Главная
Каталог
Библиотека
Избранное
Порталы
Библиотеки вузов
Отзывы
Новости
 
12+
 
Предварительный просмотр документа

Ветеринарная хирургия: Учебно-методический комплекс

Автор/создатель: Мирон Н.И.
Год: 2010 
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом в области высшего профессионального образования. Он представляет собой систематизированный сборник учебно-тематических, методических и контрольных материалов по курсу "Ветеринарная хирургия". Комплекс снабжён списком основной и дополнительной литературы, содержит основной глоссарий по учебной дисциплине, тематику рефератов, самостоятельных и курсовых работ, экзаменационных билетов и тестов. Учебно-методический комплекс призван оказать помощь студентам в освоении программного материала по ветеринарной хирургии и повышению качества их профессиональной подготовки.
Показать полное описание документа
Популярные ресурсы рубрик:
РЕЙТИНГ

Оценка пользователей: 4.8
Количество голосов: 5
Оцените ресурс:
5 4 3 2 1

ОТЗЫВЫ


Популярные ресурсы по теме

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра. Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.
Опухоли. Физиотерапия при хирургической патологии. Новокаиновые блокады. 3.3. Частная хирургия Болезни в области головы. Болезни в области затылка и шеи. Болезни в области холки, груди и поясницы. Болезни в области живота. Хирургические болезни молочной железы. Болезни в области таза. Ветеринарная андрология и послекастрационные осложнения. Болезни конечностей. Болезни копыт. Болезни глаз. 4. ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ, ИХ НАИМЕНОВАНИЕ И ОБЪЁМ В ЧАСАХ Абсолютное большинство лабораторно-практических занятий по оперативной, общей и частной хирургии проводятся с использованием животных в учебной ветеринарной клинике, хозяйствах, в конноспортивной школе, мясокомбинате. На занятиях каждый студент многократно бывает в роли хирурга, анестезиолога, дежурного лечащего врача. Новые обязанности налагают на будущего специалиста ответственность за принятые решения их выполнение. Самостоятельное выполнение операций вызывает у студентов профессиональный интерес, так как именно в операциях закаляется характер, укрепляется сила воли и появляется инициативность и энтузиазм в практической деятельности. Оперируя, каждый студент обретает уверенность в себе как специалисте, профессионале широкого профиля. Во время операций студент испытывает эмоциональное напряжение и выполняет мыслительные и мануальные действия с включение всех органов чувств. Благодаря этому улучшается память, что способствует повышению успеваемости студентов. Большую роль в подготовке ветеринарных врачей играет дежурство студентов в клинике, где каждый студент проводит приём больных животных и под руководством ветврача-ординатора проводит необходимые лечебные и профилактические мероприятия, в том числе и в оказании экстренной ветеринарной помощи и ведении послеоперационного периода ими же оперированных животных. На основании собранного материала студенты пишут курсовые работы и рефераты. Особенно в клинике, во время приёма большого количества пациентов студент приобретает навыки и опыт по врачебной этике и деонтологии. Учебная практика по хирургии проводится согласно программе и связана она с выездом в хозяйства, где студенты участвуют в проведении ветеринарных мероприятий в условиях производства. Под руководством преподавателя они проводят лечение больных животных с применением новокаиновых блокад, введение лекарственных препаратов в организм животных различными путями, лечение ран, наложение и смена повязок, обрезка рогов, копыт и копытец, введение магнитного зонда, выполнение клинических операций на продуктивных животных. Важное значение в подготовке ветеринарного врача играет научно- исследовательская работа (НИРС). В кружке по хирургии студенты принимают участие в реализации научной тематики кафедры, в которую входят разработка и усовершенствование диагностики, лечения и профилактики незаразных, в том числе и хирургических заболеваний. Ежегодно на научной конференции Горно-Алтайского государственного университета студенты-кружковцы выступают с докладами. Итогами научных исследований являются публикации, повышающие шансы для поступления в аспирантуру. Что касается контроля знаний студентов, то он проводится систематически непосредственно в начале занятия. Форма контроля - традиционный опрос, тестирование и контрольная работа по каждому модулю. Качество рефератов и курсовых работ оценивается по общепринятой 5-бальной системе. В качестве поощрения тем студентам, которые не имеют пропусков лекций и занятий, имеют отличную успеваемость и принимают активное участие в клинической и научно-исследовательской работе, зачёт и экзамен засчитываются автоматически. Оперативная хирургия 3 курс, 6 семестр Лабораторное занятие № 1 (4 часа) Тема: Охрана труда и техника безопасности при работе с животными. Фиксация и повалы. Обездвиживание животных с применением фармакологических средств. План. 1. Инструктаж по технике безопасности. 2. Фиксация животных при операциях. 1.2. Фиксация лошадей и крупного рогатого скота в стоячем положении. 2.2. Фиксация мелкого рогатого скота. 3.2. Фиксация свиней. 4.2. Укрепление собак, кошек и кроликов.. 5.2. Фиксация диких животных. 6.2. Фиксация верблюдов, маралов и яков. 7.2. Способы повала лошадей: русский классический, русский усовершенствованный, берлинский, Решетняка, по Мирону. 8.2. Способы повала крупного рогатого скота: Гесса, итальянский по Цинотти, кавказский, способ Зайцева, по Мадсену. 3. Применение нейролептиков для успокоения и обездвижения животных. Цель занятия - изучить инструкцию по технике безопасности при работе с животными. Освоить приёмы и способы фиксации крупных и мелких животных в стоячем и лежачем положении. Научиться вводить животным нейролептики, нейролептаналгетики и миорелаксанты. Материальное обеспечение. Операционные столы для крупных и мелких животных. Фиксационные станки конструкции Герцена, Виноградова и Китаева, уздечки, закрутки, клин Байера, носовые щипцы Гармса, Кумсиева, Васильева. Повалы, верёвки. Перевязочный материал. Шприцы ёмкостью 5-10-20 мл, инъекционные иглы, ножницы Купера, шарики спиртовые для обработки рук и операционного поля. Растворы: 5% спиртовой раствор йода, 2% раствор новокаина, 2% раствор ромпуна, 2,5% раствор аминазина, рометар, 4% раствор азаперона, 4% раствор неулептила, дитилин. Раствор калия перманганата 1:1000, раствор фурацилина 1:5000, 5% спиртовой раствор йода, 2% раствор новокаина. Журнал по технике безопасности при работе с животными. Животные: лошади, крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, собаки, кошки и кролики. Контрольные задания: 1) каждому студенту расписаться в журнале о прохождении инструктажа по технике безопасности при работе с крупными, мелкими и дикими животными; 2) закрепить знания по технике безопасности при работе с животными; 3) провести осмотр ротовой полости лошади и коровы с применением зевников и клина Байера; 4) отработать технику повала лошадей и крупного рогатого скота различными способами; 5) зафиксировать лошадь в левом боковом положении на операционном столе; 6) дать сравнительную характеристику способов повала лошадей и крупного рогатого скота; 7) сделать нейролептаналгезию лошади ромпуном; 8) за 10 мин до повала быку сделать инъекцию 2% раствора ромпуна в дозе 1 мл на 100 кг массы тела; 9) обездвижить хряка 4% раствором азаперона; 10)отработать технику фиксации и успокоения собак, кошек, кроликов; 11) отработать способы фиксации и повала свиней. Контрольные вопросы. 1. Какие фармацевтические средства применяют для успокоения, релаксации и обездвижения крупных и мелких животных 2. Как усмирить лошадь без применение седативных средств и нейролептиков? 3. Какие из нейролептаналгетиков наиболее эффективно действуют на свиней? 4. Как выводят на прогулку быков- производителей? 5 Почему закрутку накладывают лошади именно на верхнюю губу, а не на нижнюю? 6. Почему быки-производители должны быть со вставленными смирительными носовыми кольцами? 7. Какие меры предосторожности надо соблюдать при работе с дикими животными? 8. Для каких животных предназначен капцунг? 9. Какие операционные столы и станки для фиксации крупных животных применяют в клинической практике? Литература. 1. Магда И.И. Оперативная хирургия. - М.: Агропромиздат, 1990. - С. 12-27. 2. Петраков К.А., Саленко П.В., Панинский С.М. Оперативная хирургия с топографической анатомией животных. - М.: Колос, 2001. - С. 13-32. 3. Кузнецов Г.С. Хирургические операции у крупного рогатого скота. - М.: Колос, 1982. - С. 5-15. 4. Бурденюк А.Ф., Власенко В.М. Хирургия в промышленном свиноводстве. - Киев: Вища школа, 1985. - С. 8-14. Лабораторное занятие № 2 (2 часа) Тема: Подготовка рук хирурга и операционного поля. Стерилизация, применение и хранение хирургических перчаток. План. 1. Преподаватель лаконично рассказывает студентам о значении соблюдения законов антисептики и асептики в работе хирурга. 1.1. Требования к гигиене рук хирурга. 1.2. Этапы подготовки рук хирурга: механическая очистка, дезинфекция рук, дубление кожи. 1.3. Способы подготовки рук хирурга перед операцией: Оливкова, Альфельда, Спасокукоцкого-Кочергина, Кияшова, Каверина, Кашина, Мирона, Виденина. 2. Стерилизация, применение и хранение хирургических перчаток. 3. Подготовки операционного поля: удаление волосяного покрова, дезинфекция кожи, изоляция. 3.1. Способы обработки поля операции: Филончикова, Мыша, Борхерса, Баккала, Кашина. 3.2. Дезинфекция слизистых оболочек перед операцией. Цель занятия - освоить способы подготовки рук хирурга перед операцией. Научиться правильно подготавливать и изолировать операционное поле у крупных и мелких животных. Приобрести навыки стерилизации, надевания и снимания хирургических перчаток. Материальное обеспечение. Столик инструментальный, стерилизатор, бикс. Тазы эмалированные, щётки для мытья рук, мыло хозяйственное, полотенца, шарики спиртовые для асептизации рук хирурга. Бритва безопасная, перчатки хирургические, тальк, клеёнка медицинская. Цапки бельевые, пинцет, корнцанг. Вата, салфетки, тампоны. 0,5% раствор нашатырного спирта, спирт винный 70%, 5% спиртовой раствор йода, 5% раствор танина, 3% раствор цинка сульфата, 2% раствор хлорамина, 10% раствор марганцовокислого калия, 1% спиртовый раствор бриллиантовой зелени, кубатол, левомеколь, септонекс, этоний, коллодий. Животные. Контрольные задания: 1) подготовить руки хирурга по классическим способам - Оливкова, Спасокукоцкого-Кочергина, Альфельда, Каверина; 2) дать сравнительную характеристику способов подготовки рук хирурга перед операцией; 3) провести стерилизацию хирургических перчаток; 4) научиться правильно надевать и снимать хирургические перчатки; 5) подготовить операционное поле по Филончикову, Мышу и Кашину; 6) научиться удалять волосяной покров безопасной бритвой; 7) освоить технику стерилизации клеёнки медицинской и изоляции операционного поля. Контрольные вопросы. 1. Как предупредить занос инфекции в рану при операциях? 2. Какие требования предъявляются к гигиене рук хирурга? 3. В какой последовательности моют, вытирают и дезинфицируют руки хирурга? 4. Как правильно держать руки после их подготовки к операции? 5. После каких врачебных манипуляций на животных нельзя сразу приступать к операции или оперировать только в перчатках? 6. Какие требования предъявляют к хирургическим перчаткам? 7. Как правильно стерилизовать хирургические перчатки? 8. Почему размер операционного поля должен быть больше, чем предполагаемый разрез? 9. Для чего изолируют операционное поле? Литература. 1. Магда И.И. Оперативная хирургия. - М.: Агропромиздат, 1990. - С. 34-39. 2. Петраков К.А. Оперативная хирургия с топографической анатомией животных. - М.: Колос, 2001. - С. 33-37. 3. Мирон Н.И. Антисептика и асептика в практике врача-хирурга. - Горно-Алтайск: РИО “Универ-Принт”, 2002. - С. 38-46. Лабораторное занятие № 3 (2 часа) Тема: Стерилизация, раскладка и хранение хирургических инструментов. Хирургические инструменты и правила пользования ими. План. 1. Стерилизация инструментов. 1.1. Подготовка инструментов к стерилизации. 1.2. Стерилизация инструментов кипячением и сухим жаром. 1.3. Стерилизация инструментов в антитсептических растворах и жидкости Каретникова - холодный способ. Стерилизация инструментов, тазов эмалированныхи кювет фламбированием. 1.5. Правила хранения хирургических инструментов. 2. Изучение хирургического инструментария. 2.1. Инструменты общего пользования: 1) инструменты для разъединения тканей: скальпели, ножницы, ложки хирургические, кюретки, долота, пилы ; 2) гемостатические зажимы Кохера, Бильрота, Пеана. Москит, иглы лигатурные: прямая Герлаха и изогнутая - Дешана; 4) вспомогательные инструменты: пинцеты, крючки раневые, ранорасширители, зонды раневые; 5) инструменты для соединения тканей: иглодержатели Матье, Гегара, Троянова, бумеранговый, скобки Мишеля. 2.2. Специальные хирургические инструменты: троакары, трепаны, тенотомы, трахеотубус, жом кишечный, ножи Школьникова и Подмогина, ложка Фолькмана, лопаточка Буяльского, рёберный распатор Дуайена и др. Цель занятия - каждому студенту освоить различные способы стерилизации, правила пользования и хранения хирургических инструментов общего и специального назначения. Материальное обеспечение. Шкаф сушильный. Столики инструментальные. Стерилизаторы простой и электрический. Кюветы эмалированные. Большой и малый хирургический наборы. Щипцы для подачи инструментов. Шприцы разной ёмкости и иглы инъекционные. Резиновые изделия: катетеры, спринцовки, зонды. Мыло, полотенца. Вода дистиллированная. Щёлочные растворы: 0,1% гидроокиси натрия, 1% раствор натрия бикарбоната, 3% раствор натрия тетрабората (буры). Жидкость Каретникова. Спирт гидролизный, 0,5% раствор нашатырного спирта, раствор этакридина лактата 1:1000, раствор фурацилина 1:5000, 2% раствор лизола, 3% раствор карболовой кислоты, аятин, 0,5% раствор натрия биглюконата. Контрольные задания: 1) научиться стерилизовать металлические инструменты и шприцы кипячением; 2) освоить стерилизацию инструментов сухим жаром в сушильном шкафу; 3) апробировать стерилизацию инструментов и посуды фламбированием; 4) провести стерилизацию инструментов в жидкости Каретникова; 5) научиться стерилизовать резиновые изделия, применяемые в хирургии; 6)освоить порядок раскладки инструментов на инструментальном столике, правила подачи, приёма хирургом и держания во время операции; 7) приобрести навыки правильного пользования хирургическими инструментами; 8) изучить хирургические инструменты общего и специального пользования; 9) изучить правила хранения хирургических инструментов. Контрольные вопросы. 1 Как подготовить инструменты к стерилизации? 2. Как правильно стерилизовать инструменты кипячением? 3. С какой целью применяют щёлочные растворы для стерилизации инструментов? 4. Как стерилизовать инструменты в полевых условиях, применяя жидкость Каретникова? 5. Как правильно подавать, принимать и держать шприц? 6. Каким требованиям должен отвечать скальпель? 7.Сколько способов держания скальпеля? 8. Как правильно держать хирургические ножницы? 9. Какие хирургические пилы вы знаете? 10. Для чего предназначены распаторы Фарабефа и Дуайена? 11. Литература. 1. Магда И.И. Оперативная хирургия. - М.: Агропромиздат, 1990. - С. 29-31. 2. Петраков К.А., Саленко П.Т., Панинский С.М. Оперативная хирургия с топографической анатомией животных. - М.: Колос, 2001. - С. 37-38. 3. Мирон Н.И. Антисептика и асептика в практике врача-хирурга. - Горно-Алтайск: РИО “Универ-Принт”, 2002. - С. 46-52. Лабораторное № 4 (2 часа) Тема: Характеристика и стерилизация шовного, перевязочного материала и хирургического белья. Изготовление форм перевязочного материала. План. 1. Общая характеристика шовного материала - шёлка, кетгута, хлопчатобумажных и льняных нитей, синтетических нитей, конского волоса. 1.1. Способы стерилизации шёлка: Садовского, Деница, Кохера, Мирона. 1.2. Способы стерилизации кетгута: Губарева, Покотило, Садовского. 1.3. Стерилизация хлопчатобумажных и льняных нитей классическим способом.. 1.4. Стерилизация синтетических нитей - лавсана, капрона, нейлона, рыболовной лески. 1.5. Стерилизация конского волоса: способ Тимофеева, способ Токмакова. 2. Стерилизация перевязочного материала, и хирургического белья. 2.1. Стерилизация в автоклаве. 2.2. Стерилизация текучим паром в ведре в полевых условиях; 2.3. Стерилизация перевязочного материала в стерилизаторе: тампоны, салфетки, бинты. 2.3. Стерилизация утюжением. 2.4. Хранение стерильного перевязочного материала и хирургического белья. 3. Техника изготовления ватно-марлевых тампонов, салфеток, косынок, пращ, лонгетов, дренажей, ватных шариков для дезинфекции (асептизации) рук хирурга и палочек для обработки йодом кончиков пальцев и операционного поля. Цель занятия - изучить шовный, перевязочный материал и хирургическое бельё и их стерилизацию различными способами. Материальное обеспечение. Автоклав, биксы, стерилизатор. Утюг электрический. Клеёнка медицинская, простыня, полотенца, мыло. Перевязочный материал: вата, марля, тампоны, салфетки, лонгеты, косынки. Шёлк в мотках, бабинах, катушках и ампульный, кетгут, хлопчатобумажные нити, льняные нити, синтетические нити, конский волос. Антисептические растворы: 0,5% раствор нашатырного спирта, 2% спиртовой раствор формалина, 4% раствор формалина, 1% раствор йода и калия йодида, 0,1% раствор сулемы, 96% спирт, гидролизный спирт, раствор фурацилина 1:5000, раствор риванола (этакридина лактата) 1:1000, 2% раствор формалина, приготовленный на 65% и 70% спирте, 4% раствор формалина, 2% раствор соды двууглекислой. Контрольные задания: 1) провести стерилизацию шовного материала различными способами; 2) простерилизовать перевязочный материал в автоклаве, стерилизаторе и ведре с крышкой и сеткой; 3) осуществить стерилизацию хирургического белья утюжением; 4) простерилизовать клеёнку медицинскую в стерилизаторе; 5) научиться делать ватно-марлевые тампоны и ватные шарики для обработки рук и операционного поля; 6) дать сравнительную оценку способов стерилизации шовного, перевязочного материала и хирургического белья. Контрольные вопросы. 1. Какие нити для швов не рассасываются в организме? 2. В какие сроки происходит рассасывание шёлка и кетгута в тканях и органах животного. 2. На какие органы и ткани накладывают швы из кетгута? 3. В чём хранить стерильный шовный материал в условиях ветеринарной лечебницы, клиники, ветеринарной станции, хозяйства? 4. Как простерилизовать перевязочный материал в полевых условиях? 5. Какова продолжительность стерилизации перевязочного материала и хирургического белья в автоклаве? 6. Какие меры предосторожности следует соблюдать при пользовании автоклавом? 7. В течение какого времени перевязочный материал и хирургическое бельё считаются стерильными после термической обработки? 8. При каких операциях применяют конский волос? 9. На какие органы и ткани накладывают хлопчатобумажные нити? Литература. 1. Магда И.И. Оперативная хирургия. - М.: Агропромиздат, 1990. - С. 31-33. 2. Петраков К.А., П.Т. Саленко, Панинский С.М. Оперативная хирургия с топографической анатомией животных. - М.: Колос, 2001. - С. 38-41. 3. Мирон Н.И. Антисептика и асептика в практике врача-хирурга. - Горно-Алтайск: РИО “Универ-Принт”, 2002. - С. 55-57. Лабораторное занятие № 5 (2 часа) Тема: Швы и узлы, применяемые в хирургии. Техника наложения швов и завязывания узлов. План. 1. Требования, предъявляемые к хирургическим швам. 1.1. Прерывистые швы: узловатый (узловой), двойной узловатый, ситуационный, шов с валиками, вертикально-петлевидный шов, горизонтально-петлевидный шов, шов, уменьшающий напряжение тканей, 8-образный шов, И-образный шов Мирона, шов Медведевой. Применение скобок Мишеля. 1.2. Сроки и техника снятия кожных швов у крупных и мелких животных.. 1.3. Непрерывные швы: скорняжный, шов Ревердена, матрацный, кисетный. 1.4. Кишечные швы: Шмидена, Ламбера, Плахотина, шов Пирогова-Черни. 1.5. Специальные швы: 1) сухожильные швы; 2) сосудистые швы; 3) шов нерва, скрытый шов.
Яндекс цитирования