Главная
Каталог
Библиотека
Избранное
Порталы
Библиотеки вузов
Отзывы
Новости
 
12+
 
Предварительный просмотр документа

Органическая химия: Методические указания к выполнению лабораторных работ и заданий СРС для студентов специальности 351100 "Товароведение и экспертиза товаров" (по отраслям применения)

Автор/создатель: Аюрова О.Ж.
Год: 2005 
В данных методических указаниях приведены основные правила организации работы в лаборатории органической химии: правила техники безопасности при работе с химическими веществами, приборами и оборудованием, химической посудой, правила оформления лабораторных работ в рабочем журнале-тетради. Излагается перечень лабораторных работ, при выполнении которых студенты получают практические навыки эксперимента, знакомятся с физическими, химическими свойствами органических соединений, их синтезами, а также методами их исследования. Кроме того, в данных методических указаниях приведены задания СРС по каждой теме теоретического материала (индивидуальные задания по вариантам), программа теоретического коллоквиума, задания контрольной работы.
Показать полное описание документа
Популярные ресурсы рубрик:
РЕЙТИНГ

Оценка пользователей: 3.0
Количество голосов: 4
Оцените ресурс:
5 4 3 2 1

ОТЗЫВЫ


Популярные ресурсы по теме

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра. Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.
Лабораторная работа 5 ди. Пробирку укрепляют на штативе, закрывают пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опускают в пробирку с ОБЩИЙ ЭЛЕМЕНТНЫЙ АНАЛИЗ известковой или баритовой водой. Пробирку со смесью на- ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ гревают. Наличие углерода судят по образованию углекисло- го газа, что обнаруживают по выпадению белого осадка кар- 5.1. КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЧЕСКИХ боната Са или Ва, а водород—по появлению воды (посине- СОЕДИНЕНИЙ ние сульфата меди, образование медного купороса). Качественный элементный анализ состоит в качест- Задание: Написать уравнения реакций окисления ор- венном определении элементов, входящих в состав органи- ганического соединения, углекислого газа с известковой во- ческого соединения. Для этого сначала разрушают органи- дой и образования кристаллогидрата CuSO4. ческое вещество, затем превращают определяемые элементы в простые неорганические соединения, которые могут быть 5.1.2. ОТКРЫТИЕ АЗОТА изучены известными аналитическими методами. Реактивы и оборудование: Цель работы: ознакомление студентов с лаборатор- Мочевина, карбамид (NH2)2C=O 0,1 г ными методами определения химических элементов, входя- Натронная известь (NaOH+СаО) 0,4 г щих в состав органических веществ. Лакмусовая бумага (красная) Пробирка 5.1.1. ОТКРЫТИЕ УГЛЕРОДА И ВОДОРОДА В ОР- ГАНИЧЕСКОМ ВЕЩЕСТВЕ В пробирке смешивают мочевину и натронную из- весть. На стенке пробирки закрепляют влажную лакмусовую Реактивы и оборудование: бумагу. Смесь нагревают. При разложении мочевины выде- Органические вещества: ляется аммиак, который распознают по запаху и по посине- Сахароза (С12Н22О11) 0,2-0,3 г нию лакмусовой бумаги. Окись меди (СuО) 1-2 г Задание: написать уравнение реакции. Известковая Са(ОН)2 или баритовая вода Ва(ОН)2 2-Змл Сульфат меди (CUSO4 безводный) крупинки 5.1.3. ОТКРЫТИЕ СЕРЫ В ОРГАНИЧЕСКОМ ВЕЩЕСТВЕ пробирки пробирка с газоотводной трубкой Реактивы и оборудование: вата Сульфаниловая кислота Натрий металлический В пробирке смешивают органическое вещество и Уксуснокислый свинец (разб.р-р) окись меди. В верхней части пробирки помещают кусочек Пробирка ваты и насыпают на вату крупинки безводного сульфата ме- Микрогорелка В сухой пробирке смешивают несколько кристаллов 5.2. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ И сульфаниловой кислоты с небольшим кусочком металличе- УСТАНОВЛЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКИХ, МОЛЕКУЛЯРНЫХ ского натрия. Пробирку со смесью закрепляют в пробирко- ФОРМУЛ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ держателе и нагревают на горелке в вытяжном шкафу. Рас- каленную пробирку охлаждают и добавляют 10-15 мл дис- Задача количественного элементного анализа - уста- тиллированной воды. После прибавления в раствор несколь- новление количественного (процентного) содержания эле- ких капель раствора уксуснокислого свинца выпадает чер- ментов в анализируемом веществе. Зная количественный ный осадок сульфида свинца. (процентный) состав соединения, можно установить его про- Задание: написать уравнение реакции. стейшую формулу. 5.1.4. ОТКРЫТИЕ ГАЛОГЕНОВ Реактивы и оборудование: Хлороформ несколько капель Медная проволока 1 шт. Горелка лабораторная Открытие галогенов по зеленой окраске пламени (ме- тодика проведения этой реакции предложена Бельштейном). Простая установка для определения углерода и водорода: 1 – трубка Возьмите медную проволоку, прокалите загнутый для очистки кислорода; 2,5 – электрические печи; 3 –змеевик; 4 – конец в пламени горелки до исчезновения посторонней ок- поглотители; 6 – кварцевая трубка для сожжения; 7 – поглотитель- раски пламени (признак загрязнения медной петли). Остыв- ный аппарат для воды; 8 – поглотительный аппарат для оксидов азота; 9 – поглотительный аппарат для СО2; 10 - аспиратор шую петлю, покрывшуюся черным налетом окиси меди, опустите в пробирку, на дно которой поместите несколько Цель работы: студенты в данной работе знакомятся с капель испытуемого вещества, например хлороформа. Смо- основами метода количественного анализа и расчета эм- ченную веществом петлю вновь внесите в пламя горелки. пирических формул, вывода молекулярных формул органи- Немедленно появляется характерная ярко-зеленая окраска ческих веществ с помощью эбулиоскопического, криоскопи- пламени вследствие образования летучего соединения меди ческого методов. с хлором. Подобную же окраску пламени дают, помимо хло- Ознакомление с установкой количественного опреде- ристых, и другие галогенорганические соединения. ления элементов углерода, водорода в органических соеди- Задание: написать вывод. нениях. Лабораторная работа 6 При поджигании у конца газоотводной трубки, полу- ченный метан горит голубоватым пламенем, не образуя чёр- УГЛЕВОДОРОДЫ ной сажи на фарфоровой чашке. Задание: Написать уравнения реакций получения ме- Цель работы: лабораторными методами получить тана и его горения и вывод об отношении к бромной воде и углеводороды и провести с ними химические превращения окислителю. Опыт 1. Получение метана и его свойства. Опыт 2. Получение этилена и химические свойства. Реактивы и оборудование: Реактивы и оборудование: CH3COONa (ацетат натрия) безводный прокаленный Этиловый спирт (95%) C2H5OH 2,5 мл NaOH+CaO (натронная известь) 1:2 H2SO4 (конц.) 3-4 мл Бромная вода (Br2+H2O) 2-3мл Бромная вода (насыщенная) Перманганат калия (разб.) 3:1 Р-р КМnО4 (2%) Карбонат натрия (5%) 2-3мл Р-р Na2CO3 (10%) Газоотводная трубка Газоотводная трубка 1шт Фарфоровая чашка Кипятильники (кусочки битого фарфора) Пробирки 3шт Для проведения опыта предварительно готовят две пробирки: одну пробирку с перманганатом калия, другую с Для проведения опыта предварительно готовят 2 бромной водой. пробирки: одна с 2-3 мл бромной воды, вторая с 2 мл раство- В сухую пробирку насыпают готовую сухую смесь ра КМnО4 и 2-3 капли карбоната натрия. ацетата натрия и натронной извести, закрывают пробкой с Этиловый спирт и серную кислоту наливают в сухую газоотводной трубкой, закрепляют в пробиркодержателе с пробирку в объёмном соотношении 1:2, при этом образуется некоторым наклоном. Равномерно нагревают всю пробирку, этилсерная кислота: CH3-CH2-OSO3H. Для равномерного ки- затем большую часть, где находится реакционная смесь. В пения в реакционную смесь помещают кипятильники и про- начале при нагревании выделяется воздух, потом выделяется бирку закрывают герметично пробкой с газоотводной труб- метан. кой. Газоотводную трубку последовательно вводят в про- Пробирку с реакционной смесью осторожно нагрева- бирку с раствором перманганата калия на 0,5-1 минуту, за- ют, при нагревании её образуется из этилсерной кислоты тем во вторую пробирку с бромной водой. Растворы не из- этилен. Этилен из газоотводной трубки пропускают через меняют свои окраски, что свидетельствует о том, что алканы пробирку с бромной водой, которая сразу обесцвечивается за в обычных условия не реагируют с КМnО4 и Br2. счёт реакции присоединения брома к этилену. Газоотводную трубку с этиленом опускают во вторую Конец газоотводной трубки опускают в пробирку с пробирку с раствором КМnО4 и карбонатом натрия (реакция бромной водой, где происходит постепенное обесцвечивание Вагнера), при этом окраска малиново-фиолетового цвета из- раствора в результате взаимодействия ацетилена с бромом. меняется с образованием бурого хлопьевидного осадка Далее полученный ацетилен пропускают через рас- МnО2 и этиленгликоля (двухатомного спирта): твор 1 мл КMnО4 и 1 мл Na2CO3, при этом фиолетовая окра- HO-CH2-CH2-OH ска исчезает, образуя хлопьевидный осадок МпО2 бурого Этилен у конца газоотводной трубки поджигают, он цвета: горит светящимся пламенем, при внесении в пламя фарфо- 3CH ≡ CH + 8КМnО4 + 4H2O 3HOОC-COOH + 8MnO ↓ + ровой чашки на поверхности её образуется чёрное пятно (са- +8KOH щавелевая кислота жа), что связано с неполным его окислением: Ацетиленид меди получается при пропускании ацети- CH2=CH2 + 2 O2 CО2 + C + 2 H2O лена через раствор в пробирке (2-3 мл аммиачного раствора Задание: Написать уравнения реакции этилена с хлорида меди), при этом бесцветная жидкость окрашивается бромной водой, перманганатом калия и горения газа. в красный цвет с выделением красно-бурого осадка ацетиле- нида меди. Опыт 3. Получение ацетилена и его химические свойства. Образующийся газ – ацетилен поджигают, коптящее пламя подносят к керамической пластинке. Реактивы и оборудование: а) Неполное сгорание (жёлтое горение), на керамиче- Карбид кальция (кусочки) ской пластине образуется пятно сажи: Бромная вода (насыщ.) CH ≡ CH + O2 CO + C + H2O Перманганат калия (1%) б) При полном сгорании ацетилен горит светящимся Карбонат натрия (10%) пламенем с выделением огромного количества энергии: Аммиачный р-р хлорида меди CuCl (I) 2 CH ≡ CH + 5 O2 4 CO2 + 2 H2O Пробирки Задание: Написать уравнение реакции получения Газоотводная трубка ацетилена и реакции присоединения брома к ацетилену и Керамическая пластина объяснить, почему обесцвечивание брома происходит мед- леннее, чем с этиленом, а так же реакции замещения. Опыт проводят в вытяжном шкафу, предварительно готовят 3 пробирки: Опыт 4. Химические свойства ароматических углево- 1) С бромной водой дородов. 2) С раствором KMnO4 и Na2CO3 3) С раствором CuCl 4.1. Окисление ароматического углеводорода. Кусочки карбида кальция помещают в сухую пробир- ку, приливают 1мл воды, сразу закрывают пробкой с газоот- Реактивы и оборудование: водной трубкой. Толуол или этилбензол (ксилол) Перманганат калия (5%) Лабораторная работа 7 Серная кислота (10%) Пробирки ГАЛОГЕНПРОИЗВОДНЫЕ УГЛЕВОДОРОДОВ Водяная баня Обратный холодильник (воздушный) Цель работы: лабораторными методами получить вещества данного класса и выполнить химические превра- В пробирку с 1 мл ароматического углеводорода до- щения бавляют 2 мл раствора перманганата и серной кислоты, на- гревают в водяной бане, встряхивая их или с использовани- Опыт 1. Получение хлорэтана ем воздушного холодильника. Через некоторое время цвет Реактивы и оборудование: раствора изменяется, обесцвечивается или при охлаждении Этанол + H2SO4 2:1 (по объему) раствора выделяются хлопья бензойной кислоты. NaCl 0,1-0,2 г Задание: написать уравнение реакции окисления Газоотводная трубка ароматического углеводорода. Пробирки 4.2. Сульфирование ароматических углеводородов. В пробирку наливают смесь этилового спирта и кон- центрированной H2SO4 объемом 3-4 мл и помещают в нее Реактивы и оборудование: 0,1-0,2 г NaCl. Пробирку закрывают пробкой с газоотводной Толуол или этилбензол трубкой и осторожно нагревают в пламени горелки, в начале Серная кислота (конц.) по всей поверхности пробирки, затем смесь. При поджига- Пробирки нии у конца газоотводной трубки хлорэтан горит характер- Обратный холодильник (воздушный) ным пламенем с зеленой каймой. При нагревании смеси в Водяная баня начале образуется этилсерная кислота по реакции: CH3-CH2OH + H2SO4 CH3-CH2-OSO3H, 0,5 мл толуола смешивают с 2 мл серной кислоты в которая при взаимодействии с хлористым водородом пробирке, пробирку закрывают пробкой с воздушным холо- (NaCl + H2SO4 HCl + NaHSO4) дает хлорэтан. дильником и нагревают на кипящей водяной бане 10-15 ми- Задание: Написать реакцию образования хлористого нут. При перемешивании постепенно происходит уменьше- этила и ее механизм. ние и расслоение и полное растворение в результате образо- вания толуолсульфокислоты (о-, п-изомеров) хорошо рас- Опыт 2. Поведение галогенов в бензольном кольце и в боко- творимой в воде. вой цепи кольца. Задание: написать уравнение реакции сульфирования в бензольном кольце. Объяснить ориентирующие влияние Реактивы и оборудование: алкила и механизм реакции. Хлорбензол Хлористый бензил Опыт 1. Обнаружение присутствия воды в спирте и Азотнокислое серебро (0,2 н) его обезвоживание. Пробирка Микрогорелка Реактивы и оборудование: Спирт (ректификат) В пробирки помещают: в первую пробирку 1 каплю Сернокислая медь (безводный порошок) хлорбензола и 5 капель воды, во вторую 1 каплю хлористого Пробирки бензила, 5 капель воды. Нагревают обе пробирки до кипения и к горячим растворам добавляют 1 каплю 0,2н раствора В пробирку помещают 3 мл спирта и 1 г безводного азотнокислого серебра. В первой пробирке появление мути сульфата меди и встряхивают при слабом нагревании. Белый от выделения хлористого серебра не происходит, что указы- порошок сернокислой меди окрашивается в голубой цвет – вает на прочную связь галогена, стоящего в бензольном образуется кристаллогидрат CuSO4·H2O. Безводный спирт кольце. При охлаждении жидкость мутнеет, что объясняется используется для последующего опыта. выделением мельчайших капелек хлорбензола, раствори- Задание: написать уравнение реакции. мость которого при охлаждении резко падает. При подогре- вании такая муть вновь исчезает. Во второй пробирке не- Опыт 2. Образование алкоголята натрия и его гидролиз медленно выпадает белый творожистый осадок хлористого серебра. Данная реакция показывает, что при кипячении с Реактивы и оборудование: водой хлористый бензил легко подвергается гидролизу, об- Спирт безводный разуя хлористый водород, который и реагирует потом с Металлический натрий азотнокислым серебром, давая белый осадок хлористого се- Фенолфталеин ребра. Пробирка Задание: Написать уравнения происходящих реак- ций, назвать продукты реакций. В совершенно сухую пробирку наливают 1-2 мл без- водного этилового спирта и при помощи пинцета осторожно Лабораторная работа 8 вносят небольшой кусочек натрия. Когда реакция закончит- ся, несколько капель полученного раствора выливают в про- КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ПРОИЗВОДНЫЕ бирку с водой и прибавляют 1-2 капли фенолфталеина. Про- УГЛЕВОДОРОДОВ следить за изменением окраски. Задание: написать уравнение реакций. Сделать вы- ОКСИСОЕДИНЕНИЯ (СПИРТЫ И ФЕНОЛЫ) вод. Назвать продукты реакций. Цель работы: ознакомление студентов со свойства- ми спиртов и фенолов и реакциями их химических превра- щений Опыт 3. Окисление этилового спирта окисью меди. Задание: написать уравнение реакции образования глицерата меди и его разрушения. Реактивы и оборудование: Спирт Опыт 5. Получение фенолята и его разложение. Медная проволока Пробирка Реактивы и посуда: Фенол или β-нафтол Медную проволоку, свернутую на конце, помещают в Вода пламя горелки и нагревают до красного каления. Затем горя- Серная и соляная кислота (2н р-р) чий конец опускают в пробирку с этиловым спиртом. Спирт Пробирка вскипает и наблюдается характерный запах уксусного альде- гида. Конец проволоки становится светлым, происходит вос- К 1-2 мл фенольной воды добавляют 1-2 кристаллика становление окиси меди до металлической меди. фенола, к воде добавьте всего 1 каплю 2н р-ра NaOH. Мо- Задание: написать уравнение реакции окисления эти- ментально образуется прозрачный раствор фенолята натрия, лового спирта, назвать продукты. так как он хорошо растворяется в воде. Выше мы видели, что этилат натрия образуется только при действии на этиловый Опыт 4. Взаимодействие глицерина с гидратом окиси меди спирт металлического натрия. В данном опыте мы отмечаем, что фенол подобно кислоте реагирует уже со щелочью. Оче- Реактивы и посуда: видно, под влиянием радикала фенола –C6H5 гидроксильная Глицерин группа приобретает кислотные свойства. Вот почему раньше, Сернокислая медь (разб. раствор) не зная строение фенола, называли его карболовой кислотой. Едкая щелочь (разб. раствор) Полученный раствор фенолята натрия разделить на Соляная кислота (разб.раствор) две части. К первой части добавляют 1 каплю 2 н раствора Пробирка НCl. Жидкость моментально мутнеет вследствие выделения свободного фенола. В пробирке получают гидроксид меди из сернокислой Задание: написать реакции фенола со щелочью и раз- меди с избытком едкой щелочи. Сливают избыток жидкости ложения фенолята натрия кислотой. с голубого осадка гидроксид меди. Суспензию взбалтывают с 2-3 мл воды и переносят в пробирку с раствором глицерина Опыт 6. Реакция фенолов с хлорным железом. в воде (2-3 капли глицерина в 1 мл воды), образуется хорошо растворимый глицерат меди синего цвета. При добавлении к Реактивы и посуда: полученному раствору избытка соляной кислоты наблюда- Фенол (1 % р-р) ется изменение окраски – разрушение глицерата меди. FeCl3 (2 % р-р) Пробирки дистиллированной воды. Осторожно нагревают реакцион- В пробирку с 2-3 мл раствора фенола прибавляют 3-5 ную смесь пламенем горелки, регулируя кипение смеси, из- капель FeCl3 и встряхивают, при этом жидкость приобретает бегая переброса. В течение 2-3 минут объем жидкости в при- интенсивно фиолетовый цвет, обусловленный образованием емнике увеличивается почти вдвое, после чего прекращают комплексного соединения. Происходит образование феноля- нагревание и разбирают прибор. та трехвалентного железа. Отгон в приемнике имеет резкий запах ацетальдегида. Задание: написать реакцию образования фенолята Раствор используют для последующих опытов (2,3,4,5). железа. Задание: написать уравнение реакции получения аль- дегида. Лабораторная работа 9 Опыт 2. Окисление альдегида окисью серебра. ОКСОСОЕДИНЕНИЯ (АЛЬДЕГИДЫ И КЕТОНЫ) Реактивы и оборудование: Цель работы: ознакомление студентов с представи- Ацетальдегид (или бензальдегид) телями альдегидов и кетонов, реакциями их получения и Азотнокислое серебро (1 % р-р) химических превращений NaOH (10%-р) Аммиак (5 % р-р) Опыт 1. Образование альдегида при окислении спирта. Пробирки Реактивы и оборудование: В химически чистую пробирку наливают 1-2 мл рас- Этиловый спирт твора азотнокислого серебра (AgNO3), затем приливают не- Бихромат калия (К2Cr2O7) сколько капель NaOH и осторожно по каплям добавляют Серная кислота (10 % р-р) раствор аммиака до тех пор, пока не растворится осадок оки- Пробирки си серебра, образовавшийся в начале. Затем к смеси добав- Газоотводная трубка ляют 3-5 капель ацетальдегида (или бензальдегида). Пробир- Микрогорелка ку нагревают на водяной бане до образования металлическо- го серебра на стенках пробирки или черного осадка. В пробирку с газоотводной трубкой насыпают 0,5 г Задание: написать уравнение реакции окисления аль- бихромата калия, затем приливают 2 мл разбавленной сер- дегида и дать названия продуктам реакции. ной кислоты и 2 мл спирта, и смесь встряхивают. Наблюда- ется разогревание и изменение окраски смеси. Опыт 3. Отношение альдегидов и кетонов к окислению Закрепляют пробирку наклонно в пробиркодержателе и присоединяют отводную трубку, конец которой погружа- Реактивы и оборудование: ют почти до конца в другую пробирку – приемник с 2 мл Альдегид (формальдегид, ацетальдегид) Кетон (ацетон) Опыт 5. Получение бисульфитного производного. Сернокислая медь (2 % р-р) Щелочь (10 % р-р) Реактивы и оборудование: Пробирки Ацетон Микрогорелка Гидросульфит натрия NaHSO3 (насыщ.р-р) Пробирки В одну пробирку с 1 мл альдегида, в другую – с 1 мл кетона наливают по 0,5 мл щелочи и добавляют по каплям В пробирку наливают 2 мл ацетона и 3 мл раствора раствор сернокислой меди до образования осадка. Пробир- бисульфита натрия. Раствор охлаждают и перемешивают па- ки нагревают до начала кипения. Голубой осадок гидроксида лочкой до образования осадка (следует строго придержи- меди (II) при нагревании превращается в оксид меди (II) – ваться указанных количеств реагентов и условий реакции, осадок черного цвета. Альдегиды восстанавливают гидро- иначе осадок может не выпасть). Если не выпадает осадок, то ксид меди (II) до оксида меди (I) или до металлической меди кристаллизацию вызывают, протирая стеклянную палочку о (осадок красного цвета). стенки пробирки. Кетоны не реагируют. Задание: написать уравнение реакции образования Задание: написать уравнение реакции окисления аль- бисульфитного производного. дегида. Опыт 6. Взаимодействие оксосоединений с фенил- Опыт 4. Альдольная и кротоновая конденсация аце- гидразином. тальдегида. Реактивы и оборудование: Реактивы и оборудование: Ацетон или ацетальдегид Ацетальдегид Фенилгидразин солянокислый (насыщ.р-р или кристаллы) Щелочь (10 % р-р) Уксуснокислый натрий К 2-3 мл раствора щелочи добавляют 1-2 мл ацеталь- Пробирка дегида и смесь медленно нагревают до начала кипения. В начале образуется альдоль (приятный запах), жидкость по- В пробирке с 3-4 мл воды растворяют несколько кри- степенно приобретает резкий запах кротонового альдегида, сталликов солянокислого фенилгидразина и 0,3 г ацетата на- далее желтеет и буреет, а на дне пробирки выделяется полу- трия. К раствору добавляют несколько капель ацетона и про- жидкая «альдегидная смола». бирку встряхивают. При этом образуются кристаллики фе- Задание: написать уравнение реакции конденсации нилгидразона. ацетальдегида и назвать продукты реакции. При использовании ацетальдегида: в пробирку прили- вают 1 мл насыщенного раствора солянокислого фенилгид- разина, добавляют небольшое количество кристаллов ацетата натрия, встряхивая, в смесь вносят 1 мл ацетальдегида. Че- Опыт 2. Образование и гидролиз ацетата железа. рез некоторое время выпадают кристаллы фенилгидразона. Задание: написать уравнение реакции образования Реактивы: фенилгидразонов. Уксуснокислый натрий (20 % р-р) Хлорид железа (III) (3 % р-р) Лабораторная работа 10 В пробирку приливают 0,5 мл раствора уксуснокисло- КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ И ИХ ПРОИЗВОДНЫЕ го натрия. Убедитесь в том, что он не имеет запаха. Добав- ляют в нее столько же 3 % раствора FeCl3. Появляется желто- Цель работы: ознакомление студентов с представи- красное окрашивание от образующейся железной соли ук- телями карбоновых кислот, их реакциями получения и хи- сусной кислоты: мическими свойствами 3 СH3COONa + FeCl3 Fe(CH3COO)3 + 3 NaCl Фактически железная соль, представляющая собой Опыт 1. Реакции карбоновых кислот с металлами, комплексное соединение, имеет гораздо сложное строение. гидроксидами и карбонатами металлов. Подогрейте раствор до кипения. Немедленно происходит гидролиз железной соли. Выделяется красно-бурый осадок, Реактивы: нерастворимый в воде основной уксуснокислой соли железа: Уксусная кислота (конц.) (CH3-COO)2-FeOH Магний или цинк (порошок, стружки) Получающийся над ним раствор, не содержащий ос- Карбонат натрия (10 % р-р) нов железа, становится бесцветным. Оксид меди (порошок) Описанную реакцию применяют в качественном ана- лизе для удаления трехвалентного железа из раствора. В три пробирки помещают: в первую – 0,2 г магния Задание: написать уравнения реакций, назвать про- (или цинка), во вторую – 1-2 мл карбоната натрия, в третью дукты реакций. – 0,2 г оксида меди, приливают в каждую по 2 мл уксусной кислоты. Следят за изменениями в пробирках. Пробирку с Опыт 3. Получение уксусноэтилового эфира. магнием закрывают газоотводной трубкой с оттянутым кон- цом и поджигают выделяющийся газ. Реактивы: Задание: написать уравнение реакций, происходящих Этиловый спирт 2 мл в пробирках, дать названия продуктам реакций. Уксусная кислота (ледяная) 2 мл Серная кислота (конц.) капли Поваренная соль (насыщ. раствор) 2 мл
Яндекс цитирования