Главная
Каталог
Библиотека
Избранное
Порталы
Библиотеки вузов
Отзывы
Новости
 
12+
 
Предварительный просмотр документа

Менеджмент культуры: Учебное пособие

Автор/создатель: Пилилян Е.К.
Год: 2007 
В методических указаниях представлен тематический план курса, рекомендации для самостоятельной работы студентов, контрольные вопросы, список литературы, а также даны темы, методика написания и оформления рефератов, советы для подготовки к коллоквиуму и конспектированию монографической литературы. Предназначено для студентов, изучающих курс истории искусства Китая по специальностям 040102 - "Социальная антропология", 031401 - "Культурология", 031501 - "Искусствоведение" всех форм обучения.
Показать полное описание документа
Популярные ресурсы рубрик:
РЕЙТИНГ

Оценка пользователей: 4.7
Количество голосов: 3
Оцените ресурс:
5 4 3 2 1

ОТЗЫВЫ


Популярные ресурсы по теме

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра. Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.
управления бизнесом, подразумевая высшую степень мастерства менеджера при принятии управленческих решений. Менеджмент является одной из важнейших сфер поддержания жизнедеятельности организации и в значительной мере зависит от квалификации и морально-психологических качеств менеджера, что обусловливает повышенные требования к квалификационной подготовке кадров управления. Если учесть, что в культуре функционируют, как правило, небольшие по масштабу организации, то менеджер должен быть одновременно и компетентным в своей области, и многофункциональным как организатор. Организация является основой менеджмента и представляет собой группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Своеобразие культуры и ее принципиальное отличие от других отраслей заключается в том, что в этой отрасли действуют одновременно организации, имеющие различный экономический механизм деятельности, содержание которого зависит от целей и задач, которые конкретная организация ставит перед собой. Если организация основной целью ставит извлечение прибыли от своей хозяйственной деятельности, то мы имеем дело с коммерческим типом хозяйствования, а сама организация будет называться коммерческой организацией культуры. Чисто коммерческий тип хозяйствования в сфере культуры и искусства наиболее полно представлен организациями шоу- бизнеса, индустрии туризма, компьютерными центрами, в театральном деле - антрепризой, организациями игорного бизнеса. Этот сектор культуры может играть значительную роль в экономике государства (Монако, Испания). Если для организации приоритетным является предоставление услуг, удовлетворяющих художественные, эстетические, информационные и духовные потребности, то эти организации используют некоммерческий 41 тип хозяйствования. При этом доходы от реализации деятельности некоммерческой организации не являются единственным источником формирования финансовых средств, прибыль не может быть распределена между учредителями, а направляется на развитие организации. Современная экономическая ситуация позволяет выделить некоммерческие организации с так называемым смешанным типом хозяйствования. К ним относятся театры, музеи, библиотеки. Любая организация создается для того, чтобы производить товары или услуги, удовлетворяющие разнообразные потребности. Особенностью сферы культуры является то, что в ней создаются нематериальные продукты или услуги. Услуга как вид продукта характеризуется отсутствием материально- вещественной формы, не хранится, не перемещается, не тиражируется (прочно связана с исполнителем), как правило, процессы создания и потребления услуги совпадают во времени. Лишь очень незначительная доля услуг в культуре носит материальный характер: настройка музыкальных инструментов, реставрация картин. Для любой организации характерно осуществление трех процессов: получение ресурсов из внешней среды, преобразование их в готовый продукт, передача готового продукта или услуги во внешнюю среду для реализации. К ресурсам организации относятся материально- вещественные факторы производства, капитал, люди, информация. Основным ресурсом организаций в сфере культуры являются информация и люди. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций, и прочих доноров. 42 Под менеджментом культуры понимается система управленческой деятельности, обеспечивающая успешное функционирование различных социальных институтов - организаций, осуществляющих некоторую социально-значимую деятельность. С появлением Международной ассоциации менеджмента культуры и искусств (АIМАС), в мировом культурном сообществе был поставлен вопрос о возникновении нового дисциплинарного направления. Арт- менеджмент или менеджмент в сфере искусства, который признан наукой третьего тысячелетия. Управление играет ключевую роль в процессе распространения того, что предлагает художник. Арт-менеджмент тесно связан с обществом, в котором он развивается. Взгляд на искусство как на эстетические отношения между предметом и потребителем означает, что маркетинг и потребительское поведение становятся частью творческого процесса и исследования в этой области вносят значительный вклад в теорию общего менеджмента. Арт-менеджмент, по определению таких исследователей, как Ф. Колбер, И. Эврар, находится «между теоретической структурой (менеджмент) и социальным сектором (искусство)», поэтому он является поддисциплиной, которая существенно отличается от общего менеджмента. Теоретическая база новой дисциплины сформировалась благодаря исследованиям и публикациям, а полученные новые знания распространяются и передаются посредством образовательных программ. Начиная с 1991г., каждые два года проводится Международная конференция по искусству и менеджменту культуры, привлекающая от 150 до 200 исследователей, работа которых связана с арт-менеджментом. Общая сумма опубликованных материалов конференции в 2002 году составила 335 статей. Выделяются два этапа развития учебных программ по арт-менеджменту: первый (период медленного роста) длился с 1966 по 1980 гг.; второй, более быстрый, продолжается с 1980 г. по настоящее время. Первая магистерская программа по менеджменту изобразительлных искусств была открыта в Йельском университете (США), затем 43 аналогичные курсы были созданы в London City University (Англия,1967), Театральной академии в Санкт-Петербурге (Россия,1968) и York University (Канада, 1969). К 2000 г. таких программ было уже около 400. Сегодня в России происходит переосмысление традиционного понимания менеджмента культуры как исключительно деятельности руководителей культурных организаций по продвижению их к поставленной цели наиболее эффективным способом. Сегодня под «менеджментом культуры» понимается не управление учреждениями культуры, а сознательная деятельность, направленная на регулирование процессов в этой сфере и оказание влияния на экономическую, политическую, социальную и духовную составляющие общества. Современный бизнес и культура, в том числе и в России, обречены на сотрудничество. Определенное направление в науке становится легитимным, когда оно представляет собой систематизированное знание, и в этом смысле выход первого печатного органа «узаконил» арт-менеджмент как с практической (управленческой), так и с научной точек зрения: в конце 1988 г. вышел первый международный журнал, посвященный арт- менеджменту (IJAM). Арт-менеджмент представляют как новое пространство для распространения теории и практики управления организацией сферы культуры. Однако большинство творческих работников отрицают любое администрирование, и это ведет к тому, что управленческая деятельность в искусстве подменяется этическими и идеологическими мотивами, что отрицательно сказывается на результатах деятельности организаций культуры в условиях рынка. Новая парадигма менеджмента ХХ1 в. определила появление таких направлений в менеджменте, как «Стратегический менеджмент», «Менеджмент персонала», «Инновационный менеджмент», «Менеджмент 44 бизнес-процессов», «Кросс-культурный менеджмент», «Проектный менеджмент». Многие виды деятельности в области культуры и искусства основаны на проектном развитии (телешоу, шоу-бизнес, арт-бизнес, кино). Управление непрерывным потоком продукции характерно для производственной сферы, и, но даже в этом случае, требует особой гибкости на современном этапе развития рынка, а для культуры и искусства большинство видов художественной деятельности управляются проектно-программным способом. Для реализации культурной политики необходимо определить границы, которые охватывает понятие «культура». В некоторых случаях понятия «культура» и «искусство» представляются синонимами, поэтому и культурная политика сводится к развитию разнообразных видов искусства (изобразительного, театрального, литературного, музыкального и т.д.) и направлена на развитие организаций, создающих продукты и услуги в этой сфере. В другом смысле под культурой понимается образ жизни человека, так как именно разница культур, своеобразный уклад жизни отличают российский город от итальянского, украинское село от испанского сельского округа. Вопросы для самоконтроля. 1.Каковы два подхода к определению менеджмента культуры? 2.Какие новые направления менеджмента развиваются в ХХ1 в.? 3.В чем заключаются особенности отрасли культуры по сравнению с другими отраслями? Контрольные тесты. 1.В каких сферах жизнедеятельности имеет место менеджмент: а) политика; б) наука; 45 в) коммерческий и некоммерческий бизнес; г) все сферы. 2.Что такое культура : а) способ бытия человека; б) материальная и духовная среда, способствующая формированию человека; в) искусство; г) все перечисленное. 4. Какие виды организаций характерны для культуры: а) коммерческие; б) некоммерческие; в) смешанного типа хозяйствования; г) все перечисленные. 5. Менеджмент культуры : а) управление организациями культуры; б)деятельность руководителя учреждения культуры по продвижению организации к поставленной цели наиболее эффективным способом; в)сознательная деятельность, по регулированию процессов в культуре и оказанию влияния на экономическое, политическое, социальное и духовное развитие общества; г) искусство управления. Литература. 1. Колбер Ф., Эврар И. Арт-менеджмент – наука третьего тысячелетия // Арт –менеджер.2002.№3. С.3-10. 2.Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально- культурной сфере: Учеб. пособие.:СПб.: В.А. Михайлов, 2000.С.169. 3.Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. – СПб.: Лань, 2001. 384с. 46 Тема 2. Виды культурной деятельности. Структура управления и органы культуры Основы законодательства Российской Федерации о культуре определяет ее как «деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей». К субъектам культурной деятельности относятся, во-первых, организации (обычно юридические лица), осуществляющие действия, связанные с сохранением, созданием, распространением и освоением культурных ценностей и благ, во-вторых, люди (физические лица), работающие в этих организациях, или «свободные художники» (писатели, композиторы, художники и др.) последние могут быть связаны трудовым договором с той или иной организацией. Созданные в этом случае произведения законодательство об авторских правах называет служебными произведениями. К субъектам культурной деятельности относятся также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. В Основах законодательства Российской Федерации о культуре представлен перечень видов культурной деятельности, который включает в себя : -выявление, изучение, охрану, реставрацию и использование памятников истории и культуры; -художественную литературу, кинематографию, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектуру, дизайн, фотоискусство, другие жанры искусства; -художественные промыслы и ремесла, народную культуру в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды; -самодеятельное (любительское) художественное творчество; -музейное дело и коллекционирование; 47 -книгоиздание и библиотечное дело, а также иную культурную деятельность, связанную с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело; -эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическую деятельность в этой области; -научные исследования культуры; -международные обмены; -производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для создания, распространения и освоения культурных ценностей; -иную деятельность, в результате которой создаются, сохраняются, осваиваются и распространяются культурные ценности. Круг организаций – субъектов культурной деятельности определен Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД). Косвенно состав сферы культуры определен также в государственном бюджете Российской Федерации. Регулирование культурной деятельности зависит от политического и экономического уклада государства и принятой им государственной политики в области культуры. В последнее десятилетие ХХ – начала ХХ1в. культура России функционировала в условиях формирующегося демократического правового государства. Конституция определила в качестве высшего законодательного органа Российской Федерации Федеральное Собрание Российской Федерации (состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы), которое принимает федеральные законы, влияющие на культуру. Президент Российской Федерации, являющийся главой государства, издает соответствующие указы, а правительство Российской Федерации – федеральный орган исполнительной власти – постановления. Федеральным органом исполнительной власти, регулирующим отдельные аспекты функционирования сферы культуры, является Министерство культуры и 48 средств массовых коммуникаций Российской Федерации, созданное в 2004г. При этом в структуре органов исполнительной власти появились федеральные службы и федеральные агентства. Названные органы управления определяют государственную политику в сфере культуры, направленную на сохранение исторического и культурного наследия, создание необходимых условий для реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на свободу творчества, участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям, а также реализуют эту политику, распоряжаясь федеральной собственностью в сфере культуры. Решение конкретных региональных проблем сферы культуры находится в ведении исполнительных органов государственной власти субъекта федерации. Региональные органы культуры осуществляют функции, близкие к тем, которые осуществляет Министерство культуры и средств массовых коммуникаций Российской Федерации и его агентства. Государственная власть в нашей стране имеет два уровня: федеральный и региональный. Однако в управлении сферой культуры есть еще одна ступень – местное самоуправление, осуществляемое в муниципальных образованиях. Структура органов муниципального образования определяется региональными законами и правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления – это обычно комитеты или отделы культуры. Зарождение менеджмента связано с появлением и развитием первых фирм, деятельность которых направлена на реализацию деловой активности под руководством профессионалов – менеджеров, в конце Х1Хв. Его эволюция определялась факторами, от которых зависел успех дела на том или ином этапе развития рыночных отношений. Вопросы для самоконтроля: 1.Изобразите структуру органов управления культурой. 2.Сколько уровней управления имеет государственная власть в Российской Федерации? 49 3.Какие факторы определяют политику государства в сфере культуры? Контрольные тесты. 1.К субъектам культурной деятельности относятся: а) юридические лица; б) субъекты Российской Федерации; в) муниципальные образования; г)физические лица, работающие в организациях культуры или занимающиеся индивидуальной деятельностью; д) все вышеперечисленное. 2.Виды культурной деятельности определены: а) Конституции Р.Ф. б) Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД); в) бюджете РФ г) Основах законодательства РФ о культуре ; 3.Какие органы государственной власти осуществляют реализацию культурной политики в России? а) президент б) Государственная Дума; в) Законодательное собрание; г) субъекты Российской Федерации. Литература. 1.Конституция Российской Федерации 2.Основы законодательства Российской Федерации о культуре (закон Российс кой Федерации №3612-1 от 9 октября 1992г.; 3.Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально-культурной сфере (социально-экономические механизмы и методы управления): Учеб. пособие.- СПб.: Михайлов В.А., 2000. С.169. 50
Яндекс цитирования