Главная
Каталог
Библиотека
Избранное
Порталы
Библиотеки вузов
Отзывы
Новости
 
12+
 
Предварительный просмотр документа

Литература. 6 класс: Методические советы

Автор/создатель: Полухина В.П.
 
Главной идеей программы литературного образования является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX веков, что поможет подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, создать систему литературного образования в школе. Предложенные в пособии методические рекомендации, вопросы и задания помогут организовать работу, но это не значит, что учитель должен использовать только их. Напротив, они предполагают максимальную активность и творческую свободу учителя, который может построить собственную систему изучения произведений.
Показать полное описание документа
Популярные ресурсы рубрик:
РЕЙТИНГ

Оценка пользователей: 2.7
Количество голосов: 693
Оцените ресурс:
5 4 3 2 1

ОТЗЫВЫ


Популярные ресурсы по теме

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра. Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.
2. Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок? Очень важно при этом обратить внимание на детали, которые выдавали учительницу во время игры. Тогда станет ясно, что мальчик все-таки понял истинный смысл игры, которую предложила ему учительница. Дома школьники готовят сообщение о герое по плану, предложенному в хрестоматии. Желающие могут попробовать самостоятельно составить на выбор цитатный план к рассказу о герое или составить план самого рассказа (простой или цитатный). Следующий урок начинается с обсуждения плана к рассказу о герое и плана произведения В. Распутина. Вот примерный план рассказа «Уроки французского». Простой план Цитатный план 1. «Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска». 1. Одиночество мальчика. 2. «Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня». 2. Драка. 3. «Но больше всего подгонял голод. Мне 3. Снова избили. нужен был рубль — уже не на молоко, а на хлеб». 4. Занятия французским языком. 4. «Я шел туда как на пытку». 5. Игра в «замеряшки». 5. «Что ж, давайте играть по-настоящему, Лидия Михайловна, если хотите». 6. Лидия Михайловна уехала. 6. «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они». Рассказ о герое завершается беседой с учащимися и ответом на вопросы: «Почему рассказ называется „Уроки французского“? В чем смысл этого произведения?» Для ответа на эти вопросы привлекается материал вступительной статьи «Уроки доброты», где В. Распутин заостряет внимание на нравственном, духовном опыте человека как наиболее ценном, чем владеют люди, что скрепляет поколения. К уроку можно предложить шестиклассникам принести различные издания книги В. Распутина «Уроки французского», чтобы иметь возможность рассмотреть иллюстрации разных художников: В. Гальдяева, Ю. Тризны, А. Шпирко и др. Беседа проходит примерно по следующим вопросам: «Каким каждый из художников изобразил главного героя? Кто, по-вашему, точнее и глубже раскрыл его характер?» Если дети видели телепостановку рассказа «Уроки французского», то можно предложить им подумать над вопросами: «Какие сцены вам показались особенно удачными? Какое впечатление произвел главный герой? Таким ли вы его представляли ранее? Совпали ли ваши представления от прочитанного с увиденным?» Дома учащиеся пишут самостоятельную работу по выбору: 101 1. Герой рассказа В. Распутина «Уроки французского». 2. Приходилось ли вам встречать человека, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро? Расскажите о нем и его делах. Ф. А. ИСКАНДЕР «Тринадцатый подвиг Геракла» Мало кто из шестиклассников знаком с произведениями Фазиля Искандера. Поэтому урок должен быть построен так, чтобы учащиеся могли познакомиться с этим интересным писателем, с его произведениями. Творчество Фазиля Искандера прочно связано с его родиной, с абхазскими горами, яркими красками южного неба и моря, с воспоминаниями детства. Герои книг — по большей части земляки автора. Это великие труженики, простые, веселые и гордые люди. Много в этих книгах и товарищей его детства. Сам писатель так сказал о себе: «Я русский писатель, но певец Абхазии». В одном из интервью Искандер заметил об этом так: «Я никогда не задумываюсь о том, чтобы быть ярко национальным абхазским писателем. Это должно получаться само собой. Я беру тот или иной момент абхазской жизни не потому, что он абхазский, а потому, что вижу в этом талант действительности. „Вот это интересно, — я говорю, — об этом интересно поговорить“. А потом это уже оказывается и национально наиболее ярким»18. Фазиль Абдулович Искандер родился в 1929 году в Сухуми. Детство его прошло в горном селе и в сухумском дворике, куда он приезжал на лето к родным. Отец был служащим. Еще с дореволюционных времен у него был иранский паспорт, поэтому в 1938 году он был депортирован за пределы СССР вместе с другими лицами иранского происхождения. Больше никогда Фазиль Искандер не видел своего отца. Уже будучи взрослым, он узнал о том, что по прибытии в Иран отец был арестован и отправлен на каторжные работы. Окончив школу, Искандер отправляется в Москву, где хочет поступить в Университет на философский факультет. Это ему не удается. Он становится студентом Государственного библиотечного института. Он пишет стихи и в 1951 году переходит в Литературный институт имени Горького, который заканчивает в 1954 году. В 1957 году вышла первая книга стихов Ф. Искандера «Горные тропы». Но настоящая известность пришла к нему с прозой. Еще в 1956 году в журнале «Пионер» был напечатан рассказ «Первое дело». Через шесть лет в «Юности» появляются два его новых рассказа — «Рассказ о море» и «Петух». В 1964 году в журнале «Сельская молодежь» был напечатан рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». И в этом же году восемь рассказов Искандера были включены в пятитомник «Библиотеки произведений советских писателей». Проза Искандера началась с рассказов о детстве. В небольших смешных и трогательных рассказах писатель ставит серьезные нравственные вопросы: что такое честь и бесчестие, достоинство и трусость, в чем состоит коварство, как выражается предательство? Эти вопросы станут в дальнейшем 102 главными в творчестве Ф. Искандера. Обращение к детству не снижает глобальности этих вопросов, а лишь делает их более близкими читателю. Рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» рекомендуется программой для чтения и обсуждения в классе. Поэтому все учащиеся дома прочитают его и постараются ответить на вопросы: «Какой смысл вкладывает писатель в название своего рассказа? Какое из прочитанных произведений вспоминается при этом?» Задача урока по рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла» не должна исчерпываться разговором только об этом произведении. Еще важнее познакомить учащихся с другими рассказами писателя, пробудить у них желание и интерес читать их. Поэтому учитель заранее советует желающим прочитать к уроку и другие рассказы писателя, например: «Рассказ о море», «Первое дело», «Мученики сцены», «Дедушка», «Лошадь дяди Казыма», «Запретный плод», «Петух» и др., чтобы затем высказать свое мнение. Такая беседа в классе имеет большое значение, так как она не только даст возможность высказать свои впечатления о прочитанном, но и явится хорошей рекомендацией для тех учеников, которые еще плохо знакомы с творчеством писателя. Если учитель имеет возможность, хорошо было бы на такую беседу отвести целый урок. Урок по рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла» может быть построен по-разному, это будет зависеть от желания учителя и возможностей класса. Но при всех обстоятельствах надо в начале урока познакомить с биографией писателя. В одном случае это будет краткое вступительное слово учителя, в другом — чтение (в сокращении) учителем или заранее подготовленным учеником интересного юмористического автобиографического рассказа «Начало» (чтение занимает 10—12 минут). Следующий этап урока — обмен впечатлениями от прочитанных дома рассказов Ф. Искандера. Хотелось бы при этом привести мнение критика: «К рассказам Искандера о детстве возможно два отношения… иной читатель воспримет их как пустяковые, юмористические легкие историйки, забавные эпизоды. И второе — понимание того, что за благополучием и юмором, за внешней „пустяшностью“ скрывается драматическая сущность, а художественная сила воздействия основана на противоречии между праздником и трагедией, „пустяком“ и проблемой, в которой увязаешь, как только начинаешь этот „пустяк“ распутывать»19. И еще: «Не надо думать, что если герои — маленькие, если сюжеты — камерные, то и проблемы соответственно малы. Искандер обладает способностью не только „делать из мухи слона“, но и исследовать „муху“ так, что на ней будет показана серьезнейшая, пожалуй, и сегодня актуальная проблематика»20. Для того чтобы ученики не прошли мимо главного в прочитанных рассказах, можно беседу в классе сопровождать отдельными вопросами, например такими: «Какое настроение вызвал у вас „Рассказ о море“? Как можно было бы назвать его по-другому? Почему день, описанный в рассказе „Первое дело“, становится событием в жизни героя? Сформулируйте кратко, о чем рассказ „Мученики сцены“. Какова его главная мысль?» Было бы хорошо, если бы учитель выделил время и рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» был прочитан в классе. Это дало бы возможность почувствовать своеобразие прозы писателя, особенность его стиля, силу и обаяние юмора. Если же придется ограничиться домашним чтением рассказа, то очень важно так организовать работу в классе, чтобы постоянно звучал текст на уроке. 103 Рассказ Искандера изучается в конце учебного года, когда учащиеся уже овладели необходимыми знаниями и литературными умениями. Поэтому анализ этого произведения будет своеобразной проверкой того, что знают и что уже умеют делать учащиеся. При этом следует отметить, что лишь на первый взгляд рассказ этот кажется простым. Он повествует вроде бы всего лишь о том, как мальчик пытался обвести вокруг пальца своего учителя, чтобы не получить двойку. Развитие этой, казалось бы, простой истории преображает ее в глубоко философский рассказ о том, что такое смех и как он противостоит обману, фальши, лжи. Понимание этого поможет правильно ответить на вопрос, в чем состоит главная идея этого произведения, и сформулировать ее. Останавливаясь на своеобразии этого рассказа, уместно обратиться к статье учебной хрестоматии «Юмор», предложить учащимся выделить юмористические эпизоды в рассказе и подумать, как, каким образом писателю удается в каждом конкретном случае вызвать смех. Обращаясь к вопросу, предложенному учащимся в качестве домашнего задания («Какой смысл вкладывает писатель в название своего рассказа? Какое из прочитанных произведений вспоминается при этом?»), учащиеся говорят о мифах Древней Греции — «Двенадцати подвигах Геракла» — и делают вывод, что название этого произведения (как и отчество учителя — Диогенович) еще в большей степени увеличивает юмористическое его звучание. Завершить разговор можно следующим заданием: «Предположим, что этот рассказ будет иллюстрировать художник. Какие, на ваш взгляд, эпизоды выберет он, чтобы точно передать суть рассказа?» Дома учащимся предлагается написать сочинение о том, каким они представляют рассказчика. Предварительно нужно выделить эпизоды, поступки, слова, наиболее яркие для его характеристики. Сочинение следует озаглавить. План (примерный) 1. Кто такой рассказчик? 2. Как он относится к товарищам по классу? 3. Почему Харлампий Диогенович сравнил его с Гераклом? 4. Как сам герой оценивает свои поступки? 5. Каково авторское отношение к нему? В заключение урока учитель может сообщить учащимся о том, что есть у Искандера герой, который как бы наследует все лучшее, что было воплощено в характерах героев предшествующих рассказов. Его зовут Чик. Ф. Искандер создал целый цикл повестей и рассказов о Чике, которые складываются в отдельную книгу, где повести и рассказы, как главы, продолжают и дополняют друг друга. Учащимся рекомендуются эти книги для самостоятельного чтения: «День Чика», «Ночь и день Чика», «Возмездие», «Защита Чика», «Чаепитие и любовь к морю», «Животные в городе», «Чик на охоте», «Подвиг Чика». 104 Уроки внеклассного чтения по теме «Произведения писателей XX века» Особое место в системе литературного образования школьников занимают уроки внеклассного чтения по произведениям писателей XX века. В центре внимания — произведения, которые затрагивают общечеловеческие ценности, вопросы нравственного воспитания. Это прежде всего относится к произведениям о родной природе. На этих уроках следует не только помочь увидеть и пережить красоту, пополнить и обогатить знания о природе — задача этих уроков состоит прежде всего в том, чтобы сделать школьников духовно богаче. Возможностей для проведения урока внеклассного чтения по произведениям о родной природе множество. Учащимся, например, можно предложить прочитать рассказы М. Пришвина «Таинственный ящик», «Синий лапоть», «Золотой луг» и другие и подумать, чем эти рассказы отличаются от «Кладовой солнца». Что в них общего? Урок внеклассного чтения можно провести по любой из книг, рекомендованных учащимся для самостоятельного чтения: Б. Житков. «Звери и птицы земного шара», М. Пришвин. «Этажи леса», «Лоси», «Остров спасения», «Ужасная встреча», «Предательская колбаса», Г. Скребицкий. «За лесной завесой», «От первых проталин до первой грозы» и др. Очень важным нам представляется обращение к произведениям научно- художественного жанра, которые не только закрепляют интерес учащихся к произведениям о родной природе, но и во многом развивают и расширяют его, так как сочетают в себе достоинства высокохудожественных произведений и познавательные ценности. К таким книгам относится «Лесная газета» В. В. Бианки. «Лесная газета» содержит очень богатый материал из жизни природы, преимущественно нашей средней полосы. Автор «Лесной газеты» находит «ключ не только к изучению и познанию природы, но и к творческому раскрытию ее». Поэтому одна из задач урока внеклассного чтения состоит в том, чтобы помочь школьникам участвовать в этом творческом раскрытии так же напряженно и активно, как это делает сам писатель. Учитель при этом не должен забывать, что, кроме фактов и сведений, вся книга пронизана настоящей поэзией. Учитывая специфику этого произведения, невозможно раскрыть все особенности научно-художественного жанра, однако не следует забывать поэтическую основу этого произведения и превращать урок внеклассного чтения по произведению В. Бианки в дополнение, иллюстрацию к уроку естествознания. Основная трудность, с которой встретится учитель, — это большой объем книги, вернее, колоссальное количество информации, которую учащиеся шестого класса усвоить сразу не могут. Поэтому не следует требовать, чтобы дети в обязательном порядке целиком прочли всю книгу. Очень важно сначала заинтересовать ею учащихся и пробудить к ней интерес. Урок внеклассного чтения по «Лесной газете» можно провести по-разному, но при этом не следует забывать, что надо отобрать лишь часть материала и систематизировать его. 105 Так, например, можно предварительно разбить всех учащихся на четыре группы и поручить каждой из них прочитать ту часть «Лесной газеты», которая относится к временам года: весне, лету, осени, зиме. Помимо этого, они должны выписать в тетрадь и объяснить названия всех месяцев соответствующего сезона, ответить на вопросы Тира, остроглаза и написать сочинение на тему «Неожиданное происшествие» или «На рыбалке». Отдельным учащимся можно поручить подготовить цикл рассказов о Сысое Сысоиче. Спустя две-три недели, когда это произведение в основном будет прочитано, из каждой группы шестиклассников выделяется тот, кто к уроку внеклассного чтения готовит сообщение-рассказ о самом интересном из жизни растений, птиц и животных в одно из времен года. Очень важно при этом, чтобы сообщения были короткими и интересными, в противном случае они затянут время и утомят учащихся. Поэтому при подготовке к уроку учитель постоянно консультирует учащихся, помогает отобрать нужное и интересное, предварительно выписать и составить план рассказа. К этому времени учащиеся должны написать домашнее сочинение, которое нужно проверить, а лучшие используются для специального выпуска «Лесной газеты». Начать урок можно с истории создания «Лесной газеты» по воспоминаниям самого писателя. «У меня было два отца, — вспоминает В. Бианки, — └зимний⌠ и └летний⌠. └Летний⌠, Валентин Львович, — орнитолог, ученый, хранитель Зоологического музея Академии наук, а └зимний отец⌠ — мой старший брат, Лев Валентинович, — энтомолог. Первый стал отцом идеи └Лесной газеты⌠, а второй — ее крестным отцом. В 1913 году, в начале лета, мы с отцом, как обычно, искали гнезда птиц, устали и присели отдохнуть на дивном пригорке над ручейком, делящим светлый лес и └глушь⌠. Отец, любуясь лесом, сказал (точно помню): └А все-таки это лучшая пора года. Смотри, сколько птиц и у всех гнезда⌠. И правда: пели дрозды — певчий и белобровик, иволга свистала, кикал дятел, синицы перепархивали с дерева на дерево — лес полнился расцветающей творческой жизнью, — волшебный был день! Я не согласился с отцом, стал спорить, что лучшая пора года — это ранняя весна, когда, просыпаясь в городе, слышишь звон металла о камень: дворники скалывают лед с панели (тротуара), а в деревне пролетает на вечерней зорьке первый вальдшнеп… Отец не возражал мне, но сказал: └Да, все времена года, все связанные друг с другом отдельные моменты жизни хороши по-своему⌠. Задумался. Потом прибавил: └Вот — научись как следует писать и напиши книгу о колесе года, о том, что кругом нас творится из года в год, — о лесном годе⌠. И почему-то этот заказ отца стал вспоминаться мне каждую весну. И когда в 1923 году, после моего возвращения с Алтая, Маршак предложил мне отдел └Из месяца в месяц⌠ в журнале └Воробей⌠, я первым делом ухватился за мысль отца. Жил я тогда у брата на экскурсионной станции близ станции Саблино. Поделился с ним заманчивым предложением и своими мыслями, как я хочу вести свой отдел — фенологическую хронику — в журнале. Стали вместе подбирать название, и брат предложил назвать отдел просто └Лесная газета⌠. И дал сразу же какой-то материал в нее: например, для заметки └Босиком по снегу⌠ — о снежных мухах-падурах. 106 Постепенно отдел приобрел специфические газетные черты. Опубликованный в журнале материал послужил основой книги └Лесная газета⌠, которая впервые была опубликована в 1928 году и сразу получила признание читателей и критики…» Такова история возникновения «Лесной газеты». После сообщения учителя каждая группа учащихся рассказывает о жизни птиц, животных, растений в одно из времен года по «Лесной газете». Начать рассказ можно не в той последовательности, в какой он представлен в произведении, а в зависимости от того, в какое время года проводится урок: весной, летом, осенью или зимой. Это обострит внимание учащихся и в еще большей степени заинтересует их. Так, например, в одном из шестых классов урок внеклассного чтения проходил весной. Он начался с рассказа о птицах по следующему плану: 1. Перелеты птиц. Что узнали вы о перелетах птиц? 2. Какие птицы прилетают первыми? 3. Последние птицы в наших краях. 4. Где и как они устраивают гнезда? 5. Песни и игры птиц. 6. Как можно, по мнению В. Бианки, помочь им? 7. Как писатель изображает птиц? Какие он находит для этого особенные слова и выражения? 8. Какие чувства вызывают рассказы о птицах? Из этого сообщения ученики узнали о том, какие птицы летят весной на север и восток, кто из Европы пришел к нам пешком, как писатель относится к изображаемому, каким образом он достигает выразительности и живописности. Другой ученик рассказывал о том, как воспитываются зайчата, и про солнечные ванны гадюки, третий — о первых цветах и насекомых. Обобщая сообщения учащихся, учитель подведет их к мысли, что «Лесная газета» по обилию и разнообразию природоведческого материала является своеобразной энциклопедией природы, так как в каждом очерке, даже информации заложен очень большой и интересный материал. И вместе с тем «Лесная газета» — это энциклопедия творчества В. Бианки. В ней собраны и систематизированы все наблюдения над природой, рассыпанные по отдельным произведениям писателя. Поэтому учитель может предложить назвать заметки, сообщения и очерки «Лесной газеты», которые соответствовали бы художественным произведениям В. Бианки. Учащиеся без особого труда называют сообщения о «Любителе холодных ванн» («Лесная газета», № 12) и рассказ «Сумасшедшая птица», заметку «Храбрая рыбешка» («Лесная газета», № 4) и сказку «Рыбий дом», очерк «Страшный птенчик» («Лесная газета», № 5) и рассказ «Кукушонок» и др. 107 В конце урока следует провести викторину из вопросов Тира и остроглаза. Лучше, если викторину составит сам учитель или один-два специально подготовленных учащихся, так как это будет новым и неожиданным. Викторина может иметь следующие вопросы: 1. Какой день по календарю считается началом весны? 2. Кто раньше появляется весной — летучие мыши или летучие насекомые? 3. Где устраивают себе гнезда скворцы, для которых не хватило скворечен? (В рощах, садах, дуплах.) 4. Какие птицы страдают от весеннего разлива? (Те, которые вьют гнезда в траве, в кустах.) 5. Весной или летом цветет сирень? (Весной, лето считается со времени отцветания сирени.) 6. Почему собака, когда ей жарко, высовывает язык, а лошадь нет? (Потому что у собаки на теле нет потовых желез, как у лошади. Она высовывает язык для охлаждения его поверхности.) 7. Как узнать о приближении дождя, наблюдая муравейник? (Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все входы в него.) 8. Вьют ли гнезда наши перелетные птицы зимой на юге? (Гнезд не вьют, птенцов не выводят.) 9. Каким зверям холоднее — большим или маленьким? (Маленьким. Чем больше объем тела, тем больше в нем тепла.) В учебной хрестоматии рекомендуется один из уроков внеклассного чтения отвести сборнику рассказов В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Следуя принципу вариативности, можно остановиться не на всем сборнике, а лишь на одном-двух рассказах, например «Монах в новых штанах» или «Фотография, на которой меня нет», что даст возможность более обстоятельно рассмотреть характер главного героя, о котором шла речь на уроках. Это вызывает неизменный интерес школьников. Примерные вопросы для беседы помогут организовать урок. — От лица кого ведется повествование? Каким настроением пронизан весь рассказ? — Почему приезд фотографа в село произвел такое сильное впечатление? Вспомните детали, подтверждающие вашу мысль. — Как отнеслись к этому событию школьники? Почему их решение было особенно тяжелым для рассказчика и Саньки Левонтьева? — Почему герой рассказа не оказался на школьной фотографии? Как подчеркивает писатель отчаяние мальчика? — Какие события и люди оказывали наиболее сильное влияние на формирование характера героя? 108 — Что означало для рассказчика постоянное общение с бабушкой? В чем состояли ее нравственные уроки? — Что вы узнали из рассказа о труде сельского учителя? — «…Никогда не смеюсь я над деревенскими фотографиями… Деревенская фотография — это своеобычная летопись нашего народа, настенная история его». Как вы понимаете это выражение писателя? Большой интерес проявляют шестиклассники к произведениям об их сверстниках, в которых показано становление характера юного героя, поднимаются важные нравственные проблемы. Этой теме можно отвести один-два урока по произведениям таких современных писателей, как Ю. М. Нагибин («Мальчики», «Трудное счастье»), В. К. Железников («Путешественник с багажом», «Каждый мечтает о собаке»), Р. П. Погодин («Сколько стоит долг», «Алфред», «Тишина»). Важным моментом в читательской биографии шестиклассников является знакомство с книгами современных детских писателей. Поэтому один из уроков внеклассного чтения можно посвятить Р. П. Погодину (1925—1993). К уроку внеклассного чтения учащиеся читают рассказ «Тишина». Можно рекомендовать и другие произведения писателя, например «Перейти речку вброд», «Лазоревый петух моего детства», «Рассказы о веселых людях и хорошей погоде», «Ожидание» и др. В начале урока можно сообщить сведения о жизни и творчестве писателя, так как они имеют большое воспитательное значение для подростков (это может сделать заранее подготовленный ученик). Биография Р. Погодина — это биография его поколения. Она обыкновенна и удивительна. Она такая же, как у многих его сверстников, и — неповторима. Она привела его в литературу для детей и юношества. И путь этот был закономерным. Интересно, например, школьникам будет узнать, что читать и писать Радий Погодин выучился в четыре-пять лет. Он посещал курсы ликбеза вместе с бабушкой, так как мальчика не с кем было оставить дома. И вскоре оба быстро пристрастились к чтению. В V или VI классе Р. Погодин прочел роман «Дон Кихот» с иллюстрациями Доре. Книга Сервантеса потрясла его. Уже став известным писателем, на вопрос товарища по перу, какие пять книг он взял бы с собой, доведись одному на целый год отправиться в космический полет, Погодин без колебаний ответил: «Одну возьму: „Дон Кихота“. А вместо остальных — чистой бумаги. „Дон Кихота“ мне хватило бы». Война застала Радия Погодина в Ленинграде, откуда его вывезли на носилках: от голода он не мог двигаться. В январе 1943 года семнадцатилетний Радий Погодин стал солдатом. Его боевой путь начался с форсирования Днепра и закончился участием в штурме Берлина. Прежде чем стать писателем, Радий Погодин много и упорно учился, много успел повидать. Он побывал в Крыму и Молдавии, Карелии и Заполярье, на Урале и в Казахстане, Поволжье и Москве. За эти годы ему пришлось работать грузчиком, 109 лесорубом, пионервожатым в детском санатории, обрубщиком в литейном цеху, штамповщиком по металлу, пожарником, художником-оформителем, молотобойцем, слесарем-механиком, рабочим на строительстве железной дороги, журналистом. Следующий этап работы в классе — небольшая беседа о том, какие произведения Р. Погодина шестиклассники читали, какие телепередачи по его произведениям видели, какое впечатление произвело то или иное произведение, что особенно взволновало ребят, встречались ли подобные герои в ранее прочитанных книгах, хотелось ли прочитать другие произведения этого писателя. После беседы — чтение вслух заранее подготовленными учащимися по ролям некоторых сцен рассказа «Тишина». Это даст возможность войти в мир писателя, почувствовать его своеобразный лиризм и юмор, яснее представить характеры героев. Цель беседы на уроке внеклассного чтения — понять мотивы поступков и действий главного героя, уяснить авторское отношение к нему, составить представление о его характере, а также разобраться в идейно-художественной специфике рассказа Р. Погодина. Характер Гришки кажется на первый взгляд простым, но, чтобы глубже понять его, требуется внимательное отношение к тексту произведения. Критик И. Мотяшов пишет: «Этот персонаж является читателю во всем обаянии детской наивности, непосредственности, чистоты и максимализма. И его ненасытная, сжигающая, неуемная жажда все узнать, все опробовать собственными руками, все сделать самому — детская, мальчишечья. Он из тех ребят, какие, по выражению взрослых, всюду суют свой нос… Сам Гришка убежден в обратном. В том, что и сооружение водонапорной башни, и переборка блока мотора колхозного грузовика, и правка борон, и прокладка электролинии, и сломавшаяся машинка └Зингер⌠ у бабки Татьяны… — все это его личные дела и заботы… У Гришки уже определилось вполне отчетливое └я⌠, опирающееся на понимание своей трудовой, а стало быть, и социальной значимости. У этого └я⌠ имеются все признаки личностного сознания: самостоятельность и ответственность, чувство собственного достоинства и рабочая гордость… Оттого и стоит маленький Гришка на земле удивительно прочно… силу дают мальчишке его знания, умения, его убежденность в том, что человек, делающий нужное другим дело, бескорыстно и по справедливости, нужен миру»21. Примерные вопросы и задания для беседы в классе — Почему Гришка рано утром появился в доме у Кирилла и Анатолия? — «На одной ноге у него была калоша, перевязанная веревочкой, другая нога босая. Между пальцев застряла соломина» — таким увидели Гришку Кирилл и Анатолий. Вспомните другие детали, которые помогли Кириллу и Анатолию описать портрет Гришки, когда они его разыскивали. — Вспомните сцену начала работы. Как она характеризует Гришку? 110
Яндекс цитирования