Главная
Каталог
Библиотека
Избранное
Порталы
Библиотеки вузов
Отзывы
Новости
 
12+
 
Предварительный просмотр документа

История метрологии, стандартизации, сертификации и управления качеством. Учебное пособие

Автор/создатель: Мищенко С.В., Пономарев С.В., Пономарева Е.С., Евлахин Р.Н., Мозгова Г.В.
Год: 2004 
метрологии с примерами решения задач. В приложении приведены варианты заданий для выполнения контрольных работ студентами-заочниками. Учебное пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений специальности 072000 - "Стандартизация и сертификация".
Показать полное описание документа
РЕЙТИНГ

Оценка пользователей: 3.7
Количество голосов: 15
Оцените ресурс:
5 4 3 2 1

ОТЗЫВЫ


Популярные ресурсы по теме

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра. Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.
за семь послереволюционных лет правительство пять раз принимало решения по различным метрологическим вопросам. В 1924 г. было утверждено "Положение о мерах и весах", с выходом которого завершилась организация государственной метрологической службы СССР. В 1925 г. было принято постановление "О признании заключенной в Париже 20 мая 1875 г. Между- народной метрической конвенции для обеспечения международного единства и усовершенствования метрической системы, имеющей силу для СССР". Тем самым были возобновлены международные связи нашей страны в области метрологии. К 1927 г. завершилась метрическая реформа в СССР. Палаты мер и весов были созданы во всех со- юзных республиках, государственной службой мер и весов охвачена вся страна. В годы первых пятилеток правительством был осуществлен также ряд других крупных мер по дальнейшему совершенствованию метрологической службы и стандартизации. 23 ноября 1929 г. было принято постановление об уголовной ответственности за несоблюдение обязательных стандартов и "Положения о мерах и весах". Война подтвердила высокий уровень метрологического обеспечения народного хозяйства СССР. Перебазирование многих промышленных предприятий на восток при одновременном изменении всей номенклатуры изделий, связанном с переводом промышленности на военные рельсы, не вызвало нару- шений в системе обеспечения единства измерений и взаимозаменяемости. Четвертый (послевоенный) этап развития отечественной метрологии [4]. Данный этап характе- ризуется небывалым размахом всей метрологической деятельности в стране. Отличительной его осо- бенностью является повсеместное внедрение стандартизации как главной организационно-правовой формы обеспечения единства измерений. Разработана и внедрена Государственная система стандарти- зации (ГСС). Организационные принципы построения и основные задачи метрологической службы страны в рамках ГСС регламентируются установленной Госстандартом СССР в 1973 г. структурой мет- рологической службы и основополагающим ГОСТ 1.25-76 "ГСС. Метрологическое обеспечение. Ос- новные положения". Государственная метрологическая служба к этому времени состояла из почти по- лутора десятков институтов и около 250 территориальных органов, возглавляемых Госстандартом СССР с 15 республиканскими управлениями. Повсеместное использование измерений и измерительной техники в промышленном производстве обусловило создание, наряду с государственной метрологической службой, органов ведомственного контроля за мерами и измерительными приборами. В 1970–80-е гг. в большинстве министерств и ве- домств, в производственных объединениях и на крупных предприятиях были организованы ведомст- венные метрологические службы (отделы главного метролога) с широкими полномочиями в области обеспечения единства измерений. Появление квалиметрии – раздела метрологии, посвященного проблемам измерения качества про- дукции, стимулировало распространение идей и методов этой науки на область измерения нефизиче- ских величин и ознаменовало начало современного этапа развития метрологии. В настоящее время из- мерения применяются в экономике, психологии, социологии, истории и многих других гуманитарных науках. Практически не осталось областей человеческой деятельности, где применение измерений для получения достоверной количественной информации не оказало бы существенного влияния на их раз- витие. Метрология и стандартизация применяются не только в науке и технике, на производстве, но и в быту, в искусстве, в общественной и политической жизни. Поэтому знание основ метрологии, стандар- тизации, измерений и контроля качества необходимо не только специалистам в области техники, но и каждому культурному человеку. 2.6 Метрология в Российской Федерации После развала в 1991 г. Советского Союза, в течение нескольких лет произошел значительный спад работ в области метрологии в странах СНГ, в том числе и в Российской Федерации. На многих предприятиях были значительно сокращены, а иногда и ликвидированы службы метрологии. Однако вскоре произошло осознание того факта, что без метрологического обеспечения невозможен выпуск качественной продукции. Поэтому службам метрологии в настоящее время уделяется все большее внимание на абсолютном большинстве предприятий. В настоящее время развитие метрологии в Российской Федерации осуществляется в соответ- ствии с законом "Об обеспечении единства измерений", принятым в 1993 г. 3 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ СТАНДАРТИЗАЦИИ 3.1 Стихийный этап развития стандартизации (примерно, до 1850 г.) [5] Можно предположить, что необходимость в стандартизации одними из первых ощутили охот- ники, использовавшие лук и стрелы, еще во времена первобытнообщинного строя. Действитель- но, они довольно быстро обнаружили, что для меткого попадания в цель необходимо использо- вать стрелы определенной длины с наконечниками определенного размера и веса. Использование жердей одинаковой длины при строительстве жилья также следует считать прообразом стандар- тизации. После изобретения колеса стала очевидной необходимость использования колес стан- дартных размеров. Другим примером стандартизации можно считать использование монет оди- наковых размеров, формы и веса. В Древнем Риме применяли стандартные трубы для изготовления водопроводов. Еще в древнем Египте при строительстве пользовались кирпичами постоянного "стандартного" размера, при этом спе- циальные чиновники занимались контролем размеров кирпичей. Замечательные памятники греческой архитектуры – знаменитые храмы, их колонны, портики – собраны из сравнительно небольшого числа "стандартных" деталей. Древние римляне применяли принципы стандартизации при строительстве во- допроводов – трубы этих водопроводов были одного постоянного размера. В средние века с развитием ремесел методы стандартизации стали применяться все чаще и чаще. Так, были установлены единые размеры ширины тканей, единое количество нитей в ее основе, даже единые требования к сырью, используемому в ткацком производстве. В 1785 г. французский инженер Леблан изготовил партию ружейных замков – 50 штук, причем ка- ждый из этих замков обладал важным качеством – взаимозаменяемостью; его можно было использовать в любом из ружей без предварительной подгонки. 3.2 Этап внутризаводской стандартизации [5] Во второй половине ХIХ в. работы по стандартизации проводились почти на всех промышленных предприятиях. Благодаря внутризаводской стандартизации изготовляемых изделий стала возможной рационализация процессов производства; единственная цель, которую при этом преследовали предпри- ниматели – получение более высоких прибылей. Капиталисты быстро поняли, что машинное производ- ство приносит им большие доходы при изготовлении однотипной продукции. Стандартизация развива- лась, прежде всего, внутри отдельных фирм, отдельных предприятий. Владельцам заводов была не нужна, невыгодна стандартизация межзаводская. Однако в дальнейшем, по мере развития общественно- го разделения труда, все большее значение начинала приобретать стандартизация национальная и даже международная. Элементы национальной стандартизации появились в различных странах, например: − в 1846 г. в Германии были унифицированы ширина железнодорожной колеи и сцепные устрой- ства для вагонов; − в 1869 г. там же был впервые издан справочник, содержащий размеры стандартных профилей катаного железа; − в 1870 г. в ряде стран Европы были установлены стандартные размеры кирпичей; − в 1891 г. в Англии, а затем и в других странах была введена стандартная резьба Витворта (с дюймовыми размерами), впоследствии замененная в большинстве стран резьбой метрической. Эти первые результаты национальной и международной стандартизации имели огромное практическое значение для развития производительных сил. Однако это были лишь первые ша- ги. 3.3 Этап организованной национальной стандартизации [5] На исходе ХIХ и в начале ХХ вв. были достигнуты большие успехи в развитии техники, промыш- ленности и концентрации производства. В связи с этим в наиболее развитых в экономическом отноше- нии странах появилось стремление к организованной национальной стандартизации, в большинстве случаев завершившееся созданием национальных организаций по стандартизации. Так, в 1901 г. в Анг- лии был создан Комитет стандартов, главной задачей которого было содействие усилению экономиче- ского могущества Британской империи путем разработки и внедрения стандартов на сырье, промыш- ленные изделия, военную технику. Усиленная милитаризация многих стран в начале ХХ столетия требовала производства большого количества вооружений при обязательном соблюдении принципа взаимозаменяемости; эту задачу мож- но было решить только с помощью стандартизации. Поэтому не удивительно, что во время первой ми- ровой войны и сразу после нее было основано несколько национальных организаций по стандартиза- ции, например в Голландии (1916 г.), в Германии (1917 г.), во Франции, Швейцарии и США (1918 г.). После первой мировой войны стандартизация все больше воспринималась как объективная эконо- мическая необходимость. В это время организации по стандартизации были созданы в Бельгии и Канаде (1919 г.), Австрии (1920 г.), Италии, Японии и Венгрии (1921 г.), Австралии, Швеции, Чехословакии (1922 г.), Норвегии (1923 г.), Финляндии и Польше (1924 г.), Дании (1926 г.) и в Румынии (1928 г.). 3.4 Этап международной стандартизации [5] Однако стандарты, разработанные различными национальными организациями по стандартизации, не были, за немногим исключением, обязательными и оставались, да и сейчас остаются, лишь рекомен- дуемыми. Владельцы предприятий во всех странах стремятся как можно меньше подвергаться "опеке" со стороны обязательных стандартов, утверждаемых государственными органами. Предпринимателям невыгодна жесткая регламентация типов и видов изготовляемых изделий, она мешает им в конкурент- ной борьбе. С развитием промышленного производства стандартизация начала развиваться также и в междуна- родном масштабе. Постоянное расширение международного товарообмена и необходимость более тес- ного сотрудничества в области науки и техники привели к основанию Международной ассоциации по стандартизации (ИСА). В 1939 г. работа ИСА была прервана второй мировой войной. В 1946 г. в Лондоне была основана Международная организация по стандартизации (ИСО), в состав которой вошли 33 страны. В настоящее время ИСО является крупнейшей международной организа цией, объединяющей более 100 стран. Помимо ИСО имеются и другие международные и региональные организации по стандартизации. Например, в рамках Европейского объединения угля и стали была создана в 1953 г. Координационная комиссия по стали, которая была уполномочена разрабатывать так называемые европейские стан- дарты для шести стран (ФРГ, Франции, Бельгии, Голландии, Италии, Люксембурга), являющихся чле- нами этого объединения. На совещании в Париже в марте 1961 г. из представителей национальных организаций по стандартизации стран, принадлежащих к Европейскому экономическому сообществу, Европейскому обществу свободной торговли, а также к Комиссии по общему рынку, был создан коми- тет европейской координации стандартов. В 1990 г. в него входили Австрия, Бельгия, Великобритания, Голландия, Греция, Дания, Италия, Норвегия, Португалия, Финляндия, Франция, ФРГ, Швейцария, Швеция. В задачу Комитета входила разработка общих стандартов для стран, входящих в Европей- ское экономическое сообщество и в Европейское общество свободной торговли. В составе этого Ко- митета 26 рабочих групп, главным образом по таким отраслям промышленности, как металлургия, строительство, текстильная промышленность, судостроение, нефтяная промышленность и др. В рамках Североатлантического союза (НАТО) создана организация по стандартизации, занимаю- щаяся в течение многих лет разработкой стандартов в области военной техники. 3.5 Развитие стандартизации на Руси [5] Первые сведения о стандартизации в России относятся к 1555 г. При Иване Грозном специальным указом были установлены постоянные размеры пушечных ядер и введены калибры для проверки этих размеров. Но еще ранее русские строители применяли кирпичи "стандартной формы", создавая из огра- ниченного числа кирпичных профилей множество различных сочетаний. Период до Петра I характерен только отдельными стандартными решениями. Начало более ши- рокому внедрению стандартизации в производство было положено именно Петром I, со времени прав- ления которого и начинает отсчет русская промышленная стандартизация. В первом собрании законов Российской империи эпохи Петра I был помещен ряд указов по внедре- нию стандартизации и взаимозаменяемости. При построении флота для Азовского похода в качестве образца была использована галера, по ко- торой были изготовлены еще 22 галеры. Это позволило построить флот быстро и качественно. Особое внимание уделял Петр I стандартизации оружия. Так в указе № 2436 от 15 февраля 1712 г. говорилось: "А ружье драгунское, как и солдатское, также и пистолеты, когда будет повелено, делать одним калибром". Указ определял требования к качеству (оружия), систему контроля качества, государ- ственного надзора за качеством и меры наказания за выпуск дефектной продукции. В 1761 г., почти за 25 лет до изготовления Лебланом взаимозаменяемых замков ружей, в инструк- ции, данной графом Шуваловым Тульскому оружейному заводу, было записано, что "на каждую ору- жейную вещь порознь мастерам иметь меры или лекала с заводским клеймом или печатью оружейной канцелярии, по которым каждый с пропорцией каждую вещь проверить мог". В собрании законов Российской империи времен Петра I был помещен ряд указов, свидетельст- вующих о том, что уже в XVII–ХVIII вв. предписывалось многие изделия военной техники делать по точным образцам, явившимся своего рода прототипами современных стандартов. В начале ХIХ в. методы стандартизации были широко применены при организации массового про- изводства стрелкового оружия на Тульских оружейных заводах. Развитие судостроения, железнодорожного транспорта, различных отраслей машиностроения при- вело к появлению первых русских стандартов; это были стандарты предприятий, фирм. В 1904 г. были установлены стандарты на вагоны и другие изделия, применяемые на железнодорожном транспорте. В царской России не было государственной стандартизации; в промышленности, где много пред- приятий принадлежало иностранцам, применялись три системы мер – старая русская, британская (дюй- мовая) и метрическая, что, конечно, препятствовало развитию стандартизации. 3.6 Развитие стандартизации в бывшем Советском Союзе [5] После революции 1917 г. началось развитие государственной стандартизации. В последующие го- ды стандартизация в СССР прошла большой путь. Первым государственным актом, положившим, по существу, начало стандартизации в СССР, был подписанный 14 сентября 1918 г. декрет "О введении международной метрической системы мер и весов". В 1923 г. был создан Комитет эталонов и стандартов (КЭС) при Главной палате мер и весов. Коми- тет разработал ряд стандартов на меры длины, резьбы, калибры; были разработаны проекты стандартов на систему допусков и посадок. В одном из решений, принятых в 1924 г., указывалось на необходимость рационализации производ- ства. Под рационализацией понимались тогда специализация производства, механизация и стандартиза- ция. В тот период к однотипным изделиям предъявлялись разные требования, аналогичные изделия из- готавливались по различным техническим условиям; часто не обеспечивалось достаточно высокое ка- чество продукции. В этих условиях развитие работ по стандартизации стало настоятельной необходи- мостью. Началом планомерной работы по стандартизации в Советском Союзе следует считать органи- зацию в 1924 г. Бюро промышленной стандартизации. Этому Бюро было поручено руководство дея- тельностью рабочих комиссий по разработке общепромышленных стандартов. В различных ведомствах было организовано 120 таких комиссий по разработке проектов стандартов. С дальнейшим развитием работ по стандартизации все больше ощущалась необходимость в созда- нии центрального государственного органа по стандартизации. 15 сентября 1925 г. Совнарком СССР организовал Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны. Первым председателем Комите- та был назначен В.В. Куйбышев. В работе Комитета участвовали такие известные ученые, как А.Н. Бах, И.М. Губкин, Г.М. Кржижановский, Д.М. Прянишников и др. Комитетом были введены первые обяза- тельные общесоюзные стандарты, получившие силу государственного закона. 7 мая 1926 г. был утвер- жден первый общесоюзный стандарт ОСТ 1 "Пшеница. Селекционные сорта зерна. Номенклатура". К 1928 г. было утверждено свыше 300 общесоюзных стандартов, а за период с 1926 по 1932 гг. Комитет утвердил 4114 общесоюзных стандартов. В это время специалисты разработали ряд весьма важных для народного хозяйства стандартов. Так, в 1926 г. было утверждено 24 стандарта на сортаменты проката черных металлов, внедрение которых позволило повысить производительность прокатных станов за счет сокращения номенклатуры прокаты- ваемых профилей. В конце 1926 г. были утверждены ОСТ 32 на метрическую и ОСТ 33 на дюймовую резьбы, стандарты на ряд общемашиностроительных деталей, а также стандарты на допуски и посадки, что позволило наладить производство стандартных взаимозаменяемых общемашиностроительных дета- лей. В те годы была широко поставлена пропаганда идей стандартизации. К активной работе по стандартизации привлекались специалисты промышленности и сельского хозяйства, рабочие, колхоз- ники. 23 ноября 1929 г. ЦИК и СНК приняли Постановление об уголовной ответственности за выпуск не- доброкачественной продукции и за несоблюдение обязательных стандартов. Это постановление еще больше повышало авторитет стандартов. С развитием народного хозяйства страны все более широкие масштабы принимала работа по стан- дартизации, росло количество новых государственных стандартов. В 1930 г. Комитет по стандартизации стал называться Всесоюзным комитетом стандартизации (ВКС) при Совете Труда и Обороны. К этому времени относится первый опыт государственного планирования работ в области стандартиза- ции – впервые был разработан Государственный план стандартизации (на 1930–1931 гг.). Одновременно в ведение ВКС была передана Главная палата мер и весов. В 1932 г. при наркоматах были созданы ведомственные комитеты по стандартизации; наркоматы получили право утверждать стандарты отраслевого назначения. Таким образом, помимо стандартов ОСТ ВКС получили распространение стандарты наркоматов – ОСТ НК (например, стандарт Наркомата тяжелой промышленности именовался ОСТ НКТП). В дальнейшем, в 1936 г. ВКС был упразднен, а право утверждать общесоюзные стандарты получи- ли 26 наркоматов и ведомств. Эти мероприятия, хотя и способствовали дальнейшему расширению мас- штабов стандартизации в стране, в ряде случаев привели к дублированию работ по стандартизации, к несогласованности между отдельными стандартами. В 1940 г. был организован Всесоюзный комитет стандартов при Совете Народных Комиссаров СССР. С этого времени общесоюзные стандарты стали называться государственными стандартами и обозначаться индексом ГОСТ с добавлением порядкового номера и года утверждения, например ГОСТ 169–40. 3.7 Роль стандартизации в годы Великой Отечественной войны [5] К началу Великой Отечественной войны в СССР действовало более 6000 стандартов. Более 35 % из них относились к машиностроению и металлургии. Высокий уровень стандартизации в промышленно- сти во многом обусловил ее готовность к работе в условиях войны. Великая Отечественная война по- требовала перестройки работы по стандартизации в соответствии с военной обстановкой и задачами максимального удовлетворения нужд фронта и тыла. За годы войны утверждено более 2000 новых стандартов и свыше 1000 стандартов были изменены в связи с условиями военного времени. Изменения вызывались необходимостью экономии материальных ресурсов, замены дефицитных материалов менее дефицитными. Часть стандартов военного времени имела индекс "В" – ГОСТ В (далее порядковый но- мер и год выпуска стандарта). 3.8 Развитие стандартизации в 1945–1991 гг. [5] В послевоенный период особое развитие получила стандартизация в области машиностроения, ме- таллургии, химии. Одновременно с государственной развивались отраслевая и заводская стандартиза- ции. В послевоенные годы система управления государственной стандартизацией подверглась некото- рым изменениям. В 1948 г. ВКС был включен в состав Государственного комитета Совета Министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство (Гостехника СССР). С 1951 по 1953 гг. руководство работами по стандартизации осуществлялось Управлением по стандартизации при Со- вете, Министров СССР, которое с 1953 г. было в ведении Госплана СССР. В этот период наряду с ГОСТами появились новые виды нормативных документов: ОСТ – отраслевой стандарт; СТП – стандарт предприятия; МН – нормаль машиностроения; РД – руководящий документ. В 1954 г. при Совете Министров СССР был создан Комитет стандартов, мер и измерительных приборов. Для разработки научно-теоретических основ стандартизации в 1959 г. в системе этого Ко- митета был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт по нормализации в машино- строении (ВНИИНМАШ); организованы базовые отделы стандартизации в отраслях промышленно- сти, службы стандартизации в научно-исследовательских организациях и на предприятиях. В 1959–65 гг. разработано более 5000 нормалей машиностроения, внедрение которых способство- вало развитию специализированного производства деталей, узлов, технологической оснастки. После 1965 г. разработаны крупные межотраслевые системы стандартизации общегосударст- венного и межотраслевого уровня: ГСС – государственная система стандартизации; ЕСТД – единая система технологической документации; ЕСКД – единая система конструкторской документации. В этот же период были созданы пять крупных научно-исследова-тельских институтов по стан- дартизации (например, ВНИИС) и 15 метрологических институтов (например, ВНИИМ им. Д.И. Мен- делеева). В 1970 г. Комитет стандартов, мер и измерительных приборов преобразован в Государственный комитет стандартов СМ СССР (Госстандарт СССР). 3.9 Региональная стандартизация в рамках СЭВ Выше говорилось о том, что многие западные страны внедряли международную региональную стандартизацию, например: – стандартизация требований к поставкам вооружений для армий стран НАТО; – разработка общих стандартов для стран, входящих в Европейское экономическое сообщество и в Европейское общество свободной торговли. Одновременно с этими работами западных стран по внедрению региональных и международных систем стандартизации Советский Союз, доминировавший в Совете экономической взаимопомощи (СЭВ), осуществлял работы по созданию региональной системы стандартизации в рамках СЭВ. Стандарты этой региональной международной системы стандартизации имели обозначения СТ СЭВ. Многие стандарты СТ СЭВ были разработаны и внедрены в ряде бывших социалистических стран. Некоторые стандарты СТ СЭВ действуют в Российской Федерации до сих пор. 3.10 Стандартизация в Российской Федерации Переход экономики Российской Федерации на рыночные отношения, расширение прав и экономиче- ской самостоятельности субъектов хозяйственной деятельности, необходимость интеграции России в мировое экономическое сообщество потребовало соответствующим образом обеспечить создание правовой базы для технического законодательства, которое широко применяется в промышленно раз- витых странах для государственного регулирования вопросов качества продукции, работ и услуг, для обеспечения единого механизма реализации государственной политики по вопросам стандартизации. Принятый впервые в 1993 г. закон Российской Федерации "О стандартизации" устанавливал основные положения, принципы, понятия, порядок организации ра- бот в области стандартизации. С 1 июля 2003 г. действие закона "О стандартизации" отменяется, взамен вводится Федеральный закон № 184-ФЗ "О техническом регулировании" [2]. Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Стандартизация осуществляется в целях: – повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юри- дических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безо- пасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов; – повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуа- ций природного и техногенного характера; – обеспечения научно-технического прогресса; – повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг; – рационального использования ресурсов; – технической и информационной совместимости; – сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико- статистических данных; – взаимозаменяемости продукции. Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами: – добровольного применения стандартов; – максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц; – применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за ис- ключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требо- ваний международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федера- ции, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международно- го стандарта или отдельного его положения; – недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению ра- бот и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, ука- занных в ст. 11 Федерального закона [2]; – недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламен- там; – обеспечения условий для единообразного применения стандартов. К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся: – национальные стандарты; – правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; – применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы тех- нико-экономической и социальной информации; – стандарты организаций. Цели и принципы стандартизации, установленные Федеральным законом РФ от 27 декабря 2002 г., полностью гармонизированы с аналогичными целями стандартизации, принятыми в развитых зару- бежных странах, а также в документах международных организаций по стандартизации. 4 ИСТОРИЯ СЕРТИФИКАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ 4.1 Этап стихийной сертификации Этап стихийной сертификации и управления качеством продолжался примерно до 1912–1960 гг. Прообразом сертификации в это время можно считать: – чеканку монет с определенной формой и изображениями; – клеймение изделий фирменными знаками (например, российская ювелирная фирма Фаберже, японская фирма SONY и т.п.); – подписи знаменитых художников на их картинах можно рассматривать также как прообраз сер- тификации и знака соответствия; – выдача одной из Германских фирм во второй половине XIX в. удостоверений (сертификатов) о качественном изготовлении бочек для пива и т.п. Некоторые специалисты, особенно работающие в Российском морском регистре судоходства, счи- тают, что этап стихийной сертификации закончился в 1912 г., когда, после гибели лайнера "Титаник", английская страховая компания "Ллойд" приступила к регистрации (сертификации) морских судов, подтверждающей безопасность их использования при морских перевозках. Однако, реально сертифика- ция безопасности и качества большинства обычных товаров, продукции и услуг была внедрена значи- тельно позже. Поэтому большинство специалистов считают, что этап стихийной сертификации продол- жался примерно до 1960 г. 4.2 Этап организованной национальной сертификации и стандартизации управления качеством Считается, что этап организованной национальной сертификации и стандартизации управ- ления качеством соответствует периоду времени с 1960 по 1987 гг. В ряде стран национальные стандарты по управлению качеством и сертификации существу- ют уже с начала 60 гг. XX в. В первую очередь они разрабатывались и применялись в целях обес- печения качества на этапах проектирования и производства в важнейших областях промышлен- ности: производство военной техники, ядерная энергетика, авиация, судоходство, космонавтика и т.п. Практический опыт работ по управлению качеством продукции привел к необходимости ис- пользования так называемых систем качества. В Великобритании, например, начиная с середины 70-х гг. ХХ в. требования по обеспечению качества (для всех, в том числе и для гражданских от- раслей государственного сектора экономики) были изложены в стандарте BS 5750. Аналогичные стандарты были приняты и во многих других развитых странах. 4.3 Государственные испытания в бывшем СССР – прообраз сертификации Сертификация в бывшем СССР существовала в 80-е гг. ХХ столетия в виде государственных испы- таний, являющихся одним из видов контроля качества продукции. Контроль качества продукции осу- ществлялся в соответствии с ГОСТ 16504–81. На заводах существовали отделы технического контроля (ОТК). Качество продукции подтвержда- лось клеймом ОТК заводов, клеймом военной приемки. На оборонных заводах работали представители заказчика, следившие не только за качеством готовой продукции, но и за качеством закупавшихся сы- рья, материалов, комплектующих, а также за выполнением требований к выполнению технологических процессов производства, за качеством работы ОТК, за соблюдением правил хранения продукции на складе и т.п. В этот период на товарах высокого качества ставился, так называемый, знак качества – знаменитый пятиугольник. 4.4 Этап международной сертификации и управления качеством (после 1987 г.) С целью разработки единообразного подхода к решению вопросов управления качеством, устранения различий и гармонизации требований на международном уровне в составе ИСО был создан технический комитет ТК 176 "Управление качеством и обеспечение качества", в задачу которого входила стандартизация и гармонизация основополагающих принципов систем качест- ва. Опираясь на национальный опыт в области стандартизации и применения систем обеспечения качества, технический комитет ИСО/ТК 176 разработал и в 1987 г. опубликовал первые пять ме- ждународных стандартов ИСО серии 9000. Кроме того, был разработан трехъязычный словарь терминов и их определений в области обеспечения качества – ИСО 8402:86. 4.5 Краткий обзор этапов развития всеобщего управления качеством Рассмотрим основные этапы истории развития всеобщего управления качеством. 1 Этап контроля качества. В компаниях создавали бригады контролеров для испытания продук- ции, сравнения ее характеристик с установленными требованиями (техническими условиями) и разбра- ковки [9]. Хорошая продукция, естественно, поступала на склад и далее к потребителю. Плохая продук- ция либо признавалась окончательным браком и уничтожалась, либо признавалась не окончательным браком и ее переделывали (ремонтировали), если надо снижали класс качества, а затем реализовывали по более низкой цене. Если была возможность, то продукцию, признанную окончательным браком, ста- рались хотя бы частично использовать. Например, если готовые поршневые кольца не прошли прие- мочный (выходной) контроль, а они уже прошли процесс хромирования, то с них можно снять слой хрома гальваническим путем (если это экономически целесообразно, то это надо делать). Недостатки контроля качества: а) контролеры не всегда обнаруживали дефектную продукцию и часть ее неизбежно попадала к потребителю; б) создавалось неправильное представление, что ответственными за качество являлись контроле- ры (хотя на самом деле качество создавали рабочие основного производства, а контролеры занимались только лишь выявлением брака и разбраковкой). 2 Этап технического управления качеством. Довольно скоро нашлись толковые контролеры, которые при увеличении процента брака, сразу же обращались к руководителям основного производст- ва, – "Что вы делаете, к нам поступает слишком много брака", – после чего руководители останавливали производство до устранения причин брака [9]. На этапе технического управления качеством основное внимание было уделено сбору информации, техническим системам с обратной связью и промежуточным этапам контроля. Однако окончатель- ный контроль все еще рассматривался как основная защита интересов потребителя. Контролеры не только разбраковывали продукцию, они приобрели функцию источника обратной связи (при проявлении неудач немедленно сообщали информацию об этом в основные производственные цеха). Кроме того, стало логичным, что если уж служба контроля информировала основное производство о состоянии дел, то, может быть, надо и рабочему поручить осуществлять промежуточный производственный контроль с тем, чтобы он у себя на месте постоянно оценивал ситуацию с качеством. Появились так называемые контрольные карты [9, 11 – 14], представляющие собой средство об- ратной связи при управлении процессом. Для этого этапа характерны технические системы управления качеством с обратной связью, во- прос об административном управлении качеством почти не поднимался. 3 Этап обеспечения качества. На этом этапе центр внимания с выявления дефектов был перене- сен на их предупреждение, в дополнение к техническому управлению широко стало внедряться адми- нистративное управление качеством [9]. На первом и втором этапах работа, в основном, шла по выявленным дефектам, при появлении ко- торых принимались корректирующие действия, но мер к тому, чтобы не допустить появления дефек- тов почти не было. Следует сказать, что любой талантливый рабочий не только работает по выяв- ленным дефектам, он работает так, чтобы предупредить дефекты. В этом смысле утверждать, что раньше (до начала третьего этапа) полностью отсутствовали предупреждающие дейст- вия – было бы неправильно. Но в плане административного управления качеством на предыдущих эта- пах предупреждению дефектов не уделялось достаточно внимания, а на третьем этапе это стало уже главным. Не зря в старой редакции 1994 г. в модели ИСО 9001:94 элемент 4.14 системы качества назывался "Корректирующие и предупреждающие действия". Типичным для этого этапа является выпуск руководств по качеству, программ качества, техноло- гических и рабочих инструкций. Таким образом, третий этап соответствует уровню предприятия, имеющего сертифицированную систему качества. На первом и втором этапах главное внимание было обращено на качество продукции. Для третье- го этапа характерно, что, с одной стороны, упор перенесен с выявления на предупреждение дефектов, а с другой – внимание с качества продукции перенесено на качество процессов и систем. Для того чтобы произвести качественную продукцию, надо обеспечить протекание качественного процесса. Что это означает? Рабочему необходимо выдать хорошую заготовку, обеспечить его хо- рошим станком (неразболтанным), хорошими инструментами и ресурсами (чтобы во время работы станка, скажем, электроэнергия не отключалась, чтобы рабочий был обучен, имел соответствующую квалификацию и т.д.). На этом этапе еще не все подразделения предприятия вовлекаются в работу по управлению каче- ством. При подготовке систем качества к сертификации по требованиям модели ИСО 9001 (эта мо- дель была преобразована в российский стандарт ГОСТ Р ИСО 9001–96, а в настоящее время заменя- ется на новую версию ГОСТ Р ИСО 9001–2001) организация имеет право некоторые подразделения не включать в перечень подразделений, вовлеченных в эту работу. 4 Этап всеобщего управления качеством (TQM). Сегодня, если бы термин "Total Quality Man- agement" (TQM) переводили с английского языка на русский, то, скорее всего, получили бы перевод в виде "Всеобщий менеджмент качества" или "Тотальный менеджмент качества" [9]. Когда 16 – 18 лет назад делали перевод, слова "менеджмент" в русском языке еще не было, поэтому перевод получилось "Всеобщее управление качеством" и в настоящее время, как и сокращение TQM, является общеприня- тым в русскоязычной литературе. Если вы возьмете книгу под редакцией О.П. Глудкина [8], то вы обра- тите внимание, что уже на обложке используется сокращение TQM. Международный стандарт ИСО 8402:1994 определял термин "всеобщее управление качеством" следующим образом: всеобщее управление качеством – подход к руководству организацией, нацелен- ный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества [10]. Примечания. 1 "Все члены" означает персонал во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры. 2 Сильное и настойчивое руководство со стороны высшей администрации, обучение и подготовка всех членов организации являются существенными моментами для успешной реализации приве- денного подхода. 3 При всеобщем управлении качеством концепция качества имеет отношение к достижению всех целей управления. 4 "Выгоды для общества" подразумевают выполнение требований общества. 5 Тоtа1 quality management (ТQМ) (всеобщее управление качеством) или его составные части ино- гда называют "tоtа1 quality" ("всеобщее качество"), "CWQC" (соmpany wide quality control) ("управление качеством в масштабах компании"), "ТQС" (total quality соntrol) ("всеобщее управ- ление качеством") и т.д. Из приведенного выше определения видно, что при "всеобщем управлении качеством" всем должно быть хорошо: и потребителям, и организации, и ее поставщикам, и ее владельцам, и членам организа- ции, и обществу. При TQM концепция качества имеет отношение к достижению всех целей управления, т.е. в рам- ках TQM используется самое широкое толкование качества. При этом выгода для общества подразу- мевает выполнение требований общества. На сегодняшний день в нашей стране, наверное, если и есть такие организации, которые могут се- бя считать находящимися на этапе "всеобщего управления качеством", то их чрезвычайно мало. Характеристики компании, имеющей систему менеджмента качества Для компаний, имеющих сертифицированную систему менеджмента качества или находящихся на четвертом этапе "всеобщего управления качеством" характерно следующее [9]: – руководители, сотрудники и рабочие работают спокойно; – проблемы с материалами согласованы с поставщиками; – в результате проведения планово-предупредительных работ, время простоя оборудования со- кращено до минимума (сегодня это не так актуально для российских заводов, когда часть оборудования весьма часто простаивает, но для западных предприятий тот факт, что простои сокращены до минимума – является очень важным); – сотрудники имеют необходимую подготовку, их смена происходит гладко. Характеристики компании, не имеющей систему менеджмента качества В компании, не имеющей систему менеджмента качества и TQM, каждый занят "тушением по- жара", разрешая только что возникшую ситуацию (в условиях TQM все работают спокойно и таких ситуаций "тушения пожара" практически не должно быть; если же они будут, то они должны про- являться в минимальном количестве) [9]. По этому поводу Филипп Кросби говорил: "Обеспечение качества – это балет, а не хоккей". Что он понимал под словами "балет" и "хоккей"? "Балет" означает – хореография продумана, репетиции проведены, кажущаяся легкость исполне- ния (когда вы приходите на балет, то видите, что все балерины и танцоры исполняют свои партии с кажущейся легкостью). "Хоккей" означает – максимальные нагрузки (хоккеист играет на поле две-три минуты с макси- мальной отдачей), но все происходит внезапно в результате импровизации.
Яндекс цитирования