Главная
Каталог
Библиотека
Избранное
Порталы
Библиотеки вузов
Отзывы
Новости
 
12+
 
Предварительный просмотр документа

Технология. Технический труд: Примерная программа основного общего образования

Год: 2004 
Примерная программа по направлению "Технология. Технический труд" составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Примерная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников (может использоваться при тематическом планировании курса учителем).
Показать полное описание документа
Популярные ресурсы рубрик:
РЕЙТИНГ

Оценка пользователей: 4.6
Количество голосов: 28
Оцените ресурс:
5 4 3 2 1

ОТЗЫВЫ


Популярные ресурсы по теме

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра. Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.
Металлы и сплавы, основные технологические свойства металлов и сплавов. Основные способы обра- ботки металлов: резание, пластическая деформация, литье. Влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека. Профессии, связанные с обработкой металлов. Традицион- ные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Сталь как основной конструкционный сплав. Инструментальные и конструкционные стали. Ви- ды сортового проката. Представления о геометрической форме детали и способах ее получения. Графическое изобра- жение объемных деталей. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: отверстия, пазы, лыски, фаски. Основные сведения о видах проекций деталей на чертежах. Правила чтения черте- жей деталей и изделий. Сверлильный станок: устройство, назначение, приемы работы. Современные технологические машины. Назначение ручных инструментов и приспособлений для изготовления деталей и изделий: штан- генциркуль, кернер, слесарная ножовка, зубило. Назначение инструментов и приспособлений для изго- товления заклепочных соединений: поддержка, натяжка, обжимка. Виды заклепок. Основные техноло- гические операции изготовление деталей из сортового проката и особенности их выполнения: правка, разметка, резание ножовкой, опиливание кромок, сверление отверстий, рубка зубилом, гибка, отделка. Соединение деталей в изделии на заклепках. Практические работы Определение видов сортового проката. Подбор заготовок для изготовления изделия с учетом формы деталей и минимизации отходов. Чтение чертежа детали: определение материала, геометрической формы, размеров детали и ее конструктивных элементов; определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по чертежу и технологической карте. Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок на слесарном верстаке; закрепление заготовок в тисках; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами и на сверлильном станке. Изготовление изделий из сортового проката по чертежу и технологической карте: правка заго- товки; определение базовой поверхности заготовки; разметка заготовок с использованием штангенцир- куля; резание заготовок слесарной ножовкой; сверление отверстий на сверлильном станке, опиливание прямолинейных и криволинейных кромок напильниками, гибка заготовок с использованием приспособ- лений; отделка абразивной шкуркой. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Вы- явление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда. Соединение деталей изделия на заклепках: выбор заклепок в зависимости от материала и толщи- ны соединяемых деталей, разметка центров сборочных отверстий, сверление и зенковка отверстий, фор- мирование замыкающей головки. Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий ху- дожественной обработки материалов. Варианты объектов труда Садово-огородный инструмент, подсвечники, элементы декоративного оформления интерьера, слесарный инструмент, предметы бытового назначения. Машины и механизмы Графическое представление и моделирование (4 час) Сборка моделей технологических машин из деталей конструктора по эскизам и чертежам (4 час) Основные теоретические сведения Технологические машины. Виды зубчатых передач. Условные графические обозначения на ки- нематических схемах зубчатых передач. Передаточное отношение в зубчатых передачах и его расчет. Практические работы Чтение кинематической схемы. Сборка модели механизма с зубчатой передачей из деталей конструктора. Проверка модели в действии. Подсчет передаточного отношения в зубчатой передаче по количеству зубьев шестерен. 11 Варианты объектов труда Конструктор, механизмы оборудования школьных мастерских. Электротехнические работы (7 час) Электромонтажные работы (3 час) Основные теоретические сведения Организация рабочего места для выполнения электромонтажных работ с использованием пай- ки. Виды проводов, припоев, флюсов. Инструменты для электромонтажных работ. Установочные изде- лия. Приемы пайки. Приемы электромонтажа. Устройство и применение пробника на основе гальвани- ческого источника тока и электрической лампочки. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных и наладочных работ. Практические работы Ознакомление с видами и приемами пользования электромонтажными инструментами. Окон- цевание, соединение и ответвление проводов с использованием пайки или механическим способом. Монтаж проводов в распределительной коробке. Изготовление удлинителя. Использование пробника для поиска обрыва в цепи. Варианты объектов труда Провода, электроустановочные изделия, пробник для поиска обрыва в цепи. Устройства с электромагнитом (4 час) Основные теоретические сведения Организация рабочего места. Условные обозначения элементов электротехнических устройств на принципиальных схемах. Электромагнит и его применение в электротехнических устройствах. Прин- цип действия и устройство электромагнитного реле. Профессии, связанные с производством, эксплуата- цией и обслуживанием электротехнических устройств. Практические работы Чтение схем электрических цепей, включающих электромагнитные устройства. Разработка схем и сборка моделей электротехнических установок и устройств с электромагнитом из деталей элек- троконструктора. Проверка моделей в действии. Проверка работы промышленного низковольтного электромагнитного реле. Варианты объектов труда Модели из деталей электроконструктора, электромагнитные реле, модели устройств с элек- тромагнитом из деталей механического конструктора. Технологии ведения дома (4 час) Эстетика и экология жилища (4 час) Основные теоретические сведения Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Национальные традиции, связь архи- тектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере. Рациональное размещение мебели и оборудования в помещении. Разделение помещений на функциональные зоны. Свет в интерьере. Создание интерьера с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Подбор средств оформления интерьера жилого помещения. Де- коративное украшение помещения изделиями собственного изготовления. Использование декоративных растений для оформления интерьера жилых помещений, школь- ных и приусадебных участков. 12 Практические работы Выполнение эскиза интерьера жилого помещения. Выполнение эскизов элементов интерьера. Оформление класса (пришкольного участка) с использованием декоративных растений. Варианты объектов труда Эскизы интерьера, предметы декоративно-прикладного назначения, декоративные растения. Творческая, проектная деятельность (16 часов) Основные теоретические сведения Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Методы поис- ка информации об изделии и материалах. Экономическая оценка стоимости выполнения проекта. Виды проектной документации. Практические работы Обоснование идеи изделия на основе маркетинговых опросов. Коллективный анализ возмож- ностей изготовления изделий, предложенных учащимися. Выбор видов изделий. Разработка конструк- ции и определение деталей. Подготовка чертежа или технического рисунка. Составление учебной инст- рукционной карты. Изготовление деталей и контроль их размеров. Сборка и отделка изделия. Оформление проект- ных материалов. Презентация проекта. Варианты объекты труда Темы проектных работ даны в приложении к программе. 7 класс Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (36 час) Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации (16 час) Технология изготовления изделий с использованием сложных соединений (16 час) Основные теоретические сведения Строение древесины. Характеристика основных пород древесины. Технологические и декора- тивные свойства древесины. Зависимость области применения древесины от ее свойств. Правила суш- ки и хранения древесины. Профессии, связанные с созданием изделий из древесины и древесных мате- риалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Понятие о много детальном изделии и его графическом изображении. Виды и способы соедине- ний деталей в изделиях из древесины. Угловые, серединные и ящичные шиповые соединение, их эле- менты и конструктивные особенности. Графическое изображение соединений деталей на чертежах. Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных частей и материалов. Правила чтения сборочных чертежей. Современные технологические машины и электрифицированные инструменты. Практические работы Выбор породы древесины, вида пиломатериалов и заготовок для изготовления изделия с учетом основ- ных технологических и декоративных свойств, минимизации отходов. Анализ образца или изображения многодетального изделия: определение назначения, количест- ва и формы деталей изделия, определение их взаимного расположения, способов и видов соединения деталей изделия. Изготовление деталей изделия по чертежу с применением ручных инструментов и технологиче- ских машин. Соединение деталей изделия на шипах с использованием ручных инструментов и приспо- соблений: расчет количества и размеров шипов в зависимости от толщины деталей, разметка и запили- вание шипов и проушин, долбления гнезд и проушин долотами, подгонка соединяемых деталей стаме- сками и напильниками; сборка шиповых соединений на клею. Сборка изделия. Защитная и декоративная 13 отделка изделия. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда при работе ручными инструментами и на техноло- гических машинах. Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий ху- дожественной обработки материалов. Варианты объектов труда Шкатулки, ящики, полки, скамейки, игрушки, модели и игры, дидактические пособия, кормуш- ки, готовальни, кухонные и бытовые принадлежности. Технология создания изделий из металла на основе конструкторской и технологической докумен- тации (16 час) Технологии изготовления изделий с использованием точеных деталей (16 час) Основные теоретические сведения Металлы и сплавы, их механические свойства. Виды термообработки. Основные способы из- менения свойств металлов и сплавов. Особенности изготовления изделий из пластмасс. Профессии, связанные с созданием изделий из металлов и пластмасс. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Точность обработки и качество поверхности деталей. Основные сведения о процессе резания на токарно-винторезном станке. Графическое изображение деталей цилиндрической формы. Представления о способах получе- ния деталей цилиндрической формы. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: отверстия, уступы, канавки, фаски. Основные сведения о видах проекций деталей на чертеже. Правила чтения чертежей. Виды соединений и их классификация. Резьбовое соединение и его конструктивные особенно- сти. Типовые детали резьбовых соединений. Графическое изображение резьбовых соединений на чер- тежах. Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных частей и материалов. Прави- ла чтения сборочных чертежей Токарно-винторезный станок: устройство, назначение, приемы работы. Современные техноло- гические машины. Инструменты и приспособления для работы на токарном станке. Виды и назначение токарных резцов. Основные элементы токарного резца. Основные операции токарной обработки и особенности их выполнения: черновое и чистовое точение цилиндрических поверхностей; вытачивание конструктивных элементов. Контроль качества. Правила безопасности труда. Ручные инструменты и приспособления для нарезания резьбы на стержнях и в отверстиях, сбор- ки изделия; их устройство и назначение. Метрическая резьба. Основные технологические операции из- готовления резьбы на стержнях и отверстиях. Практические работы Чтение чертежа детали цилиндрической формы: определение материала, размеров детали и ее конструктивных элементов; определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по чертежу и технологической карте. Организация рабочего места токаря: установка ростовых подставок, подготовка и рациональное размещение инструментов; подготовка и закрепление заготовки, установка резцов в резцедержателе, проверка работы станка на холостом ходу. Ознакомление с рациональными приемами работы на то- карном станке. Изготовление деталей цилиндрической формы на токарно-винторезном станке: установка за- данного режима резания; определение глубины резания и количества проходов; черновое точение, раз- метка и вытачивание конструктивных элементов; чистовое точение, подрезание торцов детали. Визу- альный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защит- ная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда. Изготовление резьбовых соединений: определение диаметра стержня и отверстия; протачивание стержня и сверление отверстия; нарезание резьбы плашкой и метчиками. Контроль качества резьбы. 14 Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий ху- дожественной обработки материалов. Варианты объектов труда Оправки для гибки листового металла, инструменты, детали крепежа, детали моделей и наглядных пособий, изделия бытового назначения. Машины и механизмы Графическое представление и моделирование (4 час) Сборка моделей механических устройств автоматики по эскизам и чертежам (4 час) Основные теоретические сведения Механические автоматические устройства, варианты их конструктивного выполнения. Услов- ные обозначения элементов автоматических устройств на схемах. Схемы механических устройств регу- лирования уровня жидкости и температуры. Практические работы Чтение схем механических устройств автоматики. Выбор замысла автоматического устрой- ства. Разработка конструкции модели. Сборка и испытание модели. Варианты объектов труда Модели механических устройств регулирования уровня жидкости и температуры. Механиче- ские автоматические устройства сигнализации. Электротехнические работы (7 час) Устройства с элементами автоматики (7 час) Основные теоретические сведения Принципы работы и способы подключения плавких и автоматических предохранителей. Схема квартирной электропроводки. Подключение бытовых приемников электрической энергии. Работа счетчика электрической энергии. Способы определения расхода и стоимости электри- ческой энергии. Возможность одновременного включения нескольких бытовых приборов в сеть с уче- том их мощности. Пути экономии электрической энергии. Понятие о преобразовании неэлектрических величин в электрические сигналы. Виды датчиков: механические контактные, биметаллические реле. Понятие об автоматическом контроле и регулировании. Виды и назначение автоматических устройств. Элементы автоматики в бытовых электротехнических устройствах. Простейшие схемы устройств автоматики. Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье чело- века. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств. Практические работы Изучение схем квартирной электропроводки. Сборка модели квартирной проводки с использо- ванием типовых аппаратов коммутации и защиты. Сборка из деталей электроконструктора модели авто- матической сигнализации достижения максимального уровня жидкости или температуры. Варианты объектов труда Регулятор уровня жидкости, терморегулятор, бытовые светильники, модели устройств автома- тики. 15 Технологии ведения дома (4 час) Эстетика и экология жилища (4 час) Основные теоретические сведения Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопрово- да и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации. Понятие об экологии жилища. Оценка и регулирование микроклимата в доме. Современные приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль ос- вещения в интерьере. Способы определения места положения скрытой электропроводки. Современные системы фильтрации воды. Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребно- стей и доходов семьи. Правила пользования бытовой техникой. Практические работы Оценка микроклимата в доме. Определение места положения скрытой электропроводки. Раз- работка плана размещения осветительных приборов. Подбор бытовой техники по рекламным проспек- там. Разработка вариантов размещения бытовых приборов. Варианты объектов труда Рекламные справочники по товарам и услугам. Образцы бытовой техники. Регистрирующие приборы, устройства очистки воды. Творческая, проектная деятельность (16 часов) Основные теоретические сведения Эвристические методы поиска новых решений. Выбор тем проектов. Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД). Применение ЭВМ при проектировании. Методы определения себе- стоимости изделия. Основные виды проектной документации. Способы проведения презентации про- ектов. Практические работы Самостоятельный выбор изделия. Формулирование требований к изделию и критериев их вы- полнения. Конструирование и дизайн-проектирование изделия. Подготовка технической и технологиче- ской документации с использованием ЭВМ. Изготовление изделия. Оценка себестоимости изделия с учетом затрат труда. Презентация проекта. Варианты объектов труда Темы проектных работ даны в приложении к программе. 8 класс∗ Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (18 час) Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование (4 час) Сложные механизмы (4 час) Основные теоретические сведения Применение кулачковых, кривошипно-шатунных и рычажных механизмов в машинах. Конст- рукция сложных механизмов. Условные обозначения механизмов на кинематических схемах. Практические работы ∗ Указанные ниже часы даны с учетом часов, выделяемых из национально-регионального компонента и компонента образова- тельного учреждения, которые представлены в примерном тематическом плане числом в скобках. 16 Сборка моделей кулачкового, кривошипно-шатунного и рычажного механизмов. Варианты объектов труда Модели механизмов из деталей конструктора. Декоративно-прикладное творчество (14 час) Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения (14 час) Основные теоретические сведения Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Ре- гиональные виды декоративно-прикладного творчества (ремесел). Роль декоративно-прикладного твор- чества в создании объектов рукотворного мира. Основной принцип художественно-прикладного конст- руирования: единство функционального назначения и формы изделия. Эстетические и эргономические требования к изделию. Учет технологии изготовления изделия и свойств материала. Основные средства художественной выразительности. Виды поделочных материалов и их свойства. Понятия о композиции. Виды и правила построение орнаментов. Практические работы Ознакомление с характерными особенностями различных видов декоративно-прикладного творчества народов России. Определение требований к создаваемому изделию. Разработка эскизов изделий и их декора- тивного оформления (по одному из направлений художественной обработки материалов). Выбор мате- риалов с учетом декоративных и технологических свойств, эксплуатационных качеств. Определение по- следовательности изготовления деталей и сборки изделия. Изготовление изделия с применением технологий ручной и машинной обработки из конструк- ционных и поделочных материалов. Подготовка поверхности изделия к отделке. Декоративная отделка поверхности изделия. Соблюдение правил безопасности труда. Варианты объектов труда Предметы хозяйственно-бытового назначения, игрушки, кухонные принадлежности, предметы интерьера и детали мебели, украшения. Электротехнические работы (5 час) Электропривод (5 час) Основные теоретические сведения Применение электродвигателей в быту, промышленности, на транспорте. Общее представление о принципах работы двигателей постоянного и переменного тока. Коммутационная аппаратура управ- ления коллекторным двигателем. Схемы подключения коллекторного двигателя к источнику тока. Ме- тоды регулирования скорости и изменение направления вращения (реверсирования) ротора коллектор- ного двигателя. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств. Практические работы Сборка модели электропривода с двигателем постоянного тока из деталей конструктора. Под- борка деталей. Монтаж цепи модели. Испытание модели. Сборка цепи электропривода с низковольтны- ми электродвигателями и коммутационной аппаратурой. Варианты объектов труда Модели из деталей конструктора, цепи электропривода с низковольтными электродвигателями и коммутационной аппаратурой. Технологии ведения дома (18 час) Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов (6 час) Основные теоретические сведения 17 Источники семейных доходов и бюджет семьи. Потребности человека. Минимальные и опти- мальные потребности членов семьи. Потребительская корзина одного человека и семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Оценка возможностей предприни- мательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка в потребительских товарах. Потребительские качества товаров и услуг. Планирование расходов семьи. Правила поведения при совершении покупки. Права потребителя и их защита. Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребно- стей и доходов семьи. Формирование потребительской корзины семьи с учетом уровня доходов ее чле- нов и региональных рыночных цен. Правила безопасного пользования бытовой техникой. Практические работы Оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи. Планирование недельных, месяч- ных и годовых расходов семьи с учетом ее состава. Изучение цен на рынке товаров и услуг с целью ми- нимизации расходов в бюджете семьи. Анализ качества и потребительских свойств товаров. Выбор спо- соба совершения покупки. Усвоение положений законодательства по правам потребителей. Планирова- ние возможной предпринимательской деятельности: обоснова ние Варианты объектов труда Рекламные справочники по товарам и услугам, сборники законов РФ, предприятия торговли. Ремонтно-отделочные работы в доме (6 час) Основные теоретические сведения Виды ремонтно-отделочных работ. Современные материалы для выполнения ремонтно- отделочных работ в жилых помещениях. Инструменты и приспособления для выполнения малярных работ. Правила безопасной работы при окрашивании поверхностей. Назначение и виды обоев. Виды клеев для наклейки обоев. Технологии наклейки обоев встык и внахлест. Способы размещения декоративных растений. Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ. Способы решения экологических проблем, возникающих при проведении ремонтно-отделочных и строительных работ. Практические работы Подготовка поверхностей стен помещений под окраску или оклейку: заделка трещин, шпатле- вание, шлифовка. Подбор и составление перечня инструментов. Выбор краски по каталогам. Подбор обоев по каталогам. Выбор обойного клея под вид обоев. Оформление эскиза приусадебного (пришко- льного) участка с использованием декоративных растений. Варианты объектов труда Учебные стенды, стены с дефектами в классных комнатах и рекреациях школы. Ремонт элементов систем водоснабжения и канализации (6 час) Основные теоретические сведения Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Система канализации в доме. Виды инструментов и приспособлений для санитарно-технических работ. Их назначение, спо- собы и приемы работы с ними. Устройство водоразборных кранов и вентилей. Способы монтажа кранов, вентилей и смесите- лей. Устройство сливных бачков различных типов. Причины подтекания воды в водоразборных кранах и вентилях, сливных бачках. Способы ре- монта. Утилизация отходов. Экологические проблемы, связанные с утилизацией отходов. Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических или ремонтно-отделочных работ. Практические работы 18 Ознакомление с системой водоснабжения и канализации в школе и дома. Ознакомление с сан- техническими инструментами и приспособлениями. Изготовление троса для чистки канализационных труб. Изготовление резиновых шайб и прокладок к вентилям и кранам. Разборка и сборка запорных устройств системы водоснабжения. Учебные работы по замене прокладок и установке новых герметизирующих колец в запорных устройствах. Варианты объектов труда Трос для чистки канализационных труб, резиновые шайбы и прокладки для санитарно- технических устройств, запорные устройства системы водоснабжения. Современное производство и профессиональное образование (8 час) Сферы производства и разделение труда (4 час) Основные теоретические сведения Сферы и отрасли современного производства. Основные составляющие производства. Понятие о профессии, специальности и квалификации работника. Практические работы Ознакомление с деятельностью производственного предприятия или предприятия сервиса. Варианты объектов труда Технологическое оборудование. Профессиональное образование и профессиональная карьера (4 час) Основные теоретические сведения Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе. Специальность, производительность и оплата труда. Пути получения профессии. Практические работы Ознакомление по Единому тарифно-квалификационному справочнику с массовыми профес- сиями. Выбор и характеристика по справочнику условий поступления и обучения в профессиональном учебном заведении. Варианты объектов труда Единый тарифно-квалификационный справочник. Справочники профессиональных учебных заведений. Творческая, проектная деятельность (16 час) Основные теоретические сведения Творческие методы поиска новых решений: морфологический анализ, метод фокальных объек- тов. Методы сравнения вариантов решений. Применение ЭВМ при проектировании изделий. Классифи- кация производственных технологий. Технологическая и трудовая дисциплина на производстве. Соблю- дение стандартов на массовые изделия. Производительность труда. Цена изделия как товара. Содержа- ние проектной документации. Формы проведения презентации проекта. Практические работы Выбор вида изделия на основе анализа потребностей. Дизайнерская проработка изделия (при наличии компьютера с использованием информационных технологий). Защита проекта будущего изде- лия. Составление чертежей деталей и технологических карт их изготовления. Изготовление деталей. Сборка изделия. Отделка изделия (по выбору). Контроль качества работы. Определение себестоимости изделия, ее сравнение с возможной рыночной ценой товара. Подготовка пояснительной записки. Пре- зентация проекта. Варианты объекты труда Темы проектных работ даны в приложении к программе. 19 9 класс∗ Электротехнические работы (8 час) Сборка простых электронных устройств (8 час) Основные теоретические сведения Измерительные приборы для измерения тока, напряжения, сопротивления. Способы подключе- ния измерительных приборов. Использование авометра для поиска неисправности в электрической цепи. Качественная характеристика свойств полупроводниковых диодов и транзисторов (односто- ронняя проводимость, способность усиливать электрические сигналы). Условные обозначения полупро- водниковых приборов на схемах. Резисторы, катушки индуктивности и конденсаторы в цепях электрон- ных приборов, их назначение и обозначение на электрических схемах. Схема выпрямителя переменного тока. Схема однокаскадного усилителя на транзисторе. По- нятие об электронных устройствах автоматики. Понятие о квантовых генераторах и волоконно-оптической связи. Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье чело- века. Электромагнитное «загрязнение» окружающей среды. Профессии, связанные с разработкой, производством, эксплуатацией и обслуживанием элек- тротехнических и электронных устройств. Практические работы Измерение параметров цепи с помощью авометра (ампер-вольт-омметра). Проверка авометром исправности полупроводниковых диодов. Сборка из готовых элементов конструктора выпрямителя для питания электронной аппаратуры и проверка его функционирования. Сборка из готовых деталей кон- структора однокаскадного усилителя на транзисторе (мультивибратора или электронного датчика) и проверка его работоспособности. Варианты объектов труда Модели электронных устройств из деталей конструктора. Технологии ведения дома (9 час) Введение в предпринимательскую деятельность (9 час) Основные теоретические сведения Особенности деятельности менеджера, бизнесмена, предпринимателя. Сущность предприни- мательской деятельности. Особенности индивидуальной трудовой деятельности. Методы исследования рынка и спроса на товары и услуги. Инновационный менеджмент и жизненный цикл инновации. Бизнес- план и его основные компоненты. Методы оценки себестоимости производства продукта и определения цены товара. Виды рекламы и основные требования к ее разработке. Практические работы Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюдже- та. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка в потребительских товарах. Проектирование изделия или ус- луги∗. Расчет примерных затрат и возможной прибыли в соответствии с ценами местного рынка и поку- пательной способностью населения. Выбор путей продвижения продукта труда на рынок. Варианты объектов труда Изделия, рекомендованные в программе для творческих, проектных работ или предложенные учащимися. Черчение и графика (32 час) ∗ Указанные ниже разделы для 9 класса изучаются за счет часов, выделяемых из национально-регионального ком- понента и компонента образовательного учреждения, которые представлены в примерном тематическом плане числом в скобках. Эти разделы могут стать основой для элективных курсов предпрофильной подготовки. ∗ Работа выполняется в освоения раздела «Творческая, проектная деятельность» 20
Яндекс цитирования