Главная
Каталог
Библиотека
Избранное
Порталы
Библиотеки вузов
Отзывы
Новости
 
12+
 
Предварительный просмотр документа

Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Автор/создатель: Воронин А.С.
Год: 2006 
Учебное электронное текстовое издание подготовлено кафедрой кафедре социальной безопасности. Адресовано в первую очередь студентам, обучающимся по специальности "Социальная работа". Представляет доступный справочник, объединяющий и разъясняющий важнейшие понятия общей и социальной педагогики, андрагогики. Представляет интерес как социальным работникам, специалистам социальной сферы, так и профессорско-преподавательскому составу и аспирантам, занимающимся проблемами образовательного процесса в высшей школе. Словарь позволит участникам образовательного процесса подходить к рассмотрению различных проблем педагогики с единых позиций.
Показать полное описание документа
Популярные ресурсы рубрик:
РЕЙТИНГ

Оценка пользователей: 3.9
Количество голосов: 26
Оцените ресурс:
5 4 3 2 1

ОТЗЫВЫ


Популярные ресурсы по теме

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра. Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет − УПИ» А.С. Воронин СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ Учебное электронное текстовое издание Подготовлено кафедрой кафедре социальной безопасности Научный редактор: проф., д-р хим. наук, Г.Д Бухарова Адресован в первую очередь студентам, обучающимся по специ- альности «Социальная работа» Представляет доступный справочник, объединяющий и разъяс- няющий важнейшие понятия общей и социальной педагогики, ан- драгогики. Представляет интерес как социальным работникам, специалистам социальной сферы, так и профессорско- преподавательскому составу и аспирантам, занимающимся про- блемами образовательного процесса в высшей школе. Словарь по- зволит участникам образовательного процесса подходить к рас- смотрению различных проблем педагогики с единых позиций. © ГОУ ВПО УГТУ−УПИ, 2006 Екатеринбург 2006 Воронин А.С Словарь терминов по общей и социальной педагогике ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие…………………………………………………………………….……3 А……………………………………………………………………...………....4 Б……………………………………………………………………...………...10 В……………………………………………………………………...………...11 Г.…………….…………………………………………………...…………….19 Д………………………………………………………………..………………22 Е………………………………………………………………...……………...28 Ж.………………………………………………………………………………29 З………………………………………………………………………………...30 И.…………………………………………………………………………….....32 К………………………………………………………………………………..39 Л………………………………………………………………………………..46 М…………………………………………………………………………….....49 Н………………………………………………………………………………..59 О………………………………………………………………………………..63 П………………………………………………………………………………..72 Р………………………………………………………………………………...91 С….…………………………………………………………………………….94 Т……………………………………………………………………………….109 У….…………………………………………………………………………...116 Ф……………………………………………………………………………....120 Х………………………………………………………………………………123 Ц………………………………………………………………………………123 Ч………………………………………………………………………………125 Ш……………………………………………………………………………...126 Э………………………………………………………………………………127 Ю……………………………………………………………………………..131 Я………………………………………………………………………………132 Список литературы……………………………………………………………….134 ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2006 Стр. 2 из 135 Воронин А.С Словарь терминов по общей и социальной педагогике Нет такого труда, который заключал бы в себе больше недостатков, чем словарь, а также нет та- кого, который был бы более способным к продол- жительному совершенствованию. А. Ривароль В последние годы идет процесс переосмысления понятийного аппарата педагогики как науки в целом. Возникают новые понятия, старые наполняются новым содержанием. Процесс формирования терминологии и понятийного ап- парата в педагогике далеко не завершён. В словаре отражена взаимосвязь педагогики с другими науками: социоло- гией, психологией, социальной психологией, социальной педагогикой, этикой, философией и др. При отборе терминов и определений использовались различ- ные источники, указанные в списке литературы. Проведенная систематизация терминов по группам, объединенным общей направленностью, позволяет сравнивать эти термины, видеть специфику каж- дого из них, что открывает дополнительные возможности для практического использования значения каждого термина в учебном процессе. В словаре все термины следуют в алфавитном порядке после базового слова, и они выделены жирным шрифтом. Например: Парадигма, далее – «па- радигма образования», «парадигма обучения». Если слово имеет несколько значений, они обозначаются цифрами. При уточнении смысла понятия разъяс- нения идут через точку с запятой. Звездочкой (*) выделены термины, позволяющие в учебных целях сопос- тавить смысл основного и непосредственно связанного с ним термина. Напри- мер: Адаптация, далее – *Дезадаптация. В словаре после каждого термина (группы терминов) следуют цифры или буквы – (1), (2), (3), (4), (Г), (ССР) – это обозначения и сокращения основных источников литературы, из которых отобраны те или иные термины. Слова, вынесенные в название статьи, в тексте обозначаются начальной буквой (например, в статье «Самовоспитание» – С., в статье «Государственный образовательный стандарт» – Г.о.с. и т.д.). В словаре используются обычные для справочного издания сокращения. ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2006 Стр. 3 из 135 Воронин А.С Словарь терминов по общей и социальной педагогике А Абилитация – комплекс мер (услуг), направленных на формирования новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического раз- вития ребенка или семьи. (1) Авторитет – влияние, какого либо лица, группы или организации, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте. (3) Авторитетное воспитание – воспитание, основанное исключительно на сле- пом признании авторитетов и предусматривающее беспрекословное подчине- ние воспитанников их воспитателям. (3) Авторская школа – образовательное учреждение, работающее по собственной оригинальной программе, отличной от программ массовой школы. Авторитет воспитателя – завоеванное признание, позволяющее оказывать благотворное влияние на детей, важнейшее средство и решающее условие эф- фективности педагогической деятельности. Авторитет ученика – признание его личности, права на собственное мнение и самостоятельность поступка, признание его субъектом воспитания себя и других. Автореферат – краткое изложение диссертации, оформленное в виде брошюры. Адаптация – приспособление органа, организма, личности или группы к изме- ненным внешним условиям. (3) Адаптация психическая – это психическое явление, выражающиеся в пере- стройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требова- ниями окружающей среды. (2) Адаптация социальная – активное приспособление человека к условиям соци- альной среды (среде жизнедеятельности) путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. (1) Адаптивность – приспособительность, одно из основных требований к системе образования взрослых. Обозначает способность гибкой переориентации содер- жания, форм и методов обучения, создает большие возможности для оператив- ного перепрофилирования и переподготовки кадров для работы в рыночных ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2006 Стр. 4 из 135 Воронин А.С Словарь терминов по общей и социальной педагогике структурах и ориентации образовательных услуг на индивидуальные запросы личности. (1) *Неадаптивность – тенденция несоответствия между целями и достигаемыми результатами деятельности. Свидетельствует о неспособности человека в этих условиях адаптироваться к предлагаемой деятельности. (1) Адекватность образования – соответствие полученного образования объек- тивным потребностям развития индивида и личности. (1) Адекватность обучения – соответствие обучения содержанию, характеру и уровню сложности практических и иных задач, которые предстоит выполнять субъектам учебной деятельности по завершении той или иной образовательной программы или курса образовательного учреждения. (1) Акмеология – наука о наиболее полном индивидуальном развитии взрослого человека, достижения им наиболее высокого уровня социальной зрелости как гражданина, специалиста, профессионала. Аксиологизация обучения – систематический учет возможных ценностных ориентаций и систем в обучении и воспитании подрастающего поколения. (Г) Активизация процесса обучения – совершенствование методов и организаци- онных форм учебной деятельности, обеспечивающее активную и самостоятель- ную теоретическую и практическую деятельность учащихся (студентов) во всех звеньях учебного процесса; совокупность мер, предпринимаемых с целью ин- тенсификации и повышения эффективности учебной деятельности. (3) Активность в обучении – дидактический принцип, требующий от преподава- теля таких методов и форм организации процесса обучения, которые способст- вовали бы воспитанию инициативности и самостоятельности, прочному и глу- бокому усвоению знаний, выработке соответствующих умений и навыков. (3) Активность социальная – совокупности методов, процедур, направленных на изменение социальных условий в соответствии с потребностями, интересами, целями и идеалами, на выдвижение и реализацию социальных инноваций, фор- мирование в себе необходимых социальных качеств. (1) ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2006 Стр. 5 из 135 Воронин А.С Словарь терминов по общей и социальной педагогике Актуализация знаний – выполнение действий, состоящих в извлечении из кратковременной или долговременной памяти ранее усвоенного материала для его использования. (3) Альтернативное образование – совокупность новоутвержденных (негосудар- ственных) образовательных учреждений, работающих по экспериментальным программам, созданным в порядке альтернативы ранее существующим. Альтернативное обучение – применение новых технологий обучения, способ- ствующих интенсификации образовательного процесса, мобилизации потенци- альных ресурсов личности, усиливающих дидактическую значимость тех спо- собов и форм обучения, которые имеют исторически устойчивые традиции. Альтруизм – это нравственная норма и черта личности, проявляющаяся в бес- корыстной заботе о благе окружающих, готовности жертвовать собственными интересами в пользу другого человека или социальной общности. (2) Аморализм – отрицание общепринятых норм морали в поведении людей; принцип практической или идейной ориентации, обосновывающий правомер- ность нигилистического отношения к общечеловеческим нормам морали в по- ведении человека, а так же в политике; характеристика совокупности отрица- тельных качеств личности, его поступков и образа жизни (подлость, ложь об- ман и т.п.) (1) Анализ – рассмотрение, изучение чего-либо, основанное на расчленении (мыс- ленном, а также часто и реальном) предмета, явления на составные части, опре- делении входящих в целое элементов, разборе свойств какого-либо предмета или явления. (Г) Анализ продуктов деятельности – метод опосредованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материаль- ных и духовных ценностей продуктов его деятельности. Андрагогика – раздел дидактики, раскрывающий специфические закономер- ности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а так же особенности руководства последней со стороны профессионального пе- дагога. (3) ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2006 Стр. 6 из 135 Воронин А.С Словарь терминов по общей и социальной педагогике Андрагогическая модель обучения – организация деятельностей обучающе- гося и обучающего, основанная на семи основных посылках. 1. Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения (потому он обучающийся, а не обучаемый). 2. Взрослый обучающийся стремится к самореализации, к самостоятельно- сти, к самоуправлению и осознает себя таковым. 3. Взрослый обучающийся обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения как его самого, так и его коллег. 4. Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели. 5. Взрослый обучающийся рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств. 6. Учебная деятельность взрослого обучающегося в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессио- нальными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо спо- собствуют процессу обучения. 7. Процесс обучения взрослого обучающегося организован в виде совмест- ной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: планиро- вания, реализации, оценивания и в определенной мере коррекции. (4) Андрагогические принципы обучения – наиболее общие принципы органи- зации процесса обучения взрослых людей. 1. Приоритет самостоятельного обучения. Самостоятельная деятельность обу- чающихся является основным видом учебной работы взрослых обучающихся. 2. Принцип совместной деятельности. Данный принцип предусматривает со- вместную деятельность обучающегося с обучающим, а также с другими обу- чающимися по планированию, реализации и оцениванию процесса обучения. 3. Принцип опоры на опыт обучающегося. Согласно этому принципу жиз- ненный (бытовой, социальный, Профессиональный) опыт обучающегося ис- ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2006 Стр. 7 из 135 Воронин А.С Словарь терминов по общей и социальной педагогике пользуется в качестве одного из источников обучения как самого обучаю- щегося, так и его товарищей. 4. Индивидуализация обучения. В соответствии с этим принципом каждый обучающийся Совместно с обучающим, а в некоторых случаях и с другими обучающимися создает индивидуальную программу обучения, ориентиро- ванную на конкретные образовательные потребности и цели обучения и учитывающую опыт, уровень подготовки, психофизиологические, когни- тивные особенности обучающегося. 5. Системность обучения. Этот принцип предусматривает соблюдение соот- ветствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов обучения. 6. Контекстность обучения (термин А.А. Вербицкого). В соответствии с этим принципом обучение, с одной стороны, преследует конкретные, жиз- ненно важные для обучающегося цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности, а с другой – строится с учетом профессиональной, социальной, бытовой деятельности обучающего- ся и его пространственных, временных, профессиональных, бытовых фак- торов (условий). 7. Принцип актуализации результатов обучения. Данный принцип предпо- лагает безотлагательное применение на практике при обретенных обучаю- щимся знаний, умений, навыков, качеств. 8. Принцип элективности обучения. Он означает предоставление обучаю- щемуся определенной свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания резуль- татов обучения, а также самих обучающих. 9. Принцип развития образовательных потребностей. Согласно этому прин- ципу, во-первых, оценивание результатов обучения осуществляется путем выявления реальной степени освоения учебного материала и определения тех материалов, без освоения которых невозможно достижение поставленной цели обучения; во-вторых, процесс обучения строится в целях формирования ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2006 Стр. 8 из 135 Воронин А.С Словарь терминов по общей и социальной педагогике у обучающихся новых образовательных потребностей, конкретизация кото- рых осуществляется после достижения определенной цели обучения. 10. Принцип осознанности обучения. Он означает осознание, осмысление обучающимся и обучающим всех параметров процесса обучения и своих действий по организации процесса обучения. 11. Сформулированные принципы обучения взрослых не являются чем-то совершенно противоположным дидактическим принципам педагогики. Час- тично они их развивают, частично корреллируют с ними. Однако их дейст- вие в конкретных условиях обучения взрослых людей отличается достаточ- но четкой спецификой. (4) Анкета – письменная постановка вопросов, предусматривающая письменные ответы на объективные или субъективные факты деятельности опрашиваемого. Анкетирование – эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответст- вующие основной задаче исследования вопросы. (Г) Аннотация – очень краткая формулировка основного содержания источника в двух - трех предложениях.(2) Антропологизация образования – воспроизведение в содержании образова- ния более или менее полноценного образа человека, который может стать важ- ным средством развития личности учащегося. (3) Апробация – проверка на практике, в реальных условиях теоретически постро- енных методов, расчетов, схем, моделей педагогических процессов (1) Аспект – взгляд, точка зрения, в соответствии с которой рассматривается ка- кое-либо явление, понятие, перспектива (1) Аспирант – лицо, готовящееся к научной и педагогической деятельности в уч- реждениях высшего профессионального образования и научно- исследовательских институтах. (1) Аспирантура – форма планомерной подготовки научно-педагогических и науч- ных кадров для учреждений высшего профессионального образования и научно- исследовательских институтов. (1) ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2006 Стр. 9 из 135 Воронин А.С Словарь терминов по общей и социальной педагогике Ассоциация – отражение в сознании связей познавательных феноменов, когда представление об одном вызывает появление мысли о другом. Ассоциативная теория обучения – провозглашает, что всякое учение опира- ется на чувственное познание: наглядные образы важны постольку, поскольку обеспечивают продвижение сознания к обобщениям; основной метод – упраж- нение. Б Базисный учебный план – нормативная база для создания общеобразователь- ными учреждениями РФ рабочих учебных планов с учетом специфики и усло- вий их функционирования. Базисный учебный план включает федеральный, на- ционально-региональный, школьный и ученический компоненты. (Г) Базовое образование – совокупность способностей, установок, знаний и уме- ний, составляющих основу для их дальнейшего приращения и обогащения. Базовая подготовка – уровень профессиональной и социальной квалификации, достигнутый в системе детско-юношеского образования и принимаемый за базу отчета при ее повышении в системе образования взрослых. (1) Базовое среднее профессиональное образование – образование, которое осу- ществляется имеющим соответствующую лицензию образовательным учреж- дением среднего профессионального образования по основной профессиональ- ной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов среднего звена (училища). Балл – цифровая оценка учебных успехов. Беседа – разговор, обмен мнениями; эмпирический метод получения сведений (информации) о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целена- правленные вопросы. (Г) Беседа (в дидактике) – диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки тщательного продуманной системы вопросов подводит уча- щегося к пониманию нового материала или проверяет усвоение им уже изучен- ного. (3) ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2006 Стр. 10 из 135
Яндекс цитирования