Главная
Каталог
Библиотека
Избранное
Порталы
Библиотеки вузов
Отзывы
Новости
 
12+
 
Предварительный просмотр документа

Актуальные проблемы современности и журналистика: Учебно-методический комплекс

Автор/создатель: Макарова Л.С., Толстунова М.А.
Год: 2012 
Учебно-методический комплекс дисциплины "Актуальные проблемы современности и журналистика" предназначен для студентов 3-го курса бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки "Журналистика" (профили "Периодическая печать", "Радиовещание", "Телевидение"). УМК включает учебную программу, подготовленную в соответствии с образовательными стандартами "третьего поколения", план семинарских занятий, вопросы к экзамену и список рекомендуемой литературы по курсу.
Показать полное описание документа
РЕЙТИНГ

Оценка пользователей:
Количество голосов: 0
Оцените ресурс:
5 4 3 2 1

ОТЗЫВЫ


Популярные ресурсы по теме

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра. Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.
Министерство образования и науки Российской Федерации Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского Л.С. Макарова, М.А. Толстунова Актуальные проблемы современности и журналистика Учебно-методический комплекс Рекомендовано методической комиссией филологического факультета для студентов ННГУ, обучающихся по направлению подготовки 031300 «Журналистика» Нижний Новгород 2012 УДК 070 ББК 76.01 М 152 М 152 Макарова Л.С., Толстунова М.А. Актуальные проблемы современности и журналистика: учебно-методический комплекс. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. – 34 с. Рецензент: д.ф.н., профессор Т.А. Шарыпина Учебно-методический комплекс дисциплины «Актуальные проблемы современности и журналистика» предназначен для студентов 3-го курса бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки «Журналистика» (профили «Периодическая печать», «Радиовещание», «Телевидение»). УМК включает учебную программу, подготовленную в соответствии с образовательными стандартами «третьего поколения», план семинарских занятий, вопросы к экзамену и список рекомендуемой литературы по курсу. Ответственный за выпуск: председатель методической комиссии филологического факультета ННГУ, к.ф.н., доцент И.В. Кузьмин УДК 070 ББК 76.01 © Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2012 I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА 1. Цели и задачи курса Цель курса – цель и содержание дисциплины направлены на то, чтобы ознакомить будущих журналистов с актуальными тенденциями развития человечества, вооружить необходимыми знаниями об основных проблемах современности и тех возможностях, которыми обладают СМИ, чтобы решить эти проблемы. Задачи курса: познакомить студентов с теми проблемами, в которых проявляются переживаемые земной цивилизацией кризисные ситуации; помочь молодым людям осознать глобальный характер этих проблем и необходимость объединения усилий народов планеты для их решения; дать представление о формировании системы современных международных отношений, о месте и роли России как фактора стабилизации международных отношений в глобализирующемся мире; показать, как связаны с происходящими в мире социальными и экономическими процессами внутренние проблемы российской действительности, остро обозначившиеся в условиях перехода страны к рыночной экономике и ценностям демократического общества; представить будущим журналистам позитивный опыт участия прессы в решении актуальных проблем современности и теми негативными тенденциями, проявление которых усугубляет процессы дестабилизации общества; помочь молодым людям сформировать установку на ответственность и компетентность как факторы, способствующие успешному выполнению журналистикой ее конкретно-исторических задач; – выработать навыки самостоятельной работы студента с научной и учебной литературой и Интернет-ресурсами, написания рефератов и контрольных работ по рекомендуемым или самостоятельно выбранным темам; – систематизировать и творчески осмыслить полученные знания в процессе тестирования, деловых игр, дискуссий по спорным проблемам истории и современного состояния зарубежных СМИ. 3 2. Место дисциплины в структуре ООП Индекс по Компонент вариативна учебному по выбору студента Базовая плану я часть часть ЦИКЛ Б.3 Профессиональный цикл * Трудоемкость дисциплины в часах Самостоятельная (Практические) Работа (проект) Лабораторные Семинарские Аудиторных Всего часов семестр Форма Форма Курсовая курс занятия занятия Лекции итогового часов работа обучения контроля Очная 3 6 216 48 32 - 16 - 132 экзамен Курс «Актуальные проблемы современности и журналистика» относится к профессиональному циклу Б.3 (вариативная часть – ОК-13, 14, ПК-13,14, 16, 39, 50). На освоение данной дисциплины отводится 6 семестр обучения в бакалавриате. Для успешного освоения курса «Актуальные проблемы современности и журналистика» студентам необходим комплекс знаний, полученных во время обучения на предшествующем курсе, а также обеспечиваемых параллельно читаемыми дисциплинами, с которыми он координируется. Это сведения общеориентирующего характера о журналистской профессии (курс «Введение в специальность»); понимание роли СМИ в обществе, знание их функций, особенностей массовой информации (курс «Основы теории журналистики»); представление о специфике средств массовой информации, их типах и видах («Система СМИ»); понимание сути процессов массовой коммуникации и факторов, определяющих еѐ эффективность («Основы теории коммуникации»); знакомство с новыми информационными технологиями и техническим оснащением современных СМИ («Техника и технология СМИ»), представления о специфике и этапах создания журналистского произведения, жанровой системе современной журналистики («Основы журналистской деятельности»), знакомство с основными этапами развития журналистики в 4 России и за рубежом («История отечественной журналистики», «История зарубежной журналистики»). Изучение данного курса базируется и опирается на знания, полученные студентом в рамках освоения дисциплин цикла Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл: «История», «Социология», «Основы экономики», «Политология», цикла Б.2. «Экология». Знания и навыки, полученные студентами в результате изучения курса «Актуальные проблемы современности и журналистика», выступают в качестве теоретико-методических предпосылок для освоения курсов «Культура и СМИ», «Вопросы национальной культуры в СМИ», «Актуальные проблемы современной науки и журналистика», «Психология массовой коммуникации», дисциплин вариативной части учебного плана, связанных с профилизацией подготовки по видам СМИ, для выпуска учебных СМИ, профессионально-творческих практикумов, производственной практики. 3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества, использовать это знание в профессиональной деятельности; культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей е достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; готовность к постоянному саморазвитию, повышению квалификации и мастерства; осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности; умение пользоваться изученными иностранными языками для чтения зарубежных печатных изданий, профессиональной литературы, работы в Интернет-сети; понимание социальной роли и общественной миссии журналистики и журналиста в демократическом обществе, функций и принципов СМИ в контексте социальных потребностей, исторического и современного опыта зарубежных СМИ; ориентация в важнейших политических процессах, происходящих в мире и стране, знание характеристики политической системы современной России, функций политических институтов; 5 ориентация в актуальных проблемах страны, важнейших направлениях ее развития, знание основных тенденций формирования социальной структуры общества, представление о составе населения России. По ФГОС-3 освоение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций: ОК 1-5, 8,9, 13, 14; ПК 1,2, 10, 13, 14, 16, 39,50. В результате изучения дисциплины студент должен: Знать основные закономерности современных социально- экономических и политических процессов, осознавать связи проблем российской действительности с глобальными проблемами Земли; видеть специфику современных международных отношений; понимать роль СМИ в поисках адекватных ответов земной цивилизации на вызовы современности. Уметь применить полученные знания на практике при анализе конкретных выступлений прессы и работе над собственным материалом. Владеть навыками создания аналитического материала, применяя знания, полученные в результате освоения курса. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц. Вид учебной работы Всего 6 семестр часов Аудиторные занятия (всего) 48 48 В том числе: - - Лекции 32 32 Практические занятия (ПЗ) 16 16 Семинары (С) - - Лабораторные работы (ЛР) - - Самостоятельная работа (всего) 132 132 В том числе: - - Курсовой проект (работа) - - Расчетно-графические работы - - Реферат - - Другие виды самостоятельной работы 132 132 Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) 36 экзамен Общая трудоемкость час 216 216 зач. ед. 6 6 6 5. Формы промежуточного контроля Семинарские занятия, контрольные работы. Завершающей формой отчѐтности в преподавании курса «Актуальные проблемы современности и журналистика» является экзамен. 6. Содержание разделов дисциплины. 1) Сущность НТР и ее значение для человечества. Определение НТР, ее цели и последствия для человечества. Понятие «прогресса» и «пределов роста». Деятельность Римского клуба. Пагуошское движение: манифест Эйнштейна-Рассела. Основные проблемы, вставшие перед человечеством в конце XX века в связи с ростом производительных сил и бесконтрольной деятельностью человека. Роль СМИ в разрешении актуальных проблем, стоящих перед человечеством. 2) Экологические проблемы современности и пути их преодоления в зеркале СМИ. Последствия техногенной деятельности человека для экологии планеты. Проблема ограниченности природных ресурсов и последствия их бесконтрольного использования. Принцип «устойчивого развития». Загрязнение атмосферы и его последствия («парниковый эффект», таяния ледников, заболевания кожи). Проблема пресной воды в свете отношений между государствами. Проблема рециркуляции твердых отходов человеческой деятельности и «мусорный империализм». Экологическая ситуация в России. Проблема экологии в СССР. Экстенсивный характер деградации экологии в России на современном этапе. Проблема сосуществования человека и природы. Учение о ноосфере (Т. де Шарден, В.И.Вернадский). Экологическая этика А. Швейцера. Геополитические аспекты экологических проблем. Дискуссия в СМИ вокруг ратификации Россией Киотского протокола. Проблема Арктики и Антарктики в свете взаимных территориальных претензий государств. Примеры положительного влияния СМИ на решение экологических проблем. 7 3) Демографическая ситуация в мире и в России. Проблема кризиса перенаселения на планете Земля. Типы демографических процессов. Т. Мальтус «Опыт о законе народонаселения (1798). Концепция «золотого миллиарда». Проблема исчерпания пищевых ресурсов. Роль мирового сообщества в разрешении проблемы голода в развивающихся странах. Демографическая ситуация в России. «Демографические волны». Депопуляция в России. Причины демографического кризиса в России. Поиск путей выхода из ситуации демографического кризиса в России. Семейные и традиционные ценности в зеркале современных российских СМИ. Итоги переписи 2003, 2010 гг. в России. Роль СМИ в их освещении. 4) Либеральные реформы в России в начале 90- годов ХХ века и их последствия в зеркале СМИ. Экономическая ситуация в России накануне проведения либеральных реформ. Проекты либеральных преобразований, их преимущества и недостатки. Реформы под руководством Е.Т. Гайдара, их суть и способ проведения. Социально-политические последствия реформ. Отношение СМИ к последствиям рыночных реформ. Дискуссии в СМИ по данной проблеме на современном этапе. 5) Проблема деградации нравственных основ современной цивилизации. Кризис рыночно-потребительской цивилизации в ХХ веке и его последствия (О. Шпенглер «Закат Европы», А. Грамши «Тюремные тетради»). Идеология «эскейпизма», погони за комфортом и призрачными наслаждениями, ее иллюзорность. Кризис индивидуальности. Феномен массовизации жизни в XX – н. XXI вв. (Г. Ле Бон «Психология массы», Х. Ортега-и-Гассет «Восстание масс», Д. Белл «Конец идеологии»). Массовая культура как продукт, рассчитанный на потребление. Функции массовой культуры (компенсаторская, приспособление к 8 окружающему миру, стимулирование потребительского сознания у рецепиента). Роль традиционных конфессий в противостоянии процессу нивелирования нравственных ценностей в современном мире (А. Панарин «Православная цивилизация»). Дискуссии о роли церкви в современном обществе в зеркале зарубежных и российских СМИ. Место масс-медиа в системе массовой культуры. Виртуальная реальность и Интернет-зависимость в контексте проблемы сохранения личности. 6) Система современных международных отношений. Роль СМИ в освещении проблем, связанных с международными отношениями. Специфика системы международных отношений на современном этапе. Глобальные и региональные конфликты в современном мире, потенциальные угрозы в области региональной и глобальной безопасности. Столкновение интересов государств и роль глобальных и региональных СМИ в процессе освещения вопросов, связанных с международными отношениями. 7) Место России в геополитических теориях XIX- начала XXI вв. Геополитические теории к. XIX - н.ХХ века и место России в мире (К. Шмитт, К. Хаусхофер). Теоретические воззрения Х. Маккиндера. «Хартленд» в системе современных западных геополитических концепций (З. Бжезинский, С. Хантингтон). Актуальное значение книги Н.Я. Данилевского «Россия и Европа». Выступления в СМИ специалистов в области международных отношений и проблема формирования общественного мнения в России (Н. Нарочницкая, С. Караганов, М. Леонтьев, С. Кургинян). 8) Формирование мировой гегемонии США. Экономические и политические успехи США в XIX веке. Стремление США занять ведущее место в иерархии мировых государств. Идеологическое 9 обоснование претензий США на мировое господство (В. Вильсон). Участие США во II мировой войне. США – сверхдержава XX века. СМИ и кинематограф как инструменты формирования общественного мнения в процессе распространения влияния США в мире. 9) «Новый мировой порядок» и формирование однополюсного мира. Место России в современной системе международных отношений, отношение СМИ к данной проблеме. Двухполюсная мировая система во второй половине XX века. Противостояние СССР и США в период «холодной войны». Ялтинская система. Распад СССР и его последствия. Разрушение двухполюсной системы. США как единственная сверхдержава к. XX – н. XXI вв. Место России в современной системе международных отношений. Идея “американского века” (Pax Americana). XXI век – век «новых империй». Военная и политическая гегемония США в современном мире (события в Югославии, Афганистане). Война в Ираке и ее освещение в российских и зарубежных СМИ. Влияние идеологии на освещение военных событий в Ираке, проблема манипуляции общественным сознанием. Нравственная позиция журналиста во время освещения операции «Шок и трепет» (2003) и событий, связанных с пребыванием сил НАТО в Ираке (тюрьма Абу-Грейб, «иракское досье», убийства мирных жителей, судьба сержанта Б. Купера). Свержение режима М. Каддафи в Ливии и роль западных СМИ в информационном обеспечении вооруженного конфликта. Информационная война против режима Б. Асада в Сирии. Позиция России как фактор противостояния военному решению проблемы в Сирии (2011 – 2012). Многополюсный мир как альтернатива гегемонии США в XXI веке (сотрудничество России с ЕС, БРИКС и ШОС). 10) Проблема развивающихся стран в современном мире в зеркале СМИ. Колониализм как особая система международных отношений. Деколонизация во второй половине XX века, разрушение колониальной системы. 10
Яндекс цитирования