Главная
Каталог
Библиотека
Избранное
Порталы
Библиотеки вузов
Отзывы
Новости
 
12+
 
Предварительный просмотр документа

Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учебно-методическое пособие

Автор/создатель: Мигунова Е.В.
Год: 2006 
Учебно-методическое пособие раскрывает основное содержание тем курса "Организация театрализованной деятельности в детском саду", включает вопросы на закрепление материала, задания для самостоятельной работы, рекомендации к постановке творческих работ студентов специальности "Дошкольная педагогика и психология", примерный перечень тем контрольных работ, список рекомендуемой литературы. Пособие предназначено преподавателям, аспирантам, студентам, педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Показать полное описание документа
Популярные ресурсы рубрик:
РЕЙТИНГ

Оценка пользователей: 4.7
Количество голосов: 36
Оцените ресурс:
5 4 3 2 1

ОТЗЫВЫ


Популярные ресурсы по теме

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра. Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.
Федеральное агентство по образованию Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого Е. В. Мигунова Организация театрализованной деятельности в детском саду Великий Новгород 2006 Федеральное агентство по образованию Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого Е. В. Мигунова Организация театрализованной деятельности в детском саду Великий Новгород 2006 2 ББК 74.100.551я73 Печатается по решению М 57 РИС НовГУ Рецензент: кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Пчелинцева Мигунова Е.В. М 57 Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Вели- кий Новгород, 2006. – 126 с. Учебно-методическое пособие раскрывает основное содержа- ние тем курса «Организация театрализованной деятельности в дет- ском саду», включает вопросы на закрепление материала, задания для самостоятельной работы, рекомендации к постановке творче- ских работ студентов специальности «Дошкольная педагогика и психология», примерный перечень тем контрольных работ, список рекомендуемой литературы. Пособие предназначено преподавателям, аспирантам, студен- там, педагогам дошкольных образовательных учреждений. ББК 74.100.551я73 © Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2006 © Е.В. Мигунова, 2006 3 ВВЕДЕНИЕ Концепция художественного образования в РФ нацелена на обеспе- чение реализации нравственного потенциала искусства как средства фор- мирования и развития этических принципов и идеалов личности; исполь- зование возможности искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления де- тей; выявление художественно одаренных детей и обеспечение соответст- вующих условий для их образования и творчества (Приложение 1). Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помо- гают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, ре- жиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по- своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество. Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам дет- ского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведе- ния в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, прави- лами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не толь- ко ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведен- ного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном вол- шебном мире. Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая воз- можность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творче- ской направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направле- на на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, во- влечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возмож- ности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психиче- ских процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализа- ции ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, коррек- тирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удов- летворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций. 4 СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Разностороннее развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности В современной психологии и педагогике отмечается влияние игры на психическое развитие ребенка: формирование мотивационно- потребностной сферы, способностей, идеального плана сознания, преодо- ление познавательного эгоцентризма, интериоризацию социальных требо- ваний, нравственных норм и правил поведения, произвольности поведе- ния, эмоциональное развитие и т. д. (Л. А. Венгер, О. А. Карабанова, Д. Б. Эльконин и др.). Исследователи, по-разному называя, выделяют сюжетно- ролевую игру (в определении Д.Б.Эльконина), которая рассматривается как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, определяющий развитие всех сторон личности ребенка и создающий «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский). Среди сюжетно-ролевых игр большинство ученых (Л.В.Артемова, Л.Г. Стрелкова, Е.Л.Трусова и др.) отмечают особую роль театрализованных игр как необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельности, в которой дети допускают руководство взросло- го, не замечая его, поскольку желание поиграть в сказку огромно, достав- ляет радость и удивление — истоки творчества (Л.С.Выготский, Т.Рибо). В работах психологов и педагогов, посвященных выявлению воз- можностей развития творческих способностей детей дошкольного возрас- та, выделяется особая роль театрализованной деятельности. Это обуслов- лено ее родством с театром - синтетическим видом искусства, соединяю- щий в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительную деятельность (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, Д.В.Менджерицкая, Л.В.Артемова, Е.Л.Трусова, Р.И.Жуковская, Н.С.Карпинская и др.) (Приложение 2). Значение и специфика театрального искусства заключаются в одно- моментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, комму- никативности, живом воздействии художественного образа на личность. Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной пе- дагогики и психологии, связанные с: • художественным образованием и воспитанием детей; • формированием эстетического вкуса; • нравственным воспитанием; • развитием коммуникативных качеств личности (обучением вер- бальным и невербальным видам общения); • воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициатив- ности, фантазии, речи (диалога и монолога); • созданием положительного эмоционального настроя, снятием на- пряженности, решением конфликтных ситуаций через игру. 5 Театрализованная деятельность дошкольников базируется на прин- ципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологиче- ская комфортность, которая предполагает: 1) снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов; 2) раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потен- циала и творческой активности; 3) развитие реальных мотивов: а) игра и обучение не должны быть из-под палки; б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого; в) внут- ренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»). Рассмотрим компоненты театрализованной игры и специфику ее ис- пользования в работе по развитию дошкольников (И.Г.Вечканова). Прежде всего, это ее неоценимая роль в эстетическом развитии де- тей. В процессе восприятия художественного произведения у детей фор- мируется особый вид познания в форме эмоциональных образов (Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Я.3.Неверович). В них, с одной стороны, отражается внешняя реальность, с другой стороны, компонент в виде ощущений и представлений придает эмоциональному образу (в отличие от образа чисто рассудочного) побудительный, действенный характер отра- жения окружающей действительности. Особая роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. При грамотном руково- дстве у них формируются представления о работе артистов, режиссера, те- атрального художника, дирижера. Дети осознают, что спектакль готовит творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам, и зрителям, что позднее послужит основой для формирования обобщенного представления о назначении искусства в жизни общества (С.А. Козлова, Т.А. Куликова). В определенный момент эстетическое восприятие дает толчок разви- тию познавательной деятельности ребенка, поскольку художественное произведение (изобразительное, музыкальное, литературное) не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете, понять художественный образ (В.В.Зеньковский, А.Салиев). Эстетическое восприятие детей не сводится к пассивной констатации фактов. Дошкольнику доступна внутренняя активность сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Л.С.Славина, Л.Г.Стрелкова и др.). Старшие дошкольники способны понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер (Л.П.Бочкарева и др.). Это открывает пер- спективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей, когда полярные эталоны значимы в моменте соотнесения ребенком 6 себя не только с положительным персонажем, но и с отрицательным. Бла- годаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам, имеющим значение не только для него лично, но и для окружающих (Я.3.Неверович), что определяется как эмпатия или со- чувствие, содействие (Л.И.Божович, Я.Рейковский). Современные технологии воспитания предусматривают овладение детьми действиями с различными сенсорными эталонами, символами, мо- делями и т. д. (Б. Г. Ананьев, Л. А. Венгер, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, П.И.Пидкасистый). Так, для овладения специфическими способами умст- венной деятельности, по мнению Л.А.Венгер, О.П.Гаврилушкиной и др., важны ролевая игра, речь, рисование, конструирование, т, е. символико- моделирующие виды деятельности, механизмы которых складываются в дошкольном возрасте. Творческую деятельность детей организует взрос- лый, совместно с которым ребенок открывает для себя логику деятельно- сти. На решение проблемы гармоничного развития различных психических сфер ребенка направлены современные технологии, в которых театрализо- ванная игра рассматривается как одно из эффективных средств. В педагогической литературе театрализованная игра рассматривается и как средство развития детей. Для ребенка-дошкольника основной путь развития — эмпирическое обобщение, которое опирается, прежде всего, на его наглядные представления. Основная форма организации опыта обобщения детей - наблюдение и экспериментирование (Н.Н.Поддьяков). Взрослый помогает проанализи- ровать и обобщить этот опыт, подводит к установлению объективных за- висимостей, к их фиксации в виде условных знаков. Второй формой орга- низации опыта ребенка является «проживание» им различных ситуаций, выражение своего отношения к ним, выявление и обозначение их смысла в символической форме. Театрализованная игра является именно такой фор- мой «проживания». Исследователи выделяют две группы способностей, важных для развития детей: моделирование и символизацию. В основе развития познавательных способностей детей дошкольного возраста лежат действия наглядного моделирования. К первому типу таких действий от- носятся действия замещения. Игровое употребление предметов (замеще- ние) — важнейшая характеристика театрализованной игры. Основу игры составляет создание мнимых, воображаемых ситуаций, т. е. расхождение видимого и смыслового поля (Л.С.Выготский). Основная функция вообра- жения заключается в порождении и структурировании образа мира (М.П.Короленко, А.Р.Лурия, М.М.Нудельман). Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно-действенной форме: ребенок, используя один предмет в качестве заместителей реаль- ных предметов, осуществляет символизацию, т. е. происходит дифферен- циация означаемого и означающего и рождение символа. 7 В игре детей младшего возраста заместитель сохраняет сходство с моделируемым объектом по внешним признакам, для детей пяти-шести лет заместители становятся все более условными, символическими. В заданиях на замещение формируется умение применять «опредмечивающий» образ, т. е. ребенок находится на этапе построения общей идеи создания продукта воображения, который в шесть-семь лет строится способом «включения» в ситуацию, например, при сочинении сказок (И.Г.Вечканова). При использовании наглядной модели возможно формирование вто- рого компонента процесса воображения - плана реализации идеи. Д.Б.Эльконин указывает на «двойную» символизацию детской игры: при игровом употреблении предмета (при переносе действия на другой предмет, его переименовании) и при принятии на себя, выполнении роли взрослого или персонажа, предполагающей обобщенное воспроизведение последовательности действий, выражающих ее социальную суть. Психологическое значение замещения в игре состоит в том, что в процессе его мысль ребенка отделяется от действия. Необходима отправ- ная точка (предмет-заместитель), а в театрализованной игре - кукла или костюм. В этом заключается переходный характер игры, который делает ее промежуточным звеном между чисто ситуационной связанностью раннего возраста и мышлением, оторванным от «реальной ситуации» (Л.С.Выготский). Реальные отношения — также структурный компонент игры — пред- ставляют собой отношения между детьми как партнерами по совместной игровой деятельности и взрослым как возможным организатором и парт- нером. В самостоятельной деятельности эти взаимоотношения намного сложнее, чем в игре, регламентированной заранее заданным жестким со- держанием. Реальные отношения определяются особенностями личностно- го развития ребенка и характером межличностных отношений между свер- стниками (Н.С.Пантина, Л.М.Шипицына). В функции реальных отноше- ний входит планирование сюжета, распределение ролей, игровых предме- тов, контроль и коррекция выполнения ролей сверстниками-партнерами, т.е. позиционное замещение (А.В.Запорожец, С.Н.Карпов). Реальные отно- шения играют существенную роль в развитии коммуникативной и соци- альной компетентности ребенка, в его нравственном развитии. Феномен «заигрывания» является показателем развития ситуационного уровня за- мещения. Выделение и отражение эмоций, переживаемых ребенком в про- цессе игры в ходе выполнения принимаемых на себя ролей, моделирую- щих реальные, значимые для него межличностные отношения, дает воз- можность прочувствовать последствия своих поступков, выявить новые значения своей деятельности, обеспечить формирование ее новых соци- альных мотивов (Л.Г.Стрелкова). Одной из задач организации игры стано- вится ориентировка детей в проблемных и конфликтных ситуациях, созда- ние условий для усвоения в процессе театрализации новых способов взаи- 8 модействия со сверстниками в психологически благоприятной атмосфере игровых занятий, осознание их благодаря оформлению в различных знако- вых системах (вербализации, графике, пантомимике). Развитие у ребенка способности к успешному разрешению проблем- ных ситуаций в театрализованной игре за счет эмоционально-личностной и интеллектуальной децентрации, т.е. умения увидеть, проанализировать, продраматизировать ситуацию с позиций разных персонажей, выделить новые свойства и условия ее разрешения, повышает степень социальной и когнитивной компетентности ребенка (О.А.Карабанова, В.Розентуллер). Следование роли и тексту театрализованной игры, взаимоконтроль участников способствуют формированию произвольного поведения. В иг- ре сенсомоторные функции, память приобретают качество произвольности (А.В.Запорожец, О.А.Карабанова). Смысл деятельности, эмоциональность и «жизненность» художественных произведений оказывают существенное влияние на поведение ребенка (Б.М.Теплов). В процессе их восприятия де- ти переходят от «запаздывающей» к «опережающей» эмоциональной кор- рекции выполняемых действий (А.В.Запорожец, Я.3.Неверович). По мнению И.Г.Вечкановой, режиссерская игра как форма организа- ции деятельности детей позволяет изучить факторы, способствующие из- менению эмоциональной регуляции ребенка, выявить особенности и сред- ства совершенствования производных эмпатических эмоций, умения отра- жать чувства и состояния других, поскольку в этих играх быстро формиру- ется чувство симпатии к взрослому, что обеспечивает эмоциональное бла- гополучие воспитанника. Волевая регуляция раскрывается в развитии чувства пространства (мизансцены), движений (жест, мимика, пантомима), когда необходимо выразить состояние души персонажа, ведет к гармонии души и тела. Поскольку театрализованная игра строится по заранее определенно- му сценарию, в том числе и основанному на художественном произведе- нии, выделим различие сюжета и содержания игры (Д.Б.Эльконин). Сю- жет — это та сфера действительности, которая определена автором текста и моделируется, воспроизводится в театрализованной игре. Содержание игры — то, что именно воспроизводится в сюжете, т. е. моделирование со- циальных отношений и ситуаций в окружающем природном мире. Учеными разработаны тесты и критерии определения уровня разви- тия театрально-игровых умений и навыков детей, которые представлены в программах дошкольного воспитания («Детство», «Развитие» и др.); сфор- мулированы параметры диагностики и развития эмоциональной сферы у детей в процессе специально организованного общения с использованием игр-драматизаций. Разработаны варианты включения театрализованных игр в другие виды детской деятельности, например, выявлена взаимосвязь изобразительной и театрально-игровой деятельности в эстетическом вос- питании детей: во-первых, в оформлении декораций, во-вторых, во взаи- 9 мовлиянии на возникновение образов (Н.А.Ветлугина, Л.Г.Стрелкова). В первом случае изодеятельность является одним из составляющих компо- нентов театрализованной игры, в ходе которой оформляется предметно- игровая среда. Поскольку при постановке важна декорация, необходимо, чтобы она была знакома, значительна на сцене и в игре, так как она создает настроение, «красивую правду и отражает объекты моделируемой реаль- ности (К.С.Станиславский). Во втором случае педагоги и психологи видят истоки детского изобразительного творчества (рисунок, лепка, апплика- ция) в игровой деятельности, в том числе в игре-драматизации (А.Н.Леонтьев, С.И. Мерзлякова, Б.М.Теплов, Е.Л.Трусова). Установлено, что воспроизведение и на его основе творческое воображение гораздо лег- че проявляется в игре, чем в изобразительной деятельности. Театрализованные игры включаются и в процесс овладения решени- ем задач, например, задач-драматизаций, в которых раскрывается мате- матическое содержание (Л.Б.Баряева, А.А.Столяр и др.) и т.д. Театрализо- ванная игра используется на занятиях по развитию речи детей, построен- ных на основе произведений художественной литературы (Д.В. Мендже- рицкая, М.А.Васильева, Е.И.Тихеева, Н.А.Ветлугина), где процесс воспри- ятия литературного текста рассматривается как специфическое общение. Большое значение для развития детей имеет «личная дистанция», ре- чевые и неречевые компоненты при опосредствованном общении: мимика, жесты, «контакт глаз» (Г.Я.Кудрина, А.А.Леонтьев, Э.Холл). В то же вре- мя современное развитие техники позволяет использовать различные сред- ства обучения для знакомства с художественными произведениями, кото- рые затем можно театрализовать. Таким образом, занятия театральной деятельностью с детьми не только развивают психические функции личности ребенка, художествен- ные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты. Вопросы: 1. Каково значение театрализованной деятельности в развитии личности до- школьника? 2. Приведите примеры взаимосвязи театрально-игровой деятельности с другими видами деятельности дошкольников. Задание для самостоятельной работы: Составьте каталог методической литературы, статей журнала «Дошкольное вос- питание» по данной теме за последние семь лет. Литература 1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.- М., 1991. 10
Яндекс цитирования