Главная
Каталог
Библиотека
Избранное
Порталы
Библиотеки вузов
Отзывы
Новости
 
12+
 
Предварительный просмотр документа

Основы управления педагогическими системами: Методические рекомендации для студентов дневного, вечернего и заочного отделений педагогического факультета

Автор/создатель: Тамарская Н.В., Лисичкина Г.А., Жаховская М.А.
Год: 1999 
Методические рекомендации составлены в соответствии с учебной дисциплиной "Основы управления педагогическими системами" и отражают требования стандарта высшего педагогического образования по специальности 031200. Предназначаются студентам дневной и заочной форм обучения педагогического факультета.
Показать полное описание документа
Популярные ресурсы рубрик:
РЕЙТИНГ

Оценка пользователей: 5.0
Количество голосов: 1
Оцените ресурс:
5 4 3 2 1

ОТЗЫВЫ


Популярные ресурсы по теме

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра. Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.
Калининградский государственный университет ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ Методические рекомендации для студентов дневного, вечернего и заочного отделений педагогического факультета Калининград 1999 2 Основы управления педагогическими системами: методические рекомендации для студентов дневного, вечернего и заочного отделений педагогического факультета / Калинингр. ун-т. - Сост. Н.В. Тамарская, Г.А. Лисичкина, М.А. Жаховская - Калинин- град, 1999. - 18с. Методические рекомендации составлены в соответствии с учебной дисциплиной “Основы управления педагогическими системами” и отражают требования стандарта высшего педагогического образования по специальности 031200. Предназначаются студентам дневной и заочной форм обучения педагогического факультета. Составители - доцент Н.В. Тамарская, Г.А. Лисичкина, М.А. Жаховская. Печатается по решению редакционно-издательского совета Калининградского государственного университета. Калининградский государственный университет, 1999 3 Введение Важной составной частью подготовки учителя начальных классов является курс “Основы управления педагогическими системами”, содержание которого изучается на дневном и заочном отделениях педагогического факультета. Программа данного курса составлена на основе требований ГОСТа высшего педагогического образования в соот- ветствии с отведенным объемом времени и учетом современных подходов к освеще- нию предмета изучения, представленных в работах Ю.А. Конаржевского, М.М. Поташ- ника, П.И. Третьякова и др. Основная цель данного курса состоит в том, чтобы дать студентам общее пред- ставление об управлении системой образования в целом, а также определить роль и место учителя в системе управления школой. Изучение науки управления представляется особенно важным сегодня, когда в сложных экономических, социальных и политических условиях формируется новая российская школа. Она должна не только выжить, но и доказать свою способность ре- шать на современном уровне как традиционные, так и новые задачи, быть гарантом культурного и нравственного развития нового поколения, удовлетворять конкретные и очень различные образовательные потребности населения. Современное состояние отечественного образования требует грамотного, научно обоснованного и эффективно- го управления школой. Приходится учитывать, что реальных результатов в управлен- ческой деятельности можно достичь лишь посредством совместных усилий управленца и подчиненного. Не следует забывать также, что в учебно-воспитательном процессе учитель осуществляет управленческие функции по руководству совместной и индиви- дуальной деятельностью учащихся. Таким образом, знания, которые получает студент при изучении данного курса, рассматриваются с двух позиций: учитель - подчиненный, относительно которого руководителем осуществляются управленческие функции и учитель - управленец, сам реализующий их относительно учащихся. Содержание курса включает пять разделов, каждый из которых, являясь логиче- ским продолжением предыдущего, расширяет знания студента об управлении школой. В системе даются основные научные понятия, освещаются новые подходы к управле- нию, функции по руководству педагогическим коллективом и индивидуальной дея- тельностью педагогов, особенности научно-методической работы и др. Основными формами организации учебного процесса являются лекционные занятия, консультации и индивидуальная работа со студентами. 4 Освоение курса позволит молодому учителю начать педагогическую деятель- ность со знанием научных основ управления, с пониманием своего места и роли в педа- гогической системе, будет способствовать осознанному восприятию управленческих решений руководителя, пониманию природы конфликтов между администрацией и учителем, включению молодого учителя в методическую, опытно-экспериментальную, общественную деятельность школы. Изучение курса завершается сдачей зачета. В результате изучения курса, согласно требованиям ГОСТа студенты должны а) З Н А Т Ь: • основные понятия и категории курса; • систему образовательных учреждений и основы управления ими; • особенности управления функционированием и развитием образовательных учреж- дений; • основы управления социальным коллективом; • основные функции педагогического управления; • показатели качества управления; • требования к аттестации педагогических кадров; б) У М Е Т Ь: • строить взаимоотношения с коллегами, находить, принимать и реализовывать управленческие решения в своей профессиональной деятельности; • в условиях развития науки и меняющейся социальной практики пересматривать соб- ственные позиции, выбирать новые формы и методы работы; • осуществлять самоанализ, развивать свои творческие способности и повышать ква- лификацию; • проектировать деятельность на основе системного подхода; в) БЫТЬ ОЗНАКОМЛЕННЫМИ: • с эволюцией управленческой мысли; • методологическими подходами к управлению; • основами педагогического менеджмента; • новыми информационными технологиями в управлении образованием. Изучение курса предлагает знакомство как с общей литературой по управлению, так и специальной, связанной с управлением педагогическими системами. 5 РАЗДЕЛ I. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Таблица 1. Структура курса “Основы управления педагогическими системами” № Название темы лекции Самост. д/о з/о В/о Работа 1. Социально-педагогические сис- 2 1 2 1 темы 2. Основные понятия научного 2 1 2 1 управления 3. Основы управления социальным 3 2 4 1 коллективом 4. Основные функции педагогиче- 2 2 4 1 ского управления 5. Управление развитием образова- 2 2 4 1 тельных учреждений ВСЕГО 11 8 16 5 РАЗДЕЛ II. ЛИТЕРАТУРА 2.1. Основная литература 1. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М., 1997. 2. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996. 3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М., 1999. 6 2.2. Дополнительная литература 1. Андреев В.И. Технология экспертной оценки качества работы учителей и руководи- телей школ, лицеев, гимназий. - Казань, 1994. 2. Аверченко Л.К., Антилогова Л.Н. Психолого-этические уроки для менеджера. - Омск, 1993. 3. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М., 1991. 4. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие. - М., 1999. 5. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. - М.: Педагогика, 1996. 6. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. - М., 1993. 7. Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ. - Псков, 1996. 8. Конаржевский Ю.А. Проблемы внутришкольного управления. - Челябинск, 1989. 9. Курдюмова .М. Конфликты в сфере управления школой // Педагогика. - 1992. - №№ 11-12. 10.Ливайн С., Кром М. Лидер в тебе / Пер. с англ. - М., 1995. 11.Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. - Минск, 1988. 12.Моисеев А.М., Моисеева О.М. Заместитель директора школы по научной работе. - М., 1996. 13.Нововведения на муниципальном уровне управления образованием / Под ред. Н.Д. Малахова. - М., 1995. 14.О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образова- нии”. - М., 1996. 15.Пиз А. Язык телодвижений. - Новгород, 1992. 16.Персонал - технология: имидж менеджера. - Ленинград, 1990. 17.Петровичев В.М. Региональное образование: организация, управление развитием. - Тула, 1994. 18.Портнов М.Л. Азбука школьного управления. - М., 1991. 19.Попов В.В. Новые информационные технологии в образовании. - М.: НИИ ИРПО, 1990. 20.Практическая психология для менеджеров / Под ред. М.К. Тутушкиной. - М., 1996. 21.Психология управления: Курс лекций / Л.К. Аверченко и др. - М., 1997. 22.Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. - Ростов-на-Дону, 1996. 7 23.Секреты умелого руководителя / Сост. И.В. Липсиц. - М., 1991. 24.Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогиче- скими системами. – М., 1999. – 430 с. 25.Сборник методических материалов к проведению аттестации педагогических и ру- ководящих работников образования Калининградской области. Вып. 3. - Калинин- град, 1996. 26.Стратегия развития системы школьного образования г. Калининграда / А.П. Клеме- шев, И.Г. Костецкая, В.С. Корнеевец и др. / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1995. 27.Справочник менеджера образования / Под ред. Гиршовича. - М., 1995. 28.Титович С.П., Алферов Ю.С. Управление школой в федеративном государстве. - М., 1992. 29.Третьяков П.ИИ. Управление школой по результатам. - М., 1997. 30.Управление развитием школы / Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. - М., 1995. 31.Худоминский П.В. Управление современной общеобразовательной школой. - М., 1995. 32.Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. - М., 1992. 33.Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. - М., 1992. 34.Шамова Т.И. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики. - М., 1991. 35.Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек - манипулятор / Пер. с англ. А. Малышевой. - Мн., 1992. 36.Эксперимент в школе: организация и управление / Под ред. М.М. Поташника. - М., 1991. 37.Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель. - М., 1996. 38.Ямбург Е.А. Эта “скучная” наука управления. - М., 1992. РАЗДЕЛ III. ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА 8 Тема 1. Социально-педагогические системы. Изучая данную тему, студенту следует обратиться к трудам Ю.А. Конаржевско- го, в частности, к работе “Система. Урок. Анализ” (№ 7 в списке дополнительной лите- ратуры), В.П. Симонова - «Педагогический менеджмент:50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами», в которых данный вопрос изложен достаточно подробно. Следует уяснить, что школа — это реально существующий социальный орга- низм. Она представляет собой комплексный объект, требующий системного подхода к управлению собой. Чтобы разобраться в этом сложном вопросе, необходимо сначала установить, относится ли школа к разряду систем и уточнить, какой именно системой она является. Каковы же основные признаки системы? Обладает ли школа этими признаками? 1. Система всегда состоит из множества различных компонентов. В школе с точ- ки зрения состава и учебных подразделений компонентом (элементом) будет класс. Если рассматривать школу как коммуникативную систему, то структурной единицей будет ученик, учитель, администратор. Наличие элементов подтверждается, следова- тельно школа обладает этим признаком. 2. В системе существуют связи между компонентами (элементами). В школе это преемственные связи (между начальным и средним звеном); межпредметные (между содержанием различных предметов) и т.д. Как видим, этот признак также присущ шко- ле. 3. Существование системы связано с наличием у объекта целостных, интегра- тивных свойств, не присущих элементам. Что касается школы, то в ней отдельный пе- дагог не обладает такими качествами, как педагогический коллектив в целом (задача обучения и воспитания решается только сообща): и этот признак присущ школе. 4. Система всегда иерархична. В школе иерархичность может быть представлена разными линиями. Одна из них: школьный совет - педагогический совет - методиче- ский совет – методическое объединение - учитель. Таким образом, школа в целом отве- чает признакам системы. Каковы же признаки школы как социальной системы? 1. Отношения координации (необходимость взаимодействия в деле воспитания учителей, родителей, учащихся). 9 2. Субординационные связи между элементами: директор - зам. директора - ру- ководитель методического объединения - учитель. 3. Отношения с внешней средой (связь с внешкольными, дошкольными органи- зациями, органами образования и др.) 4. Управляемость: развитие школы можно рассматривать как цепь управленче- ских решений. 5. Самоорганизация: школа достаточно автономна. В классе социальных систем школа имеет ряд отличий: цели деятельности, не- прерывность процесса совершенствования, создание под социальный заказ. Школа как педагогическая система представлена совокупностью системообра- зующих факторов, условий функционирования, структурных и функциональных ком- понентов. Системообразующие факторы - это факторы целей и результатов. Условия функционирования - это управляющая (педагогический коллектив) и управляемая (ученический коллектив) подсистемы, содержание, средства, формы и методы педаго- гической деятельности. Функциональные компоненты — функции управления. Под- робнее об этом можно прочитать в книге: Сластенин В.А. Педагогика. - С. 433-437. Студенту следует обратить внимание на то, что одна из отличительных черт со- временной системы образования — государственно-общественный характер управле- ния образованием. Его основная идея в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить участникам образовательного процесса больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса. Права и свободы оговорены в документах, составляющих норма- тивно-правовую базу деятельности системы образования и школы. Необходимо изу- чить основные документы, регламентирующие деятельность школы (Закон об образо- вании, Устав и др.) Видовое разнообразие современных школ Современные образовательные учреждения по характеру реализуемых программ можно разделить следующим образом. Гимназии — это школы, реализующие про- граммы повышенного типа. Лицеи можно рассматривать как школы, реализующие профессионально ориентированные программы. Углубленные знания по предметам преподаются в школах с углубленным изучением отдельных дисциплин (физико- математических, естественнонаучных, иностранных языков и др.). Специальные школы реализуют коррекционные программы для слабовидящих, слабослышащих учащихся и 10 т.п. Наиболее распространенной и отвечающей современным образовательным тенден- циям является адаптивная модель общеобразовательной школы, которая реализует программы различных направлений (повышенного уровня, профессионально ориенти- рованные, углубленные, коррекционные) в зависимости от способностей и потребно- стей приходящих в нее учащихся. Достаточно подробно адаптивная модель общеобра- зовательной школы дана в книге Е.А. Ямбурга “Школа для всех”. Изучение этой книги позволит студентам получить реальное представление о разноуровневой и разнона- правленной школе, удовлетворяющей широкий спектр современных образовательных потребностей. Тема 2. Основные понятия научного управления При изучении данной темы у студента должно сформироваться понятие об управлении, системном и ситуационном подходах как его методологии , отличиях в управлении функционированием и развитием. Целесообразно для этого обратиться к эволюции управленческой мысли и рассмотреть ее как с точки зрения совершенствова- ния содержания, форм и методов управления, так и ориентации на субъект-субъектное взаимодействие в процессе управленческой деятельности (менеджмент). Формулиров- ки понятия “управление школой” даны в учебниках педагогики под редакцией В.А. Сластенина (С. 421), П.И. Пидкасистого (С. 493), определения понятия “педагогиче- ский менеджмент” - в дополнительной литературе авторов Ю.А. Конаржевского, В.П. Симонова и др. Следует обратить внимание на то, что с точки зрения системного под- хода управление рассматривает Ю.А. Конаржевский, с точки зрения ситуативного — П.И. Третьяков. Общие принципы управления педагогическими системами достаточно четко описаны у В.А. Сластенина, там же изложены особенности управления образователь- ными учреждениями. Особо следует остановиться на разнице подходов к управлению функционированием и развитием. Довольно подробно и обстоятельно этот вопрос из- ложен в книге под редакцией профессора М.М. Поташника ”Управление развитием школы”. По его мнению, “управление развитием школы — это часть осуществляемой в ней управленческой деятельности, в которой посредством планирования, организации, руководства и контроля процессов разработки и освоения новшеств обеспечивается целенаправленность и организованность деятельности коллектива школы по наращива-
Яндекс цитирования