Главная
Каталог
Библиотека
Избранное
Порталы
Библиотеки вузов
Отзывы
Новости
 
12+
 
Предварительный просмотр документа

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы для проведения практического занятия по курсу БЖД

Автор/создатель: Мошкин В.Н.
Год: 2005 
Изучение теоретических основ безопасности жизнедеятельности направлено на осмысление фундаментальных категорий курса БЖД, понимание взаимосвязи обобщенных категорий курса с конкретными проблемами безопасности. Для успешного усвоения материала в пособие включены фрагменты из книг различных авторов, с разных позиций раскрывающих фундаментальные и эмпирические аспекты безопасности. В ходе работы над материалами необходимо ознакомиться с различными трактовками ключевых категорий БЖД, выполнить предложенные задания. Материалы подготовлены на кафедре педагогики, психологии и физической культуры Алтайской академии экономики и права.
Показать полное описание документа
Популярные ресурсы рубрик:
РЕЙТИНГ

Оценка пользователей: 5.0
Количество голосов: 2
Оцените ресурс:
5 4 3 2 1

ОТЗЫВЫ


Популярные ресурсы по теме

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра. Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.
Материалы сайта "БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ" (http://risk-net.ru) Приглашаем читателей посетить сайт «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ» (http://obr-resurs.ru). Алтайская академия экономики и права Кафедра педагогики, психологии и физической культуры Теоретические основы безопасности жизнедеятельности Методические материалы для проведения практического занятия по курсу БЖД Барнаул - 2005 1 Рекомендовано к использованию в обучении студентов экономического факультета ААЭП решением кафедры педагогики, психологии и физической культуры (протокол № 1 от ) Рецензент – кандидат технических наук, доцент ААЭП Е.В. Лиходед Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы для проведения практического занятия по курсу БЖД / Сост. В.Н. Мошкин. – Барнаул: ААЭП, 2005. - Содержание Введение 1. Фрагменты из книги Б.А. Шестакова Системный анализ безопасности жизнедеятельности 2. Фрагменты из книги В.В. Плотникова, В.П. Тунеголовец Основные понятия и определения БЖД. Опасность Номенклатура опасностей. Таксономия опасностей. Идентификация опасностей. Аксиома о потенциальной опасности человеческой деятельности. Квантификация опасностей. Концепция приемлемого (допустимого) риска. Управление риском. Системный анализ безопасности. Методы анализа. Принципы обеспечения безопасности. Методы обеспечения безопасности. Средства обеспечения безопасности 3. Фрагменты из книги А. Гостюшина Боевые действия Лавина Заключительные задания Использованная литература 2 Введение Изучение теоретических основ безопасности жизнедеятельности направлено на осмысление фундаментальных категорий курса БЖД, понимание взаимосвязи обобщенных категорий курса с конкретными проблемами безопасности. Для успешного усвоения материала в пособие включены фрагменты из книг различных авторов, с разных позиций раскрывающих фундаментальные и эмпирические аспекты безопасности. В ходе работы над материалами необходимо ознакомиться с различными трактовками ключевых категорий БЖД, выполнить предложенные задания. 1. Фрагменты из книги Б.А. Шестакова Задания для работы с разделом из учебного пособия Б.А. Шестакова. 1. Изучите содержание раздела из учебного пособия Б.А. Шестакова, основное содержание которого изложено ниже в таблице. 1. Составьте план изложенного в разделе теоретического материала. 2. Сформулируйте вопросы к содержанию раздела. 3. Изучите рекомендации Гостушина из книги «Энциклопедия экстремальных ситуаций» (см. третий раздел пособия). Подберите примеры, иллюстрирующие положения из теоретического раздела Б.А. Шестакова. Б.А. Шестаков Предмет и задачи учебной дисциплины С наступлением нового века в российском обществе наконец осознан приход нового постиндустриального этапа безопасности человека. Эволюция общественного сознания, настоятельное и непрерывное давление государственных ведомств и общественных организаций, озабоченных обеспечением безопасности - все это вместе взятое обеспечило преодоление определенного порога. Стало ясно, что подготовка молодежи к повседневному решению задач безопасности становится в 21 веке судьбоносной для общества на всех его уровнях. Основы безопасности жизнедеятельности отнесены к естественно-научной области знаний и поставлены, таким образом, в один ряд с классическими образовательными областями: химией, физикой, биологией, экологией, математикой и другими. Сегодня дисциплина БЖД опирается на осознанную, но стихийно обозначившуюся потребность общества, на правила безопасного поведения, выработанные практикой или смежными областями науки, на законы государства по безопасности и защите населения. Однако этого недостаточно. Сегодняшние законы государства, являющиеся частью политики, потребности и правила поведения могут изменяться со временем. Поэтому в основе новой общеобразовательной области, предназначенной для подготовки молодежи к жизни должна быть наука - систематизированное и обобщенное знание об объективных закономерностях существования и развития природы, человека и общества. Именно научный подход позволяет понимать и прогнозировать процессы и явления, эффективно действовать в данной сфере жизнедеятельности. Эта наука должна быть самостоятельной и иметь свои методологические подходы. Предметом науки о безопасности жизнедеятельности является безопасность человека как биосоциального объекта во всем многообразии угроз в динамичных природных, техногенных и социальных условиях, создаваемых им самим как субъектом. Важно подчеркнуть, что человек как индивид-личность не может рассматриваться вне социума - общества. Человек для нас - самое ценное и уязвимое, но и наиболее опасное для себя и среды обитания создание на Земле. Главная цель этой науки - выявление закономерностей безопасного развития, изучение, классификация и систематизация сложных событий, процессов, явлений в области обеспечения безопасных условий жизнедеятельности человека и общества, выработка соответствующих мер по их упреждению, локализации и устранению. Специфической особенностью науки о безопасности жизнедеятельности является то, что ее феномен нельзя изучить методами частных наук или простым суммированием их методов. Ее проблематика охватывает многие, если не все, области человеческого знания и является результатом взаимодействия, целостного взаимосвязанного проявления разнообразных, но однородных по своей сути проблем. Ясно, что здесь требуется своеобразный синтез методологий многих наук. Естественно-научная ориентация науки о безопасности жизнедеятельности выражается в том, что она, оформляясь в качестве самостоятельной области знаний, методологически опирается на уже сложившиеся стандарты в классическом естествознании - в биологии, физике, химии, медицине и т.д. Общественная ориентация проявляется не менее многообразно, охватывая такие науки, как история, политология, философия, психология, социология, экономика и др. Технологическая ориентация проявляется во взаимосвязи с техническими дисциплинами всех направлений - от техники безопасности при производственных процессах до информатики и кибернетики. В методологическом плане наука о безопасности жизнедеятельности по своему общенаучному статусу является современной комплексной наукой фундаментально-прикладного характера. Фундаментальной в том смысле, что исследует и познает закономерности такой сферы, которая не освещается никакой другой ныне существующей наукой: никакие отдельные науки и научные направления не изучают сферу жизнедеятельности человека и общества под углом зрения комплексной безопасности. Прикладной характер науки о безопасности жизнедеятельности проявляется в том, что на базе фундаментальных исследований разрабатываются такие практически ориентированные решения, которые на базе отдельных наук в государственном плане и планетарном приложении не могут быть выведены из уже существующих мероприятий, методов и процедур. Наука о безопасности жизнедеятельности - интегративная дисциплина, ее исследования носят комплексный характер, поэтому факты и закономерности, обнаруженные в результате этих исследований, должны обязательно трактоваться с системных позиций. Теоретическая и методологическая основы науки о безопасности жизнедеятельности формируются исходя из ее комплексной сущности, возникшей на стыке естественных, общественных и технических дисциплин и изучающей феномены, закономерности и механизмы защиты человека, общества, государства, мирового сообщества. К основным задачам дисциплины БЖД следует отнести: 1. Изучение и эффективное применение на практике законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих безопасные условия жизнедеятельности и обязанности должностных лиц в части их реализации. 2. Исследование управленческих функций руководителя и системы его работы по обеспечению безопасных условий жизнедеятельности как в условиях возможной ЧС, так и в повседневной деятельности. 3. Разработка рекомендаций по организации гражданской обороны на объектах экономики и защиты населения в условиях мирного и военного времени. 4. Защита человека в повседневной жизни, а также в экстремальных ситуациях. 5. Освоение приемов и способов оказания первой медицинской помощи пострадавшим. 6. Придание профессиональной направленности и повышение уровня обученности основам обеспечения безопасных условий жизнедеятельности. Таким образом, безопасность жизнедеятельности - совокупность научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека, общества, государства, мирового сообщества, природы от опасных и вредных факторов различного характера. В условиях подготовки современного руководителя знание всего комплекса мероприятий по обеспечению безопасных условий жизнедеятельности является несомненно актуальной и одной из важнейших задач современности. Вся деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций должна быть направлена на решение этой задачи. Системный анализ безопасности жизнедеятельности Основополагающим методологическим принципом безопасности является принцип системности. Это означает, что любое явление в сфере безопасности жизнедеятельности надо изучать как целое, 4 относительно самостоятельное, но включающее ряд взаимосвязанных явлений меньшего масштаба. С другой стороны, оно само есть часть большего явления, испытывает его влияние и на него воздействует. Поэтому обобщенная модель относится к некоей изучаемой системе и все элементы модели рассматриваются тоже как системы: ►объект - субъект безопасности, под ним понимается любая система, в состав которой входит человек, т.е. <индивид + фрагмент социума>. Как характерное следует отметить то обстоятельство, что в проблеме безопасности человек является и субъектом и объектом. Так, при решении чисто технических задач, типа безопасности АЭС или безопасности ракетно-космического аппарата, в конечном итоге и объектом, и субъектом безопасности является человек; ►окружающая среда представляет собой систему из природных, техногенных и социальных компонентов; ►угрозы - комплекс (система) угроз объекту от окружающей среды; ►защита - система защиты, осуществляемая в простейшем случае субъектом, одновременно являющимся объектом защиты (самозащиты). В случае сложной структуры объекта-субъекта функции защиты осуществляются субъектом, отделенным от объекта (объект - владелец коммерческой фирмы, субъект - охрана, <секьюрити>); ►предотвращение угроз - наряду с непосредственной защитой от угроз со стороны окружающей среды, субъект на основании анализа причин возникающих и могущих возникнуть угроз может осуществлять систему предотвращающих действий; ►остаток от первоначального комплекса угроз (тоже комплекс в общем случае), который не удалось отвести системой защиты. Обобщенная модель отражает основные особенности задач на обеспечение безопасности. В рамках этой модели можно рассматривать задачи на обеспечение безопасности системы любого уровня. Отличия будут заключаться в степени сложности элементов модели, сохраняющих во всех этих задачах одни и те же функции. При этом будут сохраняться основные подходы к решению, основные типы выявляемых закономерностей, хотя для определения, измерения и оценки параметров различных анализируемых систем могут быть использованы подходы и методы различных наук. Основной трудностью при решении практических задач является правильный (оптимальный) выбор масштаба, состава и структуры системы. Наиболее актуальной особенностью задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности, которая, собственно, и вызвала к жизни теорию безопасности, следует считать обратную связь с действиями, направленными на предотвращение угроз. Всякое воздействие на окружающую среду с целью устранения или ослабления угроз, которое можно назвать первичными создает изменения среды, несущие вторичные угрозы. В эпоху, когда индустриальный прогресс вооружил человека небывалыми возможностями преобразования окружающей среды, эти вторичные угрозы могут оказаться много опаснее тех, которые старались предотвратить. Причем непредусмотренные последствия действий могут оказаться фатальными не только для самих действующих лиц. Впечатляет пример непродуманности последствий, приведенный в свое время автором книги <Ярче тысячи солнц> Т. Юнгом. Оказывается, при проведении первых испытаний атомной бомбы в 1945 г. в Лос-Аламосе (США), предназначавшейся для защиты от фашистов, ее создатели - всемирно известные ученые- физики из разных стран - лишь в последний момент осознали свою неуверенность: не охватит ли цепная реакция в бомбе вещество всей планеты и не погубит ли она все человечество, взорвав Землю? К счастью, в тот момент обошлось: Но теперь тщательный прогноз последствий любого масштабного проекта становится главной целью расчетов по обобщенной модели теории безопасности. И первые расчеты такого рода были связаны, кстати, с оценкой возможных результатов войны с применением атомных бомб. Именно они впервые потрясли сознание человечества грандиозностью возможных последствий <жизнедеятельности>. Возможность расчетно-теоретического прогноза последствий жизнедеятельности позволило Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992) провозгласить необходимый принцип упреждения - принятию каждого важного решения должна предшествовать экспертиза на безопасность. Расчеты по обобщенной модели БЖД используются в разнообразных целях. Кроме выявления и оценки обратной связи наиболее распространены: - расчеты условий снижения известных вредных воздействий на определенный объект до приемлемого уровня (например, расчет стоимости эффективных мер безопасности); - расчетное определение комплекса мер, максимально снижающих известные вредные воздействия на определенный объект при заданных ресурсах (например, при ограниченной сумме средств, выделенных на меры безопасности). 5 Таким образом, с известной долей вероятности можно не только предсказать негативное воздействие различных вредных факторов на человека, но и заранее принять меры, снижающие риск. Теоретические прогнозы и расчеты в области безопасности жизнедеятельности неопровержимо показали, что наступило время, когда человечество не может развиваться дальше, исходя из установившихся потребительских морально-нравственных ценностей (США с населением, составляющим 4% всего человечества, потребляют около 30% произведенного мирового ВВП). Понятное прагматическое стремление людей к неограниченно возрастающему потреблению материальных благ, требующему все большего использования природных ресурсов, натолкнулось на естественные пределы этих ресурсов. Благодаря науке интеллектуальная элита общества осознала причины надвинувшегося кризиса развития цивилизации, неожиданного для большинства людей, и объективную необходимость перехода к новым ценностным ориентирам, к новым принципам жизнедеятельности, к новому состоянию общественного сознания. Но, с одной стороны, сознание основной массы общества инерционно, быстро не изменяется, а с другой - времени для выхода из кризиса предельно мало. Для ускорения изменения общественного сознания необходимо организованное воздействие на него. Такое воздействие должно быть направлено прежде всего на молодежь. Ведь именно молодежь будет сознательно создавать жизнеспособное новое общество с новыми морально-нравственными ценностями. Поэтому научный подход к обеспечению безопасных условий жизнедеятельности как человека-индивида, так и в целом общества должен носить системный и непрерывный характер. Фундамент нового мировоззрения в виде научных знаний о современном комплексе проблем безопасности жизнедеятельности закладывается в школе. На этом фундаменте в профессиональных учебных заведениях возможно и необходимо дальнейшее обучение методам учета вопросов безопасности при конкретных трудовых процессах, а также методам руководства и организации безопасных условий жизнедеятельности. Одной из задач системного подхода к решению вопросов обеспечения безопасных условий жизнедеятельности является унифицирование системы гражданской обороны и предупреждения и ликвидации последствий ЧС. 2. Фрагменты из книги В.В. Плотникова, В.П. Тунеголовец Задания для работы с разделом из учебного пособия В.В. Плотникова, В.П. Тунеголовец. 1. Изучите содержание раздела из учебного пособия В.В. Плотникова, В.П. Тунеголовец, основное содержание которого изложено ниже в таблице. 1. Составьте план изложенного в разделе теоретического материала. 2. Сформулируйте вопросы к содержанию раздела. 3. Изучите рекомендации Гостушина из книги «Энциклопедия экстремальных ситуаций» (см. третий раздел пособия). Подберите примеры, иллюстрирующие положения из теоретического раздела В.В. Плотников, В.П. Тунеголовец Основные понятия и определения БЖД. С момента своего появления на Земле Человек перманентно живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей, то есть деятельность Человека потенциально опасна /О.Н. Русак/. Перефразируя аксиому о потенциальной опасности, можно констатировать - Жизнедеятельность человека потенциально опасна. Аксиома предопределяет, что все действия человека и все компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать травмирующие и вредные факторы. При этом любое новое позитивное действие или результат неизбежно сопровождается возникновением новых негативных факторов. В настоящее время перечень реально действующих негативных факторов значителен и насчитывает 6 более 100 видов. К наиболее распространенным и обладающим достаточно высокими концентрациями или энергетическими уровнями относятся вредные производственные факторы: запыленность и загазованность воздуха, шум, вибрации, электромагнитные поля, ионизирующие излучения, повышенные или пониженные параметры атмосферного воздуха (температуры, влажности, подвижности воздуха, давления), недостаточное и неправильное освещение, монотонность деятельности, тяжелый физический труд и др. Реализуясь в пространстве и времени, опасности причиняют вред здоровью Человека. В свою очередь, люди являются составной часть той или иной социальной группы, общества, государства. Следовательно, опасности - это то, что угрожает не только Человеку, но и обществу и государству в целом. Значить, профилактика опасности и защита от них - актуальнейшая гуманная и социально- экономическая проблема, в решении которой Государство не может не быть заинтересованным. Обеспечение безопасности деятельности - задача первостепенного приоритета для личности, общества государства. Абсолютной безопасности не бывает. Под безопасностью понимается такой уровень опасности с которым на данном этапе научного и экономического развития можно смириться. Безопасность - это приемлемый риск. Как достичь эту цель? Единственный способ состоит в образовании Человека. Другого пути просто нет. Опасности по своей природе потенциальны (т.е. скрыты), перманентны (т.е. постоянны) и тотальны (т.е. всеобщи). Следовательно нет на Земле Человека, которому не угрожают опасности. Но зато есть тьма людей, которые об этом не подозревают. Их сознание работает в режиме отчуждения от реальной жизни. Для выработки идеологии безопасности, формирования соответствующего мышления и поведения и служит наука безопасность жизнедеятельности. Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - это область научных знаний, изучающая общие проблемы опасности, угрожающие каждому Человеку и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания Человека. Основные понятия. Безопасность (жизне) деятельности - область научных знаний, изучающая опасности и способы защиты от них человека в любых условиях его обитания. Деятельность - специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Формы деятельности многообразны. Они охватывают практические, интеллектуальные, духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, трудовой, научной, учебной и других сферах жизни. Здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. “Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия” - Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Опасность - явление, процессы, объекты, свойство предметов, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека. Безопасность - состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей, или отсутствие чрезмерной опасности, или, безопасность — состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений. Следует отметить, что термин “безопасность” часто используют для оценки качества источника опасности, говоря о неспособности источника генерировать опасности. Настало время, когда для описания такого свойства источников опасности необходимо найти иной термин. Такими терминами 7 могут быть: “неопасность”, “совместимость”, “экологичность” и т.п. Экологичностъ источника опасности — состояние источника, при котором соблюдается его допустимое воздействие на техносферу и/или биосферу. Риск - количественная оценка опасности. Определяется как частота или вероятность возникновения одного события при наступлении другого события. Обычно это безразмерная величина, лежащая в интервале от 0 до 1 ( или от 0 до 100%). Идентификация опасности - процесс распознавания образа опасности, установления возможных причин, пространственных и временных координат, вероятности проявления, величины и последствий опасности. Потенциальный - возможный, скрытый. Цель - то, что ожидается в результате определенным образом направленных действий. Причина - событие, предшествующее и вызывающее другое событие, именуемое следствием. Ущерб здоровью - это любое проявление нарушения здоровья. Условия деятельности - совокупность факторов среды обитания, воздействующих на человека. Опасность Опасность - центральное понятие в безопасности жизнедеятельности. Различают опасности естественного и антропогенного происхождения. Естественные опасности обусловливают стихийные явления, климатические условия, рельеф местности и т.п. Ежегодно стихийные явления подвергают опасности жизнь около 25 млн. человек. Так, например, в 1990 г. в результате землетрясений в мире погибло более 52 тыс. человек. Этот год стал наиболее трагичным в минувшем десятилетии, учитывая, что за период 1980...1990 гг. жертвами землетрясений стали 57 тыс. человек. Негативное воздействие на человека и среду обитания, к сожалению, не ограничивается естественными опасностями. Человек, решая задачи своего материального обеспечения, непрерывно воздействует на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различных производств и т.п.), генерируя в среде обитания антропогенные опасности. Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных опасностей — вредных и травмирующих факторов, отрицательно воздействующих на человека и окружающую его среду. Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, несоответствующие условиям жизнедеятельности человека. Опасности носят потенциальный характер. Актуализация опасностей происходит при определенных условиях, именуемых причинами. Признаками, определяющими опасность, являются: угроза для жизни, возможность нанесения ущерба здоровью, нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека. Опасность - понятие относительное. Номенклатура опасностей. Виды опасностей: ( имеется своя номенклатура куда в алфавитном порядке заносятся все опасности начиная с алкоголя (а) и заканчивая ядовитыми веществами (я)). При выполнении конкретных исследований составляется более подробная номенклатура опасностей для отдельных объектов. Полезность номенклатур состоит в том, что они содержат полный перечень потенциальных опасностей и облегчают процесс идентификации. Процедура составления номенклатуры имеет профилактическую направленность. 8 Таксономия опасностей. Таксономия - наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов. Поскольку опасность является понятием сложным, иерархическим, имеющим много признаков, таксономирование их несет важную роль в организации познания безопасности жизнедеятельности, позволяет глубже познать природу опасности. По происхождению различают 6 групп опасностей: природные, техногенные, антропогенные, экологические, социальные, биологические. По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на 5 групп: механические, физические, химические, биологические, психофизиологические. По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на импульсивные и кумулятивные. По локализации опасности бывают: связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом. По вызываемым последствиям: утомление, заболевание, травмы, аварии, пожары, летальные исходы и т.д. По приносимому ущербу: социальный, технический, экологический, экономический. Сферы проявления опасностей: бытовая, спортивная, дорожно-транспортная, производственная, военная и др. По структуре (строению) опасности делятся на простые и производные, порождаемые взаимодействием простых. По реализуемой энергии опасности делятся на активные и пассивные. К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек. Это - острые (колющие и режущие) неподвижные элементы; неровности поверхности, по которой перемещается человек; уклоны, подъемы; незначительное трение между соприкасающимися поверхностями (скольжение) и др. Различают признаки опасности: априорные (предвестники) и апостериорными (следы). Идентификация опасностей. Опасности носят потенциальный, т.е. скрытый характер. Под идентификацией понимается процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности. В процессе идентификации выявляются номенклатура опасностей, вероятность их проявления, пространственная локализация (координаты), возможный ущерб и другие параметры, необходимые для решения конкретной задачи. Главное заключается в установлении возможных причин проявления опасности. Полностью идентифицировать опасность очень трудно. Например, причины некоторых аварий и катастроф остаются невыясненными долгие годы или навсегда. Можно говорить о разной степени идентификации: более или менее полной, приближенной, ориентировочной и т.п. Причины и следствия. Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называются причинами. Причины характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и 9 вызывают те или иные нежелательные последствия. Формы нежелательных последствий, или ущерба, разнообразны: травмы различной тяжести, заболевания, урон окружающей среде и др. Опасность, причины, следствия являются основными характеристиками таких событий, как несчастный случай, чрезвычайная ситуация, пожар и т.д. Триада “опасность - причины - нежелательные следствия” - это логический процесс развития, реализующий потенциальную опасность в реальный ущерб (последствие). Как правило, этот процесс включает несколько причин, т.е. является многопричинным. Одна и та же опасность может реализовываться в нежелательное событие через разные причины. В основе профилактики несчастных случаев по существу лежит поиск причин. Аксиома о потенциальной опасности человеческой деятельности. Ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно - любая деятельность потенциально опасна. Квантификация опасностей. Квантификация - это введение количественных характеристик для оценки сложных, качественно определяемых понятий. Наиболее распространенной оценкой опасности является риск. Риск: - частота реализации опасностей (это отношение числа тех или иных неблагоприятных последствий к их возможному числу за определенный период). При этом необходимо указать класс последствий, т.е. ответить на вопрос: риск чего? Пример. Ежегодно в РФ вследствие различных опасностей неестественной смертью погибает около 500 тыс. чел. Население страны около 170 млн. Чел., отсюда риск (R) равен: Различают индивидуальный и социальный риск. Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума. Социальный (точнее групповой) - это риск для группы людей. Социальный риск это зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей. Для примера некоторые оценки этого риска приведены в табл.1 Таблица 1. Индивидуальный риск фатального исхода в год обусловленный различными причинами (по данным США) Автомобильный транспорт 3*10-4 Падение 9*10-5 Пожар и ожог 10
Яндекс цитирования