Главная
Каталог
Библиотека
Избранное
Порталы
Библиотеки вузов
Отзывы
Новости
 
12+
 
Предварительный просмотр документа

Методика работы с оркестром: Учебная программа для музыкальных училищ и училищ искусств

Автор/создатель: Голоднюк Ю.Н.
Год: 2003 
Данная учебная программа включает в себя тематический план курса "Методика работы с оркестром", краткое изложение лекционного материала, а также список рекомендуемой литературы.
Показать полное описание документа
Популярные ресурсы рубрик:
РЕЙТИНГ

Оценка пользователей: 5.0
Количество голосов: 5
Оцените ресурс:
5 4 3 2 1

ОТЗЫВЫ


Популярные ресурсы по теме

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра. Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.
Тема 4 ОСНОВНЫЕ ДИРИЖЕРСКИЕ СПОСОБНОСТИ К основным дирижерским способностям можно отнести следующие: 1) способность внутреннего слышания изучаемого текста; 2) способность к музыкально-эмоциональному переживанию; 3) способность к воплощению сложившегося в сознании музыкального образа при помощи выразительного жеста. Отличие представлений дирижера от музыканта-исполни- теля заключается в необходимости представления тембров ин- струментов народного оркестра и их сочетания. Важно услы- шать внутренним слухом то, чего нет в нотной записи: тембр, который имеет прямую связь с художественным образом, ха- рактер интонации, фразировку и др. Для дирижирования необходимо особое качество музыкаль- но-эмоционального переживания. Музыкально-эмоциональное переживание в дирижировании — это умение ярко выражать художественный образ музыкального произведения и заражать им других. Путь к эмоциональным реакциям человека-дириже- ра лежит через осознанную деятельность, через представления. Слово, произнесенное про себя, является тем механизмом, который способен вызвать необходимую реакцию, рефлекс. Чем ярче, богаче характеристика, тем сильнее она влияет на чув- ства, тем ярче эмоциональная реакция. Важную роль в воспитании способности к свободному вы- разительному жесту дирижера играет владение исполнительс- кой техникой. Работа над ее совершенствованием возможна толь- ко на конкретном материале, полноценном по своему художе- ственно-эмоциональному содержанию. Тема 5 ПОНЯТИЕ О ТРЕХ ВИДÀХ ДИРИЖЕРСКОЙ ТЕХНИКИ Дирижирование — сложный процесс руководства творчес- ким коллективом, где дирижер-исполнитель воплощает свои художественные замыслы с помощью других музыкантов. По- этому техникой дирижирования мы называем комплекс средств и приемов, при помощи которых дирижер воздействует на ис- — 11 — полнительский коллектив во время исполнения музыкального произведения. Следует различать три вида дирижерской техники: а) предрепетиционная; б) исполнительская или техника дирижирования; в) техника репетирования 1. Практическое освоение исполнительской техники проис- ходит в классе на уроках дирижирования, где подробнее изуча- ются схемы, приемы показа вступлений, снятия звука, показа фермат, пауз, обозначение пустых тактов и т. д. Эту совокуп- ность приемов И. Мусин в работе «Техника дирижирования» называет вспомогательной техникой. Выразительная техника, по его мнению, основывается на применении приемов, с помощью которых определяется изме- нение темпа, динамики, акцентировки, артикуляции, фрази- ровки, штрих стаккато и легато, приемов, дающих представле- ние об интенсивности и окрашенности звука. Используя совокупность средств вспомогательной и выра- зительной техники, дирижер должен своему жесту придать об- разную конкретность. Приемы, которыми он этого достигает, можно назвать образно-выразительными. Следовательно, испол- нительская техника в дирижировании состоит: а) из вспомога- тельной, б) выразительной, в) образно-выразительной. «Дирижерская техника — очень важный, но далеко не един- ственный компонент искусства дирижирования. Если дирижер не обладает развитым музыкальным мышлением, воображени- ем и волей, если он не разбирается тонко и уверенно в огром- ном многообразии жанров, стилей, форм и выразительных средств музыки, если его репетиционная техника слаба в рабо- те с оркестром, он беспомощен, то никакая внешняя дирижер- ская техника не восполнит эти решающие недочеты его про- фессионально-художественного облика. Настоящую дирижерскую, художественно-исполнительс- кую технику может приобрести лишь тот, кто вооружен соот- ветствующим музыкальным мышлением, теоретическим и прак- ___________ 1 Подробности о трех видах техники дирижирования изложены в работе À. Иванова-Радкевича «О воспитании дирижера» (М., 1973). — 12 — тическим знанием своего инструмента (оркестра), ибо дири- жерская техника — только средство воплощения творческих за- мыслов, а не самоцель» (С. Казачков). Тема 6 ДИРИЖИРОВÀНИЕ КÀК ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСТВÀ Дирижирование представляет собой последовательность психических и физиологических процессов, направленных на раскрытие идейно-художественного содержания произведения. Точное воспроизведение нотного текста еще нельзя на- звать творчеством. В нотной записи, которая, как известно, не- совершенна, композитор запечатлевает целый мир, созданный воображением. Дирижер должен чувствовать этот мир, отлично знать авторскую партитуру, отчетливо представлять творчески новое, что вносит он в исполнение, ясно дать понять об этом музыкантам оркестра. Все это создает благоприятные условия для слияния авторской и исполнительской мысли. Оркестровое музицирование требует одинаковой собран- ности от всех исполнителей, которые охотно включаются в твор- ческое состояние, если стимулировать их художественную ини- циативу. Передать эмоциональное состояние, добиться требуемого дирижер может при помощи жеста, взгляда, слова (пения как варианта слова). Восприятие музыкантами оркестра эмоций дирижера как своих собственных является основой творческого процесса. Ди- рижер должен быть интересен и вызывать в них вдохновение, только тогда оркестр становится соавтором интерпретации. Тема 7 ПОДГОТОВКÀ К РЕПЕТИЦИИ — ПЕРВЫЙ ЭТÀП ПРÀКТИЧЕСКОЙ РÀБОТЫ ДИРИЖЕРÀ С ОРКЕСТРОМ Всю работу дирижера можно разделить на три этапа: 1) подготовительный этап; 2) репетиции с оркестром; 3) концертное выступление. — 13 — Подготовительный этап начинается с подбора учебного и концертного репертуара, который должен соответствовать тех- ническим и художественным возможностям учебного коллек- тива, решать учебно-творческие и художественно-исполнитель- ские задачи, способствовать воспитанию всесторонне развитых музыкантов, развивать их эстетические вкусы. Изучение партитуры — сложная и ответственная работа. Она проводится дирижером до встречи с коллективом и, как уже говорилось, относится к предрепетиционной дирижерской технике. Успешное проведение репетиции во многом зависит от качества работы над партитурой, доскональное знание которой является обязательным условием в подготовке руководителя к работе с коллективом. Изучение произведения обычно начинается с общего зна- комства. Очень полезно изучать произведение при помощи «внут- реннего» слуха, но более тщательное изучение партитуры про- исходит при помощи фортепиано, баяна или какого-либо дру- гого инструмента. И, наконец, можно прослушать произведе- ние в записи. К изучаемому произведению рекомендуется на- писать аннотации 2. В ходе работы над партитурой дирижер знакомится с ком- позитором, музыкальным стилем, жанром произведения и вре- менем его создания. При детальном изучении определяется то- нальность, размер, темп, анализируются художественные и сти- левые особенности, форма, тональный план. Затем рекомендуется проиграть каждую партию отдельно, выставить штрихи, определить приемы игры, продумать аппли- катуру, выявить сложные места, на которые придется обратить внимание в ходе репетиционных занятий. В условиях домашней работы следует предусмотреть воз- можные ошибки исполнителей, связанные с их слабой подго- товкой, учесть остановки, связанные с плохой читкой с листа. В таких случаях можно рекомендовать считать на репетиции каж- дый такт вслух — 1—2, 2—2, 3—2, 4—2 и т. д. __________ 2 Примерный план аннотаций приведен в книге À. Каргина «Ра- бота с самодеятельным оркестром русских народных инструментов» (М., 1982). — 14 — Дирижер должен учесть остановки, связанные с трудно- стями освоения правильного ритма и отметить в партитуре слож- ные ритмические места: синкопы, ноты с точкой, вступления на «и» и т. д. В партитуре следует отметить места, где возможны непред- виденные нарушения темпа, а для этого следует помнить, что сложные технические места оркестранты, как правило, замед- ляют и, напротив, легкие — ускоряют. Замедляют также мед- ленные темпы, быстрые — ускоряют. В таких случаях оркестр «убегает» от руки дирижера. В домашней работе над партитурой дирижер может пре- дусмотреть завышение нюансов. Причиной таких завышений бывают легкие места, не вызывающие особых технических труд- ностей. Их необходимо отметить и спланировать работу над ан- самблем, выравниванием динамики. После этого рекомендуется переходить к мануальному ос- воению произведения. Умение максимально точно «слышать» музыку партитуры и передать ее при помощи жеста позволит дирижеру избежать ошибки на оркестровых репетициях, сэко- номить время, укрепить свой престиж руководителя. Перед занятиями дирижер обязан проверить оркестровые партии, обратить внимание на удобность переворотов, проду- мать и выставить аппликатуру, штрихи, дополнительные знаки альтерации. Следует помнить, что наличие текстовых ошибок, отсутствие цифр, пауз и т. д. нарушают планомерный ход заня- тий, расхолаживают внимание исполнителей, снижают худо- жественную дисциплину оркестра. Последним разделом предварительной работы дирижера над произведением является составление плана оркестровых занятий, определяются формы занятий, намечаются наиболее эффективные приемы и методы. Тема 8 РЕПЕТИЦИОННÀЯ РÀБОТÀ Оркестровая репетиция начинается, как правило, с тща- тельной настройки инструментов. В учебном (школьном) кол- лективе это лучше делать самому руководителю. — 15 — Основным средством общения дирижера с оркестром яв- ляется дирижерский жест. Задача руководителя — научить му- зыкантов понимать его язык. В первый период обучения дири- жер должен сообщить участникам оркестра определенный объем знаний об основных элементах дирижерского искусства, а за- тем, на всем периоде обучения, практиковать игру по руке, учить понимать указания дирижера и выполнять их. На первой общеоркестровой репетиции коллектив должен получить общее представление о пьесе. После краткого сообще- ния основных сведений о композиторе, эпохе, характере и со- держании произведения его следует проиграть полностью без остановок, предварительно разучив партии на индивидуальных, а затем и групповых занятиях. Такая последовательность изуче- ния необходима в условиях слабой подготовки исполнителей, возможной сложности произведения. На занятиях дирижер должен создать творческую атмосфе- ру, суметь заинтересовать учащихся, вызвать у них желание ув- леченно работать и находить удовлетворение в изучении произ- ведения, сделать репетицию живой и интересной. Здесь важно все: доброжелательное отношение к музыкантам, что является основой взаимоотношений с дирижером, его образный, ассо- циативный, лаконичный язык, темперамент. Внешний облик руководителя, его манера общения должны дисциплинировать коллектив, вызывать в нем творческое отношение к исполне- нию, а волевое воздействие дирижера — сочетаться с тактом, корректностью, терпимостью и чуткостью к оркестру. В репетиционной работе необходимо стремиться к интона- ционной чистоте, ритмической точности, штриховому един- ству, правильной фразировке, динамике, темпу. Прежде всего следует добиться точности воспроизведения музыкального текста, ритмического рисунка. Затем уточняются штрихи и приемы их звукоизвлечения, выбирается удобная и рациональная аппликатура. Особое внимание следует обратить на качество тремоло у струнных инструментов, которое должно быть густым, насы- щенным в любом динамическом уровне. Во многом оно зависит от качества струн, медиаторов, положения руки и т. д. Дирижирование оркестром русских народных инструмен- тов предполагает отличное знание инструментов, составляю- — 16 — щих его основу. Руководитель должен знать их специфику, строй, диапазон, выразительные возможности, способы звукоизвле- чения, приемы игры. Обучая оркестрантов игре по руке дирижера, когда точка в дирижерском жесте совпадает с началом звучания у исполни- телей, следует помнить, что у баянов начало звучания, как пра- вило, запаздывает. Это связано с конструкцией инструмента, для которого необходимо хоть минимальное, но дополнитель- ное время, чтобы привести голосовую пластинку в движение. Кроме того, учащиеся играют на баянах плохого качества, с плохим «ответом», голосом. Следовательно, от исполнителя на баяне необходимо требовать полной мобилизации внимания при игре по дирижерской руке, требовать хорошего знания своего инструмента, игры в оркестровом классе только на одном и том же баяне. Начало звучания у струнных часто опережает долю и точку дирижера. Работая над динамическим ансамблем, важно сба- лансировать звучание оркестра и его отдельных групп, при ко- тором аккомпанемент гибко следовал бы за мелодией, не заг- лушая ее (принцип главного и второстепенного). Достижение полноценного ансамбля, ощущение единого темпа, фразировки, ритмической точности, синхронности в игре полностью зависит от дирижера, его умения передать свои ис- полнительские намерения оркестрантам. Учитывая степень подготовки исполнителей, сложность произведения и время, отведенное на его изучение, дири- жер обязан использовать различные формы работы с оркес- тром: 1) общеоркестровая репетиция (основная форма ра- боты с оркестром); 2) индивидуальные занятия; 3)группо- вая форма работы. Основными методами работы являются: 1) дирижерский показ (движение рук, мимика); 2) словесные пояснения (пение как вариант слова). В некоторой методической литературе показ фраз при по- мощи пения или игре на каком-либо музыкальном инструмен- те относится к методу слуховой наглядности. — 17 — Тема 9 ПРОВЕДЕНИЕ КОНЦЕРТНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ Логическим завершением работы над произведением ди- рижера и оркестра является концертное выступление, успех которого в значительной мере будет зависеть от воздействия руководителя на коллектив. Концерту предшествует генеральная репетиция, на кото- рой рекомендуется сыграть все пьесы без остановки с целью проверки их качества, а также психологической подготовки всех участников коллектива к выступлению. Концерт — это подведение итогов, праздник, пришедший на смену кропотливой репетиционной работе. Концертное выступление активизирует сплочение коллек- тива, повышает уровень музыкально-эмоционального состоя- ния, обостряет чувство взаимозависимости, внимание, прино- сит ощущение радости от общения с музыкой, со слушателя- ми, от самого процесса игры. Успех концерта зависит, прежде всего, от степени подго- товки, уровня мастерства дирижера и всего коллектива. В то же время концертное выступление позволит выявить недоработки не только художественного, но и организационно-воспитатель- ного порядка. Огромная ответственность в проведении концерта лежит на руководителе оркестра, который должен заранее предусмот- реть все сложности выступления, решить многие организаци- онные вопросы: проверить наличие инструментов, партий, пуль- тов, организовать участников, быстро адаптироваться к акусти- ке зала и, если необходимо, скорректировать звучание групп и всего оркестра. На концерте он должен быть собранным, вы- держанным, готовым поддержать музыкантов, допустивших случайные ошибки, быстро исправить их, не показывая при этом своего недовольства или раздражения. Если говорить о внешней стороне дирижирования, то не лишне предостеречь дирижера от преувеличенного проявления темперамента, рассчитанного на внешний эффект. Главное для дирижера — это глубокая внутренняя сила переживания, под- крепленная лаконичностью, простотой, ясностью дирижерс- кого жеста. — 18 — ТЕМÀ 10 ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРКЕСТРÀ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО-ВОСПИТÀТЕЛЬНОЙ РÀБОТЫ Профессиональные и личные качества дирижера предоп- ределяют всю творческую, учебную и воспитательную работу оркестрового класса. Раскрывая тему, следует указать на отличия деятельности музыканта-инструменталиста от деятельности дирижера, пока- зать разницу в выполняемых функциях профессионального ор- кестра, задачей которого является пропаганда лучших образцов классической и современной музыки и учебного коллектива, цель которого — воспитание, прежде всего, самих участников оркестра. Дирижер здесь выступает как педагог, раскрывающий перед молодыми музыкантами прекрасный мир музыки. Он дол- жен отличаться особым сочетанием моральных и профессио- нальных качеств, знать педагогику, законы психологии, вла- деть методикой обучения игры на народных инструментах, об- ладать хорошими организаторскими способностями. Учебная работа должна быть направлена прежде всего на воспитание профессиональных качеств участников оркестра, которые должны научиться: 1) правильно играть свои партии, 2) хорошо читать с листа, 3) играть по руке дирижера и вы- полнять все его требования, 4) слышать звучание каждой груп- пы отдельно и всего оркестра в целом. Воспитательной задачей учебного оркестра является увле- чение участников в творческий процесс и оказание воздействия на их внутренний мир, художественно-эстетическое и нравствен- ное развитие, формирование вкусов, поощрение творческой инициативы. Применение различных форм и методов — обязательное условие в проведении музыкально-образовательной работы. Важ- ным звеном воспитательной работы являются перспективные линии (близкие, средние, дальние) и система требований, ко- торую дирижер предъявляет к участникам оркестра. Требования должны быть: а) понятны, б) оправданны, в) посильны, г) под- держиваться коллективом, д) последовательны. — 19 — СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРÀТУРЫ Большаков À. Организация и руководство оркестром народ- ных инструментов. Киев, 1969. Васильев Ю., Широков À. Рассказы о русских народных ин- струментах. М., 1976. Вуд Г. О дирижировании. М., 1958. Гинзбург Л. Избранное. М., 1981. Еремиаш О. Практические советы по дирижированию. М.: «Музыка», 1964. Иванов-Радкевич À. О воспитании дирижера. М., 1973. Каргин À. Работа с самодеятельным оркестром русских на- родных инструментов. М.: «Музыка», 1982. Казачков С. Дирижерский аппарат и его постановка. М.: «Музыка», 1967. Канерштейн М. Вопросы дирижирования. М.: «Музыка», 1972. Максимов Е. Àнсамбли и оркестры гармоник. М.: «Советс- кий композитор», 1974. Малько И. Основы техники дирижирования. М.; Л.: «Музы- ка», 1965. Махов И. Исполнительский анализ партитуры для оркест- ров русских народных инструментов. Л., 1968. Махов И. Оркестр русских народных инструментов в музы- кальной школе. М., 1971. Мирек À. Из истории баяна и аккордеона. М.: «Музыка», 1967. Мусин И. Техника дирижирования. М.; Л.: «Музыка», 1967. Римский-Корсаков Н. Эпидемия дирижерства: Музыкальные статьи и заметки (1869—1907). СПб., 1911. Розанов В. Инструментоведение: Пособие для руководите- лей оркестров русских народных инструментов. М., 1981. Соколов Ф. В.В. Àндреев и его оркестр. Л.: Музгиз, 1962. Теплов Б. Психология музыкальных способностей: Избран- ные труды: В 2 т. М., 1985. Чунин В. Современный русский народный оркестр. М., 1981. — 20 —
Яндекс цитирования