Главная
Каталог
Библиотека
Избранное
Порталы
Библиотеки вузов
Отзывы
Новости
 
12+
 
Предварительный просмотр документа

Органическая химия: Учебно-методический комплекс по дисциплине для специальности 020101 "Химия"

Автор/создатель: Анисимова Н.А.
Год: 2009 
Представлены учебно-методические материалы по дисциплине "Органическая химия", в том числе рабочая программа, методические указания студентам по самостоятельной работе, содержание лабораторного практикума, контрольно-измерительные материалы по темам курса, глоссарий, основная и дополнительная литература, темы рефератов и вопросы, выносимые на семестровые экзамены. Дисциплина "Органическая химия"является дисциплиной федерального компонента для студентов 3 курса специальности "химия".
Показать полное описание документа
Популярные ресурсы рубрик:
РЕЙТИНГ

Оценка пользователей:
Количество голосов: 0
Оцените ресурс:
5 4 3 2 1

ОТЗЫВЫ


Популярные ресурсы по теме

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра. Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.
для галогенсодержащих соединений _______________ цвет. Для обнаружения брома в этилбромиде можно использовать реакцию Бельштейна*. Напишите уравнение реакции образования этилбромида и рассмотрите её механизм (SN2). Какие приемы используют для смещения равновесия реакции в сторону увеличения выхода этилбромида? __________________________________________________________________ Какую роль играет в данном процессе вода? ___________________________ Какие основные, побочные реакции протекают при получении этилбромида? Напишите уравнения этих реакций. Опыт 2. Получение 1,2-дибромэтана В пробирку, помещенную в стакан с холодной водой, наливают 2 мл воды и вносят пипеткой 2-3 капли брома. (Осторожно! Тяга!). Затем пропускают в про- бирку этилен (этилен получают по методике, описанной в лаб. раб. № 2, Опыт 1). Бурая окраска брома постепенно бледнеет. Этилен пропускают до полного обесцвечивания реакционной смеси. По окончании реакции на дне пробирки образуется бесцветная маслянистая капля 1,2-дибромэтана (= 2.18). Проводят пробу Бейльштейна, наблюдают _________________________ _________________ окраску пламени. Напишите уравнение реакции этилена с бромом. __________________________________________________________________ По какому механизму идет эта реакция?________________________________ Опыт 3. Получение этилхлорида В пробирку наливают 3 мл смеси этилового спирта и конц. серной кислоты (2:1) и добавляют 0.1 г растертого в порошок хлорида натрия. Пробирку зак- рывают пробкой с прямой газоотводной трубкой (рис. 4), имеющей оттянутый конец, и очень осторожно нагревают (жидкость вспенивается). Поджигают вы- деляющийся этилхлорид у отверстия газоотводной трубки; он горит харак- терным _________________ пламенем. Этилхлорид при обычной температуре представляет собой _________________________________________ Напишите уравнения реакций получения этилхлорида с указанием про- межуточных стадий и механизма реакций Опыт 4. Образование и гидролиз магнийорганических соединений В сухую пробирку наливают 2 мл абсолютного эфира и добавляют 8 капель этилбромида, вносят (0.05 г) магния (порошка). Пробирку закрывают пробкой с обратным холодильником (стеклянной трубкой). Для ускорения реакции про- бирку слегка подогревают в бане с теплой водой. Если реакция пойдет слишком энергично, пробирку охлаждают в стакане с ледяной водой. После полного * Медную проволоку прокаливают в пламени горелки, затем смачивают её в иссле- дуемом растворе и опять вносят в пламя горелки. Появление зелёной окраски пла- мени свидетельствует о наличии галогена в составе исследуемого соединения. 71 растворения магния в пробирку с магнийорганическими соединениями (реак- тивом Гриньяра) по каплям добавляют воду. Напишите уравнения реакций образования магнийорганического соединения и его гидролиз: Опыт 5. Свойства хлороформа А. В пробирку наливают 1 мл хлороформа и 1 мл воды. Закрывают пробирку пробкой и энергично встряхивают. Через некоторое время образуется два слоя. Причиной этого является ____________________________________ Б. Наливают в пробирку 1.5-2 мл хлороформа и добавляют несколько капель раствора иода в КJ, встряхивают смесь. Нижний слой окрашивается в розовый цвет. Причиной этого является________________________________ В. Гидролиз хлороформа. В пробирку наливают 1 мл хлороформа и 3 мл 10% раствора гидроксида натрия. Закрывают пробирку пробкой с обратным холо- дильником и осторожно при встряхивании нагревают смесь до кипения, затем охлаждают. В условиях опыта хлороформ гидролизуется с образованием ионов хлора и муравьиной кислоты (в щелочной среде получается натриевая соль муравьиной кислоты – формиат натрия НСООNа). Для обнаружения ионов хло- ра отливают в пробирку 1/3 гидролизата, подкисляют его 20% раствором азот- ной кислоты и добавляют несколько капель 1% раствора нитрата серебра. Напишите уравнения реакций гидролиза хлороформа в щелочной среде: __________________________________________________________________ Остаток щелочного гидролизата хлороформа делят на две части. К одной при- ливают свежеприготовленный аммиачный раствор гидроксида серебра, а к другой – несколько капель 1 % раствора перманганата калия. В первой пробирке выпадает металлическое серебро (реакция «серебряного зеркала»), во второй раствор окрашивается в зеленый цвет (в щелочной среде КМnO4 восстанав- ливается в соль марганцовистой кислоты, анионы которой окрашены). Напишите уравнения реакций и подберите к ним коэффициенты. Опыт 6. Получение и свойства бромоформа В пробирку наливают 1.5 мл ацетона, 3 мл 10 % раствора гидроксида натрия и 10 капель брома. (Осторожно! Тяга!) Смесь встряхивают, она разогревается, бурая окраска брома быстро исчезает, на дне пробирки появляются тяжелые капли бромоформа. Верхний водный слой удаляют с помощью пипетки, промывают бромоформ водой. Каплю бромоформа вносят в пламя горелки на стеклянной палочке, наблюдая __________________цвет пламени. К остальной части бромоформа добавляют 2-3 мл 10% раствора гидроксида натрия и осторожно нагревают смесь до кипения. В полученном щелочном гидролизате обнаруживают ионы брома и муравьиную кислоту качественными реакциями, опиисанными для хлороформа. 72 Напишите уравнения реакций (подберите коэффициенты) образования бро- моформа (с щелочью): __________________________________________________________________ ионов брома с нитратом и гидроксидом серебра: формиата натрия с перманганатом калия: Опыт 7. Получение и свойства йодоформа При встряхивании растворяют в пробирке 0.5 г йода (обязательно кристал- лический) в 1 мл спирта. К спиртовому раствору йода добавляют 5 мл воды (йод при этом выпадает в осадок), затем при встряхивании по каплям приливают 10 % раствор гидроксида натрия до тех пор, пока не исчезнет бурый цвет йода, и реакционная смесь не приобретет светло-жёлтую окраску. Для ускорения реак- ции пробирку осторожно подогревают на водяной бане (температура воды в бане 70-80оС). При охлаждении выпадает обильный осадок йодоформа в виде светло-жёлтых кристаллов со специфическим запахом. Осадок йодоформа от- фильтровывают и промывают небольшим количеством дистиллированной воды. Каплю водной взвеси кристаллов йодоформа переносят на предметное стекло и рассматривают кристаллы под микроскопом. Они имеют форму правильных шес- тиугольников или звездочек (рис. 14). Реакция получения ** ** * * * йодоформа описанным способом очень чувствительна, ** она дает возможность обнаружить даже следы этилового * * * **** * спирта в водном растворе. * * * * * **** Напишите уравнение реакции получения йодоформа из * ** * *** *** этилового спирта, йода и гидроксида натрия. * * ** Рис. 14. Кристаллы Иодоформа. Проведите гидролиз полученного йодоформа 10 % раствором гидроксида натрия и качественные реакции с гидролизатом. Напишите уравнения реакций: а) гидролиза йодоформа щелочью обнаружения йодид-иона (нитратом серебра) б) определение в гидролизате формиата натрия (реакция «серебряного зеркала», окислением перманганата калия) Какой из галоформов (хлороформ, бромоформ, йодоформ) наиболее легко гидролизуется в щелочной среде? Опыт 8. Цветная реакция на галоформы В три пробирки наливают по 1 мл 10 % раствора резорцина и по 5 капель 10 % раствора гидроксида натрия. В первую пробирку добавляют 5 капель хлоро- 73 форма, во вторую – столько же бромоформа, в третью – очень немного иодо- форма. Смеси нагревают. Появляется окрашивание. Наблюдаемые явления за- пишите и сделайте вывод. _____________________________________________ Лабораторная работа № 9. Получение и свойства галогенпроизводных бензола Оборудование: газоотводные трубки, вата, кипятильные камешки, воздушный холо- дильник, часовые стекла, фильтровальная бумага, колба Бунзена, воронка Бюхнера, насос Камовского, термометры. Реактивы: щелочь, нитрат серебра (спирт. раствор), бром, бром в ледяной уксус- ной кислоте (3%), бензол, стирол, хлорбензол (бромбензол), железо (кусочки), нат- ронная известь, сода (раствор), хлорид кальция, этиловый спирт. Опыт 1. Получение бромбензола Работу следует проводить в вытяжном шкафу. Опыт проводят в пробирке с плотно вставленной изогнутой отводной трубкой, к последней присоединяют направленную под углом вниз стекляную трубку-поглотитель диаметром около 1 см и длиной 10-15 см, заполненную зернистой натронной известью между ватными тампонами (рис. 15). Помещают в пробирку 5 мл бензола, 1 г железа и 2 мл брома, отмеренного пипеткой. Сразу же вставляют отводную трубку и зажимают пробирку в дер- жатель штатива. Реакция начинается немедленно и идет очень спокойно; выде- ляются пузырьки газа, но смесь почти не разогревается. Выделяющийся бромистый водород хорошо поглощается натронной известью, которая слегка HB желтеет и сильно разогревается. Об- r разующиеся в ней капли воды сте- 2 кают к свободному концу трубки. При аккуратной работе у этого кон- 3 ца трубки-поглотителя ощущается 1 лишь слабый запах бензола. Через 10-15 мин выделение пузырьков в реакционной смеси прекращается и окраска паров брома над жидкостью почти исчезает. Тогда нагревают Рис. 15. Прибор для получения бромбензола: пробирку на водяной бане до 60- 1-пробирка с реакционной смесью, 2-отводная 70оС несколько минут, после трубка, 3-трубка с натронной известью. чего смесь охлаждают в холодной воде и разбирают прибор. Полученное красное масло сливают с кусочков железа в другую пробирку, встряхивают с раствором соды, затем дважды с водой, переносят пипеткой в сухую пробирку, вносят 2-3 кусочка хлорида кальция и нагревают несколько минут в теплой воде до полного исчезновения мути. Сливают окрашенную жидкость в пробирку с отводной трубкой и термометром, вносят кипятильный камешек и перегоняют с воздушным холодильником. Собирают отдельно фрак- цию, кипящую до 140оС (главным образом избыток бензола), и фракцию, кипя- щую в пределах 140-160оС. 74 Остаток от перегонки выливают на часовое стекло; по охлаждении выде- ляются кристаллы дибромбензола. Их отжимают на фильтровальной бумаге. Получение дибромбензола, твердого при комнатной температуре, показы- вает, какой именно из возможных его изомеров преимущественно образуется в условиях данного опыта. Опыт 2. Бромирование стирола получение (1,2-дибромэтил)-бензола В пробирку вносят 5-6 капель стирола и понемногу добавляют при встря- хивании раствор брома (3-5 %) в ледяной уксусной кислоте до прекращения его обесцвечивания. Полученную слабо-желтую жидкость разбавляют двойным объемом холодной воды и через 5-10 мин отсасывают образовавшийся белый осадок. Опыт 3. Подвижность галогена в ароматических галогенпроизводных различного типа (1,2-Дибромэтил)бензол растворяют в небольшом объеме этилового спирта. С несколькими каплями каждой из жидкостей проводят реакции отщепления галогена сначала действием щелочи, затем действием спиртового раствора нитрата серебра. Различие в подвижности галогена в зависимости от его поло- жения в молекуле проявляется в обоих опытах очень резко. Исходные хлориды и бромиды необходимо проверить на содержание иони- зируемого галогена промыванием воды. Остатки хлористого бензина в посуде разлагают раствором щелочи. Лабораторная работа № 10. Получение и свойства одноатόмных спиртов Оборудование: синяя и красная лакмусовая бумажка, стеклянные палочки, фарфо- ровые чашки, лучинка, газоотводные трубки, медная проволочка, кипятильники, лед, часовое стекло. Реактивы: кислоты: борная, соляная (конц); сульфат меди (крист), карбонат калия или тиосульфат натрия, натрий, реактив Лукаса (110 г безводного хлорида цинка растворяют в 100 мл конц. соляной кислоты), хромовая смесь (100 мл 10% раствора бихромата калия растворяют в 25 мл разб (1:1) серной кислоты), перманганат ка- лия (крист), карбонат бария, железоаммонийные квасцы (2%), роданид аммония (1%); спирты: этиловый, пропиловый (изопропиловый), бутиловый, изоамиловый; фе- нолфталеин, эфир с пероксидами (к 100 мл эфира прибавляют 5 мл серной кислоты и помещают в светлое место на 8-10 дней), крахмальный клейстер. Опыт 1. Свойства спиртов А. Растворимость спиртов в воде. В 4 пробирки наливают по 0.5 мл спир- тов: этилового, пропилового, бутилового, изоамилового. Отмечают запах спир- тов. Изоамиловый (амиловый) спирт раздражает дыхательные пути, вызывает кашель, поэтому нюхать спирты надо осторожно. В каждую пробирку добавля- ют по 1 мл воды и содержимое пробирок встряхивают. Отмечают раствори- мость спиртов в воде: ________________________________________________ 75 Б. Горение спиртов. В фарфоровые чашки наливают по 2 мл спиртов, рас- полагая их в порядке увеличения молекулярной массы (этиловый, пропиловый, бутиловый, амиловый или изоамиловый). Поджигают спирты лучинкой и сравнивают характер пламени.__________________________________ Рассчитайте процентное содержание углерода в спиртах использованных для опыта. Напишите уравнения реакций горения спиртов. __________________________________________________________________ В. Отношение спиртов к индикаторам. Из каждой пробирки стеклянной палочкой наносят по капле раствора на синюю и красную лакмусовую бумагу. В пробирки добавляют по 1 капле раствора фенолфталеина. Изменяется ли ок- раска индикаторов? ____________________________________________ Г. В пробирки со спиртами добавляют по 0.5 мл раствора йода в иодиде калия и встряхивают их. Что вы наблюдаете? Опыт 2. Абсолютирование этилового спирта В маленькую фарфоровую чашку помещают 1 г кристаллического сульфата меди (II) и прокаливают его в пламени горелки до исчезновения голубой ок- раски. В сухую пробирку наливают 2-3 мл этилового спирта и вносят в него полученный безводный сульфат меди (II) (белого цвета). Слегка нагревают про- бирку на водяной бане и размешивают её содержимое. Почему изменяется цвет сульфата меди?_________________________________________________ Полученный абсолютный этиловый спирт используют для получения алкого- лята натрия. Сколько процентов воды содержится в этиловом спирте-рек- тификате?_____________ Почему воду нельзя удалить перегонкой?_________ __________________________________________________________________ Опыт 3. Высаливание этилового спирта и его водного раствора В пробирку наливают 2.5 мл спирта при встряхивании добавляют 2.5 мл воды (смесь разогревается); 1-1,5 мл полученного раствора отливают в фар- форовую чашку и подносят к нему зажженную лучину. Загорается ли раз- бавленный спирт. _________________ Почему? _________________________ К остатку в пробирке добавляют примерно 2 г порошка карбоната калия (или тиосульфата натрия), энергично взбалтывают содержимое пробирки и ставят пробирку в штатив. Через некоторое время в пробирке образуется два слоя. Верхний слой (этиловый спирт) переносят пипеткой в фарфоровую чашку и снова подносят к нему горящую лучину. Воспламеняется ли спирт? Затем испытывают на горючесть нижний слой. Объясните результаты опыта. Опыт 4. Образование и гидролиз алкоголятов натрия. В три сухие пробирки наливают по 2 мл спиртов: в первую – абсолютный этиловый, во вторую – пропиловый (изопропиловый), в третью – амиловый (изоамиловый). В каждую пробирку вносят по кусочку (размером с горошину) очищенного от оксидного слоя металлического натрия. Пробирки закрывают 76 пробками с газоотводными трубками, концы которых оттянуты. Почему для это- го опыта нельзя брать ректификат, а нужно брать абсолютный спирт? ___________________________________________________________________ Отметьте, в какой пробирке реакция идет наиболее интенсивно и в какой – медленно. Через 1-2 мин после начала реакции поджигают выделяющийся газ у остверстий газоотводных трубок. Если реакция этанола с натрием сильно замедляется, можно слегка подогреть пробирку. Напишите уравнение реакции спирта (R-ОН) с металлическим натрием. Как расщепляется связь О-Н в этой реакции? ___________________________ Какие свойства спиртов (основные, кислотные) проявляются в реакции с металлическим натрием? _______________________Почему спирты реагируют с натрием спокойнее, чем вода? ___________________________________ Добавляют в пробирки по 1 капле раствора фенолфталеина. Изменяется ли окраска индикатора?________________________________________________ Доводят реакцию этанола с натрием до конца. Для этого пробирку осто- рожно подогревают. На дне пробирки образуется белый твердый этилат натрия (кусочков натрия в пробирке не должно быть). Добавляют в пробирку 1-1.5 мл воды и растворяют в ней этилат натрия. Если окраска не появляется, добавляют 1 каплю раствора фенолфталеина. Напишите уравнение реакции этилата натрия с водой. _____________________________________________ Объясните, почему появляется окраска с фенолфталеином.________________ __________________________________________________________________ Опыт 5. Взаимодействие спиртов с реактивом Лукаса В три сухие пробирки наливают по 0.5 мл спиртов: пропилового (первич- ного), изопропилового (вторичного), в третью пробирку вносят примерно 0,5 г третичного бутилового спирта. Затем в каждую пробирку добавляют по 1.5 мл реактива Лукаса, перемешивают содержимое пробирок и оставляют стоять 1-3 мин. Какие изменения происходят в пробирках с первичным, вторичным, тре- тичным спиртами? Какой спирт вступает в реакцию с реактивом Лукаса и по какому механизму? Напишите уравнение реакции и рассмотрите её механизм. Какие свойства спиртов (основные или кислотные) проявляются в этой ре- акции? __________________________________________________________ Опыт 6. Реакции окисления спиртов А. Окисление спиртов хромовой смесью. В две пробирки наливают по 2-3 мл хромовой смеси и по каплям при встряхивании добавляют в одну пробирку 0.5 мл этилового спирта (осторожно, смесь сильно разогревается!), а во вторую – 0.5 мл изоамилового спирта. Цвет растворов меняется из оранжевого в зеленый, в пробирке с этиловым спиртом ощущается запах уксусного альдегида, напо- минающий запах яблок (нюхать осторожно!), а в пробирке с изоамиловым спиртом – специфический запах изовалерианового альдегида. 77 Напишите уравнения реакций окисления хромовой смесью: а) этилового спирта в уксусный альдегид б) изоамилового спирта – в изовалериановый альдегид____________________ Б. Окисление этилового спирта перманганатом калия. (Тяга!) Пипеткой ак- куратно, не смачивая стенок, вносят в сухую пробирку, закрепленную в шта- тиве, 5 мл концентрированной серной кислоты. Затем по стенке другой пипет- кой осторожно приливают 5 мл этилового спирта так, чтобы получилось два слоя. После этого насыпают 1-1.5 г перманганата калия. Через некоторое время на границе двух слоев появляются яркие вспышки, ощущается запах уксусного альдегида. Напишите уравнение реакции окисления этилового спирта в уксусный аль- дегид перманганатом калия и подберите к нему коэффициенты: __________________________________________________________________ Опыт 7. Сложные эфиры минеральных кислот А. Получение и свойства этилсерной кислоты. В пробирку к 1 мл этилового спирта осторожно, по каплям при встряхивании добавляют 1 мл концентри- рованной серной кислоты. Разогревшуюся смесь нагревают 2-3 мин на водяной бане, затем охлаждают. Полученный раствор выливают в небольшой стакан с 25 мл воды и нейтрализуют сухим карбонатом бария, который добавляют неболь- шими порциями при энергичном перемешивании смеси стеклянной палочкой (реакционная смесь вспенивается – выделяется оксид углерода). Когда выделе- ние газа прекратится, реакция должна быть нейтральной (по лакмусу). Напишите уравнения реакций образования этилсерной кислоты и её ба- риевой соли ______________________________________________________ Отфильтровывают часть жидкости через плотный фильтр в две пробирки. В одну из них добавляют немного 10 % раствора серной кислоты; выпадает осадок. Напишите уравнение реакции его образования. Какие ионы находятся в фильтрате? _______________________________________________________ Б. Получение изоамилсульфата (изоамилсерной кислоты). В сухую пробирку наливают 2 мл концентрированной серной кислоты, осторожно при встряхи- вании и охлаждении ледяной водой добавляют 1 мл изоамилового спирта. Через 2-4 мин несколько капель полученной однородной, почти не имеющей запаха жидкости осторожно при встряхивании вливают в пробирку с 4 мл холодной воды. Образуется прозрачный, без запаха раствор изоамилсерной кислоты. Если при смешивании спирта с кислотой смесь разогревалась, то водный раствор получается мутным и имеющим запах вследствие образования примеси диизо- амилового эфира. Напишите уравнение реакции образования изоамилсерной кислоты. Какие свойства спиртов проявляются в этой реакции? 78 В. Получение этилового эфира борной кислоты. В сухой пробирке обезво- живают 1 г борной кислоты, прокаливая её в пламени горелки. Пробирку дер- жат в горизонтальном положении, для удаления капелек воды прогревают пери- одически всю пробирку. Кислота постепенно плавится. Когда исчезнут кристал- лики, пробирку охлаждают. К прозрачному затвердевшему плаву – борному ан- гидриду – добавляют 2-2.5 мл этилового спирта и 1 мл конц. серной кислоты. В пробирку вносят кипятильники, закрывают её пробкой с прямой газоотводной трубкой, имеющей оттянутый конец, и нагревают реакционную смесь. Поджи- гают выделяющиеся пары у отверстия газоотводной трубки. Пламя этилового эфира борной кислоты имеет характерную зеленую кайму. Напишите уравнения реакций: а) дегидратации борной кислоты (образова- ние борного ангидрида)_____________________________________________ б) образования триэтилбората_________________________________________ С избытком этанола триэтилборат (кислота Льюиса) образует комплексное соединение, обладающее кислотными свойствами. Напишите уравнение этой реакции. __________________________________________________________________ Опыт8. Получение простого (диэтилового) эфира и его свойства А. Получение диэтилового эфира и его горение. В сухую пробирку наливают 3 мл этилового спирта и серной кислоты (1:1), осторожно нагревают её до начи- нающегося кипения. После этого горелку убирают и к горячей смеси приливают по стенке пробирки из пипетки 5-10 капель этилового спирта. Образующийся диэтиловый эфир обнаруживают по запаху. Затем пробирку закрывают пробкой с прямой газоотводной трубкой, имею- щей оттянутый конец, снова осторожно нагревают пробирку и поджигают выде- ляющийся эфир. Почему диэтиловый эфир горит светящимся пламенем в отли- чие от этилового спирта?________________________________________ Вычислите процентное содержание углерода в этаноле и в диэтиловом эфире. __________________________________________________________________ Напишите уравнение реакции получения диэтилового эфира и рассмотрите её механизм.___________________________________________________ Механизм: __________________________________________________________________ Б. Химические свойства простых эфиров. В три сухие пробирки наливают по 1 мл диэтилового эфира и добавляют в первую пробирку несколько капель бромной воды, во вторую – несколько капель 1 % раствора перманганата калия, в третью – кусочек металлического натрия. Встряхивают содержимое всех про- бирок. Остатки металлического натрия растворяют в небольшом количестве этилового спирта или помещают в склянку с керосином. Реагируют ли простые эфиры с галогенами (бромной водой), окислителями, щелочными металлами? 79 __________________________________________________________________ В. Взаимодействие диэтилового эфира с минеральными кислотами (обра- зование солей оксония). В одну пробирку (сухую) наливают 2 мл конц. серной кислоты, в другую – 2 мл концентрированной соляной кислоты. Охлаждают пробирки в стакане с ледяной водой, затем осторожно добавляют в каждую про- бирку по 1 мл охлажденного эфира (по каплям при встряхивании и охлаж- дении). Полученные гомогенные растворы, не имеющие запаха диэтилового эфира, осторожно переливают в пробирки, содержащие по 5 мл воды со льдом (также при встряхивании и охлаждении). Всплывает слой эфира, увеличиваю- щийся при добавлении в пробирки нескольких капель 10 % раствора гидрок- сида натрия. Напишите уравнения реакций образования солей оксония и гидролиза их в щелочной среде. ____________________________________________________ Какие свойства простых эфиров проявляются в этих реакциях?____________ Г. Обнаружение пероксидов в диэтиловом эфире. При хранении в контакте с воздухом, особенно на свету, простые эфиры окисляются молекулярным кисло- родом с образованием гидропероксидов. Напишите уравнение реакции окисления диэтилового эфира кислородом воз- духа. __________________________________________________________________ Пероксидные соединения взрывоопасны, особенно при нагревании (перегонке). Поэтому перед употреблением простые эфиры проверяют на присутствие пе- роксидов. Если пероксиды обнаруживают, эфиры подвергают очистке. Для опытов используют два образца диэтилового эфира – чистый и загряз- ненный пероксидами. В две пробирки наливают по 1 мл 1 % раствора иодида калия, не содержащего свободного йода, и по 0.5 мл 10 % раствора серной кислоты. Затем в одну пробирку добавляют 1 мл чистого диэтилового эфира, в другую – 1 мл загрязненного пероксидами. Сильно встряхивают пробирки и дают им отстояться. Если окраска йода трудно различима, в пробирки добав- ляют по 2-3 капли 0.5 % раствора крахмального клейстера. Опишите результаты опыта и напишите уравнение реакции иодида калия с гидропероксидом диэтилового эфира в кислой среде._____________________ __________________________________________________________________ Для открытия пероксидов в эфире используют также следующий опыт. В две пробирки наливают по 1 мл 2 % раствора железоаммонийных квасцов (соль Мора), добавляют по несколько капель 1 % раствора роданида аммония, затем в каждую пробирку приливают по 1 мл исследуемого эфира. Сильно встряхивают содержимое пробирок и через несколько минут сравнивают окраску водных слоев. Пероксиды окисляют ионы двухвалентного железа Fе+2 в ионы трехва- лентного железа Fе+3, а ионы Fе+3 дают окрашенные соединения с ионами рода- нида. Напишите уравнение реакций. ___________________________________ ___________________________________________________________________ 80
Яндекс цитирования