Главная
Каталог
Библиотека
Избранное
Порталы
Библиотеки вузов
Отзывы
Новости
 
12+
 
Предварительный просмотр документа

Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика: Монография

Автор/создатель: Федоров В.А.
Год: 2001 
В монографии представлены результаты комплексного исследования научных основ профессионально-педагогического образования как системы подготовки педагогов для профессионально-образовательной сферы, особенно для начального профессионального образования. Определены базовые теоретико-методологические положения. Впервые систематизированы организационно-педагогические основы, включающие идеи, принципы, условия функционирования и развития профессионально-педагогического образования, которые представлены в виде целостной концептуальной модели.
Монография адресуется научным и практическим работникам сферы профессионального образования, принимающим участие в осуществлении подготовки педагогов профессионального обучения и исследующим связанные с этим проблемы, а также студентам и аспирантам профессионально-педагогических вузов, факультетов, колледжей и техникумов.
Показать полное описание документа
РЕЙТИНГ

Оценка пользователей:
Количество голосов: 0
Оцените ресурс:
5 4 3 2 1

ОТЗЫВЫ


Популярные ресурсы по теме

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра. Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.
• развитие единой системы непрерывного педагогического обра- зования, ориентированного на опережающее кадровое обеспечение всех звеньев системы народного образования. Последнее из этих направлений представляет для нас особый ин- терес в связи с целью настоящего исследования; особенно важным здесь представляется понимание того, что сердцевиной непрерывного профессионального образования является непрерывное професси- онально-педагогическое образование. Отмечая значимость выделения особой роли и прогностического характера системы непрерывного педагогического образования, все же подчеркнем, что Б. С. Гершунский при определении указанных выше направлений в качестве системообразующего фактора прини- мает формы образования. Таким образом, рассмотренные нами представления о построении системы непрерывного образования позволяют сделать вывод о дос- таточной сложности этой проблемы. Очевидно, что развитие идеи непрерывности образования в педа- гогике детерминируется экономическими, социальными, идеологиче- скими и духовными потребностями общества. Осознанная первона- чально как необходимость компенсации недополученного в свое вре- мя образования, идея образования взрослых постепенно утратила свое значение и модифицировалась в послевузовскую подготовку, наибо- лее совершенную ступень целостного развития личности, связанную с предшествующим образованием. Однако такой подход уже не соответствует современному пони- манию идеи непрерывного образования. По мнению А. М. Новикова, «создание системы непрерывного образования потребует в перспекти- ве коренной перестройки всего содержания образования, начиная с детского сада переналадки организационных основ образования и т. д.» [237, с. 177]. Взгляды автора на проблемы непрерывного обра- зования отражены в разработанной им теории развития профессио- нального образования. По своему научному и практическому значе- нию данная теория представляется нам наиболее приемлемой в ка- честве основы для развития непрерывного профессионально-педаго- 171 гического образования как одного из видов профессионального обра- зования. Раскрывая содержание понятия «непрерывное профессиональное образование», А. М. Новиков соотносит его с тремя объектами (субъ- ектами): личностью, образовательными процессами (образователь- ными программами) и организационной структурой образования. В отношении личности данное понятие означает постоянное уче- ние без относительно длительных перерывов в образовательных уч- реждениях или самостоятельно, причем в качестве возможных рас- сматриваются три направления движения человека в образовательном пространстве: • совершенствование профессиональной квалификации, профес- сионального мастерства без изменения формального образовательно- го уровня; • поступательный подъем по ступеням и уровням профессио- нального образования; • совершенствование профессиональной квалификации, связан- ное со сменой профиля образования в соответствии с потребностями и возможностями личности, а также социально-экономическими ус- ловиями в обществе. В отношении образовательных процессов (образовательных про- грамм) непрерывность характеризует включенность личности в обра- зовательный процесс на всех стадиях ее развития и преемственность образовательной деятельности при переходе от одного ее вида к дру- гим, от одного жизненного этапа человека к другому. В плане организационной структуры образования непрерывность выступает как характеристика номенклатуры сети образовательных учреждений, образовательных программ и их взаимосвязи. Данная сеть является необходимой и достаточной для создания пространства образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемствен- ность образовательных программ и способных удовлетворить все множество образовательных потребностей общества в целом, региона и каждого человека. Представляется, что организованное по такой схеме непрерывное профессионально-педагогическое образование обеспечивает возмож- 172 ность многомерного движения личности в образовательном простран- стве и создает для нее условия оптимального развития. В качестве системообразующего фактора непрерывного профес- сионального образования выдвигается его целостность – глубокая ин- теграция всех подсистем и процессов профессионального образова- ния, а не механическое приращение элементов. С учетом данного по- ложения построение системы непрерывного профессионально-педаго- гического образования целесообразно осуществлять с позиций содер- жательно-структурного подхода. Его суть сводится к приоритетному рассмотрению непрерывного образования с содержательной сторо- ны – как системы образовательных процессов (образовательных про- грамм) – с последующим обеспечением этих процессов требующими- ся структурами профессионального образования. Сама специфика рассмотренного подхода предопределяет выбор принципов развития системы непрерывной подготовки педагогов профессионального обучения. В зависимости от вектора движения человека в образовательном пространстве (А. М. Новиков) выделено четыре принципа построения содержания непрерывного професси- онально-педагогического образования: многоуровневость, дополни- тельность, маневренность и преемственность. Принцип многоуровневости означает наличие множества уровней и ступеней подготовки профессионально-педагогических кадров. Чем больше в образовательной системе «будет завершенных, подкреплен- ных соответствующими государственными документами уровней и ступеней, тем больше возможностей предоставляется человеку для выбора посильного для него образования, изменения при необходи- мости избранной образовательной траектории при сравнительно ма- лых потерях, а поставленные на каждой ступени конкретные и сопря- женные цели психологически облегчат процесс обучения» [237, с. 180]. Принцип дополнительности предполагает продолжение профес- сионально-педагогического образования без перехода для обучения на следующий образовательный уровень. Подразумеваются, что это могут быть образовательные программы, углубляющие и дополняю- щие полученное ранее базовое профессиональное образование (на- 173 чальное, среднее и высшее), специальные образовательные програм- мы, направленные на формирование профессионального самосознания у специалистов, неформальное образование, самообразование и т. п. Принцип маневренности предусматривает движение «по гори- зонтали» и возможность смены человеком «области профессиональ- ной деятельности или получения параллельно профессионального об- разования в двух или нескольких профессиональных областях» [237, с. 186]. Соблюдение данного принципа важно для предоставле- ния возможности получения профессионально-педагогической подго- товки лицам, имеющим образование по профилю других отраслей. Принцип преемственности направлен на согласование, «состы- ковку» профессиональных образовательных программ от начальной профессиональной подготовки до последипломного образования. Та- кое естественное совмещение выхода из одной образовательной про- граммы со входом в последующую обеспечивает студенту или спе- циалисту возможность свободного передвижения в професси- ональном образовательном пространстве. Реализация данного прин- ципа, как показывает опыт, сопровождается множеством трудностей. По-видимому, это связано с тем, что подобная реализация касается преемственности не только государственных стандартов, но и, прежде всего, образовательных программ. Поэтому, наряду с работой по про- блемам содержания образования, требуется совместное решение мно- гих других проблем, связанных с правовым, финансовым, организа- ционным обеспечением и т. д. Формы организации непрерывного профессионально-педагоги- ческого образования определяются принципами интеграции профес- сиональных образовательных структур и гибкости организационных форм профессионального образования. Принцип интеграции подразумевает интеграцию организацион- ных структур профессионально-педагогических образовательных уч- реждений, превращение их в многоуровневые, многоступенчатые и многопрофильные. Так, интеграция профессионально-педагогических вузов и колледжей (техникумов) позволяет ступенчато строить обу- чение в одном учебном заведении. При этом обучающийся после ос- воения образовательной программы соответствующей ступени может 174 продолжить обучение или закончить его, получив тот или иной уро- вень квалификации. Принцип гибкости организационных форм направлен на развитие разнообразных форм подготовки педагогов профессионального обу- чения без отрыва от работы. При этом подразумеваются все формы обучения, занимающие промежуточное положение между очной и за- очной формами (вечернее, экстернат, «открытое» и др.). В контексте идеи непрерывного профессионально-педагогическо- го образования следует отметить, что категории непрерывности и дискретности в данном случае надо рассматривать в диалектическом единстве. Это две противоположные характеристики одного и того же образовательного процесса. Первая означает непрерывность процесса профессионально-личностного развития педагога профессионального обучения. Вторая связана с относительной самостоятельностью структурно и организационно завершенных ступеней такого развития, определяющих отношения педагога профессионального обучения и его деятельность в образовательном пространстве. Другими словами, изменения профессионально-личностных ка- честв такого специалиста сопряжены с непрерывностью его развития, а фиксированные состояния – с дискретностью. При этом опора каж- дого последующего этапа подготовки педагога профессионального обучения на элементы предыдущего выдвигает в качестве главного механизма, обеспечивающего непрерывность профессионально-педа- гогического образования, принцип преемственности. А идея непре- рывного образования выступает интегратором образовательной сис- темы и позволяет рассматривать процесс подготовки професси- онально-педагогических кадров в целостности. Данный вывод подтверждается В. Г. Онушкиным, который счи- тает, что, «в сущности, процесс становления непрерывного образова- ния – это процесс перехода от формальной непрерывности образова- тельного процесса к его целостности» [340]. Таким образом, анализ непрерывного профессионального образо- вания как категории педагогической науки позволил нам выделить важные для развития профессионально-педагогического образования теоретические положения: 175 1. Социальная роль непрерывного профессионально-педагогичес- кого образования определяется как функциями образования в об- ществе вообще, его сложной детерминированностью множеством факторов, так и отношением человека к нему, восприятием образова- ния с позиции личных интересов и потребностей. 2. Непрерывное профессионально-педагогическое образование следует понимать как условие социального развития и обогащения личности и как условие оптимального сочетания потребностей лично- сти и общества. 3. Непрерывное профессионально-педагогическое образование одновременно непрерывно и дискретно, при этом его уровни, являясь дискретными, представляют собой иерархические ступени непрерыв- ного развития личности. 4. Условием непрерывности профессионально-педагогического образования является преемственность достигнутых теоретических знаний и профессионального опыта, представляющих собой на каж- дом новом образовательном этапе основу для достижения следующе- го уровня развития. 5. Реализация непрерывного профессионально-педагогического образования, во-первых, ведет к развитию и удовлетворению потреб- ностей личности в образовании, объединяющих потребности в трудо- вой деятельности, духовной культуре, общественно-политической деятельности, общении и т. д., и предполагает не только рост профес- сиональной квалификации, но и овладение философской, политиче- ской, художественной, педагогической культурой и повышение соци- альной активности личности, во-вторых, решает задачи воспроизвод- ства профессионально-педагогических кадров, удовлетворяющих по- требности государства. 6. Основными признаками непрерывного профессионально-педа- гогического образования являются многоуровневость, дополнитель- ность, маневренность, преемственность, интегративность и гибкость. Выделенные теоретические положения, отражающие существен- ные изменения в экономических, социальных и личностных ориенти- рах субъектов профессионально-педагогического образования, приня- ты нами в качестве базовых для разработки организационно-педагоги- 176 ческих основ развития системы подготовки педагогов профессио- нального обучения. Таким образом, исследование организационно-педагогических основ профессионально-педагогического образования, принятых в ка- честве главных исходных его теоретических положений, включаю- щих взаимосвязанные между собой структурно-управленческие и со- держательно-технологические идеи и принципы, обеспечивающие достижение образовательных целей и реализацию потребностей лич- ности и общества, позволило получить следующие результаты: 1. Установлено, что первые элементы организационно-педагоги- ческих основ профессионально-педагогического образования (инже- нерно-педагогического) сформированы на эмпирическом уровне пу- тем обобщения имеющегося в России опыта подготовки педагогов профессионального обучения в начале 1930-х гг. Касаясь преимущественно организации обучения преподавателей общетехнических и специальных дисциплин, данные исследования содержат обоснование целесообразности их особой подготовки, вы- двигают целью профессионально-педагогического образования соз- дание для такой подготовки необходимых условий и определяют тре- бования к профессионально-педагогической квалификации: специ- альные отраслевые знания в объеме высшей школы, стаж производст- венной работы и психолого-педагогическая подготовка. При этом, принимая специальную педагогическую подготовку в качестве дополнительной, «надстроечной» над инженерной, они предлагают организационные формы их объединения, особо подчер- кивая предпочтительность организации профессионально-педагоги- ческого образования в высших учебных заведениях. 2. Разработана целостная концептуальная организационно-педа- гогическая модель профессионально-педагогического образования, объединяющая элементы его теории с учетом новых социально-эко- номических условий, запроса потребителей данного вида образования и ученых, занимающихся научно-методической поддержкой его раз- вития, а также тенденций развития профессионального образования вообще. Содержание и структура модели имеют основой исходный постулат об обязательности развития системы подготовки педагогов 177 профессионального обучения для достижения полного соответствия современным социально-экономическим условиям и обеспечения но- вых запросов человека, общества и развития экономики. Разработанная модель представлена компонентами трех уровней. Первый уровень содержит раскрывающие исходный постулат идеи развития профессионально-педагогического образования: • идею гуманизации, означающую направленность его процесса и результата на развитие и самоутверждение личности для обеспечения ее социальной устойчивости и социальной защиты путем самореали- зации в той или иной сфере профессионально-педагогической (или иной) деятельности в условиях новых отношений в обществе; • идею демократизации, дополняющую идею гуманизации и предполагающую развитие профессионально-педагогического обра- зования в плане нормализации отношений между обществом, госу- дарством и учебными заведениями, между руководителями и профес- сорско-преподавательским составом, между преподавателями и сту- дентами и между студентами; • идею непрерывности, нацеливающую на постоянное развитие личностных возможностей и способностей каждого человека к непре- рывному пополнению знаний и предполагающую постоянное, на про- тяжении всей жизни, творческое обновление и совершенствование человека независимо от возраста. Второй уровень осуществляет развитие и конкретизацию каждой из названных идей соответствующими принципами развития профес- сионально-педагогического образования: • идеи гуманизации – принципами гуманитаризации, фундамен- тализации, деятельностной направленности; • идеи демократизации – принципом самоорганизации образова- тельной деятельности и принципом общественно-государственного управления; • идеи непрерывности – принципами соответствия содержания этапов непрерывного профессионально-педагогического образования основным стадиям профессионального становления личности педаго- га профессионального обучения, преемственности образовательных 178 программ, разнообразия образовательных структур, развертывания опережающего профессионального образования. Третий уровень раскрывает условия реализации каждого из дан- ных принципов в практике профессионально-педагогического образо- вания. 3. Разработаны теоретические основы системы управления каче- ством подготовки педагогов профессионального обучения, предпола- гающие интегративное применение принципов и положений систем- ного и квалитологического подходов, основных идей теории социаль- ного управления, а также принципов, отражающих образовательную направленность данной системы. К ним относятся: • принципы системного подхода (принцип целостности; струк- турности; взаимозависимости системы и среды; иерархической орга- низации управления качеством образования; преемственности); • принципы теории социального управления (принцип осознан- ной целенаправленности и целесообразности; единства процессов связи и управления; оптимальности, надежности и гибкости; одно- временного управления функционированием и развитием систем. При этом система управления качеством образования на любом ее уровне обеспечивает реализацию полного цикла функций управленческой деятельности: проектно-целевой, организационно-реализационной и контрольно-оценочной); • принципы квалитологии (принцип отражения качества процесса в качестве результата на выходе этого процесса; единства качества и количества); • образовательно ориентированные принципы (принцип гумани- стичности; опережения; учета государственных, региональных, от- раслевых и личностных потребностей в качестве образования; един- ства управления и самоуправления). Кроме того, данные основы включают ключевые идеи програм- мно-целевого подхода, концепций управления по результатам и то- тального управления качеством, важные при проектировании меха- низмов и методов управления качеством профессионально-педагоги- ческого образования. 179 4. Выведены базовые теоретико-методологические положения разработки системы непрерывного профессионально-педагогического образования: • социальная роль непрерывного профессионально-педагогичес- кого образования определяется как функциями образования в об- ществе вообще, его сложной детерминированностью множеством факторов, так и отношением человека к нему, восприятием образова- ния с позиции личных интересов и потребностей; • непрерывное профессионально-педагогическое образование следует понимать как условие социального развития и обогащения личности и оптимального сочетания потребностей личности и обще- ства; • основными признаками целостной характеристики непрерывно- го профессионально-педагогического образования являются много- уровневость, дополнительность, маневренность, преемственность, ин- тегративность и гибкость; • непрерывное профессионально-педагогическое образование од- новременно непрерывно и дискретно, при этом его уровни, являясь дискретными, представляют собой иерархические ступени непрерыв- ного развития личности; • условием непрерывности профессионально-педагогического образования является преемственность достигнутых теоретических знаний и профессионального опыта, представляющих собой на каж- дом новом образовательном этапе основу для достижения следующе- го уровня развития; • реализация непрерывного профессионально-педагогического образования, во-первых, ведет к развитию и удовлетворению потреб- ностей личности в образовании, объединяющих потребности в трудо- вой деятельности, духовной культуре, общественно-политической и профессионально-педагогической деятельности, общении и т. д., во-вторых, предполагает не только рост профессионально-педагоги- ческой квалификации, но и овладение философской, политической, художественной, педагогической культурой и повышение социальной активности личности, в-третьих, решает задачи воспроизводства про- фессионально-педагогических кадров, удовлетворяющих потребности государства. 180
Яндекс цитирования