Главная
Каталог
Библиотека
Избранное
Порталы
Библиотеки вузов
Отзывы
Новости
 
12+
 
Предварительный просмотр документа

Религиозные конфликты: проблемы и пути их решения в начале XXI века (политико-правовой аспект): Монография

Автор/создатель: Зеленков М.Ю.
Год: 2007 
В монографии на основе анализа отечественного и зарубежного опыта предупреждения и урегулирования религиозных конфликтов, изучения современного состояния религиозной ситуации в мире и Российской Федерации исследуются проблемы влияния религиозного факто-ра на процесс модернизации современного государства в начале XXI века, а также предлагаются перспективные пути их диалектического взаимодействия. В основу рассмотрения проблемы положена методология системно-комплексного целостного научного исследования. Видное место в работе занимает сравнительный анализ процессов развития религиозной ситуации в мире и России, ее влияния на процесс модернизации основных стран мира, а также исследование отдельных вопросов политико-правового аспекта влияния религиозного фактора на развитие современного государства. Научный труд представляет интерес для профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, научных работников, докторантов и аспирантов, а также студентов, интересующихся религиозной, социально-политической и конфликтологической проблемами процесса модернизации государства.
Показать полное описание документа
РЕЙТИНГ

Оценка пользователей: 4.2
Количество голосов: 5
Оцените ресурс:
5 4 3 2 1

ОТЗЫВЫ


Популярные ресурсы по теме

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра. Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.
бывшая Югославия (мусульмане-боснийцы, албанцы с одной стороны, христиане (православные) - сербы, а также христиане (ка- толики) - хорваты - с другой). Как видим, в данных конфликтах участвуют представители различных религий, культур, отличающихся по своей истории, языку, традициям, укладу жизни, быту, обычаям, обрядам, ценностям, при- оритетам и др. Нередко бывает, что по этим признакам окружающие люди весьма просто разделяются на «своих» и «чужих», с вытекаю- щими отсюда последствиями. И если к первым относятся как к близ- ким, родным, то к остальным,- достаточно враждебно. По мнению ученых, порой создается впечатление, что челове- чество иррационально возвращается в «золотой век» родоплеменных взаимоотношений первобытнообщинного общества, сбросив с себя все рациональное, научное, идеологическое, как бы разочаровавшись во всех фундаментально-культурных ценностях.56 Мировой опыт учит, что для христиан религиозный конфликт обычно возникает на границе с мусульманским миром, в местах, где наблюдается экспансия ислама и впоследствии часто приобретает ха- рактер этнического конфликта. Часто их так и представляют, мало упоминая о неотъемлемой роли, которую играет религиозная вера в мотивации войны, или о принадлежности участвующих в войне ци- вилизаций или этнических групп. В другой ситуации, например, в Чечне или Ираке57, джихад не уменьшается и не возрастает в отношении христиан, но скорее возни- 56 См.: Золотарев О.В. Религиозный фактор и геополитические аспекты безо- пасности России. М.: ВАГШ, 1999. 57 Например, по состоянию на июнь 2006 г. в Ираке находилось 132 тыс. американских солдат и 20 тыс. военнослужащих иных государств (крупней- шие контингенты имеют Великобритания, Южная Корея, Италия, Польша, Австралия и Грузия). По состоянию на май 2006 года, численность иракской полиции составляла 142 тыс. человек, армии и национальной гвардии - 117.4 тыс. По состоянию на 11 июня 2006 года, в Ираке погибло 2 493 американ- ских военнослужащих (1 965 из них - в результате действий противника). Еще 18 356 солдат и офицеров получили ранения и контузии. Точные данные о количестве убитых и раненых иракцев неизвестны. Раз- личные организации приводят разные оценки. К примеру, специализирован- ный исследовательский центр Iraq Body Count считает, что за время войны погибло от 38.4 тыс. до 42.7 тыс. (по состоянию на 9 июня 2006 года). Боль- 41 кает и усиливается внутри мусульманской страны. Идет битва за классическое исламское государство, действующее по законам ша- риата и все, кто противятся этой цели, становятся жертвами. Но действительно ли мусульмане стремятся обратить в свою веру весь мир? Безусловно, они считают это желательным, но даже самые радикальные исламские теологи достаточно прагматичны, что- бы вести ради этого священную войну. Джихад, о котором часто го- ворят, вовсе не тождественен войне с немусульманами. Джихад – это прежде всего борьба за веру, и начинается она с борьбы против зла в самом себе, с духовного самоусовершенствование на пути к Аллаху. шинство (до 35% погибших) приходится на Багдад. На втором и третьем месте по числу жертв - города Анбар и Басра. Кроме того, 30-40 иракцев ежедневно похищается неизвестными. По данным Международной Кризис- ной Группы\International Crisis Group, в Ираке действуют более 20 тыс. ин- сургентов. По оценкам исследовательского Brookings Institution, в заключе- нии находятся примерно 14 тыс. инсургентов и террористов (данные на май 2006 года). От 800 до 2 тыс. из них являются иностранцами. Ежемесячно иракские войска и военнослужащие коалиции арестовывают или уничтожа- ют около 2 тыс. инсургентов (данные газеты Washington Post). По данным газеты New York Times, активность инсургентов постоянно растет. В 2004 году они совершили 24 496 атак, в 2005-м - 34 131. В 2004 году 133 инсур- гента подорвали себя, в 2005 году - 411. В 2004 году было взорвано 5 607 бомб, заложенных на улицах или дорогах, в 2005 году - 10 953. Ныне инсур- генты еженедельно совершают до 620 нападений. Опрос телекомпании CBS показал, что 61% американцев не поддерживают иракскую политику президента Джорджа Буша\George Bush, 33% - одобряют ее. 55% американцев считают, что США не способны обеспечить мир и ста- бильность в Ираке, 45% - уверены в обратном. 46% убеждены, что войска США должны покинуть Ирак в возможно более короткие сроки, 48% - что американские солдаты должны находиться в Ираке столько, сколько необхо- димо. 55% опрошенных убеждены, что победителей в этой войне не будет. 34% отдают пальму первенства США, 9% - инсургентам. Опрос телекомпании CNN дал следующие результаты: 56% американцев считают, что дела в Ираке идут неважно или плохо, 43% - хорошо или удов- летворительно. 45% считают, что действия США в Ираке морально оправда- ны, 47% с этим категорически не согласны.// Цитата по Ванчугов В.В. Ста- тистика иракской войны. Портал «Социально-гуманитарное и политологиче- ское образование». 2.10.2006. 42 Священная война, считает П.Дейниченко, есть вынужденная необхо- димость, но не неизбежность.58 Сегодня, по данным WEA Religious Liberty Commission, са- мыми значительными зонами христиано-исламского конфликта, ко- торые затрагивают интересы христиан, в наши дни являются:59 Чечня на юге России, где исламисты жесткой линии ведут сражение за установление исламского государства, действующего по законам шариата. Ирак, где исламистские боевики сражаются за установление исламского государства, действующего по законам шариата. Центральный Судан, Центральная Нигерия и Централь- ный Берег Слоновой Кости, где арабские и фуланские мусульмане стремятся захватить юг, чтобы навязать исламское доминирование и, в конечном итоге, законы шариата на христиан, анимистов и светских африканцев. Восточная Индонезия (Центральная Сулавеси, Молуккские острова и Папуа), где мусульмане, испытывающие арабское влияние, продвигаются на восток, чтобы распространить исламскую гегемо- нию и, в конечном итоге, законы шариата среди христиан и племен- ных народностей, подвергшихся прежде голландской колонизации. Южные Филиппины, где проарабская мусульманская груп- пировка Моро, сражается с преимущественно католическим прави- тельством за установление независимого мусульманского государст- ва, действующего по законам шариата. Как видим, во всех этих примерах основным вопросом явля- ется расширение границ исламского мира и, в конечном итоге, уста- новление законов шариата.60 В каждом случае, в ситуацию вовлечены как местные, так и зарубежные моджахеды (священные воины ислама). Эти исламские 58 См.: Дейниченко П. XXI век: история не кончается. М.: Олма-Пресс, 2002. 59 Данные приводятся по: WEA Religious Liberty Commission, 2004. 60 Сегодня в мире насчитывается около миллиарда мусульман. В 1980 г. они составляли 18 процентов населения мира, в 2000 г. – около 23 процентов, а к 2025 составят 31 процент, превысив по численности население «христиан- ских» стран. (Не ясно, какая доля населения Индонезии включена в эти оценки – все или только мусульмане). // Дейниченко П. XXI век: история не кончается. М.: Олма-Пресс, 2002. 43 боевики сражаются со светским режимом в целях подчинения нему- сульманского населения исламскому доминированию и восстановле- ния или введения исламского порядка (мусульманское правление и мусульманское доминирование), установленного Мухаммедом еще в VII веке. Многовековой мировой опыт показывает, что как в случае с любой войной, религиозная война приносит чрезвычайное страдание – ужас, страх, потерю жилья, горе. Человек, мужчина или женщина, вынужден защищать свою семью от наступающих религиозных фана- тиков. Женщины становятся вдовами, дети сиротами, а в некоторых случаях пленники становятся рабами. Те, кому удается выжить, включая пожилых и немощных, остаются бездомными и изгоняются со своего места, множество жертв остается покалеченными, травми- рованными, беспомощными. Вот как описывает по- следствия религиозного кон- фликта в Африке И.Тарутин: «Зрелище было не для слабо- нервных. Даже видавшие ви- ды полицейские отводили взгляд. В жилых кварталах нигерийского города Кадуна повсюду валялись обуглен- ные трупы. Тела обливали бензином и поджигали во время чудовищных расправ. Принюхиваясь к тошнотворному запаху горелой человеческой плоти, по безлюдным улицам среди пожарищ бродили бездомные псы. Они копошились возле гор переломанной утвари, выброшенной из полуразрушенных зданий, над которыми еще продолжали подниматься черные клубы дыма. Кое-где на закоп- ченных стенах можно было разглядеть сделанные красной краской, словно кровью, опознавательные надписи: «здесь живет христианин» или «дом мусульманина». Надписи эти стоили жизни целым семьям. Трагедия, разыгравшаяся в Кадуне, на сухом языке полицейского протокола именовалась насилием на религиозной почве. Вспышки такого насилия весь прошлый год сотрясали Нигерию. Ее превы- шающее 100 миллионов население, самое крупное по численности на континенте, разделено барьерами веры. Нигерийцы исповедуют тра- 44 диционные культы, но в большинстве своем христианство или ислам. Толчком к столкновениям стало решение правительств нескольких штатов, которые пользуются значительной автономией, ввести шари- атские суды. Первым такое постановление принял северный штат Замфара. Его примеру последовали Кадуна, Кано и Нигер».61 Естественно, анализируя причины и источники существую- щих и будущих конфликтов, нельзя односторонне сводить все только к религиозному фактору (обязательно - и более того, в первую оче- редь - необходимо рассматривать политические, экономические, во- енные, демографические, экологические и другие факторы). Тем бо- лее, это лишь определенный срез анализа религиозной ситуации, оп- ределенный ракурс при рассмотрении религиозного фактора, несмот- ря на его фундаментальность и значимость. Например, к 2015 г. почти половина населения Земли – более 3 млрд. человек – будут жить в странах с ограниченным потреблени- ем воды, т.е. менее 1,700 м3 на душу населения в год. Главным обра- зом это страны Африки, Ближнего Востока, Южной Азии, а также Северный Китай. То есть, страны, исповедующие различные религии. В развивающихся странах 80% потребления воды будет идти на сель- ское хозяйство, что практически нереально. В 2015 г. ряд развиваю- щихся стран будут не способны поддерживать свой уровень орошае- мого сельского хозяйства. Чрезмерная откачка подземных вод во многих всемирно важных регионах выращивания зерновых будет усугублять проблему: для производства тонны зерна необходима од- на тыс. тонн воды.62 61 См.: Тарутин И. Религиозные конфликты раздирают Африку. Независимая газета, 2001. 23 февраля. 62 Арабские страны занимают 9% суши и пятое место по численности насе- ления в мире. В то же время их водные ресурсы составляют лишь 0,7% сово- купных мировых запасов, а объем воды на душу населения равен 1,5 тыс. куб. метров в год при средней мировой обеспеченности 13 тыс. куб. метров. Ситуация такова, что нарастающий дефицит воды станет вскоре важным ограничителем экономического роста. Не случайно, что проблема воды на Ближнем Востоке все больше превращается в объект разногласий в отноше- ниях арабов с соседними странами и между собой. Дефицит водного ресурса уже давно инициирует противоречия между Турцией, Сирией и Ираком, ме- жду Израилем, Сирией и Иорданией, между Египтом и Суданом. Таким об- разом, проблема воды становится проблемой жизнеобеспечения и приобре- 45 Меры, принимаемые для увеличения доступности воды, сво- дятся к эффективному расходованию воды, расширению применения средств очистки воды, разработке технологий генетически изменен- ных зерновых, которые потребляют меньше воды или более соленую воду, и импорту воды. Эти меры недостаточны для сокращения де- фицита воды к 2015 г. Многие из этих мер будут стоить дорого. По- литика цен на воду в предстоящие 15 лет не будет более реалистич- ной – субсидирование воды политически чувствительно для многих стран с низким доходом, т.к. население ожидает дешевой воды. Почти половина поверхности Земли состоит из речных бас- сейнов, совместно используемых более чем одной страной. Более 30 стран получают более трети необходимой воды из вне своей террито- рии. Так, Турция (исламская стран) строит новые дамбы и осуще- ствляет ирригационные проекты на берегах рек Тигр и Евфрат, что влияет на водные ресурсы Сирии и Ирака (страны, также испове- дующие ислам) – две страны, в которых ожидается значительный рост населения. Египет будет продолжать существенно потреблять воды Нила, который протекает также по Эфиопии и Судану. Эти страны, в свою очередь, будут стремиться в период до 2015 г. повы- сить потребление воды из Нила. Проявятся новые противоречия в распределении водных ресурсов. К этому уместно добавить возможность и наличие попыток воздействия извне, использования культурно-религиозных общностей для осуществления проникновения в пределы пространства других государств с сепаратистскими целями. Не работает во благо и то, что на протяжении столетий между разными народами существовали и существуют корни взаимного не- доверия, подозрительности, враждебности, способствующие накоп- лению отрицательной энергии, которая при определенных условиях, прорывается «наружу». Ярким примером тому служит северокавказ- ский регион, горские народы которого завоевывались, переселялись, депортировались на протяжении последних двух веков, что естест- тает первостепенное значение в рамках национальной безопасности. Исходя из сложившейся ситуации, уже с середины 80-х годов ХХ века в арабском мире все чаще поднимают вопрос о нарастающей угрозе конфликта из-за воды. (Прим. автора). 46 венно не способствовало созданию благоприятного отношения к другим народам, в частности русскому, к другим культурам.63 В СССР пытались устранить многие религии, чтобы заменить их коммунистической идеологией.64 Последствия этого будут, так или иначе, сказываться на протяжении всего будущего века. После распа- да СССР во всех его частях наметилось возрождение религии, начали восстанавливаться связи с традиционными центрами цивилизации в дополнение к связям с Россией. Так, европейские республики бывше- го СССР восстанавливают связи с Европой, среднеазиатские и му- сульманские кавказские - с Ближним и Среднем Востоком. Таким образом, мы видим, что существует достаточно жест- кая связь между развитием процесса модернизации современного ми- рового сообщества и ее влиянием на развитие межконфессиональных отношений. В большинстве случаев, как видно из результатов нашего исследования, данная связь оказывает больше негативное, чем пози- тивное воздействие. 2. Конфликт цивилизаций как следствие модернизации мира и его влияние на развитие межконфессиональных отношений Термин «цивилизация» получил распространение с легкой ру- ки С.Хантингтона, предрекающего в ближайшие десятилетия кон- фликт между христианской и мусульманской цивилизациями. С его точки зрения, обе религии претендуют на звание «единственно вер- ной», причем мусульманская цивилизация активно развивается и ук- 63 Подробнее см.: Зеленков М.Ю. Межнациональные конфликты: проблемы и пути их решения (правовой аспект). Воронеж: ВГУ, 2006. 64 Перед революцией в империи насчитывалось 65% православных, 0% ста- роверов всех толков, 8% католиков, 4,5% протестантов всех направлений, 6% магометан, 4% иудеев. После принятия осенью 1990 года либерального закона о свободе совести, к 1 января 1991 вероисповедная принадлежность граждан всего СССР (от общего числа жителей) выглядела следующим об- разом: 22% православного населения, 0,8% староверов, 5,5% католиков, 3% протестантов, 18,5% мусульман, 0,2% иудеев.//Религиозные объединения Российской Федерации. М., 1996. С.242. 47 репляется. Если в 1920 году в мире было всего лишь четыре мусуль- манских страны, а их обитатели казались Западу отсталыми, покор- ными и забитыми, то сегодня в мире насчитывается 50 мусульман- ских стран, причем некоторые из них весьма богаты и способны са- мым непосредственным образом влиять на мировую экономику. 1999 год ознаменовался появлением исламской атомной бомбы (у Паки- стана), а в 2002 Индия и Пакистан едва не дошли до ядерной войны.65 Что же такое цивилизация. Один из исследователей этой проблемы С.Г.Кисилев66 считает, что цивилизация это культурно- историческая общность, объединенная присущими только ей религи- ей, историей, этносом, ценностями, традициями, обрядами, ментали- тетом, образом жизни, нормами быта, даже костюмами и т.п. Следо- вательно, каждая цивилизация должна оберегать свою культуру. Рас- смотрим данный вывод на примере мусульман США. По данным MSNBC67 американские мусульмане сегодня пред- почитают учить детей дома. Директор Комитета по американо- исламским отношениям в Нью-Йорке Абдул Малик (Abdul Malik) считает, что хотя не существует официальной статистики, касающей- ся мусульман, дающих своим детям домашнее образование, их явно становится все больше. По его оценкам, более полутора миллионов мусульманских детей получают образование дома. Большинство мусульман, предпочитающих именно такой вид образования, объясняют свой выбор несколькими факторами. Прежде всего, это желание уберечь своих детей от американской культуры. «Таким образом, я могу привить моим детям представления о морали и поведении, которые важны для моей религии, и подобрать для них подходящее общество, - объясняет Надия Махмуд (Nadia Mahmood), жительница Нью-Джерси. - Я не хочу посылать их в обычную среднюю школу и говорить им, что они отличаются от дру- гих, что им нельзя смотреть фильм Эминема, нельзя ходить на свида- ния, надо иначе одеваться».68 65 См.: Дейниченко П. XXI век: история не кончается. М.: Олма-Пресс, 2002. 66 См.: Кисилев С.Г. Проблема взаимосвязи цивилизаций и войн в мировой философской мысли и современные вызовы России. М.: ВАГШ, 1998. 67 См.: http://www.Лента.ru. 68 Цитата по http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1039538700. 48 Свою роль в этом сыграли и теракты 11 сентября 2001 года, которые привели к увеличению давления на американских мусуль- ман. «После 11 сентября школьники-мусульмане чаще выделяются, иногда одноклассники даже называют их террористами, - говорит Синтия Сулейман (Cynthia Suleiman), жительница Массачусетса. - Когда такие религиозные лидеры, как Фрэнк Грэм (Franklin Graham), Джимми Суоггерт (Jimmy Swaggert) и Джерри Фалуэлл (Jerry Falwell) выступают против ислама, которые счастливо подхватывают средства массовой информации, эта нетерпимость распространяется и на впе- чатлительных детей, которые переносят ее на своих мусульманских одноклассников». Сулейман рассказала, что когда ее детей начали спрашивать, не приходятся ли они родственниками Осаме бин Ладе- ну, она поняла, что пора забирать их из школы.69 Но есть и другое, прямо противоположное мнение. Ради спра- ведливости приведем его. Так, бывший архиепископ города Тур (Франция) кардинал Жан Онорэ считает, что конфронтация с исла- мом и растущая враждебность третьего мира к Западу станут главны- ми вызовами для Католической Церкви в ближайшие годы: «Я был шокирован многочисленными свидетельствами в основном африкан- ских епископов, показывающими враждебность стран третьего мира, особенно африканских, к нашей культуре и нашей цивилизации, мо- делью которых выступают американцы». «Я почувствовал ненависть, питаемую во многих южных и восточных странах, где есть бедствия, нищета и ислам, к западной культуре, западному богатству и изоби- лию», отметил кардинал Онорэ. По словам кардинала Онорэ, «кон- фронтация с исламом это первая из проблем, с которой Церковь должна столкнуться в ближайшие годы». Прелат заявил, что сам он задается вопросом о логике, движущей исламом: является ли она ло- гикой диалога или принуждения, мира или насилия. «Я не могу убе- дить себя в том, что в исламе верх берет логика принуждения и наси- лия», сказал он. При этом кардинал Онорэ напомнил, что когда Папа Иоанн Павел II приехал в 1997 году в Тур, первый чек на финансиро- вание его визита в этот город поступил от имама местной мусульман- ской общины.70 69 Цитата по: http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1039538700. 70 См.: Религия и общество. http://www.NEWSru.com. 25 октября 2001 г. 49 История развития человечества в определенном смысле есть история развития разных цивилизаций. В истории человечества суще- ствовало немало цивилизаций (разные авторы насчитывают их от 10 до 37, а первой считается шумерская, возникшая на территории, при- мерно, нынешнего Ирака). С.Г.Киселев отмечает, что системообра- зующим фактором образования цивилизации является, как правило, религия.71 Думается, с этим можно согласиться. С.Г.Кисилев группи- рует следующие цивилизации: западная (ее еще называют западноевропейская, западно- христианская); исламская, или мусульманская; конфуцианско-буддистская (другие названия конфуцианская, китайская, буддистская, дальневосточная, тихоокеанская); православная (или восточно-христианская, византийская); индуистская; японская; российская; латиноамериканская; африканская72 Цивилизация может включать в себя субцивилизации, то есть подцивилизации. Например, суннитская и шиитская субцивилизации исламской цивилизации, на которые в историко-культурном плане разделен весь исламский мир. Здесь уместно привести следующий пример. Кровопролитная война между Ираком и Ираном, которая ве- лась почти десятилетие отличалась своей упорной борьбой во мно- гом потому, что большинство иранцев - шииты, а иракцы - сунниты, иранцы относятся к индоевропейской этнической группе, а иракцы к арабской. Однако, что примечательно, уже через два года, во время войны в Персидском заливе (1991 г.), мусульманская культурно- историческая схожесть и единое неприятие западной цивилизации в определенной степени способствовали тому, что Иран помог Ираку спасти авиацию, предоставив свои аэродромы. 71 См.: Кисилев С.Г. Проблема взаимосвязи цивилизаций и войн в мировой философской мысли и современные вызовы России. М.: ВАГШ, 1998. 72 См.: Кисилев С.Г. Проблема взаимосвязи цивилизаций и войн в мировой философской мысли и современные вызовы России. М.: ВАГШ, 1998. 50
Яндекс цитирования