Главная
Каталог
Библиотека
Избранное
Порталы
Библиотеки вузов
Отзывы
Новости
 
12+
 
Предварительный просмотр документа

Мировая культура и искусство: Учебно-методический комплекс

Автор/создатель: Лысак И.В.
Год: 2007 
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине "Мировая культура и искусство" для специальности 100103 "Социально-культурный сервис и туризм". В УМК приведены рабочая программа курса, карта методической обеспеченности дисциплины, структура интегрального рейтинга.
Показать полное описание документа
РЕЙТИНГ

Оценка пользователей: 5.0
Количество голосов: 4
Оцените ресурс:
5 4 3 2 1

ОТЗЫВЫ


Популярные ресурсы по теме

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра. Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.
Тема занятия Кол-во часов Л ПЗ ИЗ Введение в курс «мировая культура и искусство». 2 Школы, направления и теории в культурологии. Искусство. Виды искусства. Понятие о стилях в 2 пространственных и временных видах искусства. История мировой культуры Первобытная культура 2 1 Культура Древнего Египта 2 2 Культура Древней Месопотамии 2 1 Культура Древней Индии 2 1 Культура Древнего Китая 2 2 Японская культура 2 1 Античная культура. Культура Древней Греции 2 2 Культура Древнего Рима 2 2 Средневековая европейская культура 2 1 Европейское Возрождение 2 2 Европейская культура периода Реформации 2 Эпоха Просвещения 2 2 Культура XIX века 2 2 Европейская культура ХХ века 2 1 Основные мировые культурно-исторические и 2 4 туристские центры История русской культуры Культура Киевской Руси 2 2 1 Культура Руси периода раздробленности 2 1 Русская культура XIV–XVII вв. 2 2 Культура России в XVIII в. 2 2 1 Русская культура XIX–начала XX вв. 2 2 Советская культура 2 Основные российские культурно-исторические и 2 4 туристские центры Охрана и использование культурного наследия 2 1 Итого: 36 36 18 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «МИРОВАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО» Разработчик программы: Лысак И.В. – кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии ТИ ЮФУ. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Российской Федерации по дисциплине «Мировая культура и искусство». Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры истории и философии (протокол №8 заседания кафедры от 12 декабря 2005 г.). МЕСТО, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МИРОВАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ 100103 «СОЦИАЛЬНО- КУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС И ТУРИЗМ» 1.1. Место дисциплины в реализации основных задач образовательных профессиональных программ (ОПП). Изучение курса «Мировая культура и искусство» призвано способствовать изучению, сохранению, развитию национальных культурных ценностей, что является одной из важнейших задач специалистов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в социокультурной сфере. 1.2. Место дисциплины в обеспечении образовательных интересов личности обучающегося студента по ОПП. Курс мировой культуры и искусства предполагает не только знакомство с достопримечательностями основных культурно-исторических и туристских центров, но и способствует выработке у студентов навыков проведения устных обзорных и тематических экскурсий, подготовки рекламных туристских проспектов, что непосредственно связано с практической деятельностью специалистов в области сервиса. 1.3. Место дисциплины в удовлетворении требований заказчиков выпускников университета ОПП. Знание дисциплины «Мировая культура и искусство» способствует повышению качества обслуживания клиентов специалистами в области сервиса и туризма. 1.4. Знания каких учебных дисциплин должны предшествовать изучению дисциплины в ОПП. Изучение дисциплины «Мировая культура и искусство» использует материал дисциплин «Отечественная история», «Культурология». 1.5. Для изучения каких дисциплин будет использоваться материал дисциплины при реализации ОПП. Дисциплина «Мировая культура и искусство» является одной из основ для дисциплин «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме», «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме», «Техника и технология социально-культурного сервиса и туризма», «Экскурсионная и выставочная работа», «Краеведение и музееведение». 1.6. Цель преподавания дисциплины. Целью дисциплины «Мировая культура и искусство» является знакомство с мировым культурным наследием, выявление основных особенности развития мировой культуры и искусства и приобретение навыков искусствоведческого анализа, необходимые для практической работы в сфере социокультурного обслуживания населения. 1.7. Задачи дисциплины: изучение исторически конкретных форм развития культуры на разных этапах общественного развития в рамках различных этносов и эпох, опредмеченных в достижениях человечества в различных конкретных сферах общественной жизни: экономике и политике, науке и технике, праве и морали, философии и литературе, искусстве и религии; выявление закономерностей исторического развития культуры; выяснение особенностей различных стилей в искусстве; приобрести навыки анализа произведений искусства; знакомство с достопримечательностями основных культурно-исторических и туристских центров; осмысление уникального опыта диалога культур, представление современности как результата культурно- исторического развития человечества; рассмотрение проблемы охраны и использования культурного наследия. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Введение в курс «мировая культура и искусство» Школы, направления и теории в культурологии «Мировая культура и искусство» как учебная дисциплина. Место данной дисциплины в подготовке специалистов по сервису и туризму. Сущность понятий «культурология», «культура», «мировая культура». Структура культуры. Основные школы, направления и теории в культурологии. Просветительские концепции культуры Дж. Вико, Ж.-Ж. Руссо, Г.Ф. Гердера, И. Канта. Игровая концепция культуры Ф. Шиллера. Марксистская концепция культуры. Культурологический фанатизм Лесли Уайта. Психоаналитическая концепция: З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм. Этнологические концепции культуры Э. Тейлора, А. Крёбера, Л. Леви-Брюля, Ф. Боаса, Р. Мертона, К. Леви-Стросcа. Теория культурно- исторических типов и круговорота локальных цивилизаций: Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби. Культурантропология Э. Ротхаккера, М. Ландмана. Концепция «благоговения перед жизнью» А. Швейцера. Ницшеанская концепция культуры. Культурологическая концепция франкфуртской школы: Т. Адорно, Г. Маркузе, М. Хоркамбер. Игровая концепция культуры И. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассета. Искусство. Виды искусства Понятие о стилях в пространственных и временных видах искусства Искусство как целенаправленное, образно-художественное познание действительности и как сфера специфического воздействия на эмоционально-интеллектуальный мир личности. Функции искусства. Принципы классификации видов искусства. Искусства временные и пространственные, изобразительные, выразительные, зрелищные, простые и синтетические. Внутривидовое деление искусства на роды и жанры. Современная система искусств. Синтез видов искусств как проблема культуры. Своеобразие декоративно- прикладного искусства. Архитектура, скульптура, живопись как виды искусства. Литература как искусство слова. Особенности музыкального искусства. Игровая природа зрелищных искусств. Театр как синтетическое искусство. Возникновение киноискусства и его общественное значение. Эстрада, цирк, хореография как зрелищные искусства. Основные стили и направления в мировой художественной культуре. Художественный стиль как устойчивое единство образной системы, выразительных средств, характеризующих художественное своеобразие тех или иных совокупностей явлений искусства. Понятие о стилях в пространственных и временных видах искусства. Жанр как исторически сложившееся внутренне подразделение в большинстве видов искусства. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА Первобытная культура и искусство Общая характеристика первобытности. Собственно первобытная и традиционная первобытная культуры. Отличительные черты первобытной культуры. Памятники материальной культуры первобытности. Развитие практических знаний. Мифология. Антропогонические, зооантропоморфные, солярные, лунарные, астральные, космогонические, теогонические мифы. Проблема происхождения искусства. Первобытное искусство. Пещерная живопись. Общая характеристика первобытной скульптуры. Декоративно-прикладное искусство. Петроглифы. Мегалиты. Музыкальное искусство первобытности. Религиозные представления древних людей: анимизм, тотемизм, магия, фетишизм, культы возделываемых растений и покровителей скота, культ предков, нагуализм. Шаманизм как особая религиозно-мировоззренческая система. Культура и искусство Древнего Египта Периодизация древнеегипетской культуры. Влияние природных условий на специфику культуры. Ирригационная система земледелия. Государственность Древнего Египта. Древневосточная деспотия. Древнеегипетская письменность и история ее дешифровки. Древнеегипетская литература: поучения и пророчества, «Тексты пирамид» и «Тексты саркофагов», особенности художественной литературы. Эзотеричность знания, жречество и его роль в культурном развитии. Религия древних египтян. Заупокойный культ и представления египтян о загробной жизни, их роль в культуре Древнего Египта. Архитектура древних египтян: пирамиды Джосера, Хуфу, Хафра и Менкаура, храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре. Скульптурный канон и отход от него в период Нового царства. Специфика древнеегипетской живописи. Амарнский период в развитии древнеегипетского искусства. Важнейшие черты древнеегипетской культуры. Место культурного наследия Древнего Египта в мировой культуре. Культура и искусство Древней Месопотамии История развития культуры Двуречья, ее специфика. Правовая культура Древней Месопотамии. Первые правовые кодексы: законы Шульги, законы Хаммурапи. Образование в Древней Месопотамии, освоение письменности как его основа. Самобытность мифологии и литературы. «Эпос о Гильгамеше». Представления о «золотом веке», миф о потопе. Религиозные представления жителей Древнего Двуречья: политеизм и антропоморфизм богов, анимизм, представления о загробном мире. Архитектура дворца и дома, месопотамский зиккурат. Развитие изобразительного искусства: мелкая пластика, рельефы, «Стела охоты», «Стела коршунов», стела законов Хаммурапи. Достижения культуры Двуречья и их влияние на последующую мировую культуру. Культура и искусство Древней Индии Истоки индийской культуры. Культура Мохенджо-Даро и Хараппы. Единство многообразных культурных форм как основная черта индийской культуры. Структура древнеиндийского общества и особенности государственного управления. Кастовая система, теории происхождения кастового деления общества, каста и варна. «Законы Ману» о системе четырех варн. «Артхашастра» как источник по управлению древнеиндийским обществом. Богатство религиозных верований Древней Индии: ведийская религия, индуизм, буддизм, джайнизм. Священные книги «Вед»: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Философские школы и их связь с ведийскими текстами. Письменность и литература: ведийская литература, «Махабхарата» и «Рамаяна», литература буддийского канона. Архитектура Древней Индии. Ступа – буддийское культовое сооружение. Пещерные храмы. Изобразительное искусство. Традиция изображения Будды. Росписи в Аджанте. Влияние наследия Древней Индии на современную индийскую и мировую культуру. Культура и искусство Древнего Китая Территория, население и природные условия Древнего Китая. Космологические взгляды древних китайцев. Идея неразрывного единства человека и природного мира, личности и общества как основополагающая идея китайской цивилизации. Традиционность китайской культуры. Составляющие китайской цивилизованности: письменность и ритуал. Специфика письменности Древнего Китая. Древнейшие литературные памятники: конфуцианская «Книга песен», «Чуские строфы», прозопоэтических произведений фу, народные песни юэфу, «Исторические записки» Сыма Цяня. Религия и философия: верования царства Шань-Инь и Чжоу, конфуцианство, легизм, даосизм. Роль религии в культурном развитии. Государство и общество Древнего Китая. Научные и технические достижения. Китайская медицина. Особенности китайской архитектуры. Традиционный китайский дом, дворец и храм. Особенности скульптуры и живописи. Своеобразие китайского искусства: единство живописи, поэзии, каллиграфии. Японская культура и искусство Периодизация культуры Японии и ее своеобразие. Среда обитания и ее влияние на хозяйственную жизнь и менталитет японцев. «Островное», сознание, «дух Ямато», тенденция к миниатюризации. Роль религии в сохранении самобытности японской культуры. Синтоизм. «Кодзики» и «Нихонги» как источники сведений по истории японской религии. История становления буддизма в Японии. Дзэн-буддизм. Конфуцианство. Японская письменность и литература. Основные литературные жанры: моногатари, никки, вака (танка), хайку, гэсаку. Японское сценическое искусство, основные театральные жанры: бугаку, но, кёгэн, бунраку, кабуки. Самобытность японской архитектуры: неразрывность внутреннего пространства и окружающей природы, храмовая и дворцовая архитектура, стили синдэн-дзукури и сёин. Традиционная японская живопись ямато-э. Живописная школа Каноо, стиль укиё-э. Повседневная культура японцев. Античная культура. Культура и искусство Древней Греции Понятие «античность». Периодизация культуры Древней Греции. Влияние природных условий на специфику древнегреческой цивилизации. Полисный характер древнегреческой культуры. Автономия и автаркия как основные черты греческого полиса. Афины и Спарта. Место гражданского идеала в культуре. Антропоцентризм. Агональный характер древнегреческой культуры. Древнегреческая мифология и религия: теогония, политеизм, антропоморфизм богов. Древнегреческая литература: творчество Гомера, Гесиода, Эзопа. Роль театра в культуре Древней Греции. Древнегреческая драматургия: Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан. Древнегреческая архитектура. Ионический и дорический ордер. Основные типы храмов: простиль, амфипростиль и перипетр. Выдающиеся памятники архитектуры: Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон, храм Афины- Победительницы. Древнегреческая скульптура: курос и кора, творчество Фидия, Мирона, Поликлета, Праксителя. Вазопись. Культура Древней Греции как исток и парадигма европейской культуры. Культура и искусство Древнего Рима Влияние Греции на римскую культуру. Основные особенности культуры Древнего Рима. От полиса – к империи: эволюция государственного устройства и политических принципов Древнего Рима. Римское право. Древнеримская религия, влияние мифологии Древней Греции на религиозные представления римлян, восточные культы, возникновение христианства и отношение к нему. Древнеримская литература. Творчество Лукреция Кара, Вергилия, Горация, Овидия. Древнеримская архитектура: основные принципы строительства. Архитектурные памятники: амфитеатр Флавиев (Колизей), колонна Траяна, Пантеон, термы Каракаллы. Древнеримская скульптура и живопись. Скульптурный портрет. Место наследия Рима в современной культуре. Средневековая культура и искусство Смысл термина «средние века». Особенности средневековой культуры. Феодальное поместье и средневековый город. Христианская религия и церковь. Место христианства в культуре. Крестовые походы и их влияние на культуру. Борьба церкви с инакомыслием, ереси, деятельность инквизиции. Образование и наука в период средневековья. Средневековая книга. Латинская и национальная литературная традиция. Романская архитектура, скульптура, живопись. Типичные памятники романской архитектуры: замок в Куси, Нотрдам Ла Гранд в Пуатье, аббатство Сен Жермен де Пре, аббатство Клюни, замки Луары. Описание замков Луары в поэзии Пьера де Ронсара, в романах Дюма, Бальзака, Стендаля, Альфреда де Виньи. Отличительные черты готической архитектуры. Собор в Шартре, Собор Парижской богоматери, Реймский собор. Своеобразие готической скульптуры. Значение средневековья для мировой культуры. Европейское Возрождение История термина «Возрождение» и его различные трактовки. Проблема датировки начала Ренессанса. Периодизация Возрождения. Гуманизм как определяющая черта культуры эпохи Возрождения. Активность, универсализм, титанизм как черты нового человека. Преодоление средневековой системы образования, академия как гуманистический образовательный центр. Художественный характер культуры Ренессанса. Литература эпохи Возрождения: путь от Петрарки и Боккаччо до Шекспира и Сервантеса. Изобразительное искусство эпохи Ренессанса. Джотто ди Бондоне как основоположник европейской живописи. Творчество Мазаччо. Донателло как создатель станковой и монументальной круглой скульптуры и рельефа. «Весна» и «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли. Выдающиеся представители Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти. Творчество Тициана. Архитектура. Строительство палаццо и соборов. Творчество Ф. Брунелески, Д. Браманте. Значение культуры Возрождения. Европейская культура периода Реформации Сущность термина «Реформация» и ее причины. Реформация в Германии. Деятельность М. Лютера и его основные требования. Лютеранство. Реформация в Швейцарии. Идеи Ж. Кальвина: сходство и отличие от взглядов М. Лютера. Кальвинизм. Проблема совмещения в кальвинизме полного детерминизма с требованием активной деятельности. Реформация в Англии. Англиканская церковь. Английский пуританизм как попытка осмысления трудностей, возникающих в лютеранстве и кальвинизме. Контрреформация. Необратимость процессов Реформации. Влияние Реформации на европейскую и мировую культуру. Эпоха Просвещения Новое время и место Просвещения в нем. Сущность термина «Просвещение». Идейные предпосылки культуры Просвещения. Рационализм как ведущая черта культуры Просвещения. Деизм и атеизм. Просветительский оптимизм и вера в прогресс разума. Попытка последовательно проведения принципа свободы и его взаимосвязь с идеей равенства. Естественные права человека. Закрепление просветительских идей в «Декларации прав человека и гражданина». Космополитизм и его место в культуре Просвещения. Литература. Творчество Даниеля Дефо, Джонотана Свифта, Вольтера, Жан-Жака Руссо, Иогана Вольфганга Гете. Музыка: Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Вольфганг Амадей Моцарт. Ведущие стили изобразительного искусства: классицизм, барокко, рококо. Творчество Антуана Ватто, Франсуа Буше, Жана Батиста Шардена, Томаса Гейнсборо. Просвещение и современная европейская культура. Культура и искусство XIX века Формирование индустриального общества. Глобализация истории, раздел мира между европейскими державами. «Век науки». Основные научные открытия и их влияние на общий социокультурный процесс. Дальнейшая секуляризация культуры. Стремление к объединению как общая культурная тенденция: рабочие движения, профсоюзы, партии, литературные кружки. Возрастающая роль литературы в духовной жизни общества. Романтизм: разочарование в просветительском «царстве разума» и попытка создания идеальной реальности (Байрон, Шелли, Гофман). Реализм в литературе (Бальзак, Мериме, Диккенс, Стендаль). Натурализм (Золя), символизм (Рембо, Рильке). Появление жанров фантастики и детектива. Архитектура XIX в.: поиск стиля (неоклассицизм, необарокко, неоренессанс, неоготика). Эклектика в архитектуре, возникновение стиля модерн. Основные стили в живописи: неоклассицизм (Жак Луи Давид, Жан Огюст Доминик Энгр); романтизм (Теодор Жерико, Эжен Делакруа); натурализм (Гюстав Курбе). Возникновение импрессионизма и постимпрессионизма. Музыка: творчество Р. Шумана, Р. Вагнера, Г. Берлиоза, К. Дебюсси, М. Равеля. Новые виды искусства – фотография и кинематограф. Кризис европейской культуры в конце XIX в. Европейская культура и искусство ХХ века Основные особенности культуры ХХ в. Роль научно- технических открытий в культурном развитии. Глобальные проблемы человечества. Антисциентизм. Плюрализм и синкретизм в культуре. Возникновение «массовой культуры». Нетрадиционные религиозные верования. Литература: «потерянное поколение» в литературе (Э.- М. Ремарк, У. Фолкнер), исторический роман (Л. Фейхтвангер, Т. Манн), философская проза (Г. Гессе), детектив (А. Кристи, Ж. Сименон, Дж. Чейз), фантастика (А. Азимов, Р. Шекли, Р. Брэдбери). Театр и кинематограф. Музыка: от Шнитке до «Битлз». Теория и практика постмодерна. Плюрализм в изобразительном искусстве: фовизм, примитивизм, абстракционизм, кубизм, сюрреализм. Новое в архитектуре. Перспективы развития культуры на рубеже XX–XXI вв. Основные мировые культурно-исторические и туристские центры Париж как культурный и туристский центр. Основные достопримечательности Парижа: Лувр, Эйфелева башня, Монмартр, Собор Парижской богоматери, Вандомская площадь, Триумфальная арка и др. Лондон как культурный и туристский центр, Основные достопримечательности Лондона: Биг Бен, Вестминстерское аббатство, Тауэр, дворец Хэмптон Корт, собор Святого Павла,
Яндекс цитирования