Главная
Каталог
Библиотека
Избранное
Порталы
Библиотеки вузов
Отзывы
Новости
 
12+
 
Предварительный просмотр документа

Деловое общение и основы теории коммуникации: Учебно-методическое пособие

Автор/создатель: Володина Л.В., Карпухина О.К.
Год: 2002 
Цель преподавания дисциплины "Деловое общение и основы теории коммуникации" - представить проблемы коммуникации во всей полноте и разнообразии, показать коммуникативные потребности специалистов в сфере связей с общественностью, раскрыть роль коммуникативной компетентности (совокупность умений, знаний, навыков), предъявляемых в сфере общения к специалистам по связям с общественностью. В пособии представлены содержание дисциплины, краткие теоретические сведения по всем темам курса, перечень литературы, словарь терминов, рекомендации по написанию курсовой работы.
Электронная версия пособия размещена на сайте Гуманитарного факультета СПбГУТ (www.gf-sut.ru).
Показать полное описание документа
РЕЙТИНГ

Оценка пользователей: 5.0
Количество голосов: 1
Оцените ресурс:
5 4 3 2 1

ОТЗЫВЫ


Популярные ресурсы по теме

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра. Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.
11 данной теории средства коммуникации рассматриваются в качестве единственного стимула и источника социального развития. Информация здесь выступает основой культуры и всех культурных ценностей. Таким образом, движение знаний, эмоциональных переживаний, волевых воздействий в социальном времени и пространстве понимается как социальная коммуникация. Примерами такой коммуникации могут выступать и дружеская беседа, и школьный урок, и театральное представление, и деловое общение, и телепередача, и компьютерный поиск информации. Коммуникационная деятельность осуществляется в обществе в трех формах: 1). Общение – диалог равноправных партнеров. 2). Управление – целенаправленное воздействие коммуникатора на получателя информации. 3). Подражание – заимствование образцов поведения, стилей общения, образа жизни одних членов общества другими. Благодаря подражанию из поколения в поколение передаются язык, традиции, знания, умения. Различают два вида коммуникации – синхроническая и диахроническая. Синхроническая (горизонтальная) коммуникация реализуется посредством устных и письменных коммуникационных каналов между современниками. Благодаря такой коммуникации обеспечивается единство, сплоченность, консолидация общества. Синхроническая коммуникация необходима для решения текущих общественных задач, координации действий разных социальных групп, для жизнедеятельности этноса в настоящем времени. В диахронической (вертикальной) коммуникации происходит передача информации духовного содержания от поколения к поколению. Таким образом, формируется социальная память. Диахроническая коммуникация, следовательно, сохраняет этническую общность, движение языка, традиций. Коммуникация тесно связана с информацией. Передача информации может осуществляться в трех коммуникативных формах: 1) монологической, где преобладают такие коммуникативные действия, как однонаправленная передача информации от организатора общения на получателя информации. 2) диалогической – в которой субъекты общения взаимодействуют и взаимно активны. При такой форме коммуникации происходит обмен информацией. В диалогической коммуникации важным становится выработка согласованных решений. 3) полилогическая – организация многостороннего общения. Такая коммуникация носит характер борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связана с максимально эффективной ее реализацией. Если целями общения является обмен информацией преимущественно эмоционального содержания, то целями коммуникации являются: обмен и передача информации; формирование умений и навыков, развитие профессиональных качеств; формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом; обмен деятельностью, 12 инновационными приемами, средствами, технологиями; изменение ценностных установок и мотивации поведения; обмен эмоциями. Исходя из целей, коммуникация выполняет следующие функции: информационно-коммуникативную (процесс обмена информацией); интерактивную (взаимодействие индивидов в процессе межличностного общения); гносеологическую (познавательную); аксиологическую (процесс обмена духовными ценностями); нормативную (процесс передачи и закрепления норм в обыденном сознании); социально-практическая (обмен результатами деятельности, способностями, умениями, навыками). Коммуникация – специфический обмен информацией, в результате которого происходит процесс передачи информации интеллектуального и эмоционального содержания от отправителя к получателю. Литература: Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии ХХ века. – М., 1999. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. – М., 1998. Скотт М.Катлип, Ален Х.Сентер, Глен М.Брум. Паблик рилейшенз. Теория и практика. – М.-СПб.-Киев, 2000. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. – СПб., 1996. Соколов А.В. Теория социальной коммуникации. – СПб., 2001. Хэйвуд Р. Все о Public Relations. – М., 1999. Чумиков А.Н. Связи с общественностью: Учебное пособие. – М., Дело, 2001. Тема 3. Представление о коммуникации как о процессе и структуре. Коммуникативный процесс и его составляющие: производство информации, ее распространение, прием и использование. Стандартная модель коммуникативного процесса: коммуникатор – сообщение – канал передачи – коммуникант. В современной литературе существуют различные модели коммуникативного процесса. Например, Аристотель выделил 3 компонента процесса коммуникации: «Оратор – Речь – Аудитория». В современном варианте она выглядит так: «Коммуникатор – Сообщение – Коммуникант». В 30-х годах ХХ века Г.Лассуэлл предложил свою, ставшую классической в социологии массовой коммуникации, формулировку. Согласно данной модели процесс коммуникации рассматривается по мере ответа на вопрос: «Кто – сообщает Что – по какому Каналу – Кому – с каким Эффектом?». В данной модели присутствует пять компонентов коммуникативного процесса: «Коммуникатор – Сообщение (информация) – Канал передачи – Коммуникант (аудитория) – Обратная связь». Во второй половине ХХ века 13 ученые Стэнфордского Университета в рамках программы «Коммуникации в организации» предложили более сложную модель коммуникативного процесса: «Источник сообщения – Коммуникатор – Кодирующее устройство – Сообщение – Канал передачи – Декодирующее устройство – Коммуникант – Результат кодирования – Обратная связь». Для успешной коммуникации необходимо правильно закодировать и декодировать сообщение. Поэтому необходимо учитывать личностный фон, на котором передается сообщение. Модель, учитывающая как содержание сообщения, так и его личностный фон, предложена Ш.фон Туном. Эффективной коммуникация будет тогда, когда получатель правильно расшифрует все компоненты сообщения. Если же коммуникант не способен правильно декодировать сообщение, то возникает непонимание. Источник сообщения. Коммуникатор – создатель сообщения; лицо генерирующее идею. Источником может быть лицо, организация, группа лиц или индивид. Не всегда источник сообщения и коммуникатор это одно и то же лицо. Коды – символы или знаки, переводящие сообщение на язык, понятный получателю. В качестве кодов используются вербальные и невербальные средства коммуникации. Сообщение – информация или закодированная идея, т.е. то, что передает источник получателю. Канал – средство, с помощью которого сообщение передается от коммуникатора коммуниканту. Обычно каналы делятся на технические (СМИ: пресса, телевидение, радио, электронные средства) и межличностные (непосредственный обмен информацией между источником и получателем). Межличностные средства коммуникации можно разделить на вербальные и невербальные. К вербальным средствам коммуникации относятся: говорение (письменная и устная речь), слушание, чтение. К невербальным: взгляд, позы, интонация, имидж, мимика, жесты, походка, пространственная организация среды. По данным журнала PR Reporter (1991. August 26.) каналы коммуникации располагаются в следующей иерархии: 1. Разговор «лицом к лицу». 2. Дискуссия в пределах небольшой группы лиц. 3. Выступления перед большой аудиторией. 4. Телефонный разговор. 5. Письмо, личное письменное сообщение. 6. Текст, напечатанный на машинке (компьютере). 7. Сообщение на большую аудиторию. 8. Материал (статья), отправленный прямой почтовой рассылкой. 9. Статья в виде информационного письма компании. 10. Новости в печатных СМИ. 11. Реклама в СМИ. 12. Наружная реклама. Щиты. 14 Как видно, наиболее эффективным каналом коммуникации является «общение один на один», «лицом к лицу». Коммуникант (получатель) – лицо, или группа лиц, массовая аудитория, на которое направлено сообщение. Обратная связь (эффект коммуникации) – изменения в поведении коммуниканта, которые происходят в результате приема сообщения. В 1984 году Джеймс Грунинг (Университет Мэриленд) и Тодд Хант (Государственный университет Нью-Джерси) разработали и обосновали 4 модели связей с общественностью: 1. Агентство по связям с прессой/Паблисити. Главная цель – пропаганда достижений фирмы однонаправленным потоком информации: коммуникатор (адресант) – коммуникант (адресат). Модель распространена впервые А.Т.Барнумом в середине XIX века. В данной модели процесс коммуникации рассматривается как однонаправленный процесс, основная цель которого не слушание, а говорение. Главное – донести информацию до аудитории, а не обратная связь. Данная модель встречается в спорте, театре, при продвижении продукта на рынок. Недостатком является возможность искажения информации, полуправда и неправда. 2. Общественно значимая информация. Это также однонаправленный процесс, но здесь предполагается, что СМИ будут получать и распространять только правдивую информацию, что способствовало бы формированию положительного паблисити. Процесс передачи информации осуществляется не обязательно с целью убедить кого-то. Степень воздействия на аудиторию измеряется количеством вовлеченной в систему коммуникации аудитории. Данная модель широко используется в сфере бизнеса и правительственными некоммерческими организациями. 3. Двусторонняя асимметрия. В данном случае специалисты по связям с общественностью запрашивают информацию от целевых групп и применяют ее для формирования эффективной информационной стратегии. Модель сформировалась в середине ХХ века и основывается на идее двустороннего коммуникационного процесса с использованием методов научного убеждения. Главная задача – обеспечение обратной связи. Усилия в основном направлены на планирование и выбор целевой аудитории. На практике осуществляется в сфере связей с общественностью и широко используется конкурирующими фирмами в борьбе за потребителя. 4. Двусторонняя симметрия. Наиболее популярная модель коммуникации конца ХХ века. Цель – достижение обоюдного взаимопонимания. Данная модель направлена на изучение восприятия аудиторией действий той или иной организации с целью определения степени воздействия и последствий коммуникационного акта. Исследование степени воздействия и уровня обратной связи с аудиторией позволяет определить, насколько эффективна деятельность специалистов в 15 области связей с общественностью. По мнению авторов, данная модель наиболее эффективна. Литература: Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов.: Пер с нем. – М., Экономика, 1990. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб., 1999. Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. – М., 1998. Хэйвуд Р. Все о Public Relations.- М., 1999. Чумиков А.Н. Связи с общественностью: Учебное пособие. – М., Дело, 2001. Тема 4 . Фигура коммуникатора. Индивидуальное и институциональное в коммуникаторе. Престижность, надежность, доверительность как фактор общения с конкретным коммуникатором. Типы коммуникаторов: ключевой коммуникатор, лидер мнений. Коммуникатор как профессия: менеджер по связям с общественностью, имиджмейкер. Коммуникатор – специалист, порождающий сообщение в конкурентной коммуникативной среде. Путем изменения коммуникативных потоков коммуникаторы воздействуют на ценностные и мотивационные установки коммуниканта и пытаются достичь изменения в поведении аудитории. Одним из важных свойств коммуникатора является его кредитность, надежность, престижность. Кредитный коммуникатор воспринимается как заслуживающий доверия эксперт, к мнению которого можно прислушиваться. Не менее важен для положительного восприятия коммуникатора фактор привлекательности. Знаки привлекательности находятся в социальном значении того или иного признака человека. Поэтому привлекательность – это степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той аудиторией, на которую распространяется информация. Знаком же привлекательности являются усилия человека выглядеть социально одобряемым. Не менее важным для коммуникатора является фактор привлекательности или отношения к нам. Он действует таким образом, что люди, хорошо относящиеся к нам, оцениваются выше тех, которые к нам плохо относятся. Очень важен для коммуникатора социальный статус и престижность. Чем выше социальный статус источника информации, тем более безоговорочно принимается сообщение. Процесс коммуникации, следовательно, должен протекать таким образом, чтобы усиливать наиболее важные для коммуникатора факторы. 16 Выделяются следующие типы коммуникаторов: люди престижа и лидер мнений. Люди престижа – те, кто определяют, какая информация попадет к аудитории. Лидер мнений (ключевой коммуникатор) – сам является членом общества, находится в постоянном контакте с людьми и выступает посредником между средствами массовой информации и коммуникантом. Лидер мнений, интерпретируя полученное сообщение, таким образом воздействует на аудиторию. Среди наиболее распространенных типов ключевых коммуникаторов можно выделить следующие: менеджер по связям с общественностью, имиджмейкер, пресс- секретарь, кризисник, рекламист и т.д. Основная задача менеджера по связям с общественностью – ответить на 3 основных вопроса: Кто? Что? Как? Другими словами, цель менеджера по связям с общественностью выделить целевую аудиторию (кому мы интересны?); создать ключевое сообщение (что привлекает целевую аудиторию в нашем объекте?); выбрать канал коммуникации (как передать в ключевом сообщении нужные нам характеристики?). Такой вид коммуникационной деятельности получил название стратегической коммуникации. Стратегическая коммуникация включает в себя следующие этапы: определение проблемы; планирование и программирование; действия и коммуникация; оценка программы. 1). При определении проблемы используется ситуационный анализ, который предполагает полное и систематическое изучение всего коммуникативного поведения организации. Ситуационный анализ помогает выяснить, как протекает общение с общественностью, выявить сильные и слабые стороны проблемы, определить ее возможности и недостатки. 2). На стадии планирования и программирования определяется цель программы, целевая аудитория и требования по взаимодействию с каждым из типов аудитории. 3). Основным условием успешного проведения кампании по связям с общественностью является взаимодействие со средствами массовой коммуникации. На этапе «Действия и коммуникации» определяется канал коммуникации, выявляются те средства массовой информации, через которые будет передаваться целевой аудитории ключевое сообщение. Таким образом, третий шаг стратегической коммуникации включает в себя стратегии действия, коммуникативные стратегии и планы реализации программы. 4). Оценка программы состоит из двух направлений: планы оценки, в которых заранее разрабатываются критерии оценки будущих действий; обратная связь и план пересмотра программы, в котором предлагаются варианты корректировки в соответствии с полученными оценками. Имиджмейкер путем создания определенного имиджа влияет на ценностные установки и поведение аудитории, так как имидж отражает те ключевые моменты, на которые реагирует массовое сознание. Имидж – целенаправленно формируемый образ, выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказать эмоционально- психологическое воздействие на аудиторию в целях популяризации, 17 рекламы и т.д. Имидж, таким образом, - это совокупность свойств, приписываемых рекламой (пропагандой, традицией, модой, общением) объекту. Обычно объекту приписываются такие социально- психологические символические свойства, которые свидетельствуют о его привлекательности и престижности. В коммуникации имидж выполняет определенные функции: 1) функция идентификации (узнавания). В процессе идентификации объект становится узнаваемым, его действия легко прогнозируются. 2). Функция идеализации – попытка выдать желаемое за действительное. 3) функция противопоставления – на контрасте выявляются достоинства и недостатки объекта. Процесс формирования имиджа включает в себя следующие этапы: индивидуализация – выделение данного объекта среди других; акцентуация – подчеркивание выделенных характеристик; продвижение – создание условий, в которых эти характеристики могут наилучшим образом проявиться. Процесс создания корпоративного имиджа имеет более сложную структуру: социологический опрос (определение характеристик идеального (каким мы хотели бы видеть) и реального (какой есть на самом деле) объекта; ранжирование (размещение полученных характеристик по приоритетности); выражение (определение способов выражения требуемых характеристик); планирование (определение того, как и по каким каналам дойдет до целевой аудитории ключевое сообщение); реализация (проведение информационной кампании); эффективность (проверка того, с какой эффективностью была проведена информационная кампания). От правильно сформированного имиджа зависит конкурентоспособность фирмы. Таким образом, как отмечает Ф.Котлер, связи с общественностью – система мероприятий, направленных на изменение и улучшение имиджа фирмы с использованием средств недоступных (или экономически неэффективных) при использовании обычной рекламы. Основными направлениями деятельности пресс-службы является производство информации для массовой аудитории и распространение ее по каналам средств массовой коммуникации (распространение текстов, проведение пресс-конференций, брифингов, организация «круглых столов» и т.д.); производство информации для специалистов и организаций, непосредственно связанных с данной организацией в своей повседневной деятельности: издание информационных сборников, выпуск рассчитанных на узкую специальную аудиторию газет и журналов; подготовка внутриорганизационной информации, в том числе отслеживание в средствах массовой коммуникации оценочной и другой информации о деятельности организации. Литература: 18 Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров. – М., 1997. Доти Дороти И. Паблисити и Паблик Рилейшнз. – М., 1998. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера PR. – СПб., 1997. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М., 1991. Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии ХХ века. – М., 1999. Тема 5. Аудитория коммуникации. Соционика и психогеометрические характеристики личности. Факторы, влияющие на эффективность восприятия информации. Использование манипулятивных технологий в коммуникативном процессе. Ролевые и манипулятивные классификации. Любая коммуникативная деятельность предполагает не только знание характеристик коммуникатора, анализ содержания информации, но и анализ аудитории. Чтобы осуществить такой анализ, коммуникатору необходима психологическая компетентность. Знание психотипов позволяет определить стратегию коммуникативного процесса, прогнозировать действия. Психотип – модель поведенческой структуры личности и ее взаимодействия с окружающей средой. Психологи выделяют 5 основных психотипов: квадратный тип человека, треугольный, круговой, прямоугольный, зигзаговый. Зная различные психотипы, коммуникатор в процессе коммуникации использует эту информацию для правильного управления коммуникационным процессом. На эффективность восприятия информации аудиторией влияют культурный, образовательный, социальный уровень коммуниканта. Важным фактором успешной коммуникации служит знание аудитории, уважение к ней, умение общаться с ней на равных, т.е. равенство психологических позиций коммуникатора и коммуниканта. В 80-х гг. ХХ века Дж.Голдхаберг создал харизматическую модель коммуникациии. Он исходил из того, что ТВ больше действует на эмоции, чем на разум. Поэтому успех телевизионных передач меньше связан с информационным содержание, а напрямую зависит от «харизмы» той личности, которая на экране. Д. Голдхаберг выделил 3 типа харизматической личности: 1). Герой – идеализированная личность, выглядит «как мы хотим», говорит то, «что мы хотим». 2). Антигерой – «простой человек», один из нас. Выглядит «как мы все», говорит то же, «что и мы». Мы с ним чувствуем себя безопасно. Мы ему доверяем. 3). Мистическая личность – чужой нам, необычен, непредсказуем. Такой тип коммуникатора подходит для поздних, ночных передач. При изучении влияния на восприятие информации интеллектуального уровня аудитории выяснили, что для аудитории с высоким уровнем образования предпочтительнее двустороннее сообщение. 19 Такое сообщение представляет собой текст, который кроме аргументов коммуникатора, содержит аргументы противной стороны. Это объясняется тем, что такой аудитории необходимо сопоставлять взгляды и самостоятельно их оценивать. Для аудитории же с низким образовательным уровнем рекомендуется использовать одностороннее сообщение, содержащее только аргументы коммуникатора. Одностороннее сообщение эффективно так же, когда аудитория согласна с коммуникатором, когда она не подверглась воздействию аргументов противника. Целью специалиста по связям с общественностью является изменение ценностных установок и поведения коммуниканта. Если удается изменить поведение объекта коммуникации, то действия коммуникатора рассматриваются как влияние. Влияние можно оказывать тремя способами: принуждая; манипулируя сознанием коммуниканта; привлекая его к сотрудничеству. Так как специалист по связям с общественностью формальной властью не обладает, то его влияние строится либо на манипуляции, либо на сотрудничестве, либо на эти двух способах сразу. Под манипуляцией сознанием понимают действия коммуникатора, направленные на изменение психологических установок, ценностных ориентаций, поведения индивидов и целых аудиторий, независимо от их желания. Серди причин манипуляции выделяют: конфликт человека с самим собой (А.Маслоу); недоверие по отношению к другим людям (Э.Фромм); ощущение абсолютной беспомощности (экзистенциализм); боязнь тесных межличностных контактов (Э.Берн); некритическое стремление получать одобрение всех и каждого; стремление к символическому овладению партнером по общению (З.Фрейд); реализация компенсаторного стремления к власти (А.Адлер). Цель манипуляции – контроль над аудиторией, ее управляемость и послушность. Для достижения цели используются различные манипулятивные технологии: целенаправленное преобразование информации (умолчание, селекция, «передергивание», искажение информации, переворачивание); сокрытие воздействия; мишени воздействия; роботизация. Данные технологии применяются в таких видах манипулятивного влияния, как: 1). Манипуляция образами. Так как образы обладают сильным психологическим воздействием, то их широко применяют в коммуникативной практике, особенно в рекламе; 2). Конвенциональная манипуляция – опирается не на личные психологические установки, а на социальные схемы: правила, нормы, традиции, принятые в обществе, семье; 3). Операционально-предметная манипуляция – основана на таких психических особенностях личности, как сила привычки, инерция, логика исполнения действия; 4). Манипуляция личностью адресата – стремление переложить ответственность за какое-либо действие на адресата, в то время как в выигрыше остается манипулятор; 5). 20 Манипуляция духовностью – манипуляция высшими уровнями психики ( смыслом жизни, духовными ценностями, чувством долга). Э.Шостором считает, что современная жизнь вынуждает нас к манипуляции. Поэтому в каждом из нас сидит манипулятор. В разных ситуациях мы попадаем под его влияние. Э.Шостором выделяет различные типы манипуляторов: диктатор; тряпка; калькулятор; прилипала; хулиган; славный парень; судья; защитник. И если мы сможем вычислить основной тип манипулятора, сидящего в нашем деловом партнере, то нам легче будет управлять им. Манипулятивные методы воздействия широко используются в пропаганде. Пропаганда – распространение научных, политических, философских и других идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности. Пропаганда, таким образом, понимается как чисто манипулятивная технология. Литература: Богомолова Н.Н. Массовая коммуникация и общение. – М., 1988. Гаулстон Н., Голдберг Ф. Психологические ловушки. – СПб., 1996. Громова Л.А., Алексеев А.А. Психогеометрия для менеджеров. – СПб., 1991. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М., 1997. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб., 1999. Психология влияния. Хрестоматия. – СПб., 2000. Чалдини Р. Психология влияния. – М., 1999. Шостром Э. Анти-Карнеги – М., 1996. Юнг К.Психология бессознательного. – М., 1994. Тема 6. Типы коммуникации. Особенности личностной, межличностной, массовой, специализированной коммуникации. Межличностная коммуникация осуществляется в тех видах общения, которые предполагают прагматические цели и конструктивность решений, и готовность каждого партнера к адекватному поведению. Различают пять видов коммуникации: познавательная, убеждающая, экспрессивная, суггестивная, ритуальная. Для каждого из них характерны свои цели и ожидаемый результат, условия организации, а также коммуникативные формы и средства. Познавательная коммуникация : Цель – расширить информационный фонд партнера, передать необходимую информацию, прокомментировать инновационные сведения.
Яндекс цитирования