Главная
Каталог
Библиотека
Избранное
Порталы
Библиотеки вузов
Отзывы
Новости
 
12+
 
Предварительный просмотр документа

Органическая химия: Методические указания к выполнению лабораторных работ и заданий СРС для студентов специальности 351100 "Товароведение и экспертиза товаров" (по отраслям применения)

Автор/создатель: Аюрова О.Ж.
Год: 2005 
В данных методических указаниях приведены основные правила организации работы в лаборатории органической химии: правила техники безопасности при работе с химическими веществами, приборами и оборудованием, химической посудой, правила оформления лабораторных работ в рабочем журнале-тетради. Излагается перечень лабораторных работ, при выполнении которых студенты получают практические навыки эксперимента, знакомятся с физическими, химическими свойствами органических соединений, их синтезами, а также методами их исследования. Кроме того, в данных методических указаниях приведены задания СРС по каждой теме теоретического материала (индивидуальные задания по вариантам), программа теоретического коллоквиума, задания контрольной работы.
Показать полное описание документа
Популярные ресурсы рубрик:
РЕЙТИНГ

Оценка пользователей: 3.0
Количество голосов: 4
Оцените ресурс:
5 4 3 2 1

ОТЗЫВЫ


Популярные ресурсы по теме

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра. Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.
Пробирку с этиловым спиртом, уксусной кислотой и Опыт 1. Реакция α-оксикислоты с хлоридом железа (III) 3-4 каплями серной кислоты нагревают, взбалтывая на горя- чей водяной бане в течение 5-10 минут. В охлажденную Реактивы и посуда: смесь добавляют 2 мл насыщенного раствора поваренной Хлорид железа (0,1 н раствор) соли. В пробирке появляется слой уксусноэтилового эфира. Фенол (5% раствора) Задание: написать уравнения реакции. Молочная кислота Уксусная кислота Опыт 4. Сравнить рН растворов карбоновых и мине- Сыворотка кислая (от простокваши, творога) ральных кислот Пробирки Реактивы: В три пробирки вносят по 1-2 капли раствора хлорида Уксусная кислота (0,1 М р-р) железа и добавляют по 2-3 капли раствора фенола в каждую Стеариновая кислота (0,1 М р-р) пробирку до появления фиолетового окрашивания. В первую Масляная кислота (0,1 М р-р) пробирку добавляют 2-3 капли уксусной кислоты, во вторую Янтарная кислота (0,1 М р-р) 2-3 капли молочной кислоты, в третью – столько же сыво- Щавелевая кислота (0,1 М р-р) ротки. Хлоруксусная кислота (0,1 М р-р) В первой пробирке с уксусной кислотой цвет раствора Соляная кислота (0,1 М р-р) не изменяется, в последних двух пробирках появляется зеле- Дистиллированная вода новато-желтое окрашивание, что указывает на образование Универсальная индикаторная бумага со шкалой рН железной соли молочной кислоты – лактата железа (CH3-CH-COO)3Fe Испытывают действие на индикаторную бумагу вод- | ных растворов различных кислот одинаковых концентраций. ОН Для этого проводят по сухой индикаторной бумаге стеклян- Реакция сыворотки с хлорным железом говорит о на- ной палочкой, смоченной соответствующей кислотой. личии в ней молочной кислоты. Сравнивая полученные окрашенные полоски бумаги со шка- Задание: Написать уравнения реакции, делать вывод. лой рН, определяют рН растворов кислот. Опыт 2. Образование кислой и средней солей винной Задание: расположите исследованные кислоты в ряд кислоты (тартрата) по возрастанию степени кислотности. Написать вывод. Реактивы и посуда: Лабораторная работа 11 Виннокаменная кислота (2н раствор) Гидроксид калия (0,5н раствор) Замещенные карбоновые кислоты. Гидроксид натрия (0,5н раствор) Оксикислоты Пробирки зуется темно-синий раствор комплексной медной соли вин- В пробирку вносят 1-2 капли раствора виннокамен- ной кислоты. Взаимодействие осадка Cu(ОН)2 с солью вин- ной кислоты, 2-3 капли КОН и энергично встряхивают, при ной кислоты характеризует наличие двух спиртовых групп в этом образуется белый кристаллический осадок кислой ка- винной кислоте. лиевой соли винной кислоты – НОСО-СН(OH)-CH(OH)- Упрощенно реакцию можно написать следующим об- COOК – кислого тартрата калия, нерастворимого в воде. Со- разом: держимое пробирки делят на 2 части. Одну часть оставляют для получения сегнетовой соли. КОOC-СН-СН-СООNа + Cu(ОН)2 КООC-СН-СН-СООNа+ 2Н2О В пробирку с другой частью добавляют 4-5 капли | | | | раствора КОН, при избытке щелочи осадок постепенно рас- ОН ОН О О творяется в результате образования растворимой в воде Cu средней калиевой соли винной кислоты: Полученный щелочной раствор комплексной соли КОСО-СН(ОН)-СН(ОН)-СООК (тартрата калия). винной кислоты носит название жидкость или реактив Фе- Получение сегнетовой соли. В пробирку с первой ча- линга, обладает окислительными свойствами. стью раствора кислого тартрата калия добавляют 5-6 капель Задание: сделать вывод. раствора NaOH, при этом образуется двойная калиево– натриевая соль винной кислоты (сегнетовая соль): Лабораторная работа 12 КОСО-СН (ОН) – СН (ОН)-СООNa Полученный раствор оставляют для получения реак- АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ тива Фелинга. СОЕДИНЕНИЯ Задание: Написать уравнение реакций взаимодействия. Цель работы: проведение реакций получения и хи- Опыт 3. Получение реактива Фелинга мических превращений аминов и их производных. Реактивы и посуда: Опыт 1. Восстановление нитробензола в анилин Сегнетовая соль из опыта 2. Гидроксид натрия (2н раствор) Реактивы: Сульфат меди (2н раствор) Нитробензол Пробирки Соляная кислота (конц.) Zn (порошок или кусочек) В пробирку помещают 2-3 капли сульфата меди и 2-3 капли гидроксида натрия, при этом образуется голубой оса- В пробирку помещают каплю нитробензола. Прибав- док гидроксида меди (II). К осадку Сu(ОН)2 добавляют рас- ляют 3 капли концентрированной соляной кислоты и ма- твор сегнетовой соли. Голубой осадок растворяется и обра- ленький кусочек или порошок на кончике ножа металличе- ского цинка. Затем встряхивают пробирку, чтобы нитробен- зол не находился в виде маслянистого слоя сверху, а хорошо Опыт 3. Цветная реакция солей анилина с лигнином перемешивался с выделяющимся водородом. Если реакция начнет замедляться, слегка подогреть над пламенем микро- Реактивы: горелки. Продолжают вести реакцию, пока весь кусочек C6H5NH2*HCl – раствор цинка не растворится. Для этого может понадобиться доба- Бумага вить еще 1-2 капли соляной кислоты. Если нитробензола было взято немного, то в указан- Капельку раствора из опыта 1, с помощью пипетки ных выше условиях реакции весь нитробензол перейдет в помещают на кусочек газетной бумаги, которая всегда со- анилин, вернее в его солянокислую соль, хорошо раствори- держит много лигнина. Немедленно появится желто- мую в воде. Сохранить полученный раствор для последних оранжевое пятно. Также можно поместить каплю этого же опытов. раствора на образец другой бумаги, на страницу своего рабо- Из полученной хлористоводородной соли анилина лег- чего журнала. Чем лучше сорт бумаги, чем меньше в ней ко можно выделить свободное основание анилина, подщела- древесной массы, тем слабее будет окраска пятна. На фильт- чивая раствор едким натрием. ровальной бумаге и на ватмане, который представляет собой Задание: написать уравнение реакции, назвать продук- чистую клетчатку и не содержит лигнина, окрашивания со- ты реакции. всем не получается. Задание: сделать вывод. Опыт 2. Образование и разложение соли анилина Опыт 4. Взаимодействие анилина с бромом Реактивы: Анилин Реактивы: Соляная кислота (2 н р-р) C6H5NH2*HCl – раствор Щелочь (2 н р-р) Бромная вода (насыщ.) К 0.5 мл анилина добавляют 1 мл воды, встряхивают. В пробирку приливают 3 капли насыщенного раство- Анилин не растворяется в воде. При добавлении нескольких ра брома в воде – бромной воды. С помощью пипетки добав- капель соляной кислоты образуется растворимая солянокис- ляют из опыта 1, одну каплю разбавленного раствора соля- лая соль анилина. При добавлении NaOH раствор соли раз- нокислого анилина. Немедленно выпадает белый осадок лагается с выделением анилина, всплывающего над водным хлористоводородной соли симметричного триброманилина. раствором. Задание: написать уравнение реакции, дать названия Задание: написать уравнение реакции, дать названия продуктам реакции. продуктам реакции. Лабораторная работа 13 Задание: написать уравнение реакции окисления, дать названия продуктов реакций. ГЕТЕРОЦИКЛИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ Опыт 2. Реакция фурфурола с фенилгидразином Опыт 1. Окисление фурфурола аммиачным раствором гидроксида серебра Реактивы: Фурфурол Реактивы: Фенилгидразин Фурфурол Ацетат натрия. NaOH (10% р-р) Нитрат серебра (1% р-р) Растворяют в 3-4 мл воды несколько кристалликов NH3 (5% р-р) фенилгидразина и примерно в 1,5 раза большее количество ацетата натрия. К раствору добавляют несколько капель Предварительно готовят аммиачный раствор гидро- фурфурола. При встряхивании из раствора выделяются кри- ксида серебра, добавляя к 4-5 мл раствора нитрата серебра сталлы фенилгидразина. разбавленный водой аммиак по каплям до растворения пер- Задание: написать уравнение реакции, назвать про- воначально образующего осадка. дукты реакции. Фурфурол наливают по 1 мл в две пробирки и добав- ляют в каждую пробирку по 1 мл свежеприготовленного ам- Опыт 3. Конденсация фурфурола с анилином миачного раствора серебра. В одну из пробирок добавляют еще 2-3 капли разбавленного раствора щелочи. Встряхнув Реактивы: пробирки, ставят их в штатив. Фурфурол Отмечают, в какой пробирке изменение наблюдается Анилин раньше. Если серебро не выделяется, то нагревают пробирки Уксусная кислота (ледяная) с жидкостью несколько минут на водяной бане до 50-60°С. Фильтровальная бумага. Чтобы получился осадок серебра в виде зеркального слоя на стенках пробирки, перед проведением опыта следует В пробирке смешивают равные объемы (по одной ка- тщательно вымыть пробирку горячим раствором щелочи и пле) анилина и ледяной уксусной кислоты. Полученной жид- затем ополоснуть дистиллированной водой. костью смачивают кусочек фильтровальной бумаги и поме- По окончании работы с аммиачным раствором гидро- щают на нее 1 каплю раствора фурфурола. При реакции кон- ксида серебра необходимо сразу же вымыть посуду, а обра- денсации образуется яркое розово-красное пятно. зовавшиеся осадки и налеты на ее стенках растворить в раз- Задание: написать уравнение реакции. бавленной азотной кислоте. БИООРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ Моносахариды Опыт 2. Доказательство наличия гидроксильных Лабораторная работа 14 групп в глюкозе. Углеводы Реактивы: Глюкоза (0,5% р-р) Цель работы: ознакомление студентов с представи- NаОН (2н р-р) телями углеводов (сахаров), экспериментальное изучение Медный купорос (0,2 н р-р) свойств, реакций на функциональные группы, имеющиеся в составе углевода и определение вида углевода. Поместите в пробирку 1 каплю 0,5 % раствора глюко- зы и 6 капель 2н раствора NaOH. К полученной смеси до- Опыт 1. Общая реакция на углеводы бавьте 1 каплю 0,2 н раствора медного купороса. Образую- (реакция Молиша) щийся в начале осадок гидрата окиси меди Сu(ОН)2 немед- ленно растворяется и получается прозрачный раствор саха- Реактивы: рата меди с ярко-синей окраской. Растворение гидрата окиси Углеводы (глюкоза, фруктоза, сахароза, крахмал), меди указывает на наличие гидроксильных групп в глюкозе. α-нафтол (10% спиртовой свежеприготовленный раствор) Полученный раствор сохраните для следующего опыта. H2SO4 (конц.) Сравните приведенную реакцию с реакцией образования глицерата меди. Несколько крупинок или 1% растворы углеводов по- Задание: написать уравнение реакции. мещают в пробирку и добавляют 2 капли раствора α- нафтола (смесь слегка мутнеет). Затем, наклонив пробирку, Опыт 3. Восстановление Сu(ОН)2 глюкозой в при- по стенке осторожно из пипетки приливают 1–1,5 мл конц. сутствии щелочи. серной кислоты. Кислота опускается на дно пробирки, почти не смешиваясь с водным слоем. На границе слоев образуется К полученному в предыдущем опыте щелочному рас- красно-фиолетовое кольцо. При взбалтывании смесь разо- твору сахарата меди добавьте несколько капель воды так, гревается и окрашивается по всему объему. Красно- чтобы высота жидкости была 18-20 мм. Нагрейте её над пла- фиолетовое окрашивание связано с разложением углеводов с менем горелки, держа пробирку наклонно так, чтобы нагре- образованием фурфурола и его производных, которые кон- валась только верхняя часть раствора, а нижняя оставалась денсируются с α-нафтолом, образуя окрашенные соедине- для контроля без нагрева. Нагрейте только до кипения: не ния. Эта реакция характерна только для углеводов (см. лабо- кипятите, так как глюкоза восстанавливает гидрат окиси ме- раторную работу «Гетероциклические соединения»). ди без кипения. Через несколько секунд нагретая часть рас- Задание: Сделать вывод. твора меняет свой синий цвет на оранжево-желтый, так как образуется гидрат закиси меди 2 Сu(ОН)2 О2 + Н2О + 2 СuОН начала побурения раствора. Далее реакция идет без нагрева- При несколько большем содержании едкой щелочи ния, и металлическое серебро выделяется либо в виде черно- или более продолжительном нагревании гидрат закиси меди го осадка, либо, если стенки пробирки были чисты, в виде может отщеплять воду и образовать желто-красный осадок блестящего зеркального налета. Отсюда и название реакции закиси меди Сu2О: «серебряного зеркала». Реакция восстановления окиси се- 2 СuОН Н2О + Сu2О ребра: Выделяющийся при восстановлении гидрата окиси Аg2О → 2 Аg + О2 меди кислород идет на окисление глюкозы. Процесс этот Освобождающийся при восстановлении окиси серебра весьма сложен. Вместо ожидаемой глюконовой кислоты в кислород идет на окисление глюкозы. продуктах реакции были обнаружены глицериновая, глико- Нужно помнить, однако, что в условиях лабораторно- левая и муравьиная кислоты. Это указывает на то, что окис- го анализа получение зеркального налета отнюдь не является ление глюкозы в щелочной среде сопровождается глубоким обязательным. Простое побурение бесцветного реактива уже расщеплением молекулы глюкозы. является положительной реакцией. Задание: написать уравнение реакции окисления Реакция восстановления аммиачного раствора окиси глюкозы. серебра глюкозой принимается в технике для серебрения зеркал. При этом большое значение имеет тщательная очист- Опыт 4. Окисление моносахаридов гидроксидом серебра ка поверхности стекла (обезжиривание). в аммиачном растворе Задание: написать уравнение реакции. Реактивы: Опыт 5. Реакция Селиванова на фруктозу. Глюкоза (1 % раствор) Азотнокислое серебро (1 % р-р) Реактивы: NаОН (2 н р-р) Фруктоза NH4ОН (5 % р-р) Резорцин Соляная кислота (конц.) Поместите в пробирку 1 каплю раствора АgNO3. Под- щелочите раствор, прибавив 2 капли раствора NаОН, и до- Поместите в пробирку крупинку сухого резорцина и 2 бавьте 2-4 капель раствора NН4ОН до растворения обра- капли конц. соляной кислоты. Добавьте 2 капли 0,5% рас- зующегося осадка гидрата окиси серебра. твора фруктозы и нагрейте только до начала кипения. По- Полученный прозрачный бесцветный аммиачный степенно жидкость приобретает красное окрашивание. Реак- раствор гидрата окиси серебра является реактивом, которым ция обусловлена образованием нестойкого соединения - ок- можно окислить глюкозу (реакция серебряного зеркала). Для симетилфурфурол: этого добавьте к реактиву 1 каплю глюкозы, и слегка подог- DEMO O рейте пробирку, держа её над пламенем горелки, только до HOH2C C O H Под влиянием конц. соляной кислоты последний кон- зина и последующий гидролиз его с образованием свободно- денсируется с резорцином, давая окрашенное соединение. го фенилгидразина протекает по следующей схеме: Реакция Селиванова характерна для фруктозы (для других кетогексоз) только при выполнении указанных выше усло- (С6Н5NHNH3)+Cl- + NaOOCH3C (C6H5NHNH3)+CH3COO- + NaCl вий. Эта реакция позволяет различить альдозы и кетозы. (C6H5NHNH3)+CH3COO- C6H5NHNH2 + CH3COOH Альдозы могут дать эту реакцию, но протекает она очень фенилгидразин медленно. Дальнейшее образование фенилозазона глюкозы: СН2ОН–(СНОН)4-С=О+Н2N-NHC6H5 CH2OH-(CHOH)4-CH=N-NH-C6H5 Задание: написать уравнение реакции. фенилгидразон Задание: написать уравнение реакции. Опыт 6. Получение озазона глюкозы. Дисахариды Реактивы: Опыт 7. Доказательство наличия гидроксильных Глюкоза (0,5 % раствор) групп в дисахариде Солянокислый фенилгидразин Уксуснокислый натрий Реактивы: Дисахарид (сахароза, лактоза, мальтоза - 1% р-р) Поместите в пробирку немного (на кончике стеклян- NаОН (10 % р-р) ной палочки) солянокислого фенилгидразина и столько же СиSO4 (5 % р-р) уксуснокислого натрия, а затем 2 капли 0,5 % раствора глю- козы. Поставьте пробирку в заранее нагретую до кипения В пробирку наливают 1 мл раствора дисахарида, 1 мл водяную баню, записав номер гнезда. Через 45 мин. в про- гидроксида натрия, перемешивают и по каплям добавляют бирке появляется хорошо выраженный кристаллический рствор сульфата меди. При этом образуется светло-голубой осадок озазона глюкозы. С помощью пипетки перенесите осадок гидроксида меди, который при встряхивании раство- часть кристаллов на предметное стекло. Рассмотрите кри- ряется, образуя прозрачный синий раствор комплексной соли сталлы под микроскопом, они имеют характерную форму сахарата меди. длинных иголочек, соединенных в виде стопов. Зарисуйте Задание: Написать уравнение реакции. их в своей тетради. Так как свободный фенилгидразин плохо растворим Опыт 8. Реакция на оксогруппу дисахаридов. в воде, то обычно применяют его уксуснокислую соль, кото- Отношение дисахаридов к окислителям. рый, растворяясь в воде, легко гидролизуется и образует свободный фенилгидразин, вступающий в реакцию с глюко- Реактивы: зой. Для этого берут раствор фенилгидразина в 50 %-ной ук- Восстанавливающие дисахариды (мальтоза, лактоза–1% р-р) сусной кислоте. Образование уксуснокислого фенилгидра- Невосстанавливающие дисахариды (сахароза – 1% р-р) Реактив Фелинга роксигруппами остатков α-D-глюкопиранозы. При нагрева- В две пробирки наливают по 1,5 мл восстанавливаю- нии макромолекулы амилозы теряют спиралевидную струк- щего (мальтоза, лактоза) и невосстанавливающего (сахароза) туру, и окрашенные комплексы разрушаются, а при охлаж- дисахарида, добавляют в каждую по 1,5 мл реактива Фелин- дении восстанавливается структура спирали – также восста- га. Смеси в пробирках перешивают и нагревают в пламени навливаются окрашенные комплексы. горелки до начала кипения. В пробирке с восстанавливаю- Для амилопектина и гликогена с разветвленными це- щим дисахаридом появляется оранжево-красный осадок пями наряду с процессами образования комплексов, возмож- (Cu2O). В пробирке, содержащей сахарозу - изменение окра- но, имеет место адсорбции йода на поверхности боковых це- ски не происходит. Сахароза не оксиляется реактивом Фе- пей. Если боковые цепи в макромолекуле гликогена корот- линга из-за отсутствия в ее молекуле свободной альдегидной кие, то приобретает бурую окраску, а с длинными цепями – группы. темно-красную. Задание: написать уравнение реакции. Задание: сделать вывод. Полисахариды Лабораторная работа 15 Опыт 9. Взаимодействие крахмала и гликогена с йодом. Липиды Реактивы: Крахмал (1 % р-р) Цель работы: ознакомление студентов с различными Гликоген (1 % р-р) представителями жиров и масел, проведение эксперимен- Раствор йода в йодистом калии тального исследования физико-химических свойств конкрет- ного представителя В две пробирки наливают по 1 мл раствора крахмала и раствора гликогена, в каждую по несколько капель добав- Опыт 1. Гидролиз (омыление) жира. ляют раствора йода в йодистом калии. Раствор крахмала приобретает интенсивно синее окрашивание, при нагревании Реактивы и посуда: его до кипения синяя окраска исчезает, а при охлаждении Жир появляется вновь. Гликоген с раствором йода имеет красно- Спирт бурое окрашивание. Гидроксид натрия (30% раствор) Крахмал состоит из амилозы (линейное строение) и Хлорид натрия (насыщ. раствор) амилопектина (разветвленное строение). Амилоза с йодом Сернокислая медь (3% раствор) дает синюю окраску, так как ее макромолекулы имеют Стакан термостойкий или фарфоровая чашка структуру спирали. Во внутрь канала спирали амилозы вне- Стеклянная палочка дряются молекулы йода, образуя «соединения включения» - Плитка, спиртовка окрашенные комплексы в результате взаимодействия с гид- В фарфоровую чашку или стакан помещают 3-4 г жи- В разные пробирки с водным раствором мыла по 2 мл до- ра, 3-4 мл спирта (образуя гомогенную массу с жиром и щё- бавляют равное количество растворов сульфата кальция, лочью) и 5-6 мл гидроксида натрия. Смесь нагревают на ацетата свинца. Следят, как изменяется способность мыльно- плите или спиртовке с асбестовой сеткой, постоянно пере- го раствора к образованию пены – образование осадков. мешивая стеклянной палочкой до однородной массы. Пере- Кальциевые, свинцовые, бариевые мыла используют в каче- мешивание прекращают, нагревают ещё 10 мин, без кипения стве загустителя смазок, ингибиторов, коррозий, как сикка- смеси. Образование мыла судят по растворению пробы в во- тивы лакокрасочных материалов. де. Затем в смесь добавляют 20-25 мл горячего, насыщенно- Задание: написать уравнение реакции образования го раствора хлорида натрия и хорошо перемешивают. Дают нерастворимых солей кальциевого и свинцового мыла. остыть, мыло всплывает к верху. Извлекают остаток – за- твердевшее ядровое мыло и проверяют его моющие свойст- Опыт 3. Выделение жирных кислот. ва. Жидкость после извлечения мыла исследуют на на- Реактивы и посуда: личие глицерина, для этого прибавляют сернокислую медь, Мыло (раствор) которая образует голубой осадок гидроксида меди. Присут- Серная кислота (25% раствор) ствующий в жидкости глицерин, взаимодействуя с осадком Пробирки гидроксида меди, даёт темно-синий раствор комплексной соли глицерата меди (качественная реакция на многоатом- В пробирку с 2 мл раствора мыла добавляют малыми ные спирты) порциями серную кислоту до кислой среды, по синей лакму- Задание: написать уравнение реакции гидролиза жи- совой бумажке (расход 6-8 мл кислоты), немного нагревают ра, образования мыла (соли высших карбоновых кислот) и на водяной бане. Когда жирные кислоты всплывают, их от- реакцию взаимодействия глицерина с гидроксидом меди. деляют от жидкости. Задание: написать уравнение реакции выделения Опыт 2. Обменные реакции мыла жирных кислот и сделать вывод. Реактивы и посуда: Лабораторная работа 16 Мыло, полученное в предыдущем опыте (раствор) Сульфат кальция (насыщ. раствор) Аминокислоты. Белки. Ацетат свинца (3% раствор) Пробирки Цель работы: экспериментальное изучение физико- химических свойств, характерных реакций на функциональ- Раствор мыла получают растворением кусочка мыла ные группы аминокислот и белков. (0,2-0,3 г из предыдущего опыта), в 2-3 мл дистиллирован- ной воды путём встряхивания и небольшого нагревания. Аминокислоты Опыт 3. Взаимодействие аминокислот с азотистой кислотой Опыт 1. Отношение аминокислот к индикаторам Реактивы и посуда: Глицин (10% раствор) Реактивы и посуда: Нитрит натрия (NaNО2, 10% раствор) Аминоуксусная кислота (глицин, 2 % раствор) Уксусная кислота (ледяная) Растворы индикаторов: Пробирки Метиларанж Метиловый красный В пробирку с 1 мл глицина приливают 1 мл нитрита Лакмус натрия и 1-2 капли ледяной уксусной кислоты и встряхивают смесь, при этом происходит образование мелких пузырьков В раствор глицина (по 1 мл в трех пробирках) добав- газа азота. ляют по 2-3 капли растворов индикаторов и следят за изме- Аминокислоты, как первичные амины, реагируют с нением окраски. азотистой кислотой с выделением молекулы азота. Эта реак- Задание: Дайте объяснение, почему не происходит ция позволяет количественно определить аминокислоты. изменение окраски индикаторов. Задание: написать уравнение реакции взаимодейст- вия аминокислоты с азотистой кислотой. Опыт 2. Реакция образования медной соли глицина Белки Реактивы и посуда: Глицин (аминоуксусная кислота, 2 % раствор) Опыт 1. Буферные свойства белков Карбонат меди CuСO3 Пробирки, стакан Реактивы: Раствор белка 0,3 – 0,5 г карбоната меди растворяют в 2 % растворе Соляная кислота глицина (1-2 мл) при нагревании на маленьком пламени Гидроксид натрия спиртовки до образования синей окраски. Дать остыть, и ох- Конго красный лаждают в стакане ледяной воды, при этом постепенно вы- Фенолфталеин падают кристаллы комплексной медной соли глицина (для ускорения кристаллизации протирают стеклянной палочкой а) В пробирку наливают 1 каплю соляной кислоты, 15 об стенки пробирки). капель дист. воды и тщательно взбалтывают. Одну каплю Задание: написать уравнения реакции образования этого раствора переносят в другую пробирку и добавляют медной соли глицина. еще 15 капель дист. воды. К полученному очень разбавлен- ному раствору соляной кислоты добавляют 2-3 капли конго
Яндекс цитирования