Главная
Каталог
Библиотека
Избранное
Порталы
Библиотеки вузов
Отзывы
Новости
 
12+
 
Предварительный просмотр документа

Теория и практика речевого общения: Рабочая программа дисциплины

Автор/создатель: Кузнецова А.А.
Год: 2002 
Курс нацелен на овладение знаниями и умениями эффективного речевого воздействия и взаимодействия с целью формирования развитой коммуникативной личности, способной к продуктивному речевому общению (как устному, так и письменному) в любых профессионально и социально значимых ситуациях. Программа подготовлена на кафедре общего языкознания и риторики КрасГУ.
Показать полное описание документа
Популярные ресурсы рубрик:
РЕЙТИНГ

Оценка пользователей: 5.0
Количество голосов: 1
Оцените ресурс:
5 4 3 2 1

ОТЗЫВЫ


Популярные ресурсы по теме

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра. Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Одобрено на заседании Программа составлена в соответствии КАФЕДРА ОБЩЕГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ И РИТОРИКИ кафедры с государственными общего языкознания и образовательными стандартами риторики факультета высшего профессионального филологии и журналистики образования по специальности № 011000 «Химия» Зав. кафедрой общего языкознания и риторики, проф., д-р филол. наук ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ А.П. Сковородников Рабочая программа дисциплины ______________ для студентов специальности № 011000 «Химия» «_____» _______________2002 химического факультета очной формы обучения г. ББК (библиотека) Автор-составитель: ст. преподаватель кафедры общего языкознания и риторики А.А. Кузнецова Теория и практика речевого общения: Рабочая программа дисциплины. Красноярск: РИО КрасГУ, 2002. 10 с. (экспресс-издание) Предназначена для студентов специальности № 011000 «Химия» © КрасГУ, 2002. Красноярск 2002 2 I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Студент должен уметь: Цель курса - устанавливать речевой контакт и корректировать свое поведение Данный курс нацелен на овладение знаниями и умениями эффективного в соответствии с речевой ситуацией профессионального речевого воздействия и взаимодействия с целью формирования развитой общения и коммуникативным намерением; коммуникативной личности, способной к продуктивному речевому общению - выбирать стратегию и тактики общения, адекватные (как устному, так и письменному) в любых профессионально и социально коммуникативной ситуации и коммуникативному намерению; значимых ситуациях. - преодолевать барьеры общения; Требования к уровню освоения курса - строить свою монологическую и диалогическую речь, Студент должен знать: руководствуясь правилами эффективного общения; - основные понятия, связанные со структурой и осуществлением - аргументированно излагать свою точку зрения; речевого акта; - вести дискуссию в соответствии с принципами и правилами конструктивного - основные законы, принципы и правила эффективного общения; спора; - основные этапы создания речевого произведения (риторический - вести деловую беседу в соответствии с правилами эффективного общения; канон); - осуществлять комплексный риторический анализ текста; - основы риторической аргументации; - выявлять приемы речевого манипулирования и противостоять им. - правила мнемоники; Курс предполагает 16 лекционных и 16 практических занятий, то есть как - особенности звучащей речи; теоретический, так и практический характер аудиторных занятий (в форме - правила ведения конструктивного спора; лекций, лекций-бесед, тренингов, ролевых и деловых игр и т.п.). - правила ведения деловой беседы; - основные приемы речевого манипулирования общественным Тематический план лекционного курса сознанием; Наименование раздела Количество - содержание отечественного риторического идеала. часов Введение в риторику. Риторика как наука и 2 искусство эффективного речевого общения Законы логики в речи и техника аргументации 2 Культура диалогических форм общения. Спор. 4 Искусство деловой беседы и переговоров. Риторический канон. Изобретение речи 8 3 4 (инвенция). Расположение (диспозиция). выступления); теория и практика ведения спора; речевое поведение в Словесное оформление мысли (элокуция). диалогическом и полилогическом общении. Частные риторики, изучающие Запоминание и произнесение речи законы и правила эффективной речи, действующие в специфических областях речевой деятельности – профессиональной и непрофессиональной (судебная, Тематический план практических занятий академическая, военная, политическая, педагогическая, журналистская, Наименование раздела Количество управленческая, врачебная, семейная и др.). часов Риторика теоретическая и прикладная. Психологические механизмы речевого общения 2 Риторика и речевое поведение человека. Условия эффективного общения. Тренинг по аргументации 2 Понятие коммуникативной неудачи. Причины коммуникативных неудач. Деловая игра «Дискуссия» 2 Риторика и лингвистическая прагматика. Речевое событие и речевая Социально-ролевая игра «Деловая беседа» 2 ситуация. Структура речевой ситуации: участники (адресант и адресат), Приемы построения выразительной и убедительной отношения между ними, цели (намерения) общающихся, обстоятельства 4 речи общения. Социальные и речевые роли. Дискурс как процесс развертывания Техника звучащей речи 2 речевого события (устного высказывания или письменного текста). Конкурс ораторов 2 Речевой акт как основная единица речевого поведения, как речевое действие, направленное на адресата, определяемое целью (намерением) II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА говорящего (адресанта) и служащая достижению определенного результата. Типы речевых актов и речевых жанров в соответствии с речевыми целями 1. Лекция: Введение в риторику. Риторика как наука и искусство говорящего (информативные, убеждающие, побуждающие, эвристические, эффективного речевого общения (2 часа) оценочные, этикетные, игровые и т.д.). Различные взгляды на соотношение понятий "риторика", "красноречие" и Понятие о стратегиях и тактиках общения. Понятие эффективности "ораторское искусство". Современное понимание риторики как науки и общения как его результативности. Принципов и правила эффективного искусства эффективного речевого общения (эффективного речевого речевого общения. воздействия и взаимодействия). Коммуникативная неудача как полное или частичное непонимание Понятие эффективной речи как целесообразной (соответствующей высказывания партнером по коммуникации, как неосуществление или неполное коммуникативному намерению говорящего), воздействующей (не оставляющей осуществление коммуникативных намерений (целей) говорящего и ожиданий равнодушной) и гармонизирующей (обеспечивающей наилучшее слушающего. Экстралингвистические и лингвистические причины взаимопонимание между субъектами общения). коммуникативных неудач. Предмет современной общей риторики и ее разделы: риторический канон Барьеры общения как потенциальные причины коммуникативных неудач. как центральный раздел; особые разделы: оратория (мастерство публичного 2. Тренинг: Психологические механизмы речевого общения (2 часа) 5 6 3. Лекция: Законы логики в речи и техника аргументации (2 часа) 7. Лекция: Искусство деловой беседы и переговоров (2 часа) Основные законы логики и их соблюдение в речи. Закон тождества. Понятие о деловой беседе. Основные функции и разновидности деловой Закон противоречия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного беседы. Основные фазы деловой беседы и их характеристики. Система основания. подготовки к беседе: составление представления о собеседнике, обстановке, в Структура доказательства (тезис, аргументы, демонстрация). которой будет проходить беседа; четкая постановка собственных целей, учет Требования, предъявляемые к тезису: определенность, ясность, точность целей и возможностей собеседников; подготовка плана беседы и возможных смысла и формулировки. Требования к аргументу: истинность, вариантов ее развития; подбор и систематизация необходимой информации. непротиворечивость, достаточность. Демонстрация как связь тезиса с Настрой на конструктивное общение с собеседником. аргументами. Прямое доказательство. Косвенное доказательство (метод «от Необходимые условия проведения деловой беседы (профессиональные противного» и метод «алиби» (исключения). знания, постоянная целевая направленность и ограниченность временными Рациональные и иррациональные (психологические) аргументы. рамками при передаче информации). Рациональные аргументы: факты, авторитеты, заведомо истинные суждения. Приемы начала беседы, ее середины; искусство завершать беседу. Исчерпывающие, главные и спорные аргументы. Иррациональные аргументы: Типичные примеры неудачного ведения беседы. Возможные виды стратегии и доводы «к аудитории» и «к человеку». тактики ведения беседы. Логические ошибки / уловки в речи (подмена тезиса, «порочный круг» и Техника постановки вопросов, формулировка, уместность. Искусство др.). реплик и замечаний. Способы ухода от ответа. Умение слушать. 4. Тренинг по аргументации (2 часа) Ошибки, ведущие к потере внимания собеседника. 5. Лекция-беседа: Культура диалогических форм общения. Спор. (2 Приемы против некорректного ведения беседы. часа) Основные фазы переговоров и их характеристика. Позиционные торги и Понятие о диалогических формах общения. Беседа. Основные ее принципиальные переговоры. Умение за личностями и позициями видеть разновидности (светская, деловая, дружеская, семейная, беседа-разведка). проблемы и интересы. Спор и его разновидности (дискуссия, полемика, дебаты, диспут). 8. Социально-ролевая игра «Деловая беседа» (2 часа) Конфликтная и конструктивная стратегии спора. Ошибки и психологические 9. Лекция: Риторический канон: Изобретение (2 часа) уловки в споре. Оптимальная организация спора. Речевое поведение спорящих. Роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, Контроль участников спора за своим поведением и речью. социально-бытовой, духовное (церковно-богословское). Виды ораторской речи: Понятие стратегии и тактики речевого поведения в споре. Выбор развлекательная, информационная, агитационная, убеждающая и др. коммуникативной стратегии и факторы, обусловливающие этот выбор. Риторический канон как образец создания речевого произведения. Правильный выбор тактики для достижения различных коммуникативных Классический риторический канон. Изобретение. Расположение. Выражение. целей. Запоминание. Воспроизведение. 6. Деловая игра «Дискуссия» (2 часа) Понятие об этосе, логосе, пафосе. 7 8 Изобретение как забота о содержательной стороне выступления. Невербальные средства. Мимика, жестикуляция и поза оратора. Определение темы, цели выступления, основной его мысли (тезиса). «Общее Образ ритора как система свойств личности, требования к поведению место» (топ) как смысловая модель. Топика как совокупность топов и способы говорящего. Обаяние. Искренность. Артистизм. Уверенность. Дружелюбие. их применения. Топы: «Род и вид», «Определение», «Целое и части», Объективность. Заинтересованность и увлеченность. «Свойства», «Сопоставление», «Причина и следствие», «Обстоятельства», Типы ораторов. Виды аудитории. «Пример», «Свидетельства», «Имя». Смысловая схема речи. Рекомендации к подготовке публичного выступления. 10. Лекция: Риторический канон: расположение и выражение (4 часа) 13. Практическое занятие: Техника звучащей речи (2 часа) Расположение как забота об оптимальном размещении содержания 14. Конкурс ораторов (2 часа) речи. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, III. ФОРМОЙ КОНТРОЛЯ является зачет, включающий ответ на рассуждение). Образцы построения речи, сложившиеся в истории европейской один из теоретических вопросов и подготовку и произнесение словесной культуры. Прямая и обратная хрия. Цель публичного выступления и речи на заданную тему. композиционное построение текста. Методы изложения материала: IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА индуктивный, дедуктивный, концентрический, ступенчатый, исторический, Список литературы метод аналогии. Структура публичного выступления (части речи, их функции; (основная литература отмечена знаком «!») переходы между частями речи). Выражение как выбор и оптимальное использование языковых средств в 1. Александров Д.Н. Риторика. М., 1999. соответствии с речевой ситуацией. Тропы и фигуры. Основные разновидности 2. (!) Андреев В.И. Деловая риторика (Практический курс делового тропов и фигур. Функционирование риторических приемов в речи. общения и ораторского мастерства). М., 1995. 11. Практическое занятие: Приемы построения выразительной 3. (!) Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. речи (4 часа) Современная риторика. Учебник для высших и средних учебных 11. Лекция: Риторика устного публичного выступления: Запоминание заведений. Ростов-на-Дону, 1995. и произнесение речи. Оратория (2 часа) 4. (!) Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие Овладение материалом выступления. О необходимости написания для вузов. Ростов н/Д., 2000. текста речи. Целесообразна ли опора на письменный текст при произнесении 5. Граудина Л.К., Кочеткова Г.И. Русская риторика. М., 2001. речи. 6. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М., Мнемоника. Развитие памяти. Основы техники эффективного 1998 запоминания. 7. Иванов М.М. Техника эффективного запоминания в бизнесе, учебе, Звучащая речь и ее особенности. Голос: высота, сила, тембр. Дикция. деловом общении и повседневной жизни. М., 1996. Интонация. Тон. Логическое ударение. Темп речи. Тренировка дыхания. Роль 8. (!) Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., 1997. паузы в речи. Мелодичность речи. Выразительность речи. 9. (!) Клюев Е.С. Риторика. М., 1999. 9 10 10.(!) Крижанская Ю.С., Третьяков П.В. Грамматика общения. Л., 1990. Теория и практика речевого общения 11.(!) Кузин Ф. Культура делового общения: Практическое пособие. М., Автор-составитель Алена Александровна Кузнецова 2000. 12.Митрошенков О.А. Эффективные переговоры. Практическое пособие для деловых людей. М., 2000. 13.Межличностное общение. Хрестоматия. СПб., 2001. 14.Михайличенко Н.А. Риторика: Учебное пособие для учащихся Редактор О.Ф. Александрова гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. М., 1994. Корректура автора 15.(!) Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., 1996. 16.(!) Мицич П. Как проводить деловые беседы. М., 1987. 17.(!) Павлова К.Г. Искусство спора: Логико-психологические аспекты. М., 1988. 18.Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. М., 2000. 19.(!) Пиз А. Язык жестов. Воронеж, 1992. 20.Рогов Е.И. Психология общения. М., 2001. Подписано в печать 06.12.2002 21.Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. Тиражируется на электронных носителях Заказ 205 СПб., 2001. Дата выхода 27.12.2002 22.Стернин И.А. Практическая риторика. Воронеж, 1996. Адрес в Internet: www.lan.krasu.ru/studies/editions.asp 23.(!) Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры Отдел информационных ресурсов управления информатизации КрасГУ без поражения. М., 1990. 660041 г. Красноярск, пр. Свободный, 79, ауд. 22-05, e-mail: info@lan.krasu.ru 24.Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика: Курс лекций; Издательский центр Красноярского государственного университета Словарь риторических приемов / Отв. ред. Е.Н. Ширяев. Ростов н/Д., 1999. 660041 г. Красноярск, пр. Свободный, 79, e-mail: rio@lan.krasu.ru 25.(!) Шейнов В.П. Искусство убеждать: Учебно-практическое пособие. М., 2001. 26.Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). М., 2002 27.Фомин Ю.А. Психология делового общения. Мн., 2000. 11 12
Яндекс цитирования