка и описание пробных площадей и учетных площадок; б) мечение животных; в) эксперименты в природных условиях; г) математическое моделирование; д) модифицированные методы физиологии. 9) Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Математическая модель Вольтерра–Лотки, посвящена простейшей экологической системе: а) хозяин-квартирант; б) хозяин-симбионт; в) хищник-жертва; г) хищник-хищник. 10) Выберите номера правильных суждений (от 0 до 4). 1. Математическая модель биосферы «Гея» была разработана под руководством Д. Медоуза (1972); 7 2. Первой моделью прогнозирования расхода ресурсов была модель Т. Мальтуса (1798); 3. Модель М. Месаровича и Э. Пестеля описывает мировую систему как совокупность региональных систем; 4. Математические модели помогают подтвердить данные, полученные в ходе эксперимента. 11) Восстановите правильную последовательность этапов построения математических моделей: 1. разработка математической теории, описывающей изучаемые процессы; 2. изучение реальных явлений, которые нужно смоделировать; 3. расчет на основе модели и сличение результатов с действительностью. 12) Восстановите правильную последовательность этапов системного анализа решения практических экологических задач: 1. моделирование; 2. оценка возможных стратегий; 3. внедрение результатов; 4. выбор проблемы; 5. выбор путей решения задач; 6. постановка задачи и ограничение степени ее сложности; 7. установление иерархии целей и задач. 13) Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Закон ограничивающих факторов был сформулирован в 1909 г.: а) Ю. Либихом; б) В. Шелфордом; в) Г. Одумом; г) Ф. Блехманом. 14) Выберите номера правильных суждений (от 0 до 4). 1. Согласно правилу одного процента изменение энергетики природной системы в пределах 1 % не выводит ее из равновесного состояния; 8 2. Наилучшими шансами на самосохранение обладает система, которая в наименьшей степени способствует поступлению извне энергии и информации; 3. Одни факторы могут усиливать или смягчать силу действия других факторов среды; 4. Выносливость организма определяется наиболее сильным звеном в цепи его экологических потребностей. 15) Назовите термины, исходя из определения следующих понятий: 1. Наука о взаимосвязях живых существ между собой и окружающих их неорганической природой – …; 2. Раздел экологии, изучающий индивидуальные организмы или отдельные виды, – …; 3. Раздел экологии, изучающий жизнь отдельных популяций, определяющий причины их изменений, – …; 4. Раздел экологии, занимающийся изучением сообществ, экосистем и среды их обитания, – … . 16) Чем отличаются первоначальные и современные определения экологии как науки? Чем обусловлены эти различия? 17) Прокомментируйте высказывание Э. Геккеля: «Экология – это познание экономики природы…». 18) В чем состоят функциональные различия и задачи теоретической и прикладной экологии? 19) Что такое «экологизация знаний» и чем она обусловлена? 20) Почему необходимы каждому члену общества, в то числе и инженерно-техническим работникам, экологическая культура и экологическое образование? 9 2. ОРГАНИЗМ И СРЕДА 21) Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. К поступательно изменяющимся экологическим факторам относится: а) направление ветров; б) атмосферное давление; в) температура воздуха; г) увеличение уровня грунтовых вод и заболачивание территории. 22) Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. К регулярно-периодическим факторам среды не относится: а) ливень; б) приливы и отливы в океане; в) температура воздуха; г) годовой режим рек. 23) Выберите правильные ответы (от 0 до 5) из предложенных вариантов. К фитогенным факторам не относятся: а) роющая деятельность кротов в лесу; б) разложение бактериями мертвых органических веществ; в) поглощение и испарение воды наземными растениями; г) вырубка леса человеком; д) выравнивание растениями теплового режима местности. 24) Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Для лягушки озерной лимитирующим фактором в тундре выступает: а) влага; б) температура; в) ветер; г) хищники. 25) Выберите номера правильных суждений (от 0 до 4). 1. Каждый экологический фактор имеет лишь определенные пределы положительного воздействия на организм; 2. Благоприятная зона воздействия экологического фактора называется зоной доминирования; 10
Яндекс цитирования