Главная
Каталог
Библиотека
Избранное
Порталы
Библиотеки вузов
Отзывы
Новости
 
12+
 
Предварительный просмотр документа

Комплексная авторская программа непрерывного экологического образования в Республике Адыгея. Часть 2. Экология для младших школьников. Факультативный курс "Родной край в красках и звуках природы"

Автор/создатель: Кабаян Н.В., Кабаян О.С., Левченко В.Г.
Год: 2003 
В пособии представлена программа факультативного курса по экологии для школьников начальных классов. Содержание программы составлено с учетом регионального материала, способствует развитию личности ребенка в целом, его экологического сознании и поведения в природе, правильного отношения к ней. Для успешной реализации программы в пособии предлагаются структурные карты курса, методические рекомендации к организации и проведению практических работ, демонстрационных опытов, наблюдений, экскурсий, а также разработки подвижных игр с экологическим содержанием. Материалы пособия могут быть использованы для подготовки к лекциям и практическим занятиям преподавателями педагогических вузов и колледжей, а также студентами во время педагогических практик. Электронная версия издания размещена на сайте Адыгейского государственного университета (www.adygnet.ru).
Показать полное описание документа
Популярные ресурсы рубрик:
РЕЙТИНГ

Оценка пользователей: 3.4
Количество голосов: 5
Оцените ресурс:
5 4 3 2 1

ОТЗЫВЫ


Популярные ресурсы по теме

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра. Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.
Н.В. КАБАЯН., О.С. КАБАЯН., В.Г. ЛЕВЧЕНКО КОМПЛЕКСНАЯ АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ ЧАСТЬ 11 Экология для младших школьников Факультативный курс «Родной край в красках и звуках природы» МАЙКОП - 2003 УДК ББК К- Печатается по решению редакционно-издательского совета Адыгейского госуниверситета Кабаян Н.В., Кабаян О.С., Левченко В.Г «Родной край в красках и звуках природы». Программа непрерывного экологического образования в Республике Адыгея / Часть2 В пособии представлена программа факультативного курса по экологии для школьников начальных классов. Содержание программы составлено с учетом регионального материала, способствует развитию личности ребенка в целом, его экологического сознании и поведения в природе, правильного отношения к ней. Для успешной реализации программы в пособии предлагаются структурные карты курса, методические рекомендации к организации и проведению практических работ, демонстрационных опытов, наблюдений, экскурсий, а также разработки подвижных игр с экологическим содержанием. Материалы пособия могут быть использованы для подготовки к лекциям и практическим занятиям преподавателями педагогических вузов и колледжей, а также студентами во время педагогических практик. 2 ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса экологии для младших школьников «Родной край в красках и звуках природы» предусматривает целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий. Предлагаемый факультативный курс продолжает аналогичную программу дошкольного экологического образования и одновременно является пропедевтической основой для 5-го класса. Познакомившись в детском саду с компонентами природы, ее разнообразием, учащиеся готовы воспринять картину родного края, ее особенность и уникальность. Целью предлагаемой программы является не только раскрытие особенностей взаимоотношения человека и природы на примере родного края, но и воспитание природосообразного, здоровьесберегающего стиля мышления и поведения младших школьников. Программа включает 3 раздела: 1 класс – «Беседы о чистоте природы и дома»,-30часов; 2 класс – «Времена года в красках и звуках родной природы»,- 32 часа; 3 и 4 классы – «Природа – дом, в котором мы живем»,-69 часов. В первом классе уроки строятся в форме беседы о красоте взаимоотношений между людьми, о красоте природного окружения, о значении поддержания чистоты тела, дома, природы для здоровья человека. Дети знакомятся с традициями народов Кавказа, связанных с взаимоотношениями друг между другом, правилами этикета, традициями бережного отношения к природе; учатся понимать красоту родного края. Во втором классе дети ведут фенологические наблюдения, изучают особенности проявления времен года в Адыгее. Кроме теоретических уроков проводятся практические занятия на территории школы, пришкольном участке, в уголке живой природы, закладываются опыты, организуются экскурсии. Содержание курса экологии третьего класса включает темы: - «Изучаем природу», раскрывающей простейшие методы исследования природы; - «Условия, в которых мы живем», где используются знания о природе, полученные в первом и втором классах; - «Кто и как живет рядом», в которой решаются задачи изучения многообразия растений и животных Адыгеи; - «Человек и природа», раскрывающей историческую взаимосвязь общества и природы. В четвертом классе раздел «Природа - дом, в котором мы живем» находит логическое продолжение в темах: «Сохраним природу родного края», «Природные сообщества», «Прошлое, настоящее и будущее родного края». Содержание и структура курса обеспечивают развитие творческих, натуралистических, гигиенических, валеологических умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. 3 ЭКОЛОГИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (1 КЛАСС) БЕСЕДЫ О ЧИСТОТЕ ПРИРОДЫ И ДОМА (30 часов) 1. Красота взаимоотношений (8 часов) Почему и как люди здороваются? Какой смысл в приветствиях «доброе утро», «добрый день», «здравствуйте»? Люди желают друг другу здоровья и хорошего дня. «Не посрами имя своё»- что это значит? В именах - целый мир. Какие имена ты знаешь, что они означают? Как зовут твоих родителей? Твои родственники, твои родные, твой род. В традициях семьи - традиции народа. Профессия твоих родителей. Учёба - тоже труд. Твоя помощь родителям. Уважительное отношение к старшим, к родителям. Правила этикета в традициях русского, адыгейского и других народов республики. Отношения между сверстниками: взаимопомощь, честность и заботливость. Красивые и некрасивые поступки. Культура поведения в школе, на улице, дома, в общественных местах. Практические занятия: 1.Учимся правильно себя вести. Экскурсия: 1.Знакомство со школой. 2.Знакомство с участком школы. 2. О красоте окружения(6 часов) Растения и животные вокруг. Комнатные растения, правила ухода за ними. Домашние животные, уход за ними. Красота вокруг: цветка, дерева, сквера, дома. Любить красоту - значит беречь и создавать её. Традиции бережного отношения к природе у народов Кавказа, правила поведения в природе. Природа родного края в произведениях искусств. Большая и малая Родина. Родной город, родной край, родная страна. Природа родного края, её красота во все времена года. Демонстрации: 1.Красоты цветка, дерева. 2.Фотографии родной природы. 3.Фильмы о родной природе. Практические занятия: 2.Уход за комнатными растениями. 3.Составление осеннего букета «Красота осеннего букета», изготовление композиций из природного материала. 4.Рисуем природу родного края. Экскурсии: 3.В сквер, парк, микрорайон «Учимся видеть красоту». 4.На выставку: Изображение природы родного края в произведениях искусства. 4 3. Чистота – залог здоровья(16 часов) Что значит быть здоровым и что для этого надо делать? Кто как и чем умывается? Вода в жизни растений, животных, человека. Чистая и загрязнённая вода. Фильтрация и кипячение. Родники и реки в родном крае. Водные процедуры. Как правильно умываться и чистить зубы? Как часто мыть руки? Зачем нужна влажная уборка в доме и классе? Зачем поливают и убирают улицы в нашем городе? Экономия воды. Прогулки на воздухе. Где какой воздух: в городе, лесу, горах. Как воздух сделать чистым? Почему проветривают помещения? Вслед за солнцем. Значение солнца для растений, животных, человека. Ритмы в жизни природы и человека. Режим дня, зачем он? Как правильно загорать и закаляться? Зачем делать зарядку? Подвижные игры на воздухе. Сон в жизни человека. Кто, как и сколько спит? Покой в жизни растений. Весна - утро года. Весенние звуки в природе. Шум, почему он разный: городской, леса, реки. Что такое эхо? Шум, загрязняющий природу, как уберечь природу от шума. Что нужно делать, чтобы его уменьшить? Демонстрации: 4.Зубных паст, мыла, зубных щёток. Как умываться и чистить зубы? 5. Упражнения для осанки. Практические работы: 5.Фильтрация воды. 6.На пришкольном участке «Уберём планету от мусора». 7.В уголке живой природы «Водные процедуры для комнатных растений». 8. Составление режима дня школьников. 9.В школьном дворе: разучивание подвижных игр. Экскурсия 5. Слышим и видим весну 5 ЭКОЛОГИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (2 КЛАСС) ВРЕМЕНА ГОДА В КРАСКАХ И ЗВУКАХ РОДНОЙ ПРИРОДЫ(32 часа) 1. Что нас окружает?(3 часа) Что такое природа? Живая и неживая природа, их взаимосвязь. Ритмы в природе. Смена времён года. Что изучает фенология? Организация фенологических наблюдений. Практические занятия. 1.Ведение календаря природы. 2.Разноцветие осени.(8 часов ) Когда начинается осень? Признаки и месяцы осени. Почему сентябрь – рюин, октябрь – грязник, ноябрь – листогной. Что такое «бабье лето»? Игра света и красок, звуки осенней природы. Как ведут себя осенью животные? Подготовка растений и животных к зиме. Перелётные и осёдлые птицы в Адыгее. Осень в жизни человека: хозяйственные работы, народные традиции, праздники. Осенние работы в саду, огороде, поле. Наблюдения: - зависимости между изменением погоды и замиранием природы, - признаков начала осени: осеннее раскрашивание листьев, - за птицами: перелётными и осёдлыми. Практические занятия: 2. Ведение календаря природы. 3. Осенние работы на пришкольном участке. 4. Сбор корма для птиц. 5. Уход за комнатными растениями. Экскурсии: 1.Осень в родном городе (в парк, сквер, по экологической тропе. В зависимости от расположения школы можно изменить тему экскурсии:«Осень в лесу, на лугу, в горах»). 3. Зима в родном крае(7 часов) Признаки зимы. В чём отличие зимы в центральной России и в Адыгее. Заморозки и морозы. Первый снег, зимние морозы. Зима в горах. Как зимуют растения: деревья, кустарники и травы. Почему говорят: «Много снега – много хлеба». Как зимуют животные: рыбы, птицы, звери. Как можно помочь животным перенести зиму. Как не заболеть зимой: помоги себе сам. Зимние праздники. Наблюдения: - за изменением температуры и другими погодными явлениями, - за снегопадом, - за изменением длины светового дня, за зимним небом, солнцем, снегом, - за птицами, домашними животными, 6 - следов на снегу, - как и когда начинается и заканчивается зима в Адыгее. Практические занятия: 6.Уборка снега на территории школы после снегопада. 7.Изготовление кормушек, их развешивание, подкормка птиц. 8.Уход за комнатными растениями. 9. Заполнение дневника фенологических наблюдений. 10.Составление зимнего букета к Новому году. Постановка опыта: 1.Распускание веток, поставленных в воду, под действием различной температуры. 2.Выращивание зелени на подоконнике. Экскурсии 2.Зимний парк родного города. 4. Весна идёт (10 часов) Весна - начало нового фенологического года. Предвесенье. Март- весна света, апрель- весна воды, май- весна цветов. Когда и как наступает весна в Адыгее. Периоды и признаки весны. Краски и звуки весны. Первоцветы - почему их так называют? Цветущие деревья и кустарники. Не цветущие растения - какие они? Птицы весной. Насекомые весной. Какие ещё животные летают? Весенние заботы огородников. Наблюдения: - первых признаков весны в Адыгее, - появление первых цветущих растений, - цветение лещины, кизила, ивы, культурных растений, - за погодой, общим ходом весны, - за птицами, насекомыми. Практические занятия: 11-12. На пришкольном участке: подготовка почвы к посеву, посев и посадка растений. 13. В школьном саду: посадка деревьев и кустарников. 14. Уход за комнатными растениями. Постановка опыта: 3.Размножение растений черенками. Экскурсия: 3.Весенние явления в природе. 5. Лето красное (4 часа). Признаки фенологического лета. Пролетье. Начало лета в Адыгее. Зацветание сирени, шиповника. Первый период лета. Цветение липы. Летние месяцы. Солнце, воздух и вода – почему они «лучшие друзья»? Лекарственные растения. Ласточки – вестники лета. 7 Наблюдения: - признаков начала лета в Адыгее, - цветения сирени, шиповника, липы, - за птицами. Практические занятия: 15. На пришкольно – опытном участке: уход за растениями на грунте. Экскурсии: 4.Звуки и краски лета. Задание на лето: - ведение календаря погоды летом, - наблюдение за цветением луговых растений, поспеванием ягод, сенокосом, - составить рассказы о летнем дожде, реке, озере, поведении животных, грибах в лесу, запахах и красках лета, - подготовить рисунки лета: «Что видели в лесу, у реки, у озера, в горах», - участвовать в летних работах на приусадебных участках: «Почему лето – припасиха?». 8 ЭКОЛОГИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (3 КЛАСС) ПРИРОДА – ДОМ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ (34 ч) 1. Изучение природы (3 ч) Беседы о лете, проверка летних заданий. Почему говорят: «Природа – дом». Изучать природу – значит любить и охранять ее. Науки о природе. Экология – наука о доме. Как изучают природу (методы исследования в экологии). Наблюдения в природе, описание живых объектов. Выявление связей между живой и неживой природой на примере сезонных явлений в природе. Практические занятия: 1. Подведение итогов фенологических наблюдений, продолжение этой работы. 2. Условия, в которых мы живем (6 ч). Солнце – источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета осени, зимы в Адыгее. Неблагоприятные и необычные явления природы в Адыгее. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода – это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана. Родники – памятники природы республики. Наблюдения: - продолжать фенологические наблюдения; - подготовка растений к зиме; - подготовка животных к зиме; - наблюдение ветра, направление и силу ветра; - наблюдение дождя: моросящий, грибной, проливной. Практические занятия: 2. Моделирование озеленения территории, прилежащей к проезжей части. 3. Очистка родника, уход за ним. Экскурсии: 1. Подготовка растений и животных к зиме. 4. Кто и как живет рядом с нами (15 ч). Многообразие цветущих и не цветущих растений Адыгеи. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике — что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги Адыгеи. Грибы – удивительное царство. Где и какие грибы встречаются в Адыгее. Грибы ядовитые и съедобные. Грибы — плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. 9 Многообразие животных Адыгеи. Какие рыбы встречаются в водоемах Адыгеи. Почему лягушка – земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Ящерица кавказская – что в ней особенного. Почему птицы – пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы Адыгеи. Как помочь птицам зимой. Какие птицы прилетают к кормушке. Что ищут дятлы на дереве. Охрана и привлечение птиц. Домашние птицы. Кормление и уход за ними. Млекопитающие — значит питающие молоком. Млекопитающие Адыгеи. История зубра на Кавказе. Редкие животные Адыгеи. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Аквариумные рыбы – что мы знаем о них. Кто и как живет в почве? Невидимые разрушители и созидатели. Что надо знать о бактериях. Почему надо содержать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. Наблюдения: - продолжить фенологические наблюдения и ведение календаря природы; - за ходом опыта: «Движение листьев под влиянием света»; - листовую мозаику у растений; - за ходом опыта «Условия прорастания семян»; - за движением и дыханием аквариумных рыб; - за птицами, прилетающими к кормушке; - за ходом опыта: «Роль дождевых червей в почве». Практические занятия: 4. Уход за комнатными растениями. 5. Изучение перьев птиц. 6. Изготовление композиций из частей растений, зимнего букета. 7. Весенняя обработка почвы. Экскурсии: 2. Как переносят зимние условия растения и животные. 3. Раннецветущие растения Адыгеи. 5. Человек и природа (10 ч). Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Черкесские сады в горах Адыгеи. Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли у населения Кавказа. Легенды и предания о природе Адыгеи. Природа — источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек – звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Адыгеи. Охранять природу – значит охранять здоровье. Комнатные растения – чистый воздух в доме. Уголок природы в доме. Наблюдения: - фенологические наблюдения; 10
Яндекс цитирования