Главная
Каталог
Библиотека
Избранное
Порталы
Библиотеки вузов
Отзывы
Новости
 
12+
 
Предварительный просмотр документа

Анатомия и морфология человека: Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 050102 "Биология" квалификация "учитель биологии"

Автор/создатель: Воронкова Е.Г.
Год: 2008 
Дисциплина "Анатомия и морфология человека" является дисциплиной федерального компонента для студентов 2-3 курсов специальности 050102 "Биология" квалификация учитель биологии. Учебно-методический комплекс включает в себя: квалификационную характеристику и компетенции выпускника-учителя биологии; рабочую программу и дисциплины с технологической картой; курс лекций; методические указания к выполнению лабораторных работ; глоссарий; рекомендуемую литературу (основную и дополнительную); методические указания по самостоятельной работе студентов; темы рефератов и контрольных работ; контрольные вопросы, выносимые на зачет; контрольные вопросы, выносимые на экзамен.
Показать полное описание документа
Популярные ресурсы рубрик:
РЕЙТИНГ

Оценка пользователей: 5.0
Количество голосов: 1
Оцените ресурс:
5 4 3 2 1

ОТЗЫВЫ


Популярные ресурсы по теме

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра. Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра анатомии, физиологии человека и животных АНАТОМИЯ И МОРФОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 050102 «Биология» квалификация учитель биологии Горно-Алтайск РИО Горно-Алтайского госуниверситета 2008 Печатается по решению методического совета Горно-Алтайского государственного университета УДК 611; 591.4 ББК Авторский знак Анатомия и морфология человека: учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 050102 «Биология» квалификация учитель биологии) / Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2008. – 56 с. Составитель: Воронкова Е.Г., к.б.н., доцент Рецензенты: Гайнанова Н.К., д.б.н., профессор кафедры биологии и экологии Бийского государственного педагогического университета им. В.М. Шукшина. Шестернина Ж.Г., к.б.н., доцент кафедры основ медицинских знаний, охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности ГАГУ. В работе представлены учебно-методические материалы по дисциплине «Анатомия и морфология человека», в том числе рабочая программа, методические указания студентам, содержание и порядок проведения зачета, экзамена. Дисциплина «Анатомия и морфология человека» является дисциплиной федерального компонента для студентов 2-3 курсов специальности 050102 «Биология» квалификация учитель биологии. ©Воронкова Е.Г., 2008 2 ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие…………………………………………………………………4 I. Квалификационная характеристика выпускника…………………….…4 II. Компетенции выпускника……………………………………………….4 III. Рабочая программа……………………………………………………...5 3.1 Объяснительная записка………………………………..……….….5 3.2 Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины………………………………………………..5 3.3 Технологическая карта учебного курса…..…………………….….6 3.4 Содержание учебного курса…………………………………..……6 3.5 Курс лекций по дисциплине….……………………………….……9 3.6 Методические указания к выполнению лабораторных работ………..……………………………………………38 3.7 Глоссарий…………………………………………………………….42 3.8 Рекомендуемая литература……………...………………………..…46 IV. Методические указания по самостоятельной работе студентов……………………………………………………………..47 V. Темы рефератов……………...……………………………………………50 VI. Темы контрольных работ…..……………………………………………51 VII. Контрольные вопросы, выносимые на зачет……………………….…54 VIII. Контрольные вопросы, выносимые на экзамен..………………….…54 3 ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящий учебно-методический комплекс по курсу «Анатомия и морфология человека» составлен с учетом рекомендаций Научно- методического совета по биологии Учебно-Методического Объединения университетов. Его структура и содержание соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта по специальности «Биология» квалификация учитель биологии, утвержденного приказом Министерства образования РФ 31.01.2005 г. Учебно-методический комплекс включает в себя: квалификационную характеристику и компетенции выпускника-учителя биологии; рабочую программу и дисциплины с технологической картой; курс лекций; методические указания к выполнению лабораторных работ; глоссарий; рекомендуемую литературу (основную и дополнительную); методические указания по самостоятельной работе студентов; темы рефератов и контрольных работ; контрольные вопросы, выносимые на зачет; контрольные вопросы, выносимые на экзамен. I. Квалификационная характеристика выпускника Выпускник, получивший квалификацию учителя биологии, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе. II. Компетенции выпускника Профессиональные: - уметь приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии; - использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения биологии, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий; 4 - знать особенности строения человека, его систем органов с учетом половых, возрастных и индивидуальных особенностей; - понять морфофункциональные связи в строении тела человека, единство организма, его структуры с внешней средой. III. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 3.1 Объяснительная записка Анатомия и морфология человека – одна из наиболее важных и трудных дисциплин в цикле биологических наук. Анатомия относится к одной из наиболее фундаментальных дисциплин и раскрывает перед студентами важнейшие общебиологические закономерности строения тела человека, укрепляет биологическое мировоззрение, позволяет развить в плане эволюционного развития органического мира. Являясь фундаментальной наукой, анатомия раскрывает широкие перспективы в изучении педагогики, психологии, антропологии, гистологии, эмбриологии, физиологии, медицины, гигиены труда, спорта, питания, возрастной физиологии и т.д. Большое внимание уделяется возрастной анатомии и практическому применению анатомических знаний для обследования гигиенических требований и оздоровительных мероприятий, что является особенно важным в подготовке учителя биологии. Целью дисциплины является знакомство со строением тела человека, его органов и тканей. В связи с этим основными задачами курса анатомии и морфологии человека являются: 1. Изучить анатомию и морфологию человека, его систем и органов с учетом половых, возрастных и индивидуальных особенностей; 2. Овладеть навыками анатомического изучения тела человека и животного; 3. Сформировать теоретическую базу знаний для дальнейшего изучения физиологии человека, валеологии и других дисциплин биологического цикла. Место дисциплины в учебном процессе «Анатомия и морфология человека» относится к циклу дисциплин предметной подготовки федерального компонента. Курс тесно связан с гистологией, физиологией. Дисциплина проводится на 2-3 курсах, в течение 4 и 5 семестров. Формой отчетности в 5 - ом семестре является зачет и экзамен. 3.2 Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050102 «Биология» квалификация учитель 5 биологии, утвержденного 31.01.2005 г., номер государственной регистрации № 697 пед/сп (новый). Дидактические единицы дисциплины Строение и возрастные изменения органов и их систем: опорно- двигательная, сердечно-сосудистая, нервная, пищеварительная, дыхательная, мочевыделительная, эндокринная, репродуктивная системы, система кожных покровов. Макро- и микроскопическое строение органов. Влияние факторов среды на анатомическую изменчивость организма человека. Филогенез органов и их систем. 3.3 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО КУРСА Факультет: биолого-химический Кафедра: анатомии, физиологии человека и животных Семестр: 4 – 5. Тема Всего Аудиторных занятий Самост. часов работа лекции лабораторные занятия Семестр 4 Модуль 1 Введение. Нервная 30 10 20 система и органы чувств Семестр 5 Модуль 2 Опорно-двигательный 36 4 32 аппарат Учение о сосудистой 34 4 30 системе Модуль 3 Внутренности и 60 60 органы внутренней секреции Форма итогового Зачет контроля Форма итогового Экзамен контроля 3.4 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Введение Предмет и методы анатомии и морфологии. Основные исторические этапы развития анатомии. Общая анатомическая терминология. Плоскости и оси. 6 Нервная система и органы чувств Значение нервной ткани. Нейрон, его афферентные и эфферентные отростки. Нервное волокно. Нейроглия. Серое и белое вещество мозга. Понятие о рефлексе, простой и сложной соматической рефлекторной дуге. Центральный и периферический отделы нервной системы. Их общая характеристика. Оболочки мозга. Спинной мозг. Спинальные ганглии. Корешки спинного мозга. Микроскопическое строение серого и белого вещества спинного мозга. Ретикулярная формация. Спинномозговые нервы. Их число, место отхождения и выхода. Разделение спинномозговых нервов на четыре ветви: вентральную, дорзальную, возвратную и соединительную. Особенности в расположении вентральных ветвей; межреберные нервы; шейное, плечевое, пояснично-крестцовое, копчиковое сплетения, их главные ветви и область распространения. Головной мозг. Эмбриогенез и возрастные изменения. Отделы головного мозга. Ретикулярная формация. Продолговатый мозг. Его общая морфология. Расположение серого и белого вещества. Задний мозг. Общая морфология моста, мозжечка и его ножек. Расположение серого и белого вещества. Четвертый желудочек, ромбовидная ямка. Средний мозг. Общая морфология ножек мозга и четверохолмия. Расположение серого и белого вещества в среднем мозгу. Красноядерно-спинномозговой путь. Водопровод мозга. Межуточный мозг. Общая морфология зрительных бугров, подбугорной и надбугорной областей. Третий желудочек. Конечный мозг. Общая морфология больших полушарий, их доли, основные борозды и извилины. Кора, ее микроскопическое строение. Белое вещество полушарий. Морфология полосатых тел и их значение. Строение боковых желудочков. Понятие о цитоархитектонике и миелоархитектонике коры. Черепные нервы. Их число, происхождение, состав волокон, места отхождения от мозга и выхода из черепа, основные области распространения. Автономная нервная система. Ее основные анатомические особенности. Рефлекторная дуга автономной нервной системы. Симпатический ствол; симпатические узлы и нервы. Парасимпатический отдел автономной нервной системы. Его центральные нейроны. Пути выхода парасимпатических волокон на периферию, их узлы и области иннервации. Кожно-двигательный анализатор. Строение кожи. Волосы и ногти. Кожные железы. Проводниковый и центральный отделы кожного и двигательного анализаторов. Вкусовой и обонятельный анализаторы. Орган вкуса. Вкусовые почки, их расположение. Периферический, проводниковый и центральный отделы вкусового анализатора. Орган обоняния. Периферический, проводниковый и центральный отделы обонятельного анализатора. Слуховой и вестибулярный анализаторы. Наружное ухо. Среднее ухо. Слуховая труба. Их функциональное значение. Внутреннее ухо. Костный и перепончатый лабиринты. Спиральный орган и его микроскопическое 7 строение. Проводниковый и центральный отделы слухового и вестибулярного анализатора. Зрительный анализатор. Глазное яблоко, его камеры и оболочки. Сетчатка, ее микроскопическое строение. Ядро глазного яблока и преломляющий аппарат глаза. Проводниковый и центральный отделы зрительного анализатора. Возрастные особенности глаза. Вспомогательный аппарат глаза. Близорукость и дальнозоркость. Опорно-двигательный аппарат Скелет как часть опорно-двигательного аппарата. Кость как орган. Строение кости. Надкостница и ее значение в питании кости. Компактное и губчатое вещества и их значение. Костная ткань. Классификация костей. Соединение костей – синартрозы и диартрозы. Виды сращения костей при помощи хрящевой и костной ткани. Строение суставов; типы суставов и оси вращения. Кости туловища и их соединения. Понятие о костном сегменте. Позвоночник и грудная клетка как единое целое. Особенности строения позвоночника детей. Возрастные изменения скелета туловища. Кости конечностей и их соединения. Скелет свободных конечностей и поясов конечностей – плечевого и тазового. Скелет головы (череп). Мозговой и лицевой отделы черепа. Соединения костей черепа: швы, нижнечелюстной сустав. Соединение позвоночника с черепом. Мышцы – активная часть опорно-двигательного аппарата тела. Мышца как орган. Форма мышц. Вспомогательные аппараты мышц и их значение. Строение мышц. Основные группы мышц. Работа мышц. Мышцы одно-суставные, многосуставные. Групповая работа мышц. Движение по рычагам первого и второго рода. Размах движения, сила мышц. Учение о сосудистой системе Значение сосудистой системы. Ее взаимоотношения с органами внутренней секреции. Деление сосудистой системы на кровеносную и лимфатическую. Круги кровообращения. Капилляры, вены и артерии. Строение их стенок. Значение анастомозов и коллатерального кровообращения. Строение сердца: его стенки, полости, клапаны. Особенности сердечной мышцы. Проводящая система сердца. Собственные сосуды сердца. Околосердечная сумка. Топография сердца взрослого человека в связи с вертикальным положением тела. Сосуды малого круга кровообращения. Артерии и вены большого круга кровообращения. Ветви дуги аорты, грудной и брюшной аорты. Системы верхней и нижней полой вен. Развитие сердца. Кровообращение плода. Особенности сердечно- сосудистой системы ребенка. Лимфатическая система и ее значение. Лимфатические капилляры, сосуды, протоки. Строение лимфатических узлов. Селезенка, ее строение и функции. 8 Внутренности и органы внутренней секреции Общая характеристика внутренних органов. Деление их на системы. Серозные полости тела и их развитие (полость брюшины, плевральная и др.). Париетальный и висцеральный листки серозных полостей. Топография внутренних органов. Органы пищеварения. Строение стенок пищеварительного тракта. Его возрастные особенности. Ротовая полость. Строение ее стенок. Органы ротовой полости. Глотка, ее стенки. Пищевод. Желудок, микроскопическое строение его стенки. Тонкий и толстый кишечник. Особенности строения их стенок. Поджелудочная железа. Печень, ее микроскопическое строение. Желчный пузырь. Органы дыхания. Носовая полость и ее деление на обонятельную и дыхательную части. Гортань, ее хрящи, суставы, связки, мышцы. Гортань как орган голосообразования. Трахея и бронхи. Легкие. Топография, доли, поверхности, корень легкого, ворота легкого. Микроскопическое строение легких. Ацинус – структурно-функциональная единица легкого. Плевральная полость, средостение. Органы мочевыделения. Почки, их положение, фиксация, макро- и микроскопическое строение. Нефрон – структурно-функциональная единица. Особенности кровоснабжения почек. Мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал и сфинктеры, их значение и возрастные особенности. Мужские половые органы. Яички. Семявыносящий проток, семенной канатик. Предстательная железа и семенные пузырьки. Мочеполовой канал и пещеристые тела. Женские половые органы. Яичники, маточные трубы, матка, их связки. Влагалище. Возрастные и циклические особенности строения женской половой системы. Особенности строения органов внутренней секреции. Их классификация. Щитовидная и околощитовидная железы, вилочковая железа. Их топография. Эндокринные островки поджелудочной железы. Параганглии и надпочечники, их положение и строение. Половые железы как эндокринные органы. Эпифиз. Гипофиз. 3.5 КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (4 семестр - 10 часов) Лекция № 1. Введение. Общий план строения нервной системы (2 часа). План: 1. Анатомия человека как биологическая наука. Место анатомии в системе биологических наук. 2. Классификация анатомических наук. 3. Методы анатомического исследования. 4. Специальные анатомические термины. 5. Общий план строения нервной системы. 6. Оболочки мозга. 9 Анатомия человека как биологическая наука. Место анатомии в системе биологических наук. Анатомия человека – наука о строении, форме человеческого организма, его органов и образующих их тканей с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей. Анатомия человека - наука, изучающая строение и закономерности развития человеческого тела в связи с его функциями и влияниями, которые оно испытывает со стороны окружающей среды. Анатомия изучает важнейшие общебиологические закономерности, развивает мировоззрение как врача так и биолога, раскрывает его связи с окружающей средой, животным миром, а также позволяет понять формообразующую роль функции. Анатомия человека служит фундаментом ряда биологических дисциплин: антропологии, эмбриологии, физиологии, сравнительной анатомии, эволюционного учения, генетики – и тесно связана с ними. Классификация анатомических наук В анатомии можно выделить несколько разделов: • Описательная анатомия – рассматривает форму и строение человеческого тела. • Функциональная анатомия – рассматривает формообразующее воздействие функции на организм, влияние на него трудовых процессов, социальных условий и всей окружающей среды. • Динамическая анатомия – рассматривает функциональное строение двигательного аппарата живого человека. Динамическая анатомия служит основой для разработки вопросов физической культуры. • Пластическая анатомия – изучающая и объясняющая внешние формы и пропорции тела, а так же является разделом анатомии для художников. • Топографическая анатомия – исследует взаиморасположение органов имеющая большое прикладное значение в медицине. • Возрастная анатомия – изучает последовательно возникающие изменения в строении тела в течение жизни от рождения до нормальной, физиологической старости. • Сравнительная анатомия, сравнительная эмбриология и палеозоология – изучают ископаемые: остатки вымерших животных в рамках антропологии. • Микроскопическая анатомия, гистология, цитология – изучают тончайшее строение органов, тканей, клетку. • Перечисленные науки, смежные с анатомией составляют морфологию. Методы анатомического исследования • Метод препарирования, или рассечения – самый древний среди анатомических методов – дал название самой науке (anatemno - рассекаю). 10
Яндекс цитирования