Главная
Каталог
Библиотека
Избранное
Порталы
Библиотеки вузов
Отзывы
Новости
 
12+
 
Предварительный просмотр документа

Изучение темы "Состав слова" в начальной школе

Автор/создатель: Блохина Г.В., Степанова И.Д.
Год: 2000 
 Изучение материала по морфемному составу слов и словообразованию служит цели развития мышления и речи учащихся, цели вооружения их системой знаний о языке. Получаемые знания, формируемые умения и навыки помогают младшим школьникам разобраться в закономерностях слово- и формообразования, создают базу для сознательного овладения правописанием.
Показать полное описание документа
Популярные ресурсы рубрик:
РЕЙТИНГ

Оценка пользователей: 2.5
Количество голосов: 123
Оцените ресурс:
5 4 3 2 1

ОТЗЫВЫ


Популярные ресурсы по теме

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра. Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.
иц-а, снег – под-снеж-ник, лес – пере-лес-ок. При помощи префиксально- суффиксального способа словообразования возможно образование но- вых слов, относящихся к другой части речи, чем производящее слово. Как правило, к этому способу относят производство новых слов путем суф- фиксации предложно-падежной формы или сочетания с отрицанием, в которых предлог и отрицательная частица в процессе словообразования превращаются в приставку. Например, до срока – до-сроч-н-ый. Постфиксальный способ словообразования (постфиксация) –это образование новых слов путем присоединения к производящему сло- ву постфикса. Производное слово относится к той же части речи, что и производящее слово. Этот способ применяется при образовании глаголов (например, стучать – стучаться, бить – биться), неопреде- ленных местоимений от вопросительно-относительных местоимений ( что – что-либо, кто – кто-то). Постфиксация - способ, продуктив- ный только для глаголов. Префиксально-постфиксальный способ словообразования – это образование новых слов путем присоединения к производящему сло- ву одновременно приставки и постфикса. Этим способом образуют- ся только глаголы. Например, ехать – раз-ехать-ся. Суффиксально- постфиксальный способ словообразования – это образование новых слов путем присоединения к производящей ос- нове одновременно суффикса и постфикса. Этим способом образу- ются только глаголы. Например, гордый – горд-и-ть-ся. Безаффиксный способ словообразования - характерен только для имен существительных, при этом производящими основами могут выступать только основы глаголов и имен прилагательных. Суть этого способа состоит в том, что производящая основа без присое- динения каких-либо аффиксов становится основой существительно- го. Например, сухой – сушь, зеленый – зелень, записать – запись. Среди неморфологических способов словообразования для русского языка характерны лексико-синтаксический, лексико-семан- тический и морфолого-синтаксический способы. Под лексико-синтаксическим способом словообразования под- разумевается образование новых слов путем сращения в одно слово двух или более лексических единиц. Новые слова могут образовываться как на основе сочинительной связи, так и подчинительной. Например, высоко и развитый → высокоразвитый, время и препровождение → времяпрепро- вождение, тот час → тотчас. При этом способе одно из слов, входивших в словосочетание, утрачивает формы словоизменения, происходит превра- 31 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com щение слов в морфемы в структуре вновь образованного слова. Лексико- синтаксический способ в русском языке продуктивен лишь в словообра- зовании имен прилагательных и служебных слов. Лексико-семантический способ словообразования – это способ, при котором новые лексические единицы возникают в результате измене- ний в семантике уже существующих в русском языке слов. Лексико- семантический способ словообразования заключается, таким образом, в том, что разные значения одного и того же слова превращаются в разные слова. Например, гнет → “эксплуатация” и гнет → “груз для отжима”, палата → “помещение” и палата → “учреждение”, край → “край стола, поля” и край → “отчизна”. При лексико-семантическом способе словообразования слова образуются как на базе отдельных слов, так и на базе словосочетаний, например, сахарный песок> пе- сок, вавилонское столпотворение> столпотворение. Морфолого-синтаксический способ словообразования – это спо- соб, при котором в языке появляются новые лексические единицы в результате перехода слова или отдельной словоформы одного грам- матического класса в другой. При этом способе фонетически новых слов не образуется. В переходе слов одного грамматического класса в другой следует различать два подтипа: лексикализацию отдельной грамматической формы (т.е. превращение ее в новую лексическую единицу) и семантико-грамматическое переоформление целой пара- дигмы. При лексикализации какой-либо отдельной грамматической формы новое слово получает все признаки, присущие той части речи, в которую оно переходит. Здесь выделяют следующие разновиднос- ти данного способа: 1) субстантивация – переход слов других частей речи в класс имен существительных: пирожковая, мостовая, столо- вая, больной; 2) адъективация – переход слов других частей речи в класс имен прилагательных: открытое лицо, знающий, колючий, изысканный; 3) прономинализация – переход слов других частей речи в класс местоимений: в определенный момент, при следующих об- стоятельствах; 4) адвербиализация – переход слов других частей речи в класс наречий: рядом, бегом; 5) переход слов других частей речи в служебные слова: благодаря, вокруг, пожалуй; 6) переход слов дру- гих частей речи в междометия: батюшки! караул! будет! чу! Слово, переходящее в другую часть речи, может приобретать все признаки новой части речи, а может сохранять некоторые при- знаки исходной части речи. Например, форма глагола быть 3 лица ед.числа суть при переходе в класс существительных приобрела все 32 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com признаки последнего, а имена прилагательные при переходе в класс имен существительных сохраняют свое склонение. Например, мороженое, пи- рожковая. Наиболее эффективным этот способ является при словообра- зовании имен существительных и прилагательных, поскольку они относят- ся к наиболее “открытым” для новых единиц частям речи. МОРФЕМНЫЙ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ. Определяя структуру слова, необходимо разграничивать два вида разбора: морфемный и словообразовательный. Каждый из них имеет свои цели и задачи. Морфемный анализ имеет своей целью ус- тановление морфем, из которых состоит данное слово, т.е. определе- ние их состава и структуры. Он широко используется в школе и называется разбором слова по составу. Разбор по составу слова иг- рает в школе огромную роль прежде всего в обучении орфографии, т.к. основной принцип русской орфографии – морфологический, для которого характерно выделение морфем и их единообразное обо- значение в разных словах и формах одного и того же слова. Под мор- фемным составом слова в современной лингвистике понимается со- вокупность морфем, входящих в состав данного слова (данной сло- воформы). Под морфемной структурой слова понимается взаимо- связь, взаимоотношение между морфемами, входящими в состав определенного слова (определенной словоформы), последователь- ность в расположении морфем в слове (словоформе). Изучение словообразовательной структуры производных слов составляет одну из важнейших задач раздела словообразования, явля- ется основной целью словообразовательного анализа. Подлинный морфемный анализ, по утверждению В.В.Лопатина,– анализ отдельного слова, группы сходных по структуре или по какому- либо грамматическому признаку слов, наконец, морфемный анализ язы- ка в целом – начинается тогда, когда уже установлена (путем последова- тельно примененного словообразовательного анализа) словообразова- тельная структура слова, выяснено значение (в том числе словообразова- тельное) каждой морфемы и структурная функция каждой вычленяемой в слове морфемы. Словообразовательный и морфемный анализ не следует сме- 33 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com шивать. Морфемный анализ отличается от словообразовательного анализа и по задачам и по результатам. Цель его - установить, из ка- ких морфем состоит слово. В результате морфемного анализа мы изучаем состав слова. Морфемный анализ слова не может ответить на вопрос: как образовано анализируемое слово? При словообразова- тельном анализе мы должны соотнести изучаемое слово с произво- дящим. Словообразовательный анализ показывает нам, что слова образуются не только из мельчайших строительных единиц слова – морфем, но и из более крупных частей – целых строительных бло- ков, состоящих более чем из одной морфемы. Задача словообразова- тельного анализа заключается в установлении словообразователь- ной структуры слова, т.е. в выделении производящей основы слова и последовательности присоединения (или отсечения) аффиксов. На- пример, в результате морфемного анализа в слове учительская выде- ляются значимые части: окончание –ая, корень –уч -, суффиксы – и-, -тель-, -ск-. В процессе словообразовательного анализа устанавли- вается, что данное слово имеет следующую словообразовательную структуру: производящую основу учитель, суффикс –-ск-, иначе го- воря, данное слово образовалось путем присоединения суффикса к производящей основе (морфологический способ, суффиксальный). Таким образом, выяснить состав слова – это значит установить все морфемы, из которых состоит слово, это и есть морфемный анализ слова (добр-ый, добр-як, добр-о; сказ, рас-сказ, сказ-к-а). Проделать словообразовательный анализ – это значит найти то исходное слово, т.е. ту производящую основу, от которой образовано данное, именно это слово; словообразующие аффиксы и определить, каким способом оно об- разовано. Так, слово рассылка образовано с помощью суффикса –к- от производной основы рассыл -, ставшей для данного слова производя- щей основой. С помощью суффикса –ств - образовано слово пароход- ство от производящей (производной) основы пароход -. И, наконец, нужно отметить, что основной принцип морфем- ного и словообразовательного анализа состоит в том, что, во-пер- вых, слово должно рассматриваться на фоне родственных и одно- структурных ему слов, а, во-вторых, оно (слово) должно рассматри- ваться в совокупности всех присущих ему грамматических форм. При проведении морфемного разбора нужно соблюдать опре- деленную последовательность: 1) установить, к какой части речи относится разбираемое слово; 2) если слово изменяемое, выделить основу и окончание; 34 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 3) для выделения словообразующих морфем надо сопоставить ос- нову данного слова с производящей основой, т.е. основой того слова, от которого образовано данное: 4) для выделения корня сравнить ряд родственных слов. Порядок словообразовательного разбора слова. 1) дать толкование лексического значения слова (например: слушатель – это тот, кто слушает что-нибудь); 2) сравнить состав данного слова с однокоренным (слушатель – слушать), выявить ту часть (или части) слова, с помощью которых оно образовано (-тель); 3) определить производящую основу (слуша- из слова слушать) Дать толкование лексического значения слова – обязательный этап словообразовательного разбора. Выясняя значение слова, уча- щиеся невольно обращаются к его составу, к значению составляю- щих его морфем, а это приводит к вычленению именно той морфе- мы, с помощью которой произошло образование данного слова от производящего. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ “СОСТАВ СЛОВА”. Изучение темы “Состав слова” необычайно важно для школь- ников по нескольким причинам: 1. Школьники овладевают одним из ведущих способов раскры- тия лексического значения слова. 2. Дети узнают об основном способе словообразования, мор- фологическом. 3. Осознание роли морфем в слове, а также семантического зна- чения приставок и суффиксов содействуют формированию точности речи. 4. Анализ морфемного состава слова, упражнения в словооб- разовании являются действенным средством развития логического мышления и речи. 5. Без знания морфем, умения их вычленения невозможно ус- 35 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com воение орфографии, так как формирование орфографического навыка происходит по традиционным программам на основе морфологического принципа. “Уяснение значения слов, - писал профессор П. О. Афанасьев,– важно и для практического употребления языка: оно будет способ- ствовать тому сознательному овладению языком, которое, увеличи- вая запас слов учащихся, превращает их в отчетливые ясные и точ- ные орудия мысли”. Производя разбор слова по составу, учащиеся в процессе этой работы осмысливают в слове значение каждой морфемы. Так, выде- ление в слове корня позволяет учащимся глубже понимать основное значение слова, так как, по выражению М. А. Рыбниковой, “найти в слове корень – это значит найти внутренний смысл слова, то же, что зажечь внутри фонаря огонь”. Изучая состав слова, осмысливая его структуру, дети начинают понимать зависимость лексического зна- чения от словообразовательных элементов, что способствует созна- тельному умению орфографии. При изучении темы “Состав слова” необходимо помнить, что в начальной школе мы занимаемся не этимологическим анализом, а морфологическим. В чем разница между ними? При этимологичес- ком анализе мы выясняем происхождение того или иного слова, от- мечаем, какие изменения произошли в данном слове в процессе раз- вития языка. Эти изменения могли быть самыми различными: могло очень измениться значение слова, в результате чего утратилась и смысловая связь с родственными словами, например, слово стол в современном языке утратило значение “престол”, в результате это- го мы не можем в современном языке выделить корень стол в слове столица, это слово имеет корень столиц- и окончание -а. То же про- изошло и в словах пасмурный, щетина, нужный, так как образовав- шие их слова смурый (хмурый), щета, нужа исчезли из языка. Морфологический анализ слова заключается в выявлении его живых языковых связей, поэтому оно членимо только до тех пор, пока оставшаяся часть имеет какое-то значение. Например, в словах калина, малина мы не можем выделить суффикс –ин-, так как остав- шиеся части–кал-, мал- и смород- лишены смысла. Морфологический анализ происходит на базе лексической сопоставимости производ- ного слова и производящего. Это значит, что выделить в слове при- ставку или суффикс можно только в том случае, если значение ана- лизируемого слова мы можем объяснить через значение родственно- 36 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com го слова, лишенного этого суффикса и приставки. В слове точильщик суффикс –льщик, так как глагольная часть точи-, потому что точильщик – это “тот, кто точит”. Слово чайник – это “посуда для приготовления чая”, следовательно, здесь суффикс – ник. Корень, приставка, суффикс и окончание – словообразователь- ные понятия. В них обобщены существенные признаки языковых явлений. При формировании понятия корень младшие школьники ори- ентируются на три существенных признака: корень – главная часть слова; корень является общей частью для всех однокоренных слов; в корне заключается общий смысл для всех однокоренных слов. Несу- щественным признаком для корня – является абсолютное единооб- разие написания во всех родственных словах, так как в корне могут быть беглые гласные, чередующиеся согласные. Однако этот при- знак в начальной школе не рассматривается. Здесь просто останав- ливается внимание детей на том, что в корнях родственных слов та- кое явление может иметь место. Для окончания как морфемы характерны два таких существен- ных признака: окончание – изменяемая часть слова; окончание вы- полняет синтаксическую функцию (служит для связи слов в предло- жении) или формообразующую (зима – зимы). Окончание имеет и ряд несущественных признаков. Так, окончание стоит чаще всего в конце слова, однако в языке есть слова, где окончание стоит перед суффиксом (стелется). В слове окончание обозначается буквой или буквами, но бывают случаи и нулевого окончания (стол). Существенными признаками приставки являются: словообра- зующая функция (реже формообразующая), место перед корнем; при- ставки образуют слово той же части речи. При знакомстве с суффиксом выделяются следующие суще- ственные признаки: с помощью суффикса можно образовать слово с новым лексическим значением, а также придать слову тот или иной смысловой оттенок (дом – домик). Процесс работы над словообразо- вательными понятиями можно условно разделить на четыре этапа: 1. Анализ языкового материала и выделение существенных признаков понятия; 2.Обобщение признаков понятия, установление связей между признаками, введение термина; 3. Осознание формулировки понятия (определение); 4. Конкретизация словообразовательных понятий на новом 37 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com языковом материале и введение несущественных признаков. В результате изучения морфемного состава слова решаются следующие задачи: - формирование понятий: “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окон- чание”, - развитие представлений о взаимосвязи между лексическим значе- нием слова и его морфемным составом, - формирование навыка правописания проверяемых безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова, слит- ного написания приставок, - развитие умений осознанно употреблять в речи слова с приставка- ми и суффиксами, объясняя значение слов. Методы и приемы, используемые при изучении темы “Состав слова”. В начальных классах только начинают формироваться знания и умения учащихся по составу слова. Поэтому основные методы ра- боты, используемые учителем, являются: слово учителя, беседа, на- блюдение и анализ языковых явлений, самостоятельная работа. Слово учителя – один из важнейших источников приобрете- ния знаний учащимися о значимых морфемах, о способах словооб- разования, о морфемном анализе. Учитывая возрастные особеннос- ти школьников, преподаватель излагает те или иные сведения очень сжато, конкретно, наглядно, по преимуществу в виде справок, крат- ких объяснений, попутных замечаний при морфемном анализе. На- пример, при разборе слова “объявлю” дети подбирают родственные “предъявить, явь, явление” и определяют корень “-яв-”, при этом “л” они рассматривают как суффикс прошедшего времени. Здесь учитель сообщает ребятам, что “л” в некоторых словах возникает для благо- звучия, он считался раньше суффиксом, который не несет ни какого значения (“молчаливый” суффикс). В настоящее время мы можем рассматривать его в составе корня, как появляющееся чередование в//вл: молвить – молвлю. При изучении приставок, а так же в ходе морфемного анализа учитель может сообщить сведения о лексическом значении некото- рых приставок. Так, при анализе слов “подчеркну, подрою, подло- жу” он обращает внимание на то, что приставка “под” придает всем словам значение направления вниз. Это происходит потому, что рань- 38 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com ше существовало слово “под”, которое обозначало “низ, пол, гороизон- тальная поверхность в печи”, “под печи”. Метод беседы состоит в том, что учитель, опираясь на имею- щиеся у детей знания, подводит их к новым знаниям при помощи определенной системы вопросов, на которые учащиеся дают моти- вированные ответы. При усвоении новых знаний вопрос строится таким образом, что ответ отличался только заменой вопросительного слова или со- четания слов. Так, при изучении суффиксов первый вопрос после наблюдения формулируется следующим образом: “Как называется значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для обра- зования новых слов и форм слова?”. Итоговый же вопрос может зву- чать так: “Что такое суффикс?” Активизирующие вопросы побуждают учащихся сравнивать, наблюдать, делать выводы, например: “Что общего в словах “морс- кой” и “уморился”. Являются ли они однокоренными?” или “Почему суффиксы и приставки называют словообразовательными частями слова? Приведите примеры. Объясните значение слова “приморский” через родственное слово. Подумайте, от какого слова и как образова- лось слово “приморский”, от основы слова “морской” или “море”? Таким образом, при помощи беседы углубляются знания, ак- тивизируется мышление, формируется интерес к слову, развивается речь учащихся. Метод наблюдения и анализа языковых фактов заключается в том, что дети под руководством учителя пристально всматриваются в строение слов, вычленяют значимые морфемы, определяют их зна- чение, обращают внимание на взаимное расположение в слове, взаи- мозависимость; прослеживают изменение звуков одного и того же корня; замечают разницу в произношении и написании морфем; об- наруживают закономерности построения одноструктурных слов. Все перечисленные знания и умения формируются у детей не сразу, а по мере овладения такими приемами работы, как анализ и синтез, сравнение и замена, обнаружение сходства в различном и различия в сходном, обобщения и выводы. Для развития умения на- блюдать большое значение приобретает использование нагляднос- ти. Так, при изучении значимых частей основы большое значение имеет расположение слов для анализа на доске: ЛЕС ………………..Пространство, заросшее деревьями. 39 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com ЛЕС ………………..Небольшой лес. ЛЕС ………………..Небольшой лесной участок, отделенный поляной, лужайкой. Учитель предлагает детям определить значение всех слов, а за- тем дописать слова так, чтобы получилось слово с заданным значе- нием. По мере дополнения слов цветным мелом дописываются необ- ходимые морфемы. Сравнивая значение бывшего и получившегося слова, дети указывают, какая часть слова послужила для образова- ния новых слов. Особое значение имеет работа со словообразовательными це- почками. Однако она должна учитывать уровень знаний и умений учащихся. Например, учитель сообщает детям, что слово образуется только с помощью одного суффикса и предлагает определить этот суффикс в парах слов: лес – лесной; лесной – лесник и построить цепочку слов по мере их словообразования ( глаз, глазной, глазни- ца; вода, водный, водник; транспорт, транспортный, транспортник). Большую пользу приносит работа по наблюдению над морфем- ным составом одноструктурных слов. Структуру этих слов можно представлять в модели: (корень) + н + ый – относящийся к чему-либо (лесной, грибной, глазной); (корень) + е + ть – постоянно становить- ся каким-то (алеть, молодеть, здороветь, умнеть); (корень)+ ова + ть – что делать? (беседовать, зимовать, рисковать, штриховать). Рассмотрение одноструктурных слов в структурно-семантичес- ком плане подготавливает учащихся к более осмысленному наблю- дению над изменением в значениях однокоренных слов, поскольку служебные морфемы дополняют и уточняют лексическое значение корня. Самостоятельная работа учащихся при изучении состава слова заключается в выполнении разнообразных упражнений учебника, заданий учителя. В последнее время большое распространение полу- чила работа с тестами, имеющими обучающий характер. В этих тес- тах требуется не только выбор правильного ответа, но и определе- ние причин ошибок. Качество самостоятельной работы зависит от ее организации, от оснащения учебного процесса справочными ма- териалами. При самостоятельной работе обучающего характера дети должны иметь возможность справиться в опорах, таблицах, у учите- ля в случае возникновения затруднений. Большую помощь в само- стоятельной работе в начале изучения материала оказывает плани- рование деятельности детей, которое дается на этапе инструктажа. 40 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
Яндекс цитирования