Главная
Каталог
Библиотека
Избранное
Порталы
Библиотеки вузов
Отзывы
Новости
 
12+
 
Предварительный просмотр документа

Ландшафтная архитектура: Учебное пособие (2-е изд.)

Автор/создатель: Сотникова В.О.
Год: 2010 
Учебное пособие составлено в соответствии с учебным планом и рабочей программой по дисциплине "Ландшафтная архитектура". Предназначено для студентов специальности "Дизайн архитектурной среды", содержит материал о становлении и развитии ландшафтного искусства. Также представлены обширные материалы по паркам Ульяновска. Подготовлено на кафедре архитектурно-строительного проектирования УлГТУ. Допущено УМО по образованию в области архитектуры в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению "Архитектура" и специальности "Дизайн архитектурной среды".
Показать полное описание документа
Популярные ресурсы рубрик:
РЕЙТИНГ

Оценка пользователей: 5.0
Количество голосов: 2
Оцените ресурс:
5 4 3 2 1

ОТЗЫВЫ


Популярные ресурсы по теме

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра. Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.
Сад-ксист (плоский сад) имел вид партера и был связан с портиком дома. Сад-ипподром заимствован из Греции. В Риме он утратил свое назначение как место спортив- ных состязаний, но сохранил форму прямоугольника с одним закругленным концом. Сад-ипподром представляет собой плоское открытое пространство газона с цветами, обрам- ленное регулярными аллеями и стриженым кустарником. По периферии размещались фонта- ны, беседки, цветники, древесно-кустарниковые композиции. Открытое пространство в центре давало возможность для их обзора. Примеры таких садов приводятся в описаниях вилл Плиния-младшего. Интересна также вилла «Тибуртина» императора Адриана (117–138 гг. н. э.), располагавшаяся близ Рима и занимавшая обширную территорию (Приложение, рис. Б 2, а, б, в). Сад был устроен на крутом террасированном склоне с перепадом высот 40 м и пред- ставлял собой своеобразный музей отдельных устройств и сооружений. Здесь имелись водо- емы с гротами (нимфеи), бассейны, сад-ипподром, рощи – Академия, Ли-кей, сад Перикла и сад «Каноп» с водоемом и каналом. Около ипподрома на острове, окруженном каналом, имел- ся птичник. Здесь же размещался императорский дворец и многочисленные сооружения (биб- лиотека, театр, колоннады, портики), возведенные со свойственным Риму размахом. Композиционной связи между этими устройствами не прослеживается. В целом для са- дово-паркового искусства Древнего Рима характерны следующие черты: - совершенствование приемов античной Греции и создание своих (фигурная стрижка, использование скульптуры в убранстве садов, пергол, аллей); - создание новых типов садов (общественные сады, сады-перистили, сады– ипподромы, сады при виллах); - отсутствие композиционного единства в садах. Традиции римского садово-паркового искусства нашли свое дальнейшее развитие в итальянских садах эпохи Возрождения, а затем и в регулярных парках Европы.[10] 1. 2. Сады средневековья В конце IV в. Блестящая эпоха античности с ее науками, искусством, архитектурой за- вершила свое существование, уступив место новой эпохе – феодализму. Период времени, на- считывающий тысячелетие между падением Рима (конец IV в.) и эпохой Возрождения в Италии (ХIV в.), называется средними веками, или эпохой средневековья. Яркими предста- вителями этого периода в садово-парковом искусстве служат сады Гренады, созданные в ХIII в., в резиденциях халифов – Альгамбре (650Ч200 м) (Приложение, рис. А 8) и Генерали- фе (площадь 80Ч100 м) (Приложение, рис. А 9). В Альгамбре помещения дворца группировались вокруг Двора мирт (Приложение, рис. Б 1, е, ж) и Двора львов (Приложение, рис. Б 1, д). Двор мирт (Приложение, рис. Б 2,д) (47Ч33 м) окружен стенами зданий с изящной аркадой, богато украшенной орнаментом. В центре находится бассейн (7Ч45 м), вытянутый по длинной оси и обрамленный рядами стриженого мирта. Главным эффектом является отражение аркады башни в воде бассейна. Двор львов (28Ч19 м) также окружен стенами и аркадой, пересечен двумя взаимно перпенди- кулярными каналами, в центре которых находится фонтан из двух алебастровых ваз, под- держиваемых 12 черными мраморными львами. Имеется также Двор королевы, украшенный фонтаном, 4 кипарисами по углам, а глав- ное – сложным орнаментом покрытия, в рисунок которого вплетены и бассейн, и места по- садки кипарисов. Ансамбль Генералифе (Приложение, рис. Б 1, г) – летняя резиденция халифов, распо- ложена выше Альгамбры на 100 м. Это комплекс изолированных садов-патио на террасах. Наиболее известен двор с каналом. Он вытянут и окружен аркадой, по центру проложен уз- кий 40-метровый канал, украшенный двумя рядами фонтанов. Их тонкие струи образуют арочную аллею. В саду свободно высажены небольшие деревья и кустарники. В целом традиции испано-мавританского сада характеризуются следующими чертами: простота планировки и индивидуальность решения. Планировка регулярная, обусловлена 11 геометрическим планом патио. Сад имеет композиционный центр, чаще всего это бассейн. Вход в сад часто размещается не по центру, а сбоку, тем самым нарушается симметрия, обо- гащается общая картина сада. Связь между внутренним замкнутым пространством сада и открытыми внешними вида- ми достигается путем устройства видовых точек, оформленных аркадами. Этот прием взаи- мосвязи получил в дальнейшем широкое развитие в ландшафтном искусстве. Вода – основной мотив сада. Она присутствует в каждом патио в виде каналов, бассей- нов, источников, бьющих из-под земли. Вода то стекает по каналам, сделанным в перилах лестниц, то узкой полосой пронизывает плоскость сада, то растекается обширным зеркалом (Двор мирт), то образует фонтанные струи. Во всем ее многообразии прослеживается стрем- ление показать ценность каждой ее капли. Растительность используется таким образом, чтобы продемонстрировать индивидуаль- ные достоинства каждого экземпляра. Кипарисы, апельсиновые и мандариновые деревья, жасмин, миндаль, олеандр, розы высаживали свободно. Как архитектурный элемент стрижка применялась редко. Жаркий климат не позволял использовать газон, поэтому большая часть территории оформлялась декоративным мощением. В цветовом решении характерно сочетание общей сдержанной цветовой гаммы стен, зелени деревьев и кустарников с яркими вкраплениями красивоцветущих растений или цвет- ных покрытий. Декоративное мощение – один из важных элементов испано-мавританского сада. Иногда цветной майоликой облицовывали подпорные стены и скамьи сада. Основные цвета – голубой, желтый, зеленый. Таким образом, сформировался испано-мавританский стиль с комплексом своих прие- мов соответствующих требованиям времени, природы, национальным традициям (Приложе- ние, рис. Б 3, а, б, в, г).[10] 1.3. Итальянские сады эпохи Возрождения После тысячелетия средневековья на рубеже ХIV–ХV вв. в культуре Европы формиру- ется новое направление, обращенное к гуманизму античности, ее архитектуре и искусству. Оно получило название Ренессанс, или Возрождение. Возрождение – это не просто расцвет искусства, связанный с возвращением к античным образцам. Это и развитие производитель- ных сил и производственных отношений, стремление человека освободиться от подавляю- щего гнета церкви. В архитектуре Возрождение – это новый этап, характеризующийся созда- нием великолепных городских ансамблей, строительством дворцов, храмов, общественных зданий. В это время в Италии работали такие великие мастера, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Браманте, Рафаэль, Джулио Романо, Барроци да Виньола и др., некоторые из них принимали участие в создании садов. Эпоха Возрождения, длившаяся всего два столетия, включает три периода: раннее Воз- рождение (ХIV–ХV вв.), высокое Возрождение (вторая половина ХV в.) и позднее Возрож- дение (ХVI в.). Каждый период характеризуется своими чертами. Для садово-паркового искусства этой эпохи характерно прежде всего планировочное и композиционное единство архитектурных ансамблей. Итальянский сад определился как це- лостное художественное произведение, где гармонически слиты природа и искусство. Обобщая все многообразие садов итальянского Ренессанса, можно выделить следующие об- щие черты в использовании природного ландшафта и планировке. Сады располагались на террасированных склонах. Террасы в виде подпорных стен, об- лицованных камнем, украшенных нишами, скульптурой, гротами и увенчанных баллюстра- дой, составляют структурную основу итальянского сада. Связь между террасами осуществ- ляется с помощью богато украшенных лестниц и пандусов. В садах позднего Ренессанса ле- стницы становятся важным планировочным элементом: они включаются в осевую компози- цию сада, подчеркивая архитектуру дома, направляют движение. 12 Водных устройств не просто много, они таковы, чтобы подать как можно больше воды с ее блеском и музыкой – со всей щедростью и откровенным восхищением, свойственным Возрождению. Вода, взятая в трубы, направляется с верхних частей склонов в различные точки сада, где вздымается в фонтанах, ниспадает в каскадах, разливается в плоских бассей- нах. Спокойной воды почти нет. Водные устройства становятся композиционными центрами сада, располагаются по его осям, на них фокусируются видовые лучи. В аллеях росли ширококронные деревья – платаны и дубы, реже кипарисы, используе- мые в качестве акцентов. Для создания зеленых стен применялись растения, хорошо сохра- няющие форму после стрижки,– лавр, мирт, самшит, позже – сближенные посадки кипариса. Самшит использовался для узорчатых бордюров и арабесок на партерах. Зеленые массивы (боскеты) состояли преимущественно из вечнозеленых деревьев, главным образом дубов. Они росли свободно, но обрамлялись зелеными стрижеными стена- ми. Из листопадных использовали ильм, тополь, каштан съедобный, а также плодовые дере- вья и маслины. В группах применяли в основном хвойные – сосну итальянскую и кипарис. В декоративных вазах выращивали цитрусовые. Вьющиеся – виноград, розы, плющи – ис- пользовали в перголах. Ассортимент цветочных растений был чрезвычайно богат и включал многочисленные виды луковичных, а также ирисы, лилии, гвоздики, фиалки и др. В оформлении цветы ис- пользовались очень сдержанно, их размещение было строго продумано. Итальянские сады относятся к регулярным. Они замкнуты и строятся на внутренних композициях. Замкнутое пространство сада связано с окружающим ландшафтом с помощью одного или нескольких внешних видов, включенных в обзор с внешних точек сада. К саду часто примыкают «лесные» участки или рощи. В целом планировка итальянского сада формировалась следующим образом: - на террасированном склоне, в его различных частях – на вершине, в средней части или у подножия – размещался дом. Он был планировочной доминантой сада, на которую ориентирована главная композиционная ось; - сад имел ярко выраженное осевое построение. Главная продольная ось проходит по- перек террас. Перпендикулярно ей направлены поперечные оси. Композиционные узлы – дом, партер, фонтаны и другие архитектурные сооружения размещались по этим осям, на их пересечении или завершении; - основная часть сада была занята насаждениями в боскетах, дающими тень, обрам- ляющими внутренние перспективы и узлы, акцентирующими их декоративные элементы; - партеры размещались по главной оси и, в зависимости от рельефа, либо непосредст- венно перед домом, либо у подножия склона. Партер представлял собой плоский сад (разви- тие сада-ксиста). Он был как бы продолжением дома, оформлялся цветниками или арабеска- ми из стриженого буксуса, украшался фонтанами и скульптурой. Часто на партерах устраи- вались беседки, трельяжи, перголы; - плоская часть сада часто замыкалась полукруглой стеной из камня или растений и обычно заканчивалась ступенчато оформленным откосом. Такой прием получил название амфитеатра. Каменные стены амфитеатров украшались нишами со скульптурой и заверша- лись баллюстрадой; - типичный элемент – так называемый «секретный сад» – изолированный участок или небольшой сад, предназначенный для отдыха; - каждый узел композиционно завершен в общем, целостном решении сада. Ниже приводится краткое описание садов некоторых вилл. Вилла Капрарола (Приложение, рис. А 10). В 70 км от Рима, недалеко от местечка Капрарола, архитектор Бароцци да Виньола в 1547–1550 гг. построил замок для кардинала Фарнезе. Выше по склону в 300 м от замка был сооружен небольшой дом и разбит сад, пред- назначенный для уединенного отдыха (пример «секретного сада»). Площадь сада невелика, 13 всего около 1 га. Участок имеет вытянутую форму (1:3) и решен в четырех уровнях. От ниж- ней площадки первого уровня, украшенной фонтаном, дорога поднимается по пологому пан- дусу, оформленному стекающим по нему ручьем и замкнутому с двух сторон стенами, ко второму уровню – площадке, богато оформленной фонтанами и монументальными извая- ниями речных богов, а от нее – на третий уровень – открытое пространство перед домом – Сад кариатид. Он представляет собой плоскую террасу (75Ч44 м) с низким парапетом, при- способленным для сидения. На парапете установлены 4-метровые скульптуры в виде жен- ских фигур, держащих на голове корзины с цветами и фруктами. Плоскостное решение сада позволяет воспринимать фигуры на фоне окружающего ландшафта, а сами скульптуры служат рамами для раскрывающихся перспектив на холмы, покрытые вечнозеленой растительностью. Эта площадка является кульминационной точкой, когда из замкнутого пространства, ориентированного на восприятие внутренних композиций (состоящих из водных устройств и скульптуры, лишенных зеленого оформления), внимание вдруг переключается на далекие панорамы синеющих гор и зелень лесов. Внутренним лейт- мотивом сада является разнообразно оформленный горный ручей, образующий его продоль- ную ось. Площадка четвертого уровня оформлена водоемами и фонтаном. Несмотря на не- значительные размеры, сад решен монументально – в крупных пропорциях, без лишних мел- ких деталей, с использованием местного материала. Тем самым он органически сливается с окружающим ландшафтом и ансамблем замка (Приложение, рис. Б 3, д; рис. Б 4, а; рис. Б 5, д). Вилла Ланте (Приложение, рис. А 11). Строительство виллы осуществлялось также по проекту архитектора Бароцци да Виньола в 50-е годы ХVI в. Она находится в городке Баньяя в 84 км от Рима. Владельцем виллы был герцог Монтальто. Площадь сада 1,5 га, пе- репад рельефа 16 м. Здесь, как и в вилле Капрарола, использована тема ручья, стекающего с горы и образующего продольную ось сада. Однако при общей схожести плана решение этой темы существенно отличается. Зодчий, «разделив» дом на два объема и расположив их сим- метрично оси, как бы раздвинул путь ручью Нижняя терраса – входная часть сада – решена в виде плоского партера (75Ч75 м), раз- деленного на ряд квадратов. В их модуль вписан водный партер с круглым островом в цен- тре, где скульптурная группа юношей (высота 10 м), поддерживающих руками герб Монтальто, дает монументальную вертикаль. Остальные квадраты партера оформлены цвет- никами, заключенными в бордюры из самшита. Композиция сада интересна постепенной сменой парковых картин, индивидуальным решением каждого уровня, где по мере продвижения убывают архитектурные элементы, все ближе подступают стены боскетов и плотнее смыкаются кроны деревьев (платанов). Водоток, стекающий (как в вилле Капрарола) по пандусу, здесь обрамляется уже не камен- ными, а зелеными стенами. Сад окружен стеной, однако, с запада к нему примыкает роща со свободнорастущими деревьями, в которой размещены различные парковые устройства: бассейн, беседка, фонтан Пегас, лабиринт (Приложение, рис. Б 3, е; рис. Б 4, в). Регулярность садов итальянского Ренессанса не была сухой и жесткой: в садах разме- щались свободнорастущие группы пиний, платанов, кипарисов; деревья, обрамляющие бос- кеты, не всегда стригли; зеленые массивы, окружающие сад, оттеняли архитектуру и подчер- кивали связь с природным окружением. Вилла д'Эсте (Приложение, рис. А 12). Вилла находится в 80 км от Рима в д'Эсте. Она построена в 40-х годах ХVI в. Автор – архитектор Пирро Лигорио, водные устройства создавались инженером Оливиери. Площадь сада 3,5 га, перепад рельефа 35 м (Приложение, рис. Б 4, д, е; рис. Б 5, а). Дворец расположен на верхней точке, а на склоне разбит сад. Крутой откос террасиро- ван, по узким террасам проходят поперечные оси, в нижней, наиболее пологой части устроен партер (70Ч70 м). Взаимно перпендикулярные дороги образуют прямоугольники боскетов. 14 Главная ось направлена от нижнего партера к дворцу. На этой оси важнейшим композицион- ным узлом является Фонтан драконов, расположенный на площадке ниже подножия дворца, и три группы кипарисов – на партере, у водоемов поперечной оси и Фонтана драконов, обра- зующие мощные вертикальные акценты. Достопримечательность сада – две поперечные оси. Верхняя – Аллея ста фонтанов про- тяженностью 150 м. Она окаймлена узким каменным водоемом с бесчисленными скульпту- рами, источающими воду. Аллея замыкается с одной стороны фонтаном Сивилла, с другой – площадкой Торжествующий Рим. Нижняя поперечная ось проходит у подножия откоса и представляет собой цепь прямоугольных водоемов. В северной части она завершается Водя- ным органом, откуда в бассейн с высоты 15 м низвергается водопад. Каждый узел решен са- мостоятельно и в то же время гармонично вписан в общую композицию сада. Помимо разви- тия пространства по одной оси, были сады, где развитие шло в двух направлениях. Это было обусловлено особенностями территории. К числу таких садов можно отнести виллы Боболи и Гамберайя. В итоге можно выделить следующие особенности итальянских садов Ренессанса, опре- деляющие их художественный образ: сады относятся к числу регулярных. Однако их регу- лярность не жесткая, сады могут включать свободно растущие деревья, а также целые рощи, пронизанные «лесными дорогами»; имеют архитектурный характер. Ни до, ни после не было такой богатой и органичной обработки ландшафта средствами архитектуры. Архитектура начинается с обработки рельефа и воды, доходит до кульминации во дворцах и павильонах, а завершается в изысканных сооружениях малых форм – скамьях, вазах, деталях и богатом скульптурном украшении; композиционная целостность сада – одна из важнейших черт. Она достигается, с одной стороны, пространственной целостностью, нерасторжимым един- ством природы с архитектурой, использованием местного строительного материала и ассор- тимента растений, с другой – развитием заданной темы и формированием целостного худо- жественного образа сада; преобладание внутренних композиций, но с включением внешних, необходимых для раскрытия идеи сада; богатство и пышность во всем, но без перегруженно- сти; учет цвета и световых эффектов продуманность соотношений, соразмерность планиро- вочных элементов: высоты скульптур и их фона, размеров бассейнов, ширины аллей и высо- ты деревьев, высоты подпорных стен и т. д. На смену Возрождению в ХVII в. пришло новое художественное направление в искус- стве, новый стиль – барокко. Зародившись в Италии, а в последующем широко распростра- нившись во Франции, Германии, Фландрии и России, он просуществовал до середины ХVIII в. Произведения барокко характеризуются пафосом, приподнятостью, контрастностью и подвижностью форм. Эти характерные черты особенно ярко проявились в архитектуре и садово-парковом искусстве: в динамичности масс, обилии декора, сочности цвета. Изыскан- ная декоративность форм уступила место пышности, стремлению вызвать удивление (Приложение, рис. Б 5, г). Примером является сад виллы Альдобрандини во Фраскати. Строительство виллы ве- лось в 1598–1603 гг. Авторы – Джакомо де ла Порта и Доминикино. Черты барокко прояв- ляются прежде всего в устройстве так называемого Водяного театра. Он является главным композиционным узлом сада. Феерическая картина архитектурно украшенного водного по- тока, стекающего с горы, наилучшим образом раскрывается с лоджии второго этажа, которая на нее и ориентирована. К дворцовой террасе ведут лучевые (или радиальные) аллеи – новый прием, получив- ший дальнейшее развитие сначала во Франции, затем в странах Европы. Зрелищность как типичная черта барокко проявляется и в устройстве зеленых театров (виллы Гарцони, Гори, Марлия). Они оформляются стрижеными стенами, скульптурой, груп- пами кипарисов, узорчатыми газонами, партерами и представляют собой завершенную пар- ковую композицию. 15 Черты барокко встречаются также в садах позднего Ренессанса, например площадка Торжествующий Рим на вилле д'Эсте или сложный рисунок дорог в боскетах виллы Боболи. В целом итальянские сады оказали глубокое влияние на садово-парковое искусство Европы, в первую очередь Франции. 1.4. Садово-парковое искусство Франции ХVII в. С ХVI в. Франция входит в ряд сильнейших европейских государств. Королевский аб- солютизм, объединивший под своей властью обширную территорию (близкую к современ- ной Франции), покровительствует ремеслам, обеспечивает безопасность торговых путей, способствует обогащению страны и строительству городов. Ф. Энгельс, характеризуя этот период, отмечает, что «королевская власть была прогрессивным элементом... она была пред- ставительницей порядка в беспорядке, представительницей образующейся нации в противо- вес раздроблению на мятежные вассальные государства». Между Францией и Италией развиваются культурные связи, которые определенным образом влияют и на садово-парковое искусство. Однако его развитие носило творческий ха- рактер, подчиняясь природным условиям своей страны и формируя свои традиции. Природные условия Франции характеризуются более прохладным, чем в Италии, кли- матом. Здесь нет такого яркого солнца и зноя, требующего преобладания закрытых про- странств. Рельеф более ровный, течение рек спокойное, что исключает создание террасных садов и шумных водных устройств. Характерны равнинные, часто заболоченные пространст- ва, обширные лесные массивы. В ассортименте древесных пород преобладают лиственные – граб, дуб, бук, вяз, липа, ясень. С учетом этих условий во Франции формируются сады, которые до середины ХVII в. относят к стилю барокко. Эти сады выходят за пределы замковых стен, но примыкают к ним и первоначально сохраняют замкнутый характер, ограничиваясь по периметру крытыми ал- леями – берсо или перголами, а также невысокими стенами – палисадами. Планировка садов была простая − в виде квадратов, имеющих внутреннее членение. Сады богато украшались цветниками, превратившимися в ХVII в. в роскошные кру- жевные партеры – бродери. Их создателем является королевский садовник Ж. Молле. Помимо цветов он вводит в партеры травы, стриженый буксус, а также «мертвый» материал – песок, толченый кирпич, уголь. Молле стремится к композиционной увязке эле- ментов сада, объединяя его квадраты фонтаном. Он развивает итальянский боскет; создает высокие стриженые стены из граба, образующие зеленые залы. Лесные массивы прорезались просеками для верховой езды и охоты. Спокойная гладь воды, типичная для французского ландшафта и неотъемлемая часть оборонных сооружений замков, органически вошла во французские парки, превратившись в каналы и изысканно оформленные водные партеры. Идея создания каналов в пониженных частях местности с ус- пехом была воплощена садовником Андруэ де Серсо. Он первый расширил размеры парков до сотен гектаров. Эти черты французских садов составили основу для их дальнейшего развития. Влияние итальянского садово-паркового искусства лишь ускорило этот процесс и по-настоящему проявилось в стремлении к целостному планировочному решению – увязке дома с садом, развитию продольно-осевой композиции, единству всех частей и по возможности терраси- рованию рельефа. Но и эти приемы реализуются по-своему. Все это предопределило появление нового стиля, который благодаря своей за- вершенности и непревзойденности в развитии регулярного стилевого направления получил название классического. Садово-парковый классический французский стиль развивался совместно с архитек- турным стилем барокко. Его расцвет наступил в середине ХVII в. Необычайно благоприятное сочетание большого таланта художника А. Ленотра (1613–1700) (Приложение, рис. Б 6, а) и великодушного покровительства Людовика ХIV 16 (время правления 1643–1715) сделало Францию законодательницей в садоводстве. Работая с 1632 г. королевским садовником, А. Ленотр создал ряд парковых ансамблей – Тюильри, Во-ле-Виконт, Версаль, Марли, Со, Шантильи, Сен-Клу и др. Рассмотрим два из них. Во-ле-Виконт (Приложение, рис. А 13) – загородная резиденция министра финансов Фуке. Парковый ансамбль создан А. Ленотром совместно с архитектором Лево и художни- ком Лебреном. При закладке (1656–1661) сада трудились 18 тыс. человек. На обширной тер- ритории было снесено 3 деревни, вырублен лес, преобразован рельеф, изменено русло реки. Площадь парка 100 га. В северной его части расположен дворец, окруженный каналом в духе старинных замков, являющийся центром композиции. Южным фасадом дворец обра- щен к парку. От него тремя невысокими террасами мягко спускается к югу широкая полоса открытого пространства, обрамленного массивами боскетов. На плоскостях террас последо- вательно размещены кружевные цветники, водные партеры, каналы поперечных осей, кон- центрируя внимание в направлении движения. Дорога, идущая от дворца по центру террас, является главной композиционной осью. Она завершается большим поперечным каналом (преобразованное русло реки) и замыкается архитектурно оформленным холмом (пластиче- ски обработанный высокий берег реки). Это единственный случай замыкания Ленотром пер- спективы. Канал с каскадом и гротом – кульминационный узел парка, уравновешивающий дворец. Открытые полосы террас с цветниками, бассейнами и фонтанами окружены стриже- ными зелеными стенами боскетов, образующими залы под открытым небом. Развитие композиции от дворца к холму идет в направлении нарастания площадей тер- рас, упрощения рисунка, укрупнения деталей, расширения поперечных водных осей, как будто все более углубляющихся в зеленые массивы боскетов и все более ориентирующих на боковые картины. Дворец в каждой точке парка воспринимается как центр пейзажной карти- ны с различным оформлением. Декоративное украшение сада дополняют многочисленные фонтаны, скульптуры, вазы с цветами. При движении в обратном направлении, т. е. к дворцу, нарастает усложнение композиций. Умело используя перепад рельефа, Ленотр использовал территорию частично покры- тую мелколесьем. Он определил такую высоту и ширину террас, которые, при кажущейся раскрытости всего ансамбля, обеспечили необходимую смену впечатлений, постепенное и последовательное включение в обзор парковых композиций (поперечных осей каналов, вод- ных партеров). Парк рассчитан на пребывание большого количества людей, проведение грандиозных праздников, театральных представлений и трактовался как красочная обширная декорация (Приложение, рис. Б 6, б, в, г, д, е, ж). Версаль (Приложение, рис. А 14). Местечко Версаль, расположенное недалеко от Парижа, было королевским угодьем и представляло собой равнинную заболоченную мест- ность, где архитекторами Лево и Мансаром и художником Лебреном был создан дворцово- парковый ансамбль. Его размеры грандиозны: так называемый Малый парк занимал площадь 1738 га, а примыкающий к нему Большой охотничий парк – 6600 га. Сначала развернулись предвари- тельные работы по подготовке территории – осушению местности с помощью каналов, пар- ка, подсыпке земли на значительной площади. Для посадки было привезено огромное коли- чество деревьев из различных районов Франции и других стран. Однако, несмотря на все старания, посадки оказались недолговечными и уже через 150 лет часть деревьев при- шлось заменить. В ассортименте из лиственных пород использовались дуб, вяз, липа, ясень, бук, клен, граб, каштан съедобный, тополь пирамидальный. Из хвойных – тисс и ель, из пло- довых – яблоня, груша, вишня. В итоге Ленотр создал единый грандиозный ансамбль, в ко- тором природа, преобразованная в парк, подчинена архитектуре, а сам парк явился связую- щим звеном между архитектурой и естественной природой окружающего леса. В основе реализации этих идей лежали следующие принципы: 17 - развитие пространства по главной продольной оси, подчиняющей поперечные оси, уравновешивающие композиции, и концентрирующей вокруг себя боскеты; - создание обширных открытых партерных пространств вокруг дворца, подчеркиваю- щих его главенство и раскрывающих архитектуру; - создание кульминации на главной композиционной оси с раскрытием далекой пер- спективы; - введение диагональных лучевых дорог, идущих от лесных массивов через парк и сходящихся к дворцу; - учет особенностей оптического восприятия пространства. Дворец является доминантой парка. Протяженность его фасада примерно 500 м. С вос- тока к нему подходит знаменитое трехлучье дорог, идущих из Парижа, Сен-Клу и Со, сходя- щихся на Площади армии. Западный фасад обращен к парку. Пространство у дворца открыто и оформлено обшир- ными партерами. По центру дворцового фасада расположен водный партер в виде двух пло- ских мраморных бассейнов, украшенных скульптурами, символизирующими реки Франции (площадь 1,5 га). От него начинает свое развитие главная продольная ось, на которой после- довательно размещены: цветочный партер с фонтаном Латона, Зеленый ковер, Колесница Аполлона и, наконец, Большой канал. Далее перспектива раскрывается на круглую площадь (Звезда короля) с лучами сходящихся к ней дорог. Протяженность Зеленого ковра 330 м, ши- рина – 45 м, включая 25-метровую полосу газона и ширину дорог, идущих по сторонам. Вдоль ковра у стен боскетов на расстоянии 30 м размещены вазы и мраморные статуи. Размеры Большого канала: длина продольной части – 1600 м, поперечной – 1000 м, ширина – свыше 50 м. Канал предназначался для катания на лодках и устройства празднеств на воде. Кроме того, он выполнял важные мелиоративные функции, способствуя понижению уровня грунтовых вод и осушению территории парка. Но самое примечательное – декоративный эффект его зеркальной поверхности, освещенной солнечными лучами, особенно сильный в вечерние часы благодаря западной ориентации. Конец оси за Звездой короля фланкирован пирамидальными тополями. Ее перспектива ничем не закрыта, и общая протяженность составляет 3 км (это максимальный предел четкой видимости при рассеянном освещении). Ленотр, стремившийся к эффекту беспредельных, уходящих вдаль перспектив, учитывая законы оптического восприятия, ограничил длину оси этим размером, отметил ее конец вертикалями тополей, оставив пространство за ними сво- бодным. Важную роль играют поперечные оси парка. Это прежде всего придворцовая часть с се- верным, южным и водным партерами. Северный партер переходит в Аллею детей и заверша- ется Бассейном Нептуна; южный, приподнятый над поверхностью земли на 13 м, переходит в Оранжерейный сад и завершается Озером швейцарцев. Вторая поперечная ось в виде двух широких параллельных дорог, проходящих: первая – через Колесницу Аполлона, вторая – через восточный бассейн Большого канала – отделяет лесопарковую часть от боскетной. Между придворцовой частью и дорогой, проходящей через Колесницу Аполлона, нахо- дится участок боскетов. Деревья в боскетах высаживали правильными рядами на близком расстоянии с целью создания густого массива зелени. По границам боскетов устанавливали легкие деревянные решетчатые (трельяжные) изгороди – палисады, выкрашенные в темно-зеленый цвет. Такая изгородь сдерживала развитие растений и служила своего рода лекалом для формирования ровной поверхности зеленой стены. Высота ее составляла 2/3 ширины дорожки. В изгородях чаще всего использовали граб, длительное время сохраняющий форму после стрижки. Иногда у палисадов высаживали вьющиеся. 18 Боскеты в Версале использовали как зеленые залы, предназначенные для проведения музыкальных концертов, театральных представлений, танцев, игр и тихого отдыха. В соответствии с назначением, образной идеей и оформлением каждый боскет получил на- звание (Лабиринт, Большой зал, Королевский остров). За боскетной частью Малого парка находится его лесопарковая часть. Здесь в центре массива по поперечной линии Большого канала проходит третья поперечная ось, которая с севера замыкается ансамблем Большой Трианон, с юга – Менажерией. Слева и справа от продольной оси лесной массив прорезают радиальные дороги. Их лу- чи, ориентированные на дворец, сходятся у восточной оконечности Большого канала. В целом в решении пространства парка наблюдается изменение его частей: придворцо- вая часть имеет более сложную проработку деталей, чем боскетная. По мере удаления от дворца происходит нарастание размеров планировочных элементов, укрупнение рисунка их плана и упрощение композиций. Как и в Во-ле-Виконт, здесь тонко продумана последовательность восприятия компози- ций с учетом рельефа. Так, на главной оси у водного партера виден только уходящий вдаль Большой канал, а через несколько метров, у края террасы, взору открывается Латона, спе- шащий к ней Аполлон и объединяющая их полоса Зеленого ковра. Вся архитектурно-планировочная композиция Версаля подчинена идее восхваления бо- гатства и могущества «короля-солнца». Классические парки Франции стали образцом для подражания. Многочисленные учени- ки и последователи Ленотра продолжили его дело. К числу наиболее известных ансамблей можно отнести следующие: в Англии – королевская резиденция Хэмптон Корт Генри Уайза с грандиозными партерами и лучами дорог, прорезающих не лесные массивы, а поля (пример формального подхода); в Ганновере – ансамбль Герренгаузен; в Австрии – Шенбрунн и Бель- ведер (Фишер фон Эрлах), парк Аугсбург около Брюля (автор Д. Жерар), ансамбль Сан- Сусси в Потсдаме (архитектор Кнобельсдорф). Опыт Версаля А. Ленотр использовал при реконструкции и строительстве Парижа, что также получило свое развитие в градостроительстве Франции и других государств. Подобно парковой оси Версаля Ленотр создал проспект Елисейских полей. Протяженность оси, рав- ная 3 км, становится своего рода нормативом в градостроительстве. Так, например, Невский проспект в Петербурге на отрезке от Адмиралтейства до Московского вокзала или главная ось центрального парка в Вашингтоне имеют длину 3 км. Значительная протяженность магистрали Елисейских полей потребовала ее расчлене- ния с целью устранения монотонности и создания разнообразия. Ленотр ввел круглые пло- щади, уже оправдавшие себя в Версале. Вслед за ним этот прием использовал Мансар при строительстве площади Победы в Париже. В последующем круглые площади стали неотъем- лемой частью планировки городов. Трехлучье, введенное Ленотром, благодаря смелости решения и новизне также нашло широкое применение в планировке городов Франции, Пруссии, России (Петербург, Тверь и др.). В Париже Ленотр много работал по строительству и реконструкции улиц. Это прежде всего улицы богатых аристократических предместий, а также улицы с бедной застройкой, куда он вводит озеленение в виде рядовых посадок формованных деревьев. Такое линейное оформление придавало улицам строгость и единообразие, подобные ордерному оформле- нию. Оно позволило композиционно объединить разнохарактерную застройку, а также вести застройку улицы с разрывами и отступами, не нарушая при этом строгости ее перспективы. В разрывах и отступах устраивались частновладельческие сады, примыкающие к домам. В это же время в Париже были созданы первые бульвары, изменившие облик города. Их значительная ширина (от 30 до 50 м) позволяла устраивать полосы с аллейными посадка- ми. Ширина проезжей части составляла в среднем 25 м. 19 А. В. Бунин, оценивая творчество Ленотра, отмечал, что «...планировка Версальского парка повлияла не только на аналогичные садово-парковые объекты, но и на городское пла- нировочное искусство, вызвав к жизни ряд новых приемов в планировке и застройке город- ских общественных центров, улиц и площадей. Вот почему Версальский парк, осуществлен- ный во второй половине ХVII в. для прославления самого пышного королевского двора в Европе, можно рассматривать как лабораторию новых градостроительных приемов всемирного значения» [10]. 1.5. Регулярные сады России Московские сады допетровского времени Пышному расцвету русского регулярного паркостроения ХVIII в. предшествовали сады допетровского времени (ХVI–ХVII вв.). Центром развития русского садоводства была Москва с ее боярскими усадьбами и дворцовыми селами, такими, как Коломенское, Красное, Александрова слобода, Борисов го- родок и др., где уже в ХVI в. имелись сады. До середины ХVII в. загородные усадьбы и их сады носили утилитарный характер и не рассматривались как парадные резиденции. Такую целенаправленность имели кремлевские и отчасти монастырские ансамбли, соединяя в себе, помимо хозяйственных, также парадные, оборонительные и общественные функции. Сады при монастырях содержали лекарственные и декоративные растения, участки плодовых культур, рощи. Последние часто выходили за пределы монастырских стен. Известна, например, кедровая роща Толгского монастыря, поздние посадки которой сохранились до наших дней. Из кремлевских садов Москвы наибо- лее известны «висячие», или «красные», или верховые сады. Их устраивали на сводах хозяй- ственных построек (на уровне второго этажа жилых помещений, к которым они примыкали). Гидроизолирующий слой в этих садах состоял из свинцовых листов или бревенчатого зако- нопаченного помоста с водосливом, сверху укладывали тес или бересту, а затем насыпали слой растительной земли. В садах устраивали грядки, обшитые тесом, где высаживали цветы и овощные культуры. Таких садов в Кремле было несколько. Особенно известны Верхний и Нижний (1681 г.) «красные» набережные сады. Верхний «красный» набережный сад располагался на сводах корпуса дворца, выходившего к Москве-реке. Его ширина 9, длина по лицевой сторо- не 40, а по фасаду дворца – 26 саженей. В саду был устроен водоем размером 4Ч5 саженей. Сад был обнесен каменной оградой с окнами. Из окон, забранных решетками, открывался вид на Замоскворечье. По углам сада ближе к Москве-реке стояли две беседки («чердаки»), ярко расписанные и украшенные резьбой. Нижний «красный» набережный сад (24Ч14 саженей) также имел пруд, а окружавшие его стены были украшены живописью («перспективным письмом»). В процессе развития в усадебных садах все более усиливаются декоративные функции. Так, наряду с плодовыми, огородными и сельскохозяйственными культурами все шире вводятся декоративные и душистые растения – лилии, касатики, гвоздики, мята, пижмы, фиалки, пионы и др. Из Европы ввозят тюльпаны и махровые розы («бархаты алые»). Искусственно созданные рощи из кедра, березы, дуба, сосны были почти обязательной принадлежностью сада. Регулярные элементы в виде цветников, плодовых и огородных участков удачно соче- тались со свободными контурами рощ, лугов, прудов, расположение которых диктовалось характером местности. При этом красота плодовых и других хозяйственных растений цени- лась так же высоко, как и декоративных. Эстетическая значимость садов не противопостав- лялась их хозяйственной ценности, представление о красоте сада нерасторжимо связывалось с его полезностью. В садах устраивались потешные сооружения: беседки («чердаки»), терема, шатры, гале- реи-гульбища, скамьи («сиделки»), кресла («троны»), богато расписанные и украшенные 20
Яндекс цитирования