Главная
Каталог
Библиотека
Избранное
Порталы
Библиотеки вузов
Отзывы
Новости
 
12+
 
Предварительный просмотр документа

Сборник рабочих программ психолого-педагогических дисциплин по специальности 050703 "Дошкольная педагогика и психология"

Автор/создатель: Отв. редакторы - Мусатова Л. Я., Пеньковская О. В.
Год: 2007 
Сборник содержит рабочие программы по основному перечню психолого-педагогических дисциплин по специальности "Дошкольная педагогика и психология", разработанных преподавателями кафедр дошкольной и коррекционной педагогики, возрастной и педагогической психологии согласно ГОСТам 2005 года, современным требованиям и уровню развития науки. Каждая рабочая программа включает цель и задачи данной дисциплины, основное содержание, практические и лабораторные занятия, задания к самостоятельной работе, вопросы к зачетам и экзаменам, списки основной и дополнительной литературы, примерный перечень тем рефератов и курсовых работ, варианты тестов и контрольных работ по семестрам и т.д. Данное учебно-программное издание адресовано студентам факультетов педагогики и психологии дошкольной, может быть полезно преподавателям педагогических колледжей и вузов, готовящих специалистов данного профиля.
Показать полное описание документа
РЕЙТИНГ

Оценка пользователей: 4.3
Количество голосов: 10
Оцените ресурс:
5 4 3 2 1

ОТЗЫВЫ


Популярные ресурсы по теме

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра. Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.
13. Повышение квалификации педагогических и руководящих ра- ботников ДОУ. Цель, задачи направления повышения квалификации педагоги- ческих кадров в ДОУ. Планирование работы методиста дошкольного образования по повышению педагогических кадров ДОУ. Формы по- вышения. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля Текущий контроль осуществляется в ходе опроса по вопросам практических занятий. Итоговый – экзамен, который состоит из отве- та на два вопроса билета и решения педагогической ситуации. Типовые контрольные работы 1. Охарактеризуйте становление системы общественного до- школьного воспитания в период (1917-1936 гг.). 2. Охарактеризуйте становление системы общественного до- школьного воспитания в период (1936-1990 гг.). 3. Раскройте государственный характер дошкольного образования в РФ. 4. Укажите участников образовательного процесса, их права и обязанности. 5. Раскройте преимущества лицензирования аттестации и аккреди- тации ДОУ. 6. Перечислите основные источники финансирования деятельности ДОУ и раскройте механизм их использования. 7. Обозначьте группы тенденций, влияющих на развитие ДУ и вы- работайте рекомендации по их разрешению. 8. Перечислите дополнительный механизм использования и источ- ники финансирования. 9. Раскройте сущность, цель, задачи, принципы управления ДОУ. 10. Охарактеризуйте основные направления работы заведующего ДОУ. 11. Раскройте сущность, задачи, принципы планирования и его взаимосвязь с другими функциями управленческого цикла. 12. Охарактеризуйте функции и направления работы зам. заве- дующего ДОУ. 13. Раскройте назначение, сущность, виды, формы и методы кон- троля. 14. Определите понятие «передовой педагогический опыт» и рас- кройте этапы работы с передовым педагогическим опытом. 15. Опишите формы методической работы с кадрами в ДОУ. 16. Раскройте этапы и методы экспертно-инспекционной деятель- ности. 91 Примерный перечень вопросов для самостоятельной работы 1. Организация питания детей в дошкольном образовательном учреждении. Виды контроля за качеством пищи. 2. Руководство и организация заведующим работы по преемст- венности дошкольного учреждения и школы. 3. Руководство и организация заведующим работы с родителя- ми. 4. Работа заведующего и методиста дошкольного учреждения по самообразованию. 5. Диагностико-аналитическая деятельность заведующего до- школьным образовательным учреждением. 6. Информационное обеспечение дошкольного образовательно- го учреждения. 7. Качество дошкольного образования и основные современные тенденции его развития. 8. Выработка и принятие управленческого решения. Виды управленческих решений. 9. Экспериментальная и исследовательская работа в дошколь- ном образовательном учреждении. 10. Развитие общественного дошкольного воспитания в России в период с конца XIX в. – XX в. 11. Основные направления работы специалиста отдела народно- го образования. 12. Работа методического кабинета дошкольного образователь- ного учреждения. 13. Работа методического кабинета отдела народного образова- ния. Перечень вопросов к экзамену 1. Понятие «методическая работа» в ДОУ. Основные направле- ния работы и должностные обязанности заместителя заведующего по воспитательной работе. 2. Становление и развитие системы дошкольного воспитания в России в 1936-1985 г.г. Задачи и перспективы развития дошкольного воспитания на современном этапе. 3. Процедура приема на работу педагогических работников ДОУ. Испытательный срок. Трудовой договор. 4. Составьте план проверки раздела «Медицинское обеспечение» для проведения комплексной экспертизы ДОУ. 5. Роль государственных документов в регуляции деятельности ДОУ. Основные положения «Типового положения», «Устава ДОУ», «Родительского и учредительного договоров». 92 6. Структура органов управления дошкольным образованием. Во- просы, входящие в компетенцию органов управления образованием. 7. Делегирование. Психологические основы делегирования пол- номочий между работниками ДОУ. 8. Дисциплина труда в ДОУ. Виды дисциплинарных взысканий. Роль заведующего в укреплении дисциплины труда. 9. Нормативные критерии уровня квалификации педагогических и руководящих работников при аттестации. Понятия «разряд», «кате- гория». 10. Природа и сущность педагогической системы. Управление педагогическими системами как разновидность социального управ- ления. 11. Режим рабочего дня в ДОУ, режим рабочего времени и вре- мени отдыха работников. Их виды. 12. Квалификационные требования к специалисту инспекционной службы. Основные направления работы специалиста ОНО. 13. Основания для прекращения договора между администрацией и работником ДОУ. 14. Контролирующая функция управления ДОУ. Классификация видов, методов контроля в ДОУ. Связь контроля с другими функ- циями заведующего. 15. Цели, задачи и основные принципы аттестации педагогиче- ских и руководящих работников ДОУ. Связь аттестации работников с оплатой и качеством труда. 16. Виды методической работы в ДОУ. Роль методической рабо- ты в повышении практического и теоретического уровня педагогиче- ских работников. 17. Основные принципы управления педагогическими системами. Принципы и функции педагогического менеджмента. 18. Понятие «организационной структуры». Принципы построе- ния организационных структур. Виды организационных структур. 19. Составьте план проверки раздела «Игровая деятельность» для проведения комплексной экспертизы. 20. Оборудование и оснащение пищеблока ДОУ. Виды контроля за качеством питания. Документация медицинской сестры по пита- нию детей. 21. Система внутрисадовского управления. 22. Требования к подготовке, проведению педсовета. Методы и формы проведения педсоветов. 23. Сущность государственной аккредитации ДОУ. Процедура проведения государственной аккредитации, ее взаимосвязь с аттеста- цией. 93 24.Лицензирование ДОУ, порядок проведения, предмет эксперти- зы. Роль лицензирования в деятельности ДОУ. 25. Первые дошкольные учреждения в системе образования Рос- сии конца XIX в. учредители, порядок работы. 26. Процедура проведения аттестации педагогических и руково- дящих работников ДОУ. 27. Стиль управления руководителя ДОУ. Типологизация стилей управления. Роль стиля руководства в управлении педагогическим коллективом. 28. Этапы работы с передовым педагогическим опытом: изуче- ние, обобщение, распространение, внедрение. 29. Составьте план проверки «Преемственность между ДОУ и школой» для проведения комплексной экспертизы ДОУ. 30. Функции управления в деятельности заместителя заведующе- го по воспитательной работе. Координация работы заведующего и заместителя. 31. Оформить Родительский договор. 32. Педсовет – как одна из основных форм методической работы. Функции педсоветов. Состав, планирование и формы проведения педсоветов. 33. Оснащение, оборудование и планирование работы методиче- ского кабинета ДОУ. Методическая документация. 34. Эстетические, гигиенические и педагогические требования к зданию, помещениям и оборудованию ДОУ. 35. Виды инспекторских проверок. Оценка качества дошкольного образования. Этапы и методы экспертно-инспекционной деятельно- сти. 36. Оформить Устав ДОУ для одного из видов ДОУ 37. Цель, задачи, содержание аттестации ДОУ. Роль аттестации в повышении качества дошкольного образования. Работа педколлекти- ва по самообследованию. 38. Сущность мотивационной деятельности заведующего ДОУ. Использование методов стимулирования в управлении ДОУ. 39. Психологические основы управления педагогическим коллек- тивом. Социально-психологический климат ДОУ. Его своеобразие. 40. Финансирование ДОУ. Основные и дополнительные источни- ки финансирования. Организация образовательных дополнительных платных услуг в ДОУ. 41. Планирование – одна из функций управления заведующего ДОУ. Сущность, задачи и принципы планирования. Взаимосвязь планирования с другими функциями управления. 42. Составьте примерные «Правила внутреннего трудового рас- порядка в ДОУ». 94 43. Основные методы управления заведующего ДОУ. 44. Составьте план проверки раздела «Трудовое воспитание» для проведения комплексной экспертизы ДОУ. 45. Основные положения Закона РФ об образовании. Его роль в государственном регулировании качества дошкольного образования. 46. Функции управления в деятельности руководителя ДОУ. Пси- холого-педагогические исследования функции управления. Содержа- ние функций управления. 47. Сущность, цель организационно-педагогической деятельности руководителя ДОУ. Ее роль в деятельности заведующего. 48. Передовой опыт. Понятие, критерии оценки передового опы- та, уровни передового опыта. 49. Работа комиссии по аккредитации ДОУ. Категории ДОУ, нормативы их финансирования. Контроль за качеством образования в аккредитируемых учреждениях. 50. Способы управления человека человеком. Человек как объект и субъект управления. 51. Составьте примерный трудовой договор о приеме на работу. 52. Становление и развитие системы дошкольного образования в России в 1917-1936 г.г. Нормативно-правовые документы по органи- зации дошкольного воспитания в период с 1917-1936 гг. 53. Факторы внешней и внутренней среды, прямого и косвенного воздействия, влияющие на развитие ДОУ (экономические, политиче- ские, социальные, этические). 54. Функции и содержание работы государственной инспекции дошкольного образования. Контроль государственной инспекции за качеством дошкольного образования. Права инспектора государст- венной службы. 55. Педагогический анализ в деятельности руководителя ДОУ. Виды и методы проведения. 56. Педагогический анализ в деятельности руководителей дошко- льного образования (город, район). Анализ внешних условий дея- тельности ДОУ. 57. Инновации в системе дошкольного образования. Условия и формы внедрения инноваций. Классификация инноваций. 58. Формы повышения квалификации педагогических и руково- дящих работников дошкольного образования. Планирование работы методиста дошкольного образования по повышению квалификации педагогических работников. 95 Основная литература 1. Бондаренко Л.В., Л.В. Поздняк, Шкатулла В.И. Заведующий дошкольным учреждением. – М.: Просвещение, 1984. 2. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующего. – М.: АТС, 1996. 3. Васильева А.А., Бахтурина Л.А., Кобитина Старший воспита- тель детского сада. – М.: Просвещение, 1990. 4. Калмыкова В.А. Руководство общественным дошкольным воспитанием в районе, городе, области. – М.: Просвещение, 1988. 5. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным обра- зованием. – М.: Академия, 1999. 6. Стёркина Р.Б. Дошкольное образование в России. – М.: АТС, 1996. Дополнительная литература 1. Андреева В.И. Делопроизводство. – М.: Бизнес-школа, 1995. 2. Алексеева А.С. Организация питания детей в дошкольных учреждениях / А.С. Алексеева, Л.В. Дружинина, К.С. Ладодо. – М.: Просвещение, 1990. 3. Волобуева В.Я. Спецкурс: Организация работы методиста детского сада / В.Я. Волобуева, О.М. Газина, В.Г. Фокина. – М.: АПО, 1994. – 84 с. 4. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педа- гогами / Л.М. Волобуева. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96 с. 5. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельно- сти в дошкольных образовательных учреждениях. – М., Новая школа, 1997. 6. Дошкольное образование в России в документах и мате- риалах: сборник действующих нормативно- правовых документов и программно-методических материалов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 472 с. 7. История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1980. – 443 с. 8. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / Лыков, Волобуев. – М.: Издат. Центр «Академия», 1999. 9. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением (в 2-х частях) / Т.П. Колодяжная. – Ростов н/Д: Учитель, 2002. – 128 с. 10. Омаров Л. Руководитель. Размышления о стиле управления. – М.: Просвещение, 1987. 96 11. Пантелеев Г.Н. Оформление помещений дошкольного учрежде- ния. – М.: Просвещение, 1982. 12. Сергеева В.П. Управление образовательными системами: Программно-методическое пособие / В.П. Сергеева. – М.: ЦГЛ, 2002. – 144 с. 13. Скоролупова О.А. Контроль как один из этапов методиче- ской работы в дошкольном образовательном учреждении / О.А. Скоролупова. – М.: «Издательство Скрипторий 200», 2003. – 104 с. 14. Третьяков П.И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам / П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. – М.: Но- вая школа, 2003. – 304 с. 15. Фалюшина Л.И. Управление дошкольным образователь- ным учреждением. Современный аспект / Л.И. Фалюшина. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80 с. 16. Шустов А.И. Справочник по дошкольному воспитанию. – М., 1980. 17. Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руково- дства подалогическим коллективом. – М.:Просвещение, 1996. 18. Шкатулла В.И. Работникам дошкольных учреждений о трудовом законодательстве. – М.: Просвещение, 1990. 19. Журналы «Дошкольное воспитание», «Вестник образования», «Обруч», «Управление дошкольным образовательным учреждением». Ильяшенко М.В. ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕЛИ КУРСА: ознакомление с системой среднего профессио- нального образования, дидактикой средней специальной школы, тео- рией и практикой воспитательной работы в средних специальных учебных заведениях, психолого-педагогическими особенностями сту- дентов средних специальных учебных заведений, психолого- педагогическими основами деятельности преподавателя в педучилище и педколледже, а также овладение умениями преподавательской дея- тельности. ЗАДАЧИ КУРСА: Формирование системы знаний о цели, задачах, содержании и технологии обучения и образования студентов средних специальных учебных заведений. 97 Обучение некоторым практическим умениям и навыкам, свя- занным с анализом, проектированием и конструированием учебного процесса и воспитательной работы в педучилищах и педколледжах. Ознакомление с опытом работы средних педагогических учеб- ных заведений. Формирование интереса к углубленной работе по изучению проблем среднего педагогического образования. Развитие у студентов интереса к учебной деятельности в про- цессе проведения занятий. Воспитание у студентов в процессе обучения нравственных черт личности, составляющих облик современного педагога. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. ЗНАТЬ: Основные понятия, сущность процессов воспитания и обучения в средней профессиональной школе. Требования к минимуму содержания и уровню подготовки сту- дентов педколледжа, устанавливаемые государственным образова- тельным стандартом. Научные основы организации образовательного процесса в пед- колледже. Цели и специфику деятельности, функции преподавателя пед- колледжа как субъекта образовательного процесса. Основы дидактики средней специальной школы (цели, содержа- ние, формы, методы, средства, технологии и принципы обучения). Структуру педагогической деятельности и основы совершенст- вования педагогического мастерства. ВЛАДЕТЬ: ♦ Методикой проведения учебного занятия в педколледже; ♦ Современными методами контроля знаний и умений учащих- ся педколледжа. УМЕТЬ: ♦ Осуществлять руководство педагогической практикой уча- щихся педколледжа; ♦ Организовывать внеучебную деятельность студентов. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основные разделы дисциплины I. Система среднего профессионального образования. II. Дидактика средней специальной школы. 98 III. Теория и практика воспитательной работы в педучилищах и колледжах. IV. Педагогическая деятельность. Педагогическое мастерство. Темы и их содержание 1. Среднее профессиональное образование; его место в системе непрерывного образования. Понятие системы профессионального образования. Закон РФ «Об образовании» в системе профессионального образования. Прин- ципы государственной политики профессионального образования в России. 2. Средние специальные учебные заведения, их роль в подготов- ке кадров. Понятие среднего специального учебного заведения. Педагоги- ческие средние учебные заведения: педагогические училища и педаго- гические колледжи. Типовое положение о среднем специальном учеб- ном заведении. Структура среднего специального учебного заведения. Задачи педагогического училища (колледжа). 3. Возникновение и развитие среднего педагогического образо- вания в России. Уровень образования специалистов среднего звена на современном этапе. Этапы становления средней профессиональной педагогической школы в России. Состояние среднего педагогического образования на современном этапе. Основные направления развития среднего про- фессионального образования. Базовый и повышенный уровни средне- го профессионального образования. 4. Содержание среднего педагогического образования. Содержание обучения в учебном плане, учебных программах, учебниках и учебных пособиях. Обусловленность содержания образо- вания социально-экономическими потребностями общества на данном историческом этапе, уровнем и перспективами развития науки. Гума- нитарные, общенаучные, общепрофессиональное и специальное обра- зование в средних специальных учебных заведениях, их содержание и назначение. 5. Государственный образовательный стандарт. Образова- тельные программы педагогических колледжей и училищ. Государственные требования к минимуму содержания образо- вания и уровню подготовки выпускника учебного заведения по специ- альности. Содержание базового и повышенного уровней среднего пе- дагогического образования. Примерные учебные программы для пед- колледжа. 99 6. Преподаватель педагогического колледжа, училища как субъ- екта образовательного процесса: цели деятельности, функции, спе- цифика. Роль преподавателя в подготовке специалистов. Функции пре- подавателя: образовательные, воспитательные, методические. Требо- вания к квалификации лиц, занимающихся педагогической деятельно- стью. Права, социальные гарантии и льготы работников образова- тельных учреждений в Законе РФ «Об образовании». Структура педа- гогической деятельности. Требования к личности педагога. Профес- сиональная этика педагога. Педагогический такт и его значение в вос- питании. 7. Студент как субъект образовательного процесса: возрас- тные особенности, характеристика учебной деятельности. Возрастные особенности студентов средних специальных учеб- ных заведений. Особенности познавательных и эмоциональных про- цессов. Мотивы выбора профессии. Основные факторы, влияющие на формирование личности в юношеском возрасте. Психология учебной деятельности. Обучение как процесс управления познавательной дея- тельности. Учебная активность студентов и факторы, определяющие ее. 8. Характеристика образовательного процесса в педучилищах и педколледжах. Теоретическая и практическая подготовка в средних специаль- ных учебных заведениях. Содержание обучения в педагогических средних специальных учебных заведениях. Содержание общекультур- ной подготовки в педколледже. Содержание общепрофессиональной подготовки. Содержание специальной подготовки. 9. Технологии обучения как совокупность форм, методов и средств обучения. Деятельностный подход и технология личностно- ориентированного обучения. Понятие технологии обучения. Развитие технологий обучения. Технологии, ориентированные на усвоение системы знаний. Техноло- гии, ориентированные на формирование деятельности. Технологии, ориентированные на интеллектуальное развитие обучающихся. Про- граммирование обучения. Проблемное обучение. Выбор технологии обучения. Концепция и технология личностно-ориентированного обу- чения. 10. Методы обучения. Классификация методов обучения. Классификация методов обучения по направленности их на решение дидактических задач: на- правленные на первичное овладение знаниями и обеспечивающие за- 100
Яндекс цитирования